Впервые военные из Советского Союза появились на территории Сирии в 1956 году по приглашению правительства страны и лично сирийского лидера Шукри-aль-Куатли. С тех пор военное сотрудничество наших стран в той или иной мере продолжается по сей день. «Парламентской газете» удалось разыскать непосредственного участника «неизвестной войны» — операции «Кавказ-2» в Сирии в 1982-1984 годах, ныне сопредседателя Общественной организации «Союз ветеранов Сирии» Сергея Тимохина. Он рассказал, как войска «ограниченного контингента» защищали тогда небо Сирии.
Туристам — строиться на палубе!
Капитану Сергею Тимохину, вместе с другими советскими офицерами довелось служить Сирийской Арабской Республике с января 1983 года, по ноябрь 1984 года. В сентябре 1982 года у побережья Ливана начали сосредотачиваться военные корабли США, Англии. Франции и Италии. При этом США в ультимативной форме предложили Сирии покинуть Ливан. На ливанское побережье они высадили морских пехотинцев, а часть сил ввели в Западный Бейрут. Сирия попросила советской помощи. В конце октября 1982 года СССР довёл до сведения США и Израиля, что «не допустит резкого смещения военного баланса» в регионе. Руководством страны было принято решение направить в Сирию, для защиты от возможных бомбардировок Израиля два зенитно-ракетных полка ПВО, вооружённые зенитным ракетным комплексом. В одном из таких полков, приданной мотострелковой ротой командовал капитан Сергей Тимохин.
Добирались в Сирию морем, из Николаева трое суток. Всю технику и транспорт перекрасили в «пустынные» цвета, солдат и офицеров переодели в гражданское, однако даже неопытный человек мог узнать в «туристах» на круизном теплоходе «Украина» военнослужащих — все были одинаково коротко пострижены, всем раздали одинаковые береты, хотя и разные костюмы.
Перед самым приходом в порт Тартус из динамиков теплохода раздалось объявление: «Туристам группы подполковника Олейника строиться на палубе с мастерками и лопатами!» Конечно, никто на теплоходе «не догадался», что прозвучала команда «личному составу строиться на палубе с оружием».
Его называли Рэмбо
Даже спустя почти 30 лет Сергей Тимохин немногословен. Что называется — клещами слова не вытянешь. Да, — «выполнял задачи по поддержке боеготовности и ведению боевых действий полком ПВО», да — «берегли сирийское небо от воздействия с воздуха», — и больше никаких подробностей.
«Слава богу войну отодвинули на 28 лет», — говорит мой собеседник. — Контингент был обученный для тех времен».
Лучше всего о капитане Тимохине свидетельствуют его тогдашние сослуживцы. Кстати, многие из полка называли его «Рэмбо» за увлечение восточными единоборствами и недюжинную физическую силу.. К примеру, участник тех событий Сергей Качко в своей книге «Воины-интернационалисты ПВО страны — забытые полки» вот как говорит о нём:
«С долей сожаления смотрели мы все на подчиненных командира мотострелковой роты Сергея Тимохина — не взирая на жару и время, то здесь, то там внезапно появлялись пехотинцы бегущими, с полной выкладкой и оружием, во главе со своим неутомимым командиром. Было ясно, случись что-то, именно «тимохинцы» сберегут себя, победят и спасут нас всех от любого врага. Пехотинцы мотострелковой роты доказывали свою надежность, находясь в охране периметра объекта на круглосуточных постах. Сами же пехотинцы старались быть похожими на своего командира. В свою очередь Сергей Тимохин делился своим опытом. Он хотел сделать из своих солдат настоящих мужчин и смелых бойцов».
Появление советских зенитно-ракетных полков в Сирии сразу же заставило американцев перебазировать свои авианосцы и другие боевые корабли на значительное расстояние от сирийских берегов, и привело к сокращению нарушений сирийских воздушных границ израильской авиацией, а самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS) вообще стали летать только над Средиземным морем.. «Теперь, нас защищает лапа советского медведя», — с удовлетворением комментировал впоследствии прибытие советских зенитно-ракетных полков Вице-президент Сирийско-Арабской Республики А. Х. Хаддам.
Сухопутная операция не нужна
По просьбе «Парламентской газеты» Сергей Тимохин прокомментировал нынешнее участие российских военно-космических сил в Сирии.
«Наша поддержка, конечно, немного запоздала, — убежден офицер запаса. — Еще несколько лет назад сирийцы просили: «помогите нам». Хотя я считаю, что и сейчас эта операция актуальна. Без поддержки с воздуха сухопутные войска сирийцев не справятся, не смогут вести операции против бойцов „Исламского государства“ (организация, запрещенная на территории Российской Федерации, — ред. ) надлежащим образом. Просто мощи не хватит…
Что касается нашего участия в сухопутной операции — это преждевременно. Такая мера «размажет нашу помощь по тарелке». Асаду противодействует слишком много разнородных сил, и увязывать наши сухопутные войска для крупномасштабных боёв, я, как общевойсковой офицер, считал бы преждевременным».
Дмитрий ОЛИШЕВСКИЙ
Парламентская газета. 1 октября 2015 года