Всеукраїнський проект
«Школа миру»

Трипілля

Триполье: локализация укреплений

Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губернии

Триполье: Девичь-гора

Цитата из книги "Язычество Древней Руси" (1987) Бориса Рыбакова :

Еще одна Девичь-гора находится в этом же Среднеднепровском регионе на окраине с. Триполье (летописныйТреполь) на Днепре. На вершине горы, возвышающейся над Днепром, в зарубинецкое время был сооружен своеобразный жертвенник-печь, представляющий собой композицию из девяти полусферических углублений. По всей вероятности, этот своеобразный жертвенник с девятью гнездами предназначался для сосудов, в которых во время праздничной церемонии могли вариться какие-либо зелья или зерна. Набор основных растений мог заполнить все сосуды: пшеница, ячмень, просо, греча (?), полба (?), лен, конопля, бобы, горох. Число 9 в сочетании с девичьим именем этой огромной и очень импозантной горы наводит на мысль (как и по поводу гадательной чаши с девятью клеймами месяцев), что создатели жертвенника с девятью составными частями прежде всего соотносили это центральное сооружение Девичь-горы с девятью месяцами беременности. Богиня-дева, как устойчивое представление о женском аграрном божестве, мыслилась, очевидно, подобно христианской богородице не просто девушкой, а такой, которая уже "понесла во чреве своем" и ей предстояло девять месяцев подготавливать рождение новой жизни. Число 9 входит в разряд общеславянских сакральных чисел ("за три-девятъ земель", "в три-девятое царство, три-десятое государство" и т. п.).

Почти полную аналогию девичьгорскому жертвеннику представляет жертвенник с девятью ямами из моравского городища с любопытным названием - Поганское. Дата его - начало X в., время языческой реставрации в Моравии. Здесь только нет признаков огня. Б. Достал считает эти девять ямок следами девяти идолов, что мало вероятно, так как ямки расположены вплотную друг к другу и они слишком мало врыты в материк.

Некоторый свет на сущность такого девятиямочного комплекса может пролить интереснейшая находка в Новгороде, примерно синхронная Ногайскому городищу. Там был обнаружен комплекс из девяти деревянных ковшей. При комментировании новгородской находки необходимо учесть, что древнейшим местным божеством новгородцев до установки у них идола Перуна Добрыней в 983 г. было некое женское божество плодородия. Именно поэтому на месте святилища Перуна (раскопанного В. В. Седовым в 1951 г.) новгородцы после крещения поставили не церковь св. Ильи, который обычно замещал Перуна, а церковь рожества богородицы, где православный престольный праздник сочетался к огорчению церковников с архаичным языческим праздником рожаниц. Возможно, что и обряд с девятью ковшами был связан именно с древним женским божеством.

В Поганском городище девятиямочный комплекс находится у стены языческого храма, предшествовавшего постройке костела. Костел обращен апсидой на "летний восход" и, следовательно, был посвящен какому-то святому или святой, празднование которого приходилось на разгар лета в период древних июньских таргелий, или "зеленых святок". Поганское расположено на реке Дые ("богиня") и поблизости от него есть две горы под названием Девин. Все это подкрепляет мысль о связи ритуального комплекса с женским божеством. Около городища Старой Рязани на мысу есть интересный сакральный комплекс из девяти ям с кострищами в каждой из них. Это напоминает новгородское святилище Перуна, но отличается тем, что вокруг идола Перуна были восемь кострищ, а в старорязанском святилище их было девять. Возможно, что связь женского божества с городом, постройкой города не случайна, а восходит к очень древним представлениям о богинях-покровительницах селений и городов.

Вернемся к Девичь-горе у Триполья (летописного Треполя). Здесь не было ни города, ни поселения. Сама гора представляла собой усеченную пирамидальную возвышенность, главенствующую над прибрежной поймой Днепра. Верхняя её площадка невелика и состоит из двух плоских ступеней: верхняя ступень с жертвенником 30х70 м и нижняя ступень – 30х30 м. Жертвенник поставлен так, что занимает срединное место всей вершины горы; рядом с ним зарубинецкие погребения I в. до н. э. - I в. н. э. Со стороны, противоположной Днепру, Девичь-гора сходит на нет широким пологим спуском, как бы специально предназначенным для торжественных обрядовых процессий от поселения к жертвеннику богини-девы на вершине.

Стоит поднять вопрос датировки памятника. Как вы поняли, справка от Бориса Рыбакова сообщает, что капище относится к зарубинецкой культуре, верхний порог которой упирается во 2-й век н.э. Можно встретить мнение, что капище на горе существовало и несколько веков спустя, в эпоху раннего средневековья, но пока непонятно есть ли основание у такого утверждения или же просто одно и то же капище приписывают, то к одной эпохе, то к другой.

Итого (предварительно) получается, что официально гору ассоциируют только с капищем, а если и ассоциируют с какими-то укреплениями, то по ошибке. Но когда я увидел эту возвышенность, оценил виды, которые оттуда открываются и чуть пристальней присмотрелся к месту, где расположена гора, то возник вопрос – действительно ли она была лишена укреплений?

 

Гора: Сама возвышенность выглядит довольно внушительно. Это самая высокая точка Обуховского района, она возвышается над Днепром на 50+ метров. Гора, если я всё правильно понял, является частью какого-то холмистого массива, который тянется вдоль правого берега Стугны, но при этом Девичь-гора выглядит достаточно обособленной.

На рубеже обороны: Вдоль Стугны тянулся рубеж обороны, который был актуальным как княжеский период, так и в более поздние времена, например, в 17 веке . На Стугне находилось несколько важных укреплённых пунктов и потому логично предположить, что в районе, где Стугна впадает в Днепр, также мог существовать форпост. Чуть южнее Дивичь-горы находился летописный Треполь, который, как считают отдельные исследователи, был основан около 1032 года, когда Ярослав Мудрый укреплял границы вдоль Стугны.

Теперь вернёмся к истории с капищем. Итак, по официальной версии на горе было зарубинецкое капище, которое существовало не позднее 2 века н.э. Возможно существовало капище и в раннем средневековье, а что же находилось на горе в 11 – 13 веках? Получается, что граница укреплялась как к северу от горы (вдоль Стугны), так и к югу от неё (Треполь), но при этом сама гора оставалась пустой? Как-то уж очень сомнительно, что такую стратегически важную вершину, доминирующую над районом, да ещё и расположенную в таком удачном месте, могли просто упустить из виду. Уж как-то её должны были использовать. Как минимум, можно было реанимировать здесь сакральный центр, но был ли он реанимирован, особенно, когда речь шла о приграничной зоне? А если сакральный центр в указанный период существовал, то мог ли он обходиться без защиты, когда эти земли регулярно терзали кочевники? Как вариант - здесь мог находиться сторожевой пост. И, конечно же, тянет предположить, что здесь могла находиться какая-то небольшая крепость/городище, но в этой версии смущают слова Б. Рыбака, который отдельно отметил, что "здесь не было ни города, ни поселения". К сожалению, пока непонятно, насколько хорошо была исследована гора, потому пока сложно понять, прав ли был Б. Рыбак, связывающий гору исключительно с капищем.

http://forum.zamki-kreposti.com.ua/

Киевская область

Марши, походы

Музей миротворчества он-лайн