БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ЭФИОПИИ: С ДЕКАБРЯ 1977 Г. ПО НОЯБРЬ 1979 Г.
Война за Огаден (также известна как эфиопо-сомалийская война) — война между Эфиопией и Сомали за контроль над спорным регионом Огаден в 1977—1978
Предпосылки
Сразу же после провозглашения независимости в 1960 году Сомали выдвинуло территориальные претензии к соседним государствам. Правительство страны опубликовало манифест о воссоздании так называемого «Великой Сомали», в которое должны были войти части Эфиопии, Кении и Джибути. В 1969 году в результате Октябрьской революции к власти пришёл Мохаммед СиадБарре, провозгласивший курс на построение социализма, что привело к сближению между Сомали и СССР. Однако Барре не отказался от территориальных претензий к соседям.
Одной из территорий, принадлежность которой оспаривало Сомали, была эфиопская провинция Огаден, населённая преимущественно этническими сомалийцами. Претензии привели к тому, что уже в 1964 году между двумя странами произошёл кратковременный пограничный конфликт. Эфиопия была полной противоположностью молодому сомалийскому государству. Одна из древнейших стран мира, никогда не терявшая своей независимости (за исключением короткого периода итальянской оккупации в 1936—1941 годах), Эфиопия — также единственное государство Африки, в котором доминирующей религией является христианство. К 1960-м годам она уже семь веков являлась империей и на этот момент поддерживала тёплые отношения с США. Однако страна стала испытывать возрастающие проблемы, связанные с сепаратизмом в некоторыхрегионах, особенно в Эритрее, где началась партизанская война. В 1974 году в результате военного переворота император Хайле Селассие был свергнут, а к власти пришла хунта с марксистскими взглядами. Нестабильностью в Эфиопии воспользовалось Сомали, начавшее оказывать поддержку Фронту освобождения Западного Сомали (ФОЗС). С середины 1970-х Фронт вёл вооружёную борьбу за отделение Огадена от Эфиопии и присоединение его к Сомали.
Видя сложную постреволюционную ситуацию в соседней стране и будучи уверен в советской поддержке, Мохаммед СиадБарре принял решение захватить Огаден военным путём. Сомалийская армия по численности заметно уступала эфиопской, однако благодаря поставкам СССР превосходила противника по количеству боеготовой бронетехники боевой авиации; фактически она была полностью подготовлена и оснащена Советским Союзом. В свою очередь, армия Эфиопии имела на вооружении в основном американскую технику и готовилась американскими военными инструкторами.
Ход войны
В июле 1977 года сомалийская армия вторглась в Огаден. Партизаны ФОЗС проводили диверсионные акции за линией фронта. Эфиопская армия оказалась совершенно неготова к войне, и уже к концу месяца сомалийцы контролировали 60 % Огадена; с учётом активности партизан руководство Эфиопии вскоре было вынуждено признать, что не контролирует ситуацию в провинции. Единственным местом, где эфиопы оказали противнику достаточно упорное сопротивление, стал северный участок фронта (в дальнейшем именно здесь велись основные боевые действия, предопределившие исход войны). Продвижение сомалийцев на севере оказалось небольшим: лишь 13 сентябряони наконец сумели взять Джиджигу, а к концу месяца подошли к Харэру. Здесь наступление было окончательно остановлено и бои перешли в позиционную стадию.
Некоторые военные успехи сомалийцев были перечёркнуты их дипломатическими неудачами. Вопреки ожиданиям Барре, Советский Союз не поддержал его в войне. Наоборот, советское руководство видело в революционном эфиопском режиме очевидного союзника. Ещё в начале 1977 года Эфиопия свернула контакты с США и начала налаживать отношения с СССР. Советская позиция по вопросу эфиопо-сомалийского конфликта была окончательно прояснена осенью, когда с небольшим перерывом Москву посетили Мохаммед СиадБарре, встретивший холодный приём, и новый эфиопский лидер Менгисту Хайле Мариам, получивший заверения в полной поддержке. 13 ноября правительство Сомали объявило о денонсации советско-сомалийского договора о дружбе и сотрудничестве и предложило всем советским гражданам покинуть страну в недельный срок. В конце месяца СССР организовал «воздушный мост» для переброски в Эфиопию военной техники. Было задействовано 225 военно-транспортных самолётов самолётов. Они взлетали в Ташкенте, брали курс на Багдад, проходили над Аденом и Масавой и садились в Аддис-Абебе.
Разрыв советско-сомалийских отношений стал одним из самых парадоксальных событий «холодной войны». Эфиопия, прежний союзник США, превратилась в страну социалистической ориентации, а советские военные советники в составе эфиопских войск теперь противостояли сомалийской армии, воевавшей по советским военным уставам и советским оружием.
В конце года в Эфиопию для выполнения «интернационального долга» стал прибывать 18-тысячный кубинский контингент. В январе 1978 года на фронте возобновились активные боевые действия, в результате которых сомалийские войска были отброшены от Харэра. 3 марта началась операция по освобождению Джиджиги. Основными ударными силами в ней были бронетанковые подразделения кубинцев, а план операции составил глава оперативной группы Министерства обороны СССР в Эфиопии генерал армии Василий Петров. Выполняя отвлекающий манёвр, кубинцы пошли в лобовую атаку на сомалийскую оборону, в то время как основной удар был нанесён с севера, где высадился крупный вертолётный десант. 5 мартаДжиджига была освобождена. Сомалийские войска понесли настолько высокие потери, что практически не могли продолжать боевые действия. К 15 марта 1978 года последние подразделения армии Сомали покинули территорию Эфиопии, и война закончилась.
Последствия
После ухода сомалийских войск война в Огадене не прекратилась. ФОЗС продолжал действовать в провинции до начала 1980-х годов, когда интенсивность его операций пошла на спад.
Для Сомали последствия войны оказались гораздо более тяжёлыми. Национальная армия так и не сумела отправиться от поражения в Огадене. С 1981 года уже в самой Сомали развернулось партизанское движение, которое в 1991 году свергло правительство Мохаммеда СиадаБарре, после чего страна погрузилась в хаос и безвластие.
Эфиопо-сомалийская война характеризовалась необычайно активным для вооружённых конфликтов в Африке применением авиации, сыгравшей значительную роль в боевых действиях. ВВС Сомали уже в первый месяц понесли такие потери, что в дальнейшем почти не участвовали в войне (всего они потеряли около половины имевшихся самолётов), что позволило эфиопской и кубинской авиации установить господство в воздухе и наносить эффективные удары по сомалийским войскам. Неожиданностью для экспертов в области авиации стало превосходство американских истребителей F-5, имевшихся у ВВС Эфиопии, над советскими МиГ-21, составлявшими основу ВВС Сомали. Так, 26 июля 1977 года пара F-5 встретилась со звеном МиГ-21 и без потерь сбила два самолёта противника, а оставшиеся два МиГа столкнулись друг с другом, пытаясь уклониться от атаки. Другим знаменательным событием воздушной войны стало первое боевое применение вертолёта Ми-24.
В наземных сражениях достаточно активно применялась бронетехника. В основном это были советские танки Т-54 и Т-55, имевшиеся у обеих сторон, однако у эфиопской армии к началу войны ещё оставались американские M41 и M47. Использовались также боевые машины пехоты БМП-1, зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4, артиллерийские самоходные установки АСУ-87.
http://www.veterans.kz/index.php?p=189