Всеукраїнський проект
«Школа миру»

Вышгород

Достопримечательности Вышгорода

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона 1890 — 1907 гг.

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Вышгород, село над Днепром выше Киева, в 8 верстах от городской черты. По древнему преданию, записанному у Нестора, из трех братьев: Кия, Щека и Хорева, последний поселился на горе, ще теперь Вышгород, отчего это место называлось Хоревицей. Значит Вышгород современен Киеву. Об нем упоминает также Константин Багрянородный. Олег (вещий) отдал Вышгород в вено святой Ольге как невесте или супруге великого князя Игоря. С того времени Вышгород «бе градъ Вользинъ». Она полюбила это место за природную его красоту и, когда сделалась владетельной княгиней по смерти Игоря, то обязала побежденных ею древлян доставлять в Вышгород третью часть наложенной на них дани. Место, где находился построенный Ольгой замок и дворец в Вышгороде, по соображениям, в 100 саженях на юго-восток от нынешней церкви. Оно теперь занято огородом крестьянина.

Последующие князья киевские также любили проводить лето в Вышгороде и недалеко (в 4 верстах к северу, где ныне церковный сенокос села Петровец) имели зверинец и охоту, как видно из названия урочища. Святой Владимир, бывший еще язычником, содержал здесь 300 наложниц, а по принятии крещения построил в 989 году первую христианскую церковь во имя святого Василия. Впоследствии Вышгород имел своих удельных князей, которые впрочем принимали этот удел почти всегда в ожидании велико-княжеского престола, или какого-либо другого повышения, от великого князя зависевшего. С этой целью иногда для вышгородского престола оставляли престол новгородский. По этому значению Вышгорода в нем, а не в Киеве, были положены тела убитых св. князей Бориса и Глеба. До нашествия татар и до разорения Киева о Вышгороде беспрестанно упоминается в летописях. В этот же период времени укреплен он и насыпаны окружающие его валы и могилы, а под стенами его произошло множество междуусобных битв и княжеских драк. В 1075 году Святослав Ярославич заложил в Вышгороде на место деревянной Васильевской церкви каменную во имя Бориса и Глеба, которую окончил в 1112 году его сын Олег, князь черниговский. Владимир Мономах украсил раку святых серебром, золотом, хрусталем и резьбой так искусно, что художеству и богатству ее удивлялись греки, для поклонения приезжавшие. Мощи св. мучеников открыто почивали сначала в деревянной вышгородской церкви, а потом каменной с 1030 по 1240 год, когда они пред нашествием монголов сокрыты в неизвестном месте. Между жителями сохранилось предание, что мощи находятся под церковью или вблизи ее. В Вышгороде были также монастыри: мужской Спасский, в урочище ныне известном под именем Спащина, перенесенный впоследствии в Межигорье, а другой женский, по соображениям Николаевский, где ныне сельское кладбище. Из сего последнего монастыря Андрей Боголюбский перенес в г.Владимир образ Пресвятой Богородицы, привезенный из Константинополя в Киев купцом Пирогощей*. Об этом чудотворном образе Пирогоще как святыне вышгородской упоминается в известной песне «О полку Игореве». Сей образ был украшен, как говорят летописцы, 15-ю фунтами золота, кроме серебра, жемчуга и камней драгоценных; следовательно в такой степени как ни одна из ныне сохранившихся в Киеве святынь. Ныне этот образ находится в московском Успенском соборе и называется Владимирским. После опустошения Киева татарами разрушен и Вышгород в 1240 году с его церквами и монастырями, и дворцами, и об нем перестали упоминать летописи. Только груды щебня — остатки каменных построек, на каждом шагу попадающиеся, да высокие земляные валы и курганы свидетельствуют о прежнем состоянии Вышгорода. Впрочем, по преданию Глебо-Борисовская церковь не была разорена монголами до основания, потому что собравшиеся в Вышгороде по удалении варваров жители могли устроить в одном алтаре всю церковь, где по временам отправлялось богослужение. Киевский митрополит Варлаам Ясинский в просьбе своей к царям Иоанну и Петру Алексеевичам писал от 28-го марта 1691 года, что киевский Николаевский (латинский) костел весь построен из камня древней вышгородской церкви, разоренной поляками. Вот кто докончил начатое татарами разрушение!
Много также перевезено из Вышгорода камня при постройке киевской Андреевской церкви в 1744 году, чему, очевидно, способствовала удобность перевоза строительных материалов из Вышгорода в Киев водой. В 1860 году по случаю открытая фундамента древней Борисо-Глебской церкви оказалось, что церковь эта имела длину 16 1/3 саженя, ширину 11 1/3 и, что, судя по ее расположению сходному с другими киевскими церквами, она имела пять глав; фундамент ее оказался разобранным с передней и западной части, а отчасти и с боков.

В 1523 году Вышгород был уже бедной и безлюдной деревней, которая грамотой короля Сигизмунда I приписана к Межигорскому монастырю и за ним числилась до самого отобрания у монастырей недвижимых имений. Ныне Вышгород известен тем же приятным местоположением, которое столько нравилось древним князьям киевским, и кирпичными заводами, на которых выделывается в год до 5-ти миллионов превосходного кирпича, сбываемого в Киеве, а также признаками присутствия в здешних окрестностях каменного угля, обнаженного в надречных обрывах. Жителей обоего пола считается с лесными стражниками 864**, да и сверх того летом проживает в кирпичных заводах до 500 душ. Жители занимаются преимущественно обработкой сенокосов, огородничеством, а отчасти хлебопашеством, которому не благоприятствует несколько песчаность и возвышенность полей.

Приходская церковь во имя Бориса и Глеба после уничтожения каменной несколько раз была устроена деревянная. Последняя деревянная церковь, построенная в 1744 году, разобрана в 1860 и в настоящее время почтенный приходской священник и благочинный Михаил Сикачинский оканчивает*** на фундаменте древней Борисо-Глебской церкви возведение новой каменной в меньших однако же против древней размерах, потому что имеет для этого скудные средства, состоящие из 8333 руб., отпущенных на счет прихожан от казны, из доброхотных пожертвований разных посторонних лиц. Церковь ныне временно устроена в деревянной колокольне. К числу церковных редкостей принадлежат священнические ризы и епитрахиль, коим знатоки придают более 500 лет. Замечательны еще две вышгородские св. иконы. В 1662 году татары и их союзники поляки под предводительством Радзивилла переправлялись в Вышгороде чрез Днепр. Так как не было для моста готового леса, то союзники, не долго размышляя, разобрали существующую в то время деревянную Вышгородскую церковь и употребили лес и самые иконы на мост. Из наместных икон образ Спасителя рукой варвара поруган прободением святого лица, отчего чудесно образовалась язва, подобная нанесенной живому телу, с истечением крови. Образ этот и ныне благоговейно почитается в вышгородской церкви Другая же наместная икона Божей Матери, с поруганием брошенная в Днепр, доплыла к Киево-Подолу и там честно взята и поставлена в Киево-Братском монастыре и также почитается киевлянами.

По штатам сельских церквей****, вышгородская причислена к 5-му классу с соответственным для причта жалованием, в пользовании коего находится также 80 десятин земли, преимущественно сенокосной.

К вышгородскому приходу причислена деревня Валки; она лежит в 2-х верстах от Вышгорода и в 1 от Межигорья на возвышенной равнине. Получила свое название от небольшого вала, служившего в древности точкой опоры при защите Вышгорода с севера, самой слабой стороны Вышгородской крепости. Позднее на месте нынешней деревни находились хозяйственные заведения и огороды Межигорского монастыря и гумно с скирдами хлеба. Само собой разумеется, что было построено несколько простых изб, в коих жили рабочие люди, надсмотрщики монастырского скота, и монастырские конюшни. Вскоре по закрытии Межигорского монастыря, именно в 1788 году, здесь было 6 хат с огородом при каждой и хозяйственными заведениями, в которых жили прежние монастырские служители: Карп Осадчий и Сидор Кириенко из Лубянки, Андрей Сиваш и Семен Кирка из Лигвиновки, Сила Пономаренко из Глебовки и Иов Грунько, литвин из Минской губернии; значит все бежавшие из бывшей польской стороны, где систематически утверждалось помещичье право. Представляем таблицу умножения народонаселения в Валках с 1788 года, так как подобная пропорция размножения имела место и во многих других местах Киевского и других уездов:

В 1788-м году было: 18 муж. 20 жен. — евреев об. пола. Итого 38
— 1796-м году было: 83 муж. 88 жен. — евреев об. пола. Итого 171
— 1800-м году было: 85 муж. 83 жен. — евреев об. пола. Итого 168
— 1810-м году было: 84 муж. 97 жен. — евреев об. пола. Итого 181
— 1820-м году было: 111 муж. 126 жен. — евреев об. пола. Итого 237
— 1830-м году было: 139 муж. 132 жен. — евреев об. пола. Итого 271
— 1840-м году было: 143 муж. 157 жен. 3 евреев об. пола. Итого 303
— 1850-м году было: 165 муж. 170 жен. 6 евреев об. пола. Итого 341
— 1860-м году было: 185 муж. 212 жен. 10 евреев об. пола. Итого 417
— 1861-м году было: 210 муж. 230 жен. 10 евреев об. пола. Итого 450

В настоящее время домов крестьянских 73, еврейский 1, корчма 1, запасной магазин с общественным хлебом 1. Такое увеличение населения Валок в короткое время должно приписать удобному местоположению вблизи фабрики, хорошей и ровной почве земли, способной для разведения садов и огородов. Впрочем на здешней почве по свойству ее не родит пшеница и овес. Живого ручья в деревне нет, а для питья пользуются водой из двух колодезей, на двух оконечностях села, северозападной и юго-восточной, сделанных. При каждом из крестьянских дворов, кроме еврейского, устроены небольшие сады сливяных дерев, что придает красивый вид деревни.

До 1803 года деревня считалась казенной, а с этого года с селом Петровцами приписана к Межигорской фаянсовой фабрике*****. В 1859 году жителям вновь предоставлены права вольных казенных крестьян.

* Вот как описывается это перенесение св. иконы из Вышгорода во Владимир в Киевской летописи: «Постави Андрей Юръевичъ градъ Боголюбивый, а обещался Святой Богородице Чудотворной, яже ему сказаша о ней въ Вышгороде въ женскомъ монастыре, что крылошане входят въ церковь, а та чудна икона изъ места своего выходить, стоить особе среди церкви своей. И молился князь Андрей той иконе и взя нощію святую икону безъ отча повеленія и поеха за Русскую землю съ своею княжною и сь своимъ дворомь; и поять съ собою крылошане Вышгородскіе, попа Микулу и зятя его Нестора діакона; и многи чудеса быта идущимь имъ до Владимира отъ чудныя иконы; и постави ей храмъ на реце Клязъме, две церкви каменныя, и сотвори градъ каменнъ; и нарече имя: се место Богалюбное. Туже кони много быша, и конь съ того места не иде съ иконою».

** Число жителей во всех населенных местностях обозначено нами в этом сборнике по показанию духовенства, записанному в клировых ведомостях 1861 года.

***Она уже освящена Высокопреосвященным Арсением, митрополитом, 17 июля 1862 года во время обозрения епархии.

**** Приходы сельских церквей в Киевской епархии по штатам, ныне действующим, разделены на семь классов, смотря по числу прихожан мужского пола в каждом их них. Следующая таблица показывает различие в числе причта и жалования в каждом классе.

1-го класса прихожан более 2000.
2 священника по 160 р.
Диакон 70 р.
2 дьячка по 36 р.
Пономарь 30 р.
Просвирня 16 р.
2-го класса прихожан от 2000 до 1500.
2 священника по 160 р.
Диакон 70 р.
Дьячек 36 р.
Пономарь 30 р.
Просвирня 16 р.
3-го класса прихожан от 1500 до 1000.
Священник 150 р.
Диакон 70 р.
Дьячек 36 р.
Просвирня 16 р.
4-го класса прихожан от 1000 до 700.
Священник 140 р.
Дьячек 36 р.
Пономарь 30 р.
Просвирня 16 р.
5-го класса прихожан от 700 до 500.
Священник 120 р.
Дьячек 36 р.
Пономарь 30 р.
Просвирня 16 р.
6-го класса прихожан от 500 до 300.
Священник 100 р.
Дьячек 36 р.
7-го класса прихожан менее 300.
Священник 80 р.
Дьячек 36 р.

***** Сословие фабричных казенных крестьян в Киевской губернии существовало только в деревне Валки и селе Петровцах. Хотя в настоящее время вследствие новой хозяйственной системы в казенных фабриках приписанные к фабриках сравнены с прочими государственными крестьянами, однако мы считаем нелишним записать здесь для памяти, что знаем о прежнем их житье-бытье. Фабричные крестьяне по свойству работ при фабрике разделялись на мастеров и поденщиков. Первые бессменно работали на фабрике, получая сдельную плату или определенное в месяц жалование, которое простиралось от 3-х до 7-ми руб. сереб., а вторые употреблялись только три дня в неделю в разные при фабрике работы, как-то: к рубке дров, перевозке материалов и изделий фабрики и т.п. без всякой за сие платы, но в виде повинности за пользование землей пахотной и усадьбой. В деревне Валках считалось в 1858 году мастеров 12, поденщиков 90. Дома свои фабричные крестьяне строили и покупали по собственному благоусмотрению. Пахотных земель от фабрики давалось как мастерам, так и поденщикам во все три смены 8 десятин на семью. На работу при фабрике поступали с 12 лет и работали пока силы и здоровье позволяли. На работы собирались в 5-ть часов утра до 12, потом от 2-х до 8-ми вечера. Женщины были свободны от работ, но в летнее время приглашались для уборки сена и посевов в пользу фабричных чиновников и получали за это по 7 1/2 коп. в день. Жители освобождались от всех государственных и земских повинностей и податей, поставки рекрут и от постоя солдат во всякое время. Заметно, что они малорослее и слабее крестьян соседних деревень и умирают часто преждевременно от легочной чахотки. Для разбора между ними маловажных распрей, а также для правильного наряда их на работы, уравнения сельских повинностей и вообще для ближайшего надзора за поведением из среды их и при том ими же самими выбирались старосты и по два помощника на 3 года, которые с другими крестьянами производили дела словесно и решали немедленно жалобы. В случае неудовольствия обиженный приносил жалобу директору фабрики, который, по произведении следствия чрез фабричного полицмейстера, доставлял удовлетворение и производил взыскания. Грамотность между крестьянами стала распространяться со времени заведения крестьянского училища при фабрике, ныне уже закрытого. Теперь в деревне находится грамотных 12 человек, но женщины ни одной. Все это относится и к селу Петровцам только в большей пропорции, по большему населению этого села.

Киевская область

Марши, походы

Музей миротворчества он-лайн