1982 год – как была уничтожена ПВО и авиация Сирии, а также сотни советских инструкторов
В июне 1982 года в небе над Ливаном развернулось крупнейшее со времен Второй мировой войны воздушное сражение, в котором с обеих сторон участвовали сотни боевых самолетов.В ходе сражения израильские ВВС буквально стерли с лица земли русские системы ПВО, в воздушных боях сбили более восьмидесяти вражеских МиГов, не потеряв ни одного своего самолета. и захватили господство в воздухе. Тактические и технические методы ведения воздушной войны, разработанные и успешно апробированные израильским командованием в ходе этой широкомасштабной операции, во многом предопределила пути развития в 21 веке военной авиации, систем ПВО, средств радиоэлектронной борьбы(РЭБ), беспилотных самолетов.
В конце 70-ых гг. север Израиля стал обьектом непрерывных террористических атак палестинцев. Палестинскими террористами, проникшими с территории Ливана, были осуществлены крупномасштабные терракты в Израиле – захват в заложники и убийство 21 школьника в Маалоте, нападение на пассажиров автобуса на шоссе Тель-Авив-Хайфа, приведшее к убийству 38 израильтян. С территории Ливана палестинцы из полученных от СССР реактивных установок вели непрерывный обстрел северных районов Израиля.
На территории Ливана, примыкающей к израильской границе, возникла самостийная террористическая «республика», получившая по имени главной палестинской террористической организации название «Фатахлэнд». Лидер террористов Арафат воспользовался гражданской войной в Ливане, и фактически захватил власть в приграничных районах. На подвластной Арафату территории Ливана сконцентрировались десятки тысяч террористов, в многочисленных лагерях и учебных центрах шла подготовка бандформирований для последующей заброски в Израиль, были созданы огромные арсеналы оружия.
Вооружение, подготовку кадров и политическое прикрытие террористов Арафата взял на себя СССР. В Кремле рассчитывали с помощью Арафата расширить свое влияние в арабском мире, сильно пошатнувшееся после тотального разгрома сателлитов СССР – Сирии и Египта в войнах 1967 и 1973гг., и потому не скупились: к палестинцам шел поток русских вооружений: танки, артиллерия, переносные ракеты, стрелковое оружие. По данным немецкого журнала «Шпигель» полученного палестинцами русского оружия хватило бы на вооружение 500-тысячной армии.
Подготовка палестинских боевиков проходила в СССР: в 165-ом Учебном центре по подготовке иностранных военнослужащих (УЦ-165) Генштаба в Крыму, на Высших офицерских курсах «Выстрел» в подмосковном Солнечногорске, диверсионных школах КГБ и ГРУ под Москвой (в Балашихе), Николаевым (поселок Привольное), Оренбургом (Тоцкие лагеря), в туркменском городе Мары. Там прошли учебу тысячи палестинских террористов.
За спиной палестинцев стояла сирийская армия, полностью оснащенная русским оружием и управляемая тысячами русских “военных советников”, во главе с генерал-полковником Г.Яшкиным.
Тысячи танков и самолетов СССР передал сирийцам в соответствии с договором между СССР и Сирией о дружбе и сотрудничестве от 1980г. Всего СССР подарила сирийцам вооружений на 28 миллиардов долларов.
В Сирии и Ливане непрерывно находились высокопоставленные русские представители, осуществлявшие непосредственное руководство сирийцами и палестинскими террористами. Среди них стоит отметить начальника Главного управления, первого заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых Сил СССР генерала В.Варенникова, в недалеком будущем – члена ГКЧП и бессменного депутата от КПРФ в Государственной Думе России.
Главным военным советником -советником министра обороны Сирии был генерал-полковника Г. Яшкин, прибывший в Сирию с поста заместителя главнокомандующего Группой советских войск в Германии. Ему подчинялись заместители по ВВС – генерал-лейтенант В.Соколов, ПВО – генерал-лейтенант К. Бабенко, РЭБ – генерал-майор Ю.Ульченко. Тысячи русских офицеров находились на всех звеньях управления сирийскими войсками – от батарей и рот до министерства обороны Сирии.
Сирийские войска под командованием русских “военных советников” оккупировали стратегически важные районы Ливана
Израиль не собирался терпеть разгул палестинского террора у своих границ. Последней каплей, переполнившей чашу терпения Израиля, стало покушение палестинских террористов на посла Израиля в Великобритании Шломо Аргова 3 июня 1982 года.
«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) – так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г.
На ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, обьединенных в три армейских корпуса. Каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление: Западным направлением командовал генерал-лейтенант Екутиель Адам, Центральным направлением – генерал-лейтенант Ури Симхони, Восточным направлением – генерал-лейтенант Януш Бен-Галь. Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты две дивизии под командованием генерал-лейтенанта Моше Бар-Кохба. В составе бронетанковых дивизий было 1200 танков. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.
Согласно боевым планам, израильские войска должны были полностью ликвидировать палестинские террористические формирования в южном Ливане, а затем, наступая к столице Ливана – Бейруту, перерезать стратегически важную дорогу Бейрут-Дамаск, окружить части сирийской армии в долине Бекаа и в северном Ливане после чего все эти окруженные группировки сирийских войск и палестинских террористов должны были быть уничтожены одна за другой.
В ходе операции “Мир Галилее” перед израильскими ВВС была поставлена задача захвата абсолютного господства в воздухе. Воздушное наступление израильской авиации получило название операция “Арцав”.
Подготовка операции «Арцав» проводилась генштабом ЦАХАЛа на протяжении многих лет, с учетом боевого опыта, полученного в ходе Войны Йом-Кипур 1973г. Тактические и технические методы ведения воздушной войны, разработанные и успешно апробированные израильским командованием в ходе этой широкомасштабной операции, во многом предопределила пути развития в 21 веке военной авиации, систем ПВО, средств радиоэлектронной борьбы(РЭБ), беспилотных самолетов.
В составе находившейся в Ливане группировки сирийских войск были четыре бригады ПВО, оснащённые русскими зенитно-ракетными комплексами(ЗРК) «Квадрат», С-75М «Волга» и С-125М «Печора». В ночь с 9 на 10 июня 1982 года на территорию Ливана были дополнительно введены 82-я смешанная зенитно-ракетная бригада и три зенитно-артиллерийских полка.
Теперь в Ливане находилось 24 сирийских зенитно-ракетных дивизиона, развернутых плотным боевым порядком протяжённостью 30 км по фронту и 28 км в глубину. По свидетельству русских военных специалистов, такой плотной концентрации ракетных и артиллерийских сил ПВО не было нигде в мире.Основным назначением этих сил было прикрытие сирийских войск в ливанской долине Бекаа, где было сконцентрировано не менее 600 танков.
Решение об уничтожении группировки сирийских войск в Ливане было принято на совещании командования ЦАХАЛа, проходившем с участием министра обороны Ариэля Шарона и начальника генштаба Рафаэля Эйтана 9 июня 1982 года. На проведение столь масштабной боевой операции было получено разрешение правительства Израиля. Операция «Арцав» началась в 4 часа утра 9 июня.
9 июня, в соответствии с оперативными планами генштаба ЦАХАЛа, начались разведывательно-демонстративные полеты больших групп израильских самолетов в непосредственной близости от боевых порядков сирийских средств ПВО. За 4 часа до первого удара израильская авиация усилила ведение всех видов разведки (радиотехнической, радиолокационной, телевизионной) специально оборудованными самолетами. Они засекали рабочие частоты радиолокационных станций(РЛС) и аппаратуры наведения сирийских ракетных комплексов. Самолеты – разведчики, вызывая на себя огонь сирийских ЗРК, тем самым отводили его от боевых самолетов.
Впервые в мире израильтяне широко использовали беспилотные самолеты-разведчики AQM-34, Мастиф и Scout. Летая над позициями противника, они вели прямую телевизионную трансляцию изображения на командные пункты. Получая такую наглядную информацию, израильское командование принимало безошибочные решения на нанесение ракетных ударов .
БПЛА использовались для разведки поля боя и наблюдения. Для выполнения этой задачи некоторые модификации дронов были оборудованы ТВ-камерой и системой связи, способной передавать диспетчеру на земле непрерывный поток изображений.
Другие модификации были оборудованы отражателями РЧ-излучения, которые отражали излучение РЛС такой интенсивности, как будто это были ударные самолеты.
Беспилотники также перехватывали и анализировали излучение РЛС противника и ретранслировали их на наземные станции или самолеты в воздухе.
И, наконец, некоторые из БПЛА были оборудованы лазерными целеуказателями для подсветки целей, предназначенных для атаки ракетами с лазерным наведением.
Операция подавления ЗРК началась серией разведывательных полетов БПЛА оснащенных ТВ-камерами. Как только один из них обнаруживал батарею ЗРК и передавал ее изображение наземному командованию, в воздух поднимались еще два БПЛА, один – в качестве ложной цели, имитирующей атакующий самолет, чтобы заставить батарею ЗРК включиться на излучение, второй – оснащенный аппаратурой для перехвата излучения РЛС ЗРК, его анализа и ретрансляции на борт самолетов E-2C Hawkeye, оборудованные РЛС раннего обнаружения и средствами РЭБ.
Полученная информация о параметрах излучения обрабатывались бортовыми компьютерами самолетов, чтобы выдать в реальном масштабе времени данные наведения противорадиолокационных ракет. После этого осуществлялся пуск противорадиолокационной ракеты по выявленному обьекту.
Когда противник выключал свои РЛС, лишая израильские ракеты электромагнитного луча самонаведения, израильтяне поднимали в воздух БПЛА с лазерным целеуказателем и ударные самолеты, вооруженные ракетами с лазерной ГСН AGM-65 Maverick. Сразу же после поражения РЛС, ослепшая батарея ЗРК атаковалась кассетными бомбами, которые уничтожали и ЗУР, и средства их транспортировки.
В группу радиолокационного обеспечения входили самолеты раннего предупреждения E-2C Hawkeye, оборудованные огромными РЛС раннего обнаружения, патрулировавшие ливанское побережье. Они выполняли обнаружение и контроль активности действий сирийских самолетов. Самолеты «Боинг-707»,вертолеты CH-53, самолёты IAI-202 «Арава», оборудованные для ведения радиоэлектронной борьбы(РЭБ), прослушивали радиосети сирийских ВВС и ПВО и забивали их помехами. Пеленгуя работающие сирийские РЛС, они уточняли их координаты и передавали на командный пункты, что способствовало нанесению точных ударов.
В начале операции Израиль использовал ложные цели «Шимшон» (Tactical Air-Launched Decoy). 9 июня были сброшены десятки таких ложных целей.На экране РЛС они создают отметку полноразмерного самолёта.
За час до удара израильтяне начали постановку пассивных радиоэлектронных помех на фронте 150-200 км; за 12 минут – интенсивных помех системам связи и управления средствами ПВО; за 5-7 минут – активных помех большой мощности, подавивших средства радиолокационной разведки противника.
Затем началось тотальное уничтожение сирийских средств ПВО. Удары по сирийским позициям наносились ракетами класса «земля-земля», дальнобойной и реактивной артиллерией, при этом использовались шариковые и кассетные боеприпасы, обладающие способностью наводиться на цель с помощью инфракрасного и лазерного луча.
Через 10-12 минут после ракетного удара по сирийским позициям, был нанесен удар силами около 100 самолетов. Израильская авиация действовала группами в 2-6 истребителей бомбардировщиков. «Скайхоки», «Кфиры», «Фантомы» и F-16 наносили удары с применением обычных, кассетных, шариковых и кумулятивных бомб, а также управляемых и самонаводящихся ракет AGM-78 «Стандард-АРМ» («Эгроф Саголь»), «Шрайк», «Мейверик», специально доработанными под рабочие частоты сирийских РЛС.
Израильские самолеты уничтожали оставшиеся сирийские РЛС и пусковые установки, причем с дальностей, превышающих радиус действия сирийских зенитных ракет средней дальности (с рубежа 60-80км). Эти были самолеты, предназначенные для подавления системы ПВО. На них были установлены специальные двигатели, которые не оставляли за собой следа конденсата, что затрудняло визуальное обнаружение самолета.
Таким образом, за сутки ведения операции «Арцав» израильтяне уничтожили подавляющее большинство сирийских зенитно-ракетных бригад. Как пишет русский генерал Г. Яшкин израильтянам удалось захватить и удержать превосходство в воздухе и над полем боя. В эти же дни израильские ВВС уничтожали сирийскую авиацию .
Одновременно в небе Ливана разворачивалось крупнейшее воздушное сражение. С обеих сторон в нем участвовало около 350 самолетов, причем одновременно в воздушных схватках вели смертный бой по 120-200 самолетов. Сражение превратилось в настояющую бойню: Как пишет израильский военный историк О.Грановский, 9 июня израильские летчики-истребители сбили 29 сирийских самолетов, 10 июня счет воздушных побед израильтян вырос еще на 30 вражеских самолетов, а 11 июня противник потерял еще 19 своих самолетов. Всего сирийцы потеряли в воздушных боях 7-11 июня 82 своих самолетов МиГ-21, МиГ-23 и Су-22.
У израильских пилотов был особый счет к сирийцам – во время Войны Йом-Кипур в октябре 1973г. несколько сбитых израильских летчиков оказались в сирийском плену, где подверглись чудовищным пыткам и истязаниям. В допросах и пытках израильских военнопленных принимали участие русские офицеры – “наставники” сирийцев. Потому пощады сирийцам не было – большинство сирийских лётчиков, чьи самолёты были сбиты, погибли или стали инвалидами.
В этом воздушном сражении израильские ВВС не потеряли ни одного своего самолета. Это была абсолютная победа израильтян в воздухе.«Оглушенные» и «ослепленные» сирийские летчики попадали под внезапные удары израильских ракет класса «воздух-воздух» типа «Сайдуиндер», «Питон-3», способных поражать цели с больших дальностей и под различными ракурсами.
В течение всего сражения израильтяне интенсивно использовали передатчики дезориентирующих помех для увода ракет с РЧ-наведением и ИК-ловушки для увода ракет с ИК ГСН. Как только израильский летчик обнаруживал сирийский МиГ на своем ИЛС, все, что он должен был сделать, так это наложить символ целеуказания ИЛС на самолет противника, нажать кнопку применения оружия для задействования наиболее соответствующей, выбранной компьютером, системы оружия. Вся остальная работа делалась ИК-датчиком ракеты Sidewinder.
Ливанец Дияб Абу Джахья, очевидец этого воздушного сражения, так описывает катастрофу сирийской авиации:
«Все смотрели в воздух. Я тоже посмотрел наверх – и увидел одно из самых захватывающих дух зрелищ, которые мне когда-либо доводилось наблюдать. Прямо над нашими головами развернулось сражение сотен истребителей. Израиль бомбардировал сирийские ракеты, размещенные в долине Бекаa, и теперь сирийские истребители пытались предотвратить уничтожение остатков сирийского ПВО израильтянами.
На наших глазах разворачивалась весьма трагическая картина. Израильские истребители подстреливали сирийские самолеты один за другим, как мух, и поддержка с земли была бесполезной. Но сирийские пилоты продолжали взлетать, хотя они, вероятно, знали, что им не суждено вернуться на землю…Сионистские самолеты методично уничтожали установки ПВО, радары и все, что только ещё могло представлять угрозу их воздушному превосходству…»
Израильская армия добилась столь впечатляющей победы в воздухе и на земле за счет целого комплекса факторов: мастерства пилотов боевой авиации, комплексного ведения всех видов разведки (радиотехнической, радиолокационной, телевизионной) и радиоэлектронной борьбы, слаженных действий наземного и воздушного командований, умелого применения высокотехнологичного оружия.
Израильская победа обозначила и техническую отсталось русских вооружений, значительно уступавших израильскому и американскому оружию и боевым технологиям, а также показала всю порочность русской тактики воздушной войны и построения систем ПВО.
Катастрофа в долине Бекаа произвела шоковое впечатление на руководство СССР. Уже в сентябре 1982г. в Москве был собрано совещание в ЦК КПСС, посвященное разбору прошедших в Ливане боев, куда на “ковер” было вызвано командование Советской Армии и руководители ВПК. Им пришлось дать ответ за провальную неготовность русского оружия к современной войне. Тогда же по итогам этого “разбора полетов” было принято постановление ЦК КПСС и СМ СССР. Однако, судя по всему, должных выводов из катастрофы в Ливане сделано не было…
И в заключение – цитата:
“До сих пор мало кто в нашей стране знает, что одной из главных причин перестройки стал разгром, который израильская авиация учинила сирийской системе ПВО в ливанской долине Бекаа 9—10 июня 1982 года. Система была, разумеется, советской на сто процентов, причем новейшей на тот момент. Списать катастрофу на обычную недееспособность арабов было нельзя: даже израильтяне признавали, что сирийцы воевали на этот раз хорошо, кроме того, в кабинах уничтоженных ЗРК сидели рядом с сирийцами и советские инструкторы. Просто противник воевал уже по-новому, а мы — еще по-старому.”
(Александр Храмчихин.Военное строительство в России. «Знамя» 2005, №12)
Марио де Арканжелис Радиоэлектронная война, 1985, Blandford Press Ltd.
Олег Грановский Потери ВВС Израиля в Ливане
http://www.waronline.org/IDF/Articles/lebanon-losses.htm
А.Павлов КАК ЭТО БЫЛО “Воздушно-космическая оборона” №2 (5) 2002
http://www.vko.ru/article.asp?pr_sign=archive.2002.5.0205_11
Bekaa Valley combat Интервью представителя израильских ВВС о боях в Ливане, данное корреспонденту журнала “Flight International”.
http://airbase.ru/alpha/b/bekaa/
http://rusjev.net/2015/06/09/1982-god-kak-byila-unichtozhena-pvo-i-aviatsiya-sirii-a-takzhe-sotni-sovetskih-instruktorov/#more-8560