Советские советники и специалисты в Сирии
 

ВВС в войне «Судного дня»

Полное использование возможностей авиационной техники обеспечивает решительный разгром противника

Израильское военное командование большое внимание уделяло воздушной разведке как до начала военного конфликта, так и в ходе боевых действий. Организацией и планированием воздушной разведки в ВВС Израиля занимается отдел воздушной разведки при оперативном управлении.

Обеспечение боевых действий авиации

До начала боевых действий воздушная разведка ВВС Израиля велась как с нарушением, так и без нарушения линии перемирия 1967 г. Ее данные о группировке сухопутных войск, базировании авиации и расположении объектов ПВО дополнялись сведениями, получаемыми от США по материалам космической разведки и разведки 6-го флота.

С началом боевых действий для ведения разведки расходовалось до 20% самолетовылетов. Разведка велась с целью вскрытия группировки сухопутных войск, системы ПВО и оборонительных сооружений, аэродромов, портов, мест постоянной дислокации войск Египта, Сирии, Ливана и Иордании. Большое внимание уделялось систематическому наблюдению за перевозками через Суэцкий канал и перебросками войск к линии фронта.

Разведывательный отдел разрабатывал план воздушной разведки, отражавший цели и задачи разведки, привлекаемые силы и средства, порядок управления, обеспечения и доведения разведывательной информации.

На основе плана разрабатывался боевой приказ эскадрильям, в котором указывались время, цели и задачи воздушной разведки и другие данные о порядке выполнения боевой задачи, управления, взаимодействия и обеспечения. Приложение к приказу содержало данные о ПВО объектов. Командир аэ получал приказ за сутки, а в периоды напряженных боевых действий – за 1-2 часа до вылета.

В ВВС Израиля разведка велась самолетами-разведчиками:

F-4C, имеющими плановые, перспективные и панорамные аэрофотоаппараты, а также киноаппараты с запасом пленки 300 м;

"Мираж" III с оборудованием для воздушного фотографирования с больших и малых высот;

"Вотур" с оборудованием для ведения воздушной разведки в тактической зоне;

беспилотными самолетами-разведчиками типа BQM-34A с различными вариантами разведывательного оборудования.

Радиолокационная и радиотехническая разведка велась самолетами F-4 и А-4.

Израильтяне вели воздушную разведку как днем, так и ночью, одиночными самолетами или в составе пары с базовых аэродромов, удаленных от районов разведки до 300 км.

Разведчики выполняли полеты как самостоятельно, так и в составе ударных групп, которые использовали данные разведки в ходе выполнения боевых задач. В этих случаях самолеты-разведчики следовали впереди ударных групп и данные доразведки передавали по радио. Группы прикрытия, следовавшие сзади, производили контрольное фотографирование результатов ударов.

При разведке поля боя самолеты-разведчики действовали одиночно и в составе пары, с малых высот и с высот 4000-6000 м.

Разведка выполнялась, как правило, с ходу или с дополнительного захода, при нахождении над целью в течение 1-1,5 мин.

Разведка объектов тыла Египта и Сирии осуществлялась чаще всего из стратосферы (16-20 тыс. м).

ВВС Израиля широко применяли беспилотные самолеты-разведчики, действовавшие на больших высотах и в стратосфере. Задачи воздушной разведки возлагались также на экипажи ударных групп.

Управление разведывательной авиацией осуществлялось централизованно с КП ВВС, а полетами экипажей-разведчиков – с КП авиабаз и в районе боевых действий – операторами со специально развертываемых в войсках пунктов наведения. Для взаимодействия и передачи разведданных экипажи-разведчики имели связь с КП ПВО, КП ВМС и авиационными представителями в сухопутных войсках.

Для доведения данных с борта самолета экипажи имели основные и резервные каналы связи. Разведданные принимались экипажами ударных групп самолетов, на КП авиабаз и КП штабов сухопутных войск. Сведения об объектах, не пораженных в процессе удара авиации, также немедленно передавались на КП штабов сухопутных войск. После выполнения разведывательного полета экипажи докладывали данные офицеру разведотдела и заполняли разведдонесение.

Материалы воздушной разведки после обработки, дешифрирования и изготовления фотоснимков (фотосхем) отправлялись в заинтересованные штабы.

В ходе боевых действий проявилась высокая активность разведывательной авиации США, действовавшей в районах центральной и восточной частей Средиземного моря. Вместо обычных 1-2 выполнялось 5-7 разведывательных полетов в сутки. К воздушной разведке привлекались самолеты-разведчики американских ВВС и ВМС, базирующиеся в районе военного конфликта, и самолеты SR-71, летавшие с континентальной части США с дозаправкой в воздухе.

ВВС Египта и Сирии до начала боевых действий воздушную разведку вели менее интенсивно, чем израильская авиация, и ограничивались наблюдением за отдельными районами, непосредственно прилегающими к линии прекращения огня в 1967 г. (до 20-30 км).

С началом боевых действий интенсивность воздушной разведки была низкой, в связи с чем командования Египта и Сирии своевременно не получали информации о перегруппировке израильских войск. К концу боевых действий воздушная разведка велась также эпизодически, без целеустремленного плана.

Радиоэлектронная борьба. Израильская авиация в ходе боевых действий активно применяла средства радио- и радиолокационных помех.

Помехи РЛС и средствам связи создавались с наземных станций и бортовыми средствами самолетов-постановщиков помех, входивших в группы обеспечения, а также из боевых порядков ударных групп. Наиболее эффективными были помехи против радиоэлектронных средств ПВО, работавших в сантиметровом диапазоне волн, – импульсные и уводящие по дальности, по каналам определения угловых координат и шумовые.

Наблюдалось применение упреждающей завесы из противорадиолокационных отражателей, которую постановщики помех ставили над своей территорией. Увеличиваясь в размерах, эта завеса перемещалась по ветру в сторону воздушного пространства противной стороны, прикрывая тем самым ударные группы, выполнявшие боевые задачи. Применялись также дискретные пассивные помехи и противорадиолокационные патроны для срыва атак истребителей и для маскировки состава групп самолетов путем многоразового выстреливания их с самолетов в переднюю полусферу.

В ходе нанесения первого массированного удара сирийской и египетской авиацией действия ударных групп обеспечивались самолетами-постановщиками помех из зоны над своей территорией и наземными станциями помех ЗРК, "Хок" ("Смальта"). Для противодействия ответному удару израильской авиации применялись станции помех системе ближней навигации "Такан" ("Кедр").

Помехи с самолетов и наземных станций включались за минуту до выхода ударных групп на границу зоны обнаружения РЛС противника и создавались в течение всего времени полета над территорией противника. Самолетные станции помех работали в режимах "Скользящая помеха" и "Полуавтомат". Эффективность помех была высокой.

Постановка помех была спланирована и организована до начала боевых действий. Управление действиями подразделений помех осуществлялось централизованно.

Инженерно-авиационное обеспечение. Анализ боевых действий авиации сторон в октябре 1973 г. показал, что основные требования и направления инженерно-авиационного обеспечения боевых действий авиации, изложенные в НИАС и других руководящих документах ВВС, являются правильными и полностью себя оправдали.

Эксплуатационные, летные и боевые характеристики советских самолетов, и, прежде всего, самолетов МиГ-21МФ, Су-20 и Су-7БМК, в основном соответствуют требованиям ведения современного боя, а по целому ряду показателей превосходят самолеты типа "Фантом" и "Мираж". Вместе с этим из опыта их боевого применения видно, что для наиболее полного и умелого использования высоких летно-технических характеристик самолетов и вооружения необходимы глубокие знания техники, условий ее работы и применения, строгое выполнение личным составом требований руководств по инженерно-авиационной службе.

В ходе боевых действий дальнейшее развитие получили такие направления работы инженерно-технического состава, как обеспечение высокой исправности и постоянной боевой готовности авиационной техники, организация восстановления самолетов и вертолетов, получивших боевые повреждения, формы и методы подготовки авиационной техники к боевым вылетам.

В целях повышения исправности и боеготовности авиационной техники, а также сокращения сроков подготовки ее к боевым вылетам в частях сирийских и египетских ВВС был проведен ряд мероприятий.

На основе опыта ведения боевых действий в 1967-1971 гг. заблаговременно создавались запасы наиболее дефицитных и часто повреждаемых в боевой обстановке агрегатов, запасных частей, расходных и ремонтных материалов.

Объем регламентных работ был сокращен по сравнению с действующим в мирное время в 2-2,5 раза.

Подготовка к повторному боевому вылету и послеполетная подготовка авиационной техники были основными. В процессе послеполетной подготовки авиационная техника приводилась в полную боевую готовность к предстоящему летному дню, устранялись возникшие в ходе боевой работы неисправности и повреждения. Предварительная подготовка авиатехники не производилась или выполнялась в ночное время одновременно на небольшой группе самолетов по сокращенному объему через 8-10 суток. Объем и направленность предполетной подготовки практически не изменились.

Все виды подготовок самолетов типа МиГ-21, Су-7БМК и МиГ-17 осуществлялись техническими экипажами или расчетами в составе 6-8 человек различных специальностей. Это позволило одновременно готовить к боевым вылетам большие группы самолетов без лишнего передвижения специалистов от одного укрытия к другому, сократить непроизводительные трудозатраты и повысить безопасность личного состава.

Аэродромно-технические средства заправки самолетов и запуска двигателей располагались вблизи самолетов в специально оборудованных для них укрытиях. На каждые два самолета выделялось по одному топливозаправщику и агрегату запуска, а в каждой зоне размещения 10-16 самолетов находилось по одному заправщику воздухом, кислородом и по два масло-гидрозаправщика типа АМЗ-53. На некоторых аэродромах Сирии и Египта были оборудованы централизованные системы заправки самолетов топливом и электропитания в укрытиях.

Непосредственно в укрытиях для самолетов или вблизи них содержалось по 2-3 боекомплекта подготовленных ракет и других боеприпасов. Управляемые ракеты хранились на транспортировочных тележках или на специально оборудованных стеллажах, а бомбы, снаряды и другие боеприпасы размещались в таре.

Позиции подготовки ракет были развернуты, как правило, в самолетных укрытиях в одной из зон. В связи с тем, что в боевой обстановке объем работ на позиции возрастал, она усиливалась личным составом и рабочий день увеличивался до 12-14 час.

Подготовка авиационной техники к боевым вылетам в условиях рассредоточенного и укрытого ее базирования требует от личного состава не только глубоких знаний техники и правил ее эксплуатации, но и систематических тренировок по боевому снаряжению техники со сменой вариантов вооружения. Такие тренажи помогли личному составу сирийских частей быстро и качественно готовить самолеты к боевым вылетам с различными вариантами вооружения.

Время подготовки самолетов к боевым вылетам определялось временем подвески и боевого снаряжения самолетов ракетами, бомбами, блоками и зарядки пушек или заправки топливом, если в предыдущем полете боекомплект не расходовался.

Для обеспечения безопасности техники и личного состава на аэродромах ВВС Сирии и Египта в зонах рассредоточения самолетов были оборудованы укрытия для личного состава. Боекомплекты, оборудование и техническое имущество в укрытиях защищались от повреждения газовой струей и другими предметами при выруливании самолетов.

При ведении воздушных боев и выполнении авиацией других задач летчиками часто сбрасывались подвесные баки. В один из дней сирийскими летчиками было сброшено 96 баков. В связи с таким расходом подвесных баков на каждом аэродроме выделялась группа инженерно-технического состава, предназначенная для их расконсервации и подготовки к подвеске на самолеты. Эта группа участвовала также в работах по замене двигателей, агрегатов и уборке поврежденных самолетов.

Вопросы управления и связи в ходе инженерно-авиационного обеспечения боевых действий в условиях рассредоточенного и укрытого базирования техники приобрели особое значение.

Поэтому на большинстве аэродромов Сирии и Египта были оборудованы укрытые пункты управления ИАС с двусторонней громкоговорящей или телефонной связью с зонами рассредоточения самолетов, укрытиями, позициями подготовки ракет и техническими позициями. В ходе боевых действий широко применялась также и радиосвязь с использованием радиостанций типа Р-855.

Восстановление авиационной техники, получившей боевые повреждения, требовало значительных усилий от ИАС. В сирийских авиачастях число поврежденных в бою самолетов составило 69. В их числе: 25 самолетов Су-7БМК, 28 самолетов МиГ-17 и по 8 самолетов МиГ-21МФ и Су-20. Повреждениям, как правило, были подвержены обшивка планера и в меньшей степени топливные баки, агрегаты, трубопроводы, двигатели и электропроводка.

Повреждения самолетов от огня МЗА представляли пробоины с диаметром входных отверстий до 20 мм и выходных – 40-360 мм. Количество пробоин обшивки самолетов, полученных от ракет, доходило до 200, а их размер от 10 до 400 мм. Количество крупных пробоин с повреждением силовых элементов не превышало 4.

Повреждения от огня стрелкового оружия по размерам были незначительные, но на восстановление самолетов, имевших пробоины топливных баков, агрегатов и трубопроводов систем, затрачивалось много времени.

Основным видом ремонтных работ была клепка. Для восстановления авиатехники часто применялся метод замены узлов, агрегатов или отдельных деталей.

Весь объем работ по восстановлению поврежденных в бою самолетов выполнялся силами личного состава ТЭЧ и выездных ремонтных бригад. При этом большая, а в целом ряде случаев определяющая заслуга принадлежала специалистам слесарно-механической группы.

Для срочного восстановления авиационной техники в сирийских и египетских авиачастях практиковались методы временного восстановления техники. Так, например, самолеты МиГ-21МФ с пробоинами боковых стекол фонаря вводились в строй путем постановки в отверстия болтов с двусторонними резиновыми прокладками.

Управление боевыми действиями авиации и организация связи и РТО. Система управления и связи ВВС Сирии и Египта базировалась на стационарных командных пунктах, с которых обеспечивалось централизованное управление и наведение авиации над полем боя. Кроме этого, предусматривалось децентрализованное управление с заранее развернутых пунктов наведения, которые в ходе боевых действий не перемещались.

Для обеспечения взаимодействия с сухопутными войсками и управления самолетами над полем боя в боевых порядках сухопутных войск на бронетранспортерах, оборудованных средствами самолетной радиосвязи, имелись передовые авианаводчики.

Развертывание полевых пунктов управления и ПНЦ с маловысотными радиолокационными станциями в ходе продвижения войск не производилось, что позволяло авиации Израиля скрытно под радиолокационным полем выходить на цели на малых высотах.

Из-за отсутствия засекреченных телефонных и телеграфных каналов связи, боязни перехвата команд и донесений разведкой Израиля радиосвязь между пунктами управления при подготовке и в динамике боевых действий была очень ограниченной. Это сковывало управление авиацией, особенно в тактическом звене.

Плохое управление всеми взаимодействующими силами авиации и средствами ПВО Сирии и Египта и особенно отсутствие централизованного управления средствами ПВО ближнего действия в интересах безопасности своей авиации привело к неоправданным потерям.

Радиопомехи РЛС П-35, ПРВ-11 и УКВ радиосвязи были средней интенсивности. За счет комплексного использования на пунктах управления радиолокационных станций различных диапазонов воли и оперативного переключения каналов УКВ связи срывов в наведении и управлении самолетами в условиях помех не было.

Основная слабость системы управления авиацией Cирии и Египта заключалась в недооценке полевых пунктов управления, роли радиосвязи и нечеткости в организации взаимодействия между пунктами управления авиации, сухопутных войск и войск ПВО.

Выводы

В любом масштабе действий авиа ции – оперативном и тактическом – обеспечение одновременных действий разнородных сил при комплексном применении огня, маневра, средств воздушной разведки и радиопомех при централизованном управлении, исключающем их распыление, – первейшее условие достижения победы. Умение вовремя предусмотреть, организовать и обеспечить такие действия должно быть присуще командирам и штабам всех степеней. К осуществлению этих действий, несмотря на всю сложность природы современного боя, должны быть готовы все экипажи, командиры подразделений и частей.

На Ближнем Востоке была подтверждена вся пагубность отказа от решительных действий, а также пассивности в выполнении намеченных задач. Никакие, даже самые эффективные, средства не могут обеспечить быстрое и решительное поражение противника в случае пассивного их применения. Только стремительные наступательные действия, быстрый захват инициативы и подавление воли противника к сопротивлению позволяют рассчитывать на успех боя и операции.

Боевые действия авиации сторон на Ближнем Востоке показали ту большую роль, которую играют не только профессиональная обученность, но и высокое моральное состояние войск. Боевая активность авиации арабских стран во многом зависела от внимания командования к политической подготовке, обеспечению психологической стойкости летного состава.

Опыт боевых действий говорит также о том, что недооценка действий, имеющих целью обеспечение не только других видов вооруженных сил, но и собственной авиации, недопустима. Это относится прежде всего к обеспечению успешного достижения целей борьбы за господство в воздухе, прорыва и преодоления ПВО противника, а также непрерывности воздушной разведки, управления и связи, организации инженерно-авиационного и тылового обеспечения. Принизить и недооценить эти меры – значит не выполнить общую боевую задачу.

Анатолий СЕРГИЕВСКИЙ

http://www.vko.ru/voyny-i-konflikty/vvs-v-voyne-sudnogo-dnya

Статьи

Советские войска в Сирии

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества