Завсегдатаи Африки
Денис ПОПОВИЧ
спецкор «ВЕДОМОСТЕЙ» (из Сьерра-Леоне)
25 Апреля 2003
Министр обороны Владимир Шкидченко, воспользовавшись очередной ротацией вертолетчиков, впервые посетил наших миротворцев в Сьерра-Леоне. Там находятся бойцы 4-го отдельного ремонтно-восстановительного батальона и 20-го вертолетного отряда.
ЛУЧШИЙ ДЖЕНТЛЬМЕН И КОМАНДИР
Израненная десятилетней гражданской войной, столица Сьерра-Леоне — Фритаун в последние шесть-семь месяцев здорово отстроилась. Самые модерновые здания здесь — резиденция президента Сьерра-Леоне и штаб-квартира Миссии ООН в Сьерра-Леоне. В роскошный дворец вообще впору туристов водить. Чего стоит, например, зеленое «хлебное дерево», с павлинами в густой кроне.
|
Владимир Шкидченко после переговоров с Даниэлем Опанде |
Фото автора |
|
Но у Владимира Шкидченко не было времени любоваться красотами Фритауна. Сразу после встречи с президентом и по совместительству министром обороны страны Ахмедом Джаном Каббой его ожидали переговоры с командующим войсками ООН кенийским генерал-лейтенантом Даниэлем Опанде и спецпредставителем Генсека ООН в стране Олуеми Адениджи.
— О таком тыловом подразделении как 4-й батальон может мечтать каждый генерал, — заявил Опанде. — И с каждой ротацией ситуация только улучшается. Оборудование, которое вы сюда доставили, полностью оправдало наши ожидания. А подготовка людей отвечает самым высоким требованиям. Особенно приятно работать с командиром. Это самый лучший работник, офицер и джентльмен.
Речь шла о командире украинского контингента в Сьерра-Леоне полковнике Игоре Стельмахе, который скромно опустил глаза. Еще бы! Похвалили в присутствии прессы и самого главного военного босса Украины. Впрочем, хвалить есть за что.
ПЫЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Ремонтники служат в Африке год, а вертолетчики — полгода. Их лагеря расположены в населенных пунктах Лунги и Хейстингс. Но аккуратные жилые домики пустуют: почти все военнослужащие на заданиях.
— После того как в марте ООН отозвала тыловое подразделение из Бангладеш, почти вся работа легла на нас, — объяснил мне начальник отделения переводчиков 4-го батальона подполковник Сергей Становов. — Перевозим материалы, топливо для всех десяти контингентов из разных стран. А еще в специально оборудованные лагеря возле Фритауна доставляем беженцев из соседней Либерии, где идет гражданская война.
За последние полгода украинские вертолетчики совершили 1644 полета, во время которых перевезли около 7 тыс. пассажиров и 176 т грузов. На либерийской границе выполнено 38 боевых патрулирований. Средний налет каждого пилота — более 110 часов. Нынешний состав 4-го батальона переправил в лагеря ООН более 15 тыс. либерийских беженцев и около 690 т грузов. Украинцы обеспечили транспортом ротации восьми иностранных контингентов, перевезли более 8 тыс. военнослужащих и 787 т грузов. После свертывания тылового подразделения из Бангладеш автомобили Миссии ООН и 4-го рембата доставили отрядам из разных стран 305 т горюче-смазочных материалов. |
Ремонтники обслуживают и украинские БТРы, и грузовики, переданные в аренду бойцам других стран, и учат иностранцев, как с ними обращаться.
— Самыми подготовленными считаются пакистанцы и бангладешцы, — отмечает Сергей Становов. — Кстати, как раз сегодня мы передаем пакистанцам 19 БТРов. Они предпочли их американским М-113. Наши машины показали себя в Африке лучше.
Зато иностранные солдаты украинскую технику гробят беспощадно. Однажды в штаб рембата позвонил замбиец, жалуясь на problem с двигателем БТРа. Ребята обнаружили, что африканец зачем-то слил из системы охлаждения воду. И это в то время, когда от жары перехватывает дыхание! Месяца три назад бойцы из Ганы проезжали на БТРе через мост, сложенный из бревен и пальмовых веток. Водитель не справился с управлением, и машина свалилась в болото. «Долго мы с ним возились, — припомнил старшина Матвей Гачик. — Сначала пытались вытянуть «ЗИЛом», потом «Уралом», но только тросы порвали. В конце концов вызвали российский вертолет и вызволили БТР из трясины».
|
Африканский друг миротворца. |
Фото автора |
|
К счастью, ничего подобного с нашими военнослужащими не происходило, хотя дороги в Сьерре ужасные. В основном это пыльные грунтовки. Именно по такой мы ехали из Фритауна в Хейстингс. Закрученным серпантином она спускалась к узкому мосту, переброшенному через канаву, которая была заполнена валунами. Когда-то на эти камни рухнула машина с непальцами. Уф. Но водитель микроавтобуса удачно миновал опасный переезд. «И все-таки я места себе не нахожу, когда мои ребята отправляются в рейс», — говорит полковник Стельмах.
ДВА БРОСКА К ЭКВАТОРУ
Что же влечет наших ребят в Сьерра-Леоне? Несмотря на сказочно теплый океан, эта страна — не курорт для нас, северян. Здешний климат очень жаркий и влажный. Плюс тропическая малярия и целый букет других инфекционных заболеваний. Государство еле-еле приходит в себя после войны. Так в чем же дело?
— Если бы я сказал, что нас не привлекает заработок (миротворцы получают от $500 до 1000. — Авт.), то соврал бы, — усмехнулся Игорь Стельмах. — Но деньги — не главное. Кто из нас в детстве не мечтал увидеть мир, а тем более попасть в Африку?»
Вертолетчики, например, хотят подняться ввысь. Ведь в Украине из-за проблем с топливом работы не очень много. «Чтобы поддерживать класс, нужно проводить в небе не менее 50 часов в год», — объяснил «Ведомостям» в Хейстингсе летчик-инспектор 20-го отряда Анатолий Шевченко. — А здесь в прошлую ротацию за шесть месяцев я налетал 187 часов. В целом же провел в воздухе 2350 часов.
Во как! Бравый офицер уже во второй раз в Африке. Оказывается, если ты летчик первого класса и нет проблем со здоровьем, повторную «путевку» в Сьерру можно достать беспрепятственно. Таких, как Анатолий, здесь много. Среди «завсегдатаев», замкомандира 20-го отряда по воспитательной работе Александр Литвин.
— Полеты здесь интересные, — рассуждает Александр. — Отдыхать некогда — каждый день в воздухе. В семь утра вылет. К шести вечера возвращаемся, получаем задачу на следующие сутки. И так почти без перерыва.
Вертолетчики перевозят пассажиров, vip -персон, грузы и занимаются боевым патрулированием. «Летаем вдоль границ с Гвинеей и Либерией, чтобы либерийские повстанцы не вздумали проникнуть в Сьерра-Леоне, — объяснил Анатолий Шевченко. — Патрулируем двумя «вертушками». Одна летит повыше, другая пониже. Обе машины вооружены».
Украинские пулеметы ни разу не поливали джунгли приграничья свинцовым дождем. Хотя однажды Анатолий Шевченко едва не попал в переделку. Его экипаж доставил нигерийский боевой отряд, чтобы он призвал к порядку взбунтовавшихся туземцев в глухом селении. Нигерийцы скрылись в лесах, а туземцы внезапно вышли на беззащитную машину с противоположной стороны. Анатолий вступил в переговоры. Общаться пришлось знаками, потому что аборигены изъяснялись исключительно на местном наречии. Но племя поняло, что вертолетчики не собираются причинять им зла. Дело закончилось тем, что туземцы полчаса пели и плясали вокруг вертолета.
* * *
Мы много говорим о том, какой должна быть профессиональная украинская армия. Она уже существует. Ее можно увидеть в Сьерра-Леоне, в Косово, Ливане, где стоят украинские «голубые береты». Это действительно классные специалисты, которые желают качественно работать за хорошие (по украинским меркам) деньги. А наша страна, не принимая участия в вооруженных конфликтах, получает прекрасно подготовленных бойцов.
— Как в любой воинской части, здесь есть свои недостатки и просчеты, — сказал по окончании визита в Сьерра-Леоне министр обороны Владимир Шкидченко. — Но бойцы создали себе бытовые условия, отвечающие всем евроатлантическим стандартам. А высокая оценка Даниэля Опанде и представителей ООН вообще перекрывает все мои замечания. Как много сделано для повышения престижа Украины! Я благодарен за это парням.