Всеукраїнський проект
«Школа миру»

Липовий Скиток

Онуфріївська церква

 

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии 1864 г.

Скиток село называется Липянским от множества растущих близ церкви и в селении вековых лип и существовавшего монашеского скита. Селение, находясь на юг от с. Заборья в 6-ти верстах и в таком же расстоянии от сел. Плесецкого, расположено при притоке ручья Бобрицы; одна часть села называемая Даниловкой и отделяемая от Скитка небольшой поляной, лежит при самой Бобрице. Жителей обоего пола: в Скитке 470, на Даниловке 441, да лесной стражи 79. Поля, к селу принадлежащие, хотя несколько песчаны, но довольно плодородны.

Предание народное утверждает, что на месте Даниловки был некогда город и местечко Данилова. На возвышенном месте по правую сторону реки Бобрицы стоял кляштор или латинский монастырь, а невдалеке, пониже — православная церковь, где и теперь место называется церковищем. Но уже в 1667 году не существовало ни церкви, ни кляштора и люди деревни Даниловки были причислены к Заборской Николаевской церкви. В полуверсте от Даниловки к востоку находится холм, за которым по над болотом построено несколько насыпей на подобие бастионов. О времени построения их и назначении жители ничего не знают, но предполагают, что они построены поляками против неприятелей, наступавших со стороны Киева. В 1636 году Даниловка вместе с Малой Солтановкой была продана Яном Солтаном за 9000 польских злотых Стефану Аксаку — судье Киевскому (см. Солтановка). Не подлежит сомнению, что эта сделка, как и многие другие, имела место вследствие принятой польским правительством системы — раздавать в частные руки латинствующей шляхте бывшие имения православных монастырей. От того то, с изгнанием поляков, вновь были восстановляемы национальной властью древние права монастырей на недвижимые имения. Почему и Даниловка при Хмельницком причислена вновь к имениям Киево-Михайловского монастыря, как собственность его еще до нашествия польской шляхты. Каковое пожалование письменно подтверждено универсалом гетмана Мазепы 22-го августа 1699 года. А Даниловка а такимь ограничением в 1701 году: почавши от гребли кожуховской на реце Бобрице, тоюжъ Бобрицею въ гору ажъ до верховини: вправо даниловское, а въ лево кожуховское. Отъ верховини Бобрицы долиной мимо леска Багорика даниловского, мимо солтановскаго поля до озера, изъ которого выходить речка Хлебча, впадающая въ Стугну. Вправо оть реки Солтановское, до даниловки налижачое, а въ лево Васильковское. Оть речки Хлебчи Стугною въ гору до шляху изъ Мотовиловки идущаго въ Даниловку. Темъ шляхомъ йдучи до Даниловки, вправо солтановские поля, до Даниловки належащія, въ лево плесецкие. Темъ же шляхомъ до даниловского леска Круглика; оть Круглика шляхомъ до Княжичъ; въ право Даниловское, въ лево Плесецкое ажъ до долины названной Гниловодь. Оть Гниловоди кь горе до Новоселок, до речки Кладовой, где людей мертвыхъ погребано. Оть Кладовой до Лисовки. Оть Лисовки боромь до Плесецкой границы въ долинке. Оть Плесецкой границы до Рпеня; Рпенемъ на низь до Княжичъ, мимо Княжичъ Рпенемъ до того места, где впадает Бобрица в Рпень. Бобрицей въ гору кь гребле и Мытнице. Оть гребли той же Бобрицей въ гору ажъ до селиска Заборъя; въ право Даниловское, а въ лево Белогородское. Тою же дале Бобрицей ажъ до села Даниловки и гребли даниловской. Оть гребли даниловской до гребли снова кожуховской*. При ските образовалось небольшое селение гораздо позже. Еще за 200 лет при церкви уединенно жили одни монахи. О начале скита при Даниловке известно, что он основан или лучше восстановлен на месте давнейшей обители собственным имением бывшего Михайловского игумена Захарии Корниловича, впоследствии епископа Переяславского, что он упомянут в завещании митрополита Гедеона Святополка, с названием на покутю, что зависел от Киево-Златоверхо Михайловского монастыря, но был снабжен для содержания своего особыми селами: Даниловкой и Заборьем, что закрыт в половине прошлого века, что в нем было при закрытии 30 монахов, и что, судя по некоторым иконам и по другим соображениям, Скитковский монастырь некоторое время еще при польском владычестве состоял во власти базилян. Самое высшее процветание Скитковского монастыря было, по нашему мнению, в начале истекшего столетия, когда в нем проживал Захария Корнилович, епископ Переяславский и здесь рукополагал многих священников в приходы той части Киевской епархии, которая отошла по Андрусовскому трактату к Польше, и где правительством насильно вводима была уния. Он и умер здесь 15-го августа 1715 года и при церкви Скитской погребен**. Им же построена в ските трапезная церковь во имя св. Захарии, разобранная в 1804 году, равно как и соборная во имя преподобного Онуфрия, существующая и до ныне с преобразованием в приходскую. Из предметов напоминающих ныне о скитском монастыре остались только некоторые книги с давними подписями, помянник заведенный в 1667 году*** и два камня красного шифера, которые прежде находились пред царскими вратами соборной и трапезной церкви.

В 7 верстах на запад от Скитка при реке Ирпине находится урочище Кладово, в котором по преданию находился другой древнейший монастырь. И до селе приметно, где была монастырская каменная церковь по множеству известкового щебня и мелких кирпичей. Здесь же находится пещера значительного протяжения, в которой, как уверяют, есть места для престолов, подобно Киевским пещерам. Урочище это окружено теперь лесами и существование в нем монастыря должно относить к глубокой древности, потому что между окрестными жителями не сохранилось об нем никаких преданий.

Нынешняя приходская Скитковская церковь деревянная, построена, как сказано выше, епископом Захарием Корниловичем в 1705 году во имя св. Онуфрия великого; по штатам отнесена к 5-му классу; земли имеет 52 десятины. К ней причислена часть села Кожуховки, называемая Малой Кожуховкой или Драновкой, в которой жителей обоего пола 203. Драновкой она названа потому, что за 100 лет, когда в окрестностях было множество леса, жители ее приготовляли дрань, или тонкие доски для покрытия домов.

* Из рукописи Софийского собора под №372.

** Сей Захария Корнилович из наместничества митрополитанского Софийского назначен 21-го декабря 1697 года в игумена Киево-Михайловского монастыря, а 1-го октября 1700 года хиротописан во епископа Переяславского и Бориспольского. Он оставаясь в Михайловском
монастыре, был первым Викарием Киевской митрополии. «Святитель веселъ взоромъ, въ разглагольстве утешенъ, преступникомъ снисходителенъ, всемъ удобоприступенъ, миренъ, кь Богу благочестивъ, учен добре въ книгахъ, въ словесах красен». Так он описывается в памятной земской Михайловского монастыря; портрет его, хранившийся в Скитковской церкви, взят в 1852 году в Михайловский монастырь.

*** Помянник Скитковского монастыря, в 1852 году взят в библиотеку Киево-Михайловского монастыря.

http://beket.com.ua/kievskaja/lipovyj_skitok/

Васильковский район

Киевская область

Марши

Музей миротворчества он-лайн