Таджикский внутригосударственный вооруженный конфликт
ПРЕДИСТОРИЯ КОНФЛИКТА В ТАДЖИКИСТАНЕ.
До 1920 года территория нынешнего Таджикистана входила в состав Бухарского эмирата. 14 октября 1924 г. была образована автономия в составе соседнего Узбекистана. 5 декабря 1929 года Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Но граница была проведена таким образом, что около миллиона узбеков оказались на таджикской территории и почти два миллиона таджиков в Узбекистане. До этого времени, за исключением государства Саманидов в IХ-Х веках, когда был завершен процесс сложения этнического ядра таджиков. у таджикского народа не было своей национальной государственности.
Первые партийные кадры Таджикистана формировались из южан, представителей Каратегина (район Припамирья), Памира и частично Куляба. Именно горцы, которым новая власть дала возможность изменить свой замкнутый образ жизни, стали опорой большевистской политики. Лишь Каратегин остался под мусульманским влиянием, что сказалось и на современной ситуации в Таджикистане.
В 1937 году первое революционное таджикское правительство (южане) было полностью расстреляно. К представителям ходжентской элиты влась перешла лишь после 2-ой мировой войны.
Ходжент (бывший Ленинабад) - родовое гнездо ходжей, теократической (мусульманской) элиты. Дисциплинированность и взаимоподдержка помогали клану вести "грамотную" кадровую политику и удерживать власть вплоть до 80-х годов. Но борьба за власть привела к вхождению в коммунистическую номенклатуру памирцев и кулябцев.
Куляб, самый южный регион страны, не подвержен мусульманскому консерватизму, быстро воспринял новые ценности, но его представители всегда довольствовались второстепенными ролями в партийном руководстве, а сам регион всегда был одним из беднейших.
Памирцы - жители Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) - имеют отличные от других регионов Таджикистана этнос, культуру, язык и у них нет ортодоксальной религиозности.
Наукой и культурой в Таджикистане ведали выходцы из Самарканда и Бухары. Развал СССР сопровождался разрушением экономики республики, которая ранее подпитывалась из союзного бюджета. После распада Советского Союза "табель о рангах" дал первую трещину, южные таджики заявили о своих правах. С 1990 г. началось противостояние между властями и нарождающейся оппозицией, но отсутствие единого лидера и межрелигиональные противоречия не позволили объединить народ. В феврале 1990 г. в результате массовых беспорядков в Душанбе погибли 22 человека .
С начала конфликта идеология обслуживала междоусобную войну. Южане использовали исламскую и демократическую политическую терминологию, в основе которой все же лежала идея национального возрождения, на севере Ленинабад правил под красными знаменами.
Оппозиционные силы были разнородны по своему составу и, соответственно, по устремлениям. С одной стороны, приверженцы в той или иной степени либерально-демократической ориентации, с другой, исламисты, часть которых не скрывала, что их цель - превращение страны в исламское государство, по образу и подобию Ирана . На первоначальном этапе оба эти течения выступили единым фронтом. Исламские и демократические движения получили поддержку в горных районах Памира на востоке и в районе Курган-Тюбе на юге, на границе с Афганистаном. Кулябцы и промышленно развитый северный район встали на сторону номенклатуры.
Русские и узбеки активного участия в политических разборках не принимали. Многолетняя вражда между памирцами и кулябцами с началом политической борьбы привела к тяжелому кровавому конфликту.
Своеобразие противостояния в Таджикистане в том, что по разные стороны баррикад оказались представители одной этнической группы, исповедующей одну и ту же религию. Верующие таджики - мусульмане-сунниты, припамирские таджики - исмаилиты (ветвь шиизма, отвергающая всякий фундаментализм). Особую пагубную роль сыграл специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы.
Противоборство с оппозицией - это все же производная от главной проблемы На политической карте Таджикистана выделяются пять регионов. Это традиционно сложившаяся региональная схема, особенности которой учитывались советской властью. В руководители республики выдвигались выходцы из экономически сильной Ленинабадской области. Она доминировала в своеобразной иерархии регионов Таджикистана.
Кто должен управлять республикой, в какой пропорции регионы должны быть представлены во властных структурах? Так же как и в соседнем Афганистане, формирование политической элиты, отражающей не узкорегиональные и этнические, а общенациональные интересы, является условием мира и стабильности. Если региональные лидеры не договорятся, Таджикистан может исчезнуть с карты и распасться на зоны влияния больших государств.
Несомненно, первую скрипку в Таджикистане играет Россия, накачивающая своего союзника кредитами и военной помощью. Нынешнее правительство и Президент Рахмонов пришли к власти при поддержке Москвы и Ташкента. Но расстановка сил за последние два-три года коренным образом изменилась. Сегодня можно говорить о двух геополитических осях: Душанбе-Москва-Ашхабад-Тегеран и Ташкент- таджикская оппозиция.
Москва пытается сохранить пророссийское руководство Таджикистана; Ташкент (а к его позиции примыкают Бишкек и Алма- Ата) выступает за компромисс Душанбе и оппозиции. При этом Ташкент был бы не прочь иметь в Душанбе лояльное к Узбекистану руководство, учитывающее его интересы.
Наихудший вариант развития - "афганизация" Таджикистана, при этом пограничные с Узбекистаном районы могут стать буферной зоной и оказаться под контролем могучего соседа.
29 ноября 1990 г. в Таджикистане впервые введен пост президента.
30 ноября 1990 г. первым президентом Таджикской ССР избран К. Махкамов. На организованных оппозицией многочисленных митингах в августе 1991 года выдвигались требования: отставка президента, роспуск компартии, пересмотр закона о запрещении исламской парии возрождения, принятого в 1990 г. и другое.
31 августа 1991 г. на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикской ССР обсуждался вопрос о политической ситуации в республике и позиции руководства республики в связи с государственным переворотом в СССР. Депутаты ВС солидаризировались с оппозицией и выразили недоверие президенту К. Махкамову, и он подал в отставку.
9 сентября 1991 г. была провозглашена государственная независимость Республики Таджикистан.10 сентября 1991 г. был принят закон "О выборах Президента Республики Таджикистан" и 24 ноября 1991 г. президентом был избран Рахмон Набиев .
В конце марта 1992 г. многодневные непрекращающиеся митинги представителей оппозиции и сторонников президента привели к дестабилизации социально-политической ситуации в республике и без того находящейся в тяжелом экономическом положении. К концу апреля 1992 г. митинговый беспредел охватил всю столицу. В город стали прибывать автоколонны из других районов Таджикистана. Сторонники правительства стали создавать батальоны национальной гвардии, что привело к бесконтрольной раздаче оружия. Сторонники оппозиции, в свою очередь, стали создавать отряды самообороны для охраны порядка.
В мае 1992 г. внутри правительства наметился раскол. Лидеры оппозиции поставили вопрос о создании временного коалиционного правительства. В рамках оппозиции доминирующее положение заняла Исламская партия возрождения.
Высшее мусульманское руководство (казиат) республики поддержало сторонников исламского фундаментализма, ратующих за создание в Таджикистане исламского государства. Тогда мусульманские сунниты Кулябской области создали независимые структуры духовной власти. Идеи автокефалии охватили и духовенство Ленинабадской и Курган- Тюбинской областей, где также наметились разногласия с казиатом.
К концу лета митинговое противостояние переросло в кровавые столкновения между противоборствующими группировками. Оппозиция и митингующие выступили против подписания российско-таджикского договора о дружбе и сотрудничестве, предполагаемого ввода миротворческих сил СНГ на территорию республики, требовали отставки Президента и создания временного государственного совета. 7 сентября 1992 г. под давлением вооруженных формирований оппозиции Рахмон Набиев был вынужден оставить свой пост.
Политическая борьба из Душанбе переместилась в провинцию. Вооруженное противоборство началось в областном центре Курган- Тюбе, где во время митинга перед зданием облисполкома столкнулись две вооруженные группировки, что привело к многочисленным человеческим жертвам.
В Курган-Тюбе боевые действия привели к применению артиллерии и танков. По заявлению российских официальных лиц использованные в ходе столкновений танки были захвачены на базах российских войск.
С июня по сентябрь 1992 г. в результате гражданской войны было убито 2 тысячи человек и 200 тысяч таджиков стали беженцами. Было разрушено более 120 тысяч жилых домов, административных зданий, школ и детских садов.
27 ноября 1992 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан приняла решение об отказе от президентского правления.
Однако в конце 1992 года "исламско-демократическое правительство" пало, Народный фронт, костяк которого составляли выходцы из Кулябской области, вы вытеснил оппозицию в Афганистан. Это была война южан с южанами, в результате которой северяне должны были взять реванш. Исполнители превратились в хозяев положения. Началась всеобщая "кулябизация", вызвавшая недовольство вчерашних союзников - гиссарцев и ленинабадцев. Общий ущерб, нанесенный национальной экономике за два года в результате вооруженных столкновений и разрыва торговых связей, превысил 500 млрд. руб. Из общей численности таджиков в 3,5 млн. человек, таджикский народ потерял в гражданской войне 100 тыс. человек . В настоящее время 840 тыс. таджикских беженцев проживают в государствах СНГ, а 60 тыс. - в Афганистане.
21 июня 1993 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики приняла решение о запрещении деятельности Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения, народного движения "Растохез", общества "Лали бадахшон". В определении суда подчеркивалось, что материалами дела полностью доказана виновность оппозиционных партий и движений в нарушении собственных программ и уставов, попытке насильственного свержения конституционного строя в республике, взятии в заложники народных депутатов, разжигании межнациональной и этнической розни, приведшей к гражданской войне и тысячам жертв среди мирных жителей, а также в создании военизированных формирований.
Объединенная таджикская оппозиция (ОТО) образца 1997 года значительно отличается от исламской оппозиции 1991-1992 годов (это при том, что лидеры - прежние). Явно умеренными стали исламские лозунги. Сегодня ОТО не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю полносту власти в стране. ОТО проявила себя как военная сила, с которой нельзя не считаться. Оппозиция получила признание международных организаций. Главное - ОТО освободила свои ряды от наиболее одиозных фигур, которые не только дискредитировали ее идеалы, но и создали ей экстремистский образ. ОТО не только вела четыре года партизанскую войну, она одновременно готовила кадры. Ее направленцы обучаются в ведущих учебных заведениях Ближнего, Среднего Востока и Запада . Большая часть сторонников оппозиции из числа таджикских беженцев неплохо усвоила законы рынка и владеет собственными фирмами и предприятиями в Москве, Волгограде, Астрахани, Санкт-Петербурге, Минске, Алма-Ате, Ашхабаде.
Сторонники оппозиции главным образом - каратегинцы. С переходом основных военных формирований ОТО из Афганистана в районы горного Каратегина. Этот регион вновь становится форпостом таджикской оппозиции. В то же время ее позиции слабы на севере и в Гиссарской группе районов.
Поведение лидеров ОТО в ближайшее время в значительной степени будет определять как характер их взаимоотношений с официальным Душанбе, так и ситуацию в стране. Попытка исламизации горного Каратегина (в 1992 г. была провозглашена Гармская исламская республика) может привести к новому витку гражданской войны. Альтернатива - в цивилизованном включении региона в государственные структуры, развитии аграрного сектора.
Не так давно в политическую лексику Таджикистана вошел термин "внутренняя оппозиция", который однако очень скоро наполнился реальным содержанием. Блок "Народное возрождение", как ни парадоксально, стал большей головной болью для правительства, нежели для ОТО. Это при том, что блок с первого дня заявил о конструктивной оппозиции властям и предложил президенту Рахмонову провести трехстороннюю встречу с участием руководства ОТО. Власти не ответили на предложение блока, просчитав видимо, что согласие будет способствовать росту популярности лидера блока экс-премьер- министра А. Абдулладжанова. Необычность этой ситуации в том, что именно участие в президентских выборах 1994 г. Адбулладжанова сделало его главным врагом Рахмонова, но обеспечило альтернативность выборам и их международное признание. Возвращение Адбулладжанова во власть было бы связано с новым усилением Ленинабадской области и перераспределением полномочий, а значит возможностей в сферах производства, потребления, контроля за внешнеэкономическими ресурсами.
Миротворчество не выносит полутонов. Опыт урегулирования практически любых конфликтов демонстрирует обязательность участия в них всех сторон, причем все стороны должны быть удовлетворены. Иначе полного мира достичь невозможно. Сделав первый шаг на пути к миру, президент Рахмонов обязан сделать и второй и, найдя компромисс с последним из своих оппонентов, использовать его широкие возможности для послевоенного возрождения страны.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В КОНФЛИКТЕ.
Принято считать противоборствующими сторонами правительственные войска и формирования таджикской оппозиции. Однако в республике дислоцируются 201-я мотострелковая дивизия, принимавшая участие в боевых действиях против таджикской оппозиции в 1992-93 гг., и группа погранвойск России, а также примерно по одному батальону от Киргизии, Казахстана, Узбекистана, которые охраняют отведенные им участки таджикско-афганской границы.
30 сентября 1994 г. Эмомали Рахмонов выступил на Генеральной Ассамблее ООН с инициативой придать силам СНГ в Таджикистане статус "миротворческих сил под эгидой ООН". 17 февраля 1995 г. в обращении к Совету Безопасности ООН президенты России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана предложили предоставить свои подразделения, входящие в состав Коалиционных миротворческих сил СНГ, в качестве миротворческих сил ООН.
В то время как Россия играет роль посредника в мирных переговорах оппозиции и официального Душанбе, российские пограничники и боевики оппозиции фактически являются воюющими сторонами. Боеспособность же правительственных формирований Таджикистана оценивается российскими специалистами как низкая.
У российских пограничников в Таджикистане шесть погранотрядов. Протяженность таджикско-афганской границы 1387 км. Российская погрангруппа охраняет 1099 км .
Специфика пограничной службы на территории чужого государства довольно непростая. Офицеры в основном российские, контрактники. Пограничники срочной службы исключительно таджики, в основном парни исключительно из "лояльных" районов Душанбе. Жителей воинствующего Памира здесь нет. Соотношение между русскими и таджиками в отряде - примерно 10:90.
Боеготовность группы российских погранвойск требует постоянного наращивания. Оперативные данные свидетельствуют, что происходит широкомасштабная подготовка перехода боевиков через таджикско- афганскую границу. С сопредельной стороны выдвигаются крупные вооруженные группировки. Причем находится это в прямой зависимости от реалий внутриполитической борьбы в самом Таджикистане. По существуу боевики сегодняшней оппозиции - это в значительной мере те самые просочившиеся через границу "Душманы", но в отличие от таджикских ребят из кишлаков, провоевавшие 10-15 лет в самом Афганистане. По другой "тропе" идет оружие, есть и наркобизнес. Только с начала 1996 г. на таджикско-афганской границе задержано свыше 2 тонн наркотиков. Нетрудно догадаться, что если сегодня эту границу оголить (нынешняя погрангруппировка там 16,5 тысяч человек, из которых 12,5 тысяч таджиков), вся эта стреляющая и отравляющая зараза в одночасье хлынет в Россию.
Российские самолеты и вертолеты начали боевые действия в небе этой среднеазиатской республики в 1992 году. Тогда там впервые появились российские ударные вертолеты Ми-24. Так, в августе их задействовали для уничтожения бронетехники, угнанной из расположения 181-го бронетанкового полка российской 201-й мотострелковой дивизии в Курган-Тюбе.В декабре они были замечены в разгроме отрядов оппозиции в районе г. Кофирнихон . Именно тогда и был потерян и первый вертолет: это произошло 18 декабря.
Эскадрилья боевых Ми-24 из восьми машин базируется в Московском, усиливая местный погранотряд. Такая же по численности эскадрилья базируется и в Хороге. Экипажи доставляют в горы продовольствие, боеприпасы, дрова и даже воду. Обратными рейсами чаще всего привозят раненых и больных. Огнем с земли повреждено шесть из имеющихся машин. Один вертолет был потерян в проишествии в декабре 1996 года, когда разбился в горах. К счастью, никто не пострадал.
На аэропорт Душанбе базируется и вертолеты 23-го ОАП погранвойск России. В качестве основного оружия используются НАР С-8. Позднее стали широко применяться авиабомбы ФАБ-100,- 250 и -500. По неполным данным было уничтожено до 450 боевиков.
Новый этап начался 24 июля 1993 года, когда на аэродром Кокайды (Узбекистан) был переброшен 186-й ИШАП ВВС России. Это был ответ на гибель 25 российских пограничников на 12-й заставе. Полк к тому времени был вооружен штурмовиками Су-25 БМ и УБ. Личный состав был представлен инструкторами Борисоглебского учебно-авиационного центра. Все пилоты прошли Афганистан, а до прибытия сюда он базировался в зоне грузино-абхзского конфликта и выполнял задачи по непосредственной поддержке российских подразделений в этой "горячей точке" . Немного забегая вперед стоит сказать, что затем именно пилоты этого полка первыми начали боевые вылеты в Чечню в 1994 году.
Первые дни и стали самыми напряженными: пилотам приходилось выполнять по несколько боевых вылетов в день. Кроме НУР и бомб, самолеты в обязательном порядке несли по две ракеты ближнего боя Р-60, так как не исключалось столкновение в воздухе с афганскими истребителями.
Именно решительные действия российских авиаторов переломили ход событий на границе. Однако условия пребывания были очень тяжелыми: к жаре прибавилась обычная неустроенность-дефицит питьевой воды, отсутствие кондиционеров. А кроме того самим приходилось нести и охрану аэродрома и восстановление нормального функционирования всех нвигационных систем.
За все время боевых действий благодаря высокому профессионализму удалось избежать потерь летного состава. В сентябре 1993 года правительство представило некоторых пилотов к высоким наградам, в том числе и командира полка-полковника Алексея Головина.
В 1994 году это небольшое подразделение получило статус миротворческого. Однако это никак не сказалось на ежедневной работе полка. Из последних сообщений можно выделить потерю 11 апреля 1998 года на юге учебного самолета Су-25УБ. Оба пилота погибли. Хотя официальная информация гласила, что аппарат разбился во время тренировочного полета, однако нельзя исключить и боевую потерю-тщательно замаскированную.
Кроме того, в Таджикистане базируются различные транспортные самолеты и вертолеты самых разных ведомств: МЧС, МВД.
Не менее активно использовались во время конфликта и ВВС соседней республики Узбекистан. Однако из-за отсутствия национальных летных кадров в большей части за штурвалами самолетов и вертолетов сидели славяне. В числе типов применяемой техники наблюдатели указывают на ударные вертолеты Ми-24, штурмовики Су-25 и фронтовые бомбардировщики Су-24. Именно с последними и связан самый известный эпизод. 3 мая 1993 года боевики тремя ракетами ПЗРК "Стингер" американского производства сбили Су-24 ВВС Узбекистана. Экипаж успешно катапультировался .
После распада СССР это небольшое государство оказалось в наиболее тяжелом положении, чем другие республики, так как на ее территории не базировалось никаких существенных подразделений СА и поэтому армию пришлось строить заново. Аналогичная ситуация была и в ВВС. Путем законных и незаконных закупок на 1996 год ВВС Таджикистана имели на вооружении четыре транспортно- десантных вертолета Ми-8 и три ударных Ми-24. Причем используются эти машины в боевых действиях "на полную катушку". За световой день каждый экипаж выполняет по 10-15 боевых вылета. Типичный день вертолетчиков выглядит примерно так. Около 5:00-нанесение бомбово-штурмовых ударов по заранее намеченным целям. Раньше начинать полеты не имеет смысла, так как горы отбрасывают длинные тени из-за низкого положения солнца над горизонтом. Затем с 6:00 до 11:00 идет плановая переброска личного состава, аммуниции и боеприпасов. С 11:00 до 16:00 полеты полностью прекращаются и не только из-за жары. Именно в этот период приходиться максимальный нагрев гор и связанное с этим возникновение восходящих тепловых потоков такой силы, что вполне способны завалить вертолет. С 16:00 и до захода солнца боевая работа вертолетчиков продолжается.
В ходе боевых действий потерян только один вертолет. В конце мая 1997 года огнем с земли в районе перевала Хабуработ был сбит Ми-8. Был перебит трос хвостовой балки и аппарат упал с высоты 15-20 метров. Однако благодаря высокому снежному покрову в этих местах экипаж не пострадал. Эвакуация поврежденной машины с такой высоты \ 3252 метра над уровнем моря\ невозможна, поэтому прибывшая на следующий день эвакобригада сняла все что возможно, а остов сожгли.
Сведения о наличии у оппозиции вертолетов официального подтверждения не получили, однако в ходе боевых действий наблюдалась быстрая переброска подкреплений на угрожаемые участки, которая была бы невозможна без использования авиации. Можно предположить применение вертолетов ВВС Афганистана, что в условиях развала страны вполне возможно.
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ.
Использование воздушных средств в гражданской войне в Таджикистане носило тотальный характер. Это можно объяснить прежде всего тем, что в республике практически отсутствует сеть коммуникаций и основные перевозки осуществляются исключительно вертолетами. Мало того существуют и горные районы, куда доставка припасов и подкреплений без использования авиации вообще невозможно.
Вместе с тем горная местность накладывает и определенные ограничения на применение ударных вертолетов. Свою эффективность в этих условиях подтвердили штурмовики Су-25. В то же время практически все успехи достигнуты за счет опыта пилотов, ранее летавших в Афганистане и Абхазии.
Однако ПВО оппозиции оставляет желать лучшего. Кроме единственного удачного сбития узбекского Су-24 ракетами "Стингер" случаев применения ПЗРК больше не зарегистрировано. В то же время крупнокалиберные зенитные пулеметы малоэффективны против бронированных вертолетов Ми-24 и штурмовиков Су-25.
Конфликт показал и значение сети аэродромного базирования. Из- за отсутствия пригодных аэродромов основная часть российской авиации вынуждена базироваться на гражданский аэропорт Душанбе, что значительно ухудшает эффективность вылетов ударной авиации.
Что касается тактики, то не претерпела особых изменений и была досконально разработана еще в Афганистане.
Михаил Жирохов
http://www.airwar.ru/history/locwar/asia/tadgik/tadgik.html