Кто-то слышал про черные дыры,
Кто-то видел жирафа в загоне.
А я знаю, где жопа мира:
Эта жопа - Сьерра-Леоне.
Авторство приписывается корреспонденту программы «Вести»,
ГТРК «Россия»
Представьте себе синее-синее море, ослепительное солнце, тропическую растительность, среди которой обитают диковинные звери, и лежащие почти на поверхности земли богатейшие алмазные россыпи. Это будет неповторимая страна Сьерра-Леоне. А теперь представьте себе ужасающую нищету, порождающую огромное количество болезней, высокую смертность и отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Это тоже будет Сьерра-Леоне. Та же самая. Но…
Предыстория: но вот пришли европейцы…
Когда-то давным-давно эти земли населяли африканские племена. К началу нашей истории в некоторых из них уже во всю процветали феодальные отношения, другие же застряли где-то на уровне рабовладельческого строя. Так или иначе Африка была их домом, и в зависимости от обстоятельств они то воевали между собой, то мирились, то снова воевали. И продолжалась эта карусель вплоть до середины XV века, пока не пришли европейцы.
Произошло это событие в 1462 году, когда моряки португальского флота сошли на берег, основали здесь свои фактории, назвали это райское место Сьерра-Леоне, что в переводе означает «Львиные Горы» (или «Львиное Нагорье»), и начали потихоньку вывозить отсюда живой товар. Спустя две сотни лет на место португальцев пришли англичане, но жизнь местного населения от этого ничуть не изменилась – торговля рабами цвела пышным цветом во славу британской короны.
Когда же в конце XVIII века корона вдруг осознала, что торговать людьми бесчеловечно, лучшие ее представители решили исправить ситуацию. Они создали «Комитет освобождения несчастных чернокожих» (под руководством господина Шарпа), представители которого купили у одного из местных вождей кусок земли и в 1787 году поселили на нем около полутора тысяч темнокожих. Часть из них была доставлена из Северной Америки, а часть – с берегов Туманного Альбиона, где они пропадали от холода и голода. Новое поселение было названо Фритаун, что в переводе означает «город свободных», а населявшие его «новые африканцы» дали начало креольской нации.
Разумеется, всю тяжесть идейного, политического, экономического и прочего руководства вновь созданным государством британцы взяли на себя. Более того, совсем скоро Британия завоевала всю территорию современной Сьерра-Леоне, объявила ее своим протекторатом, насадила везде «своих» чиновников из числа богатых креольцев и бывших вождей племен, и жизнь в стране снова потекла во славу британской короны, а периодические восстания недовольных из местного населения жестоко подавлялись.
Тем не менее британское владычество какое-то время шло стране на пользу: вплоть до середины XX века здесь строились города, прокладывались железные дороги, велась разработка недр, развивалась горнодобывающая промышленность.
А потом тут нашли алмазы, и началось…
Алмаз: камень преткновения
К середине XX века Сьерра-Леоне подошла с двумя событиями. Во-первых, на востоке страны были обнаружены богатейшие россыпи алмазов, которые можно было в прямом смысле слова грести лопатой – уж очень близко к поверхности земли они находятся. А во-вторых, стараниями борцов за свободу в 1961 году была провозглашена независимость страны от Британии. Правда, при условии, что оная будет контролировать добычу алмазов (что она успешно и делает до сих пор через компанию «De Beers», главные акционеры которой – Anglo American plc и Central Holdings Group).
Независимый мир сохранялся недолго – буквально каких-то лет шесть, после чего страна буквально провалилась в замкнутый круг военных переворотов и революций. Надо ли объяснять, что главной, но неозвученной целью каждого нового правительства был контроль над неподконтрольным Британии (т.е. фактически нелегальным) алмазным трафиком. При этом наложить лапу на камушки пытались как сторонники консервативно-богатой верхушки, так и представители простого «плебса».
И вместо того чтобы нежиться, почивая на алмазных копях, шелестя банкнотами и покуривая сигары, Сьерра-Леоне нищала, дичала и постепенно превращалась в ад. Мужчины в возрасте от 10 лет с лопатой и ситом отправлялись на поиски алмазов, чтобы стоя по колено в воде по 12 и более часов, найти их, сдать местным скупщикам и получить за свой труд ничтожно малую сумму – до 1,5 долларов за смену. При условии, конечно, что вожделенный алмаз найден. А на нет, как говорится, и денег нет. Можно, конечно, попытаться алмаз украсть, чтобы продать другому, более щедрому скупщику, но за это, если поймают, полагается наказание – ампутация пальцев или кисти, как повезет…
Гражданская война: ребелы
В 1991 году в и без того истерзанной стране вспыхнула гражданская война, не знающая себе равных по жестокости. Ее инициатором стал Фоде Санко – отставной капрал, бывший заключенный, отбывавший срок в США, заручившийся поддержкой своего сокамерника, а на тот момент президента Либерии – Чарльза Тейлора. Цель войны была проста, как миска – контроль над алмазами.
Основным орудием войны стали повстанцы-ребелы, ряды которых пополнялись за счет… детей. Их отбирали у родителей, накачивали до отвала наркотиками, вооружали автоматами АК-47, мало-мальски учили воевать, указывали на врагов и не мешали бесчинствовать. И банды вооруженных обдолбанных подростков наводили ужас на города и деревушки Сьерра-Леоне. А чтобы ими было проще руководить, поток наркотиков не иссякал ни на минуту. При этом марихуана, растущая здесь повсюду, была самым безобидным из них. Они не кололись - на это нужны были шприцы. Они делали себе надрез на виске и втирали зелье в кровь. В том числе и такую убийственную штуку, как brown-brown - кокаин с порохом. Когда же действие наркотика заканчивалось, достаточно было вновь расковырять ранку и втереть новую дозу.
Именно они придумали забаву – спорить, кого родит беременная женщина, а потом вспарывать ей живот, чтобы проверить свою догадку. Именно они устраивали коллективные оргии, насилуя всех без исключения женщин стоявшей на пути деревни. Именно в их руках мачете превращалось в орудие ампутации, когда нужно было устрашить или наказать мужчин, отказавшихся служить в повстанческой армии (или не сумевших заплатить за себя выкуп) и вынужденных играть в сьерра-леонскую рулетку. Суть игры заключалась в том, чтобы достать из шапки фант с надписью «голова», «рука», «нога», «нос», «глаз», «ухо», «гениталии» и лишиться соответствующей части тела. Каждый из ребелов был специалистом в своей области: кто-то по рукам, кто-то по головам… При этом за совершение определенного количества подвигов детей поощряли дополнительно. Например, за шестьдесят пар рук можно было получить звание капитана. А были еще майоры и генералы…
Резня продолжалась почти десять лет. За это время погибли около 20 тысяч человек, среди которых большинство – мирное население, более трех тысяч человек стали калеками, сотням детей была искалечена психика, а через руки Фоде Санко и Чарльза Тейлора прошли миллионы алмазных долларов.
Жизнь после войны
В 1999 году силами армии Нигерии и миротворцев ООН кровопролитие было остановлено, и жизнь в Сьерра-Леоне начала восстанавливаться. Правда, очень медленно и неохотно. Мужчины, как и много лет назад, сутки напролет ищут алмазы, основная масса которых по-прежнему идет мимо казны. Ампутанты, живущие в специальных лагерях, мечтают после смерти отомстить своим обидчикам, потому что отомстить при жизни они не могут – нечем. Многие женщины вынуждены торговать собой, чтобы получить кусок хлеба, дети не могут пойти в школы, потому что школ не хватает.
Не хватает и больниц. А это практически катастрофа, учитывая тот факт, что в Сьерра-Леоне свирепствует малярия, вольготно чувствуют себя СПИД, а также прочие мерзкие напасти (одних только гельминтов тут насчитывается около двух сотен). Сьерра-Леоне практически замыкает список рейтинга стран, характеризующий уровень жизни, а средняя продолжительность этой самой жизни здесь около 38 лет. По данным ВОЗ (2006 год), 20 процентов детей умирают в возрасте до пяти лет, а после 15 – каждый второй.
И если вы по-прежнему думаете, что плохо живете, не поленитесь – совершите экскурсию в Сьерра-Леоне. Поверьте, вернувшись домой, вы поймете, что живете в раю.