Упавший в горах Сьерра-Леоне российский вертолет могли сбить повстанцы
Вчера в Сьерра-Леоне вылетели российские специалисты-авиатехники. Они будут представлять Россию в совместной комиссии по расследованию причин крушения российского вертолета Ми-8 с сотрудниками миссии ООН на борту. Вертолет рухнул на скалы недалеко от населенного пункта Энгема. Погибли 24 человека – все, кто находился на борту. Кроме троих россиян жертвами аварии стали миротворцы из Пакистана, Уганды, Ганы и Танзании. Специалисты авиакомпании UTair, которой принадлежал разбившийся вертолет, уверены в профессионализме летчиков и настаивают на версии боевого поражения с земли.
Миротворцы не всегда прислушиваются к рекомендациям наших пилотов.
Вертолет Ми-8МТВ, выполнял плановый полет в
рамках миротворческой миссии ООН на территории Сьерра-Леоне. Машина
поднялась в воздух в столице страны Фритауне и должна была доставить
сотрудников ООН в поселок Энгем, где идут активные боевые действия. Как
утверждают представители авиакомпании UTair, ранее известной как
«Тюменьавиатранс», за пять минут до катастрофы экипаж вышел на радиосвязь и доложил на землю, что «на борту полный
порядок, полет проходит нормально». Пилоты сообщили также о готовности
посадить вертолет в Энгеме через 30 минут.
В 13.20 по московскому времени связь с экипажем прервалась. В небо были немедленно подняты три спасательных самолета, которые через час обнаружили разбитый Ми-8 на склоне горы недалеко от места планируемой посадки. При падении вертолет протащило по скале, вспыхнул пожар. Спастись не удалось никому из находившихся на борту. В авиакатастрофе погибли три члена экипажа – сотрудники авиакомпании UTair Владимир Михалицын, Андрей Соков и Александр Новоселов. Среди пассажиров были 14 пакистанских миротворцев и пакистанский офицер полиции, доброволец ООН из Ганы, трое граждан Сьерра-Леоне, угандиец и гражданин Танзании, сотрудник Международного комитета Красного Креста. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выразил свои соболезнования семьям погибших и государствам, граждане которых «отдали свои жизни во имя мира».
Официальные лица о причинах трагедии пока не говорят. Полноценная работа комиссии по расследованию началась только сегодня. Однако представители авиакомпании UTair уже сделали свои предположения. Они разрабатывают версию боевой атаки на вертолет с земли и не сомневаются в профессионализме экипажа.
«Это был высококвалифицированный и опытный экипаж, – рассказала «Новым Известиям» ведущий специалист авиакомпании UTair Евгения Федорченко. – Работа в Сьерра-Леоне не была для них первой поездкой за границу. Александр Новоселов работал за границей с 1991 года: Турция, Новая Гвинея, Западная Сахара, Восточный Тимор. Андрей Соков два года пробыл в Западной Сахаре и с начала 2004 года работал в Сьерра-Леоне. А Владимир Михалицын совершал полеты в этой стране на протяжении трех лет. В районе крушения самолета находятся крупнейшие алмазные разработки, и ведутся активные боевые действия. Есть основания полагать, что вертолет миротворцев был сбит с земли повстанцами».
Согласно данным авиакомпании, вероятность того, что Ми-8 упал из-за технической неисправности, стремится к нулю. С момента выпуска вертолет провел в воздухе лишь десятую часть среднего эксплуатационного срока – 2100 часов. А после капитального ремонта, проведенного в России три месяца назад, вертолет налетал только 200 часов.
Как рассказал «НИ» специалист по авиационной безопасности, пожелавший остаться неизвестным, на ситуацию мог повлиять еще целый ряд факторов: «Вполне возможно, что машина была перегружена. Две с половиной тонны – это максимальная загруженность для Ми-8 этой модификации. А 24 человека на борту, топливо, которого в баках, судя по возникшему пожару, оставалось предостаточно, могли весить больше. Пилоты планировали высадить миссионеров ООН за 280 километров от Фритауна, недалеко от восточной границы, где и произошла катастрофа. А там горы, покрытые густым лесом. Посадить машину довольно трудно, тем более на выбранную с воздуха площадку. Погодные условия в горах, даже африканских, не располагают к полетам. Безупречные условия для авиакатастрофы – горный рельеф, туман и плохая радиосвязь. Стоит отметить, что сотрудники международной гуманитарной организации не всегда прислушиваются к рекомендациям пилотов. Российские вертолеты зафрахтованы представителями ООН, и экипажу порой приходится выполнять настойчивые требования миротворцев – подниматься в воздух в нелетную погоду и прочее».
Так или иначе, истинные причины крушения российского вертолета предстоит установить официальной комиссии. Российскую сторону в ней будут представлять специалисты межгосударственного авиационного комитета, Московского вертолетного завода имени Миля и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ход расследования во многом будет зависеть от того, кто возглавит экспертную комиссию. По закону расследовать катастрофу должны представители той страны, на чьей территории произошла трагедия. Если мнение российских экспертов не будет иметь вес, виновными вполне могут признать только погибших российских летчиков, уличив их в некомпетентности. Тогда страховые выплаты и компенсации семьям погибших придется взять на себя российской стороне.
В 13.20 по московскому времени связь с экипажем прервалась. В небо были немедленно подняты три спасательных самолета, которые через час обнаружили разбитый Ми-8 на склоне горы недалеко от места планируемой посадки. При падении вертолет протащило по скале, вспыхнул пожар. Спастись не удалось никому из находившихся на борту. В авиакатастрофе погибли три члена экипажа – сотрудники авиакомпании UTair Владимир Михалицын, Андрей Соков и Александр Новоселов. Среди пассажиров были 14 пакистанских миротворцев и пакистанский офицер полиции, доброволец ООН из Ганы, трое граждан Сьерра-Леоне, угандиец и гражданин Танзании, сотрудник Международного комитета Красного Креста. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан выразил свои соболезнования семьям погибших и государствам, граждане которых «отдали свои жизни во имя мира».
Официальные лица о причинах трагедии пока не говорят. Полноценная работа комиссии по расследованию началась только сегодня. Однако представители авиакомпании UTair уже сделали свои предположения. Они разрабатывают версию боевой атаки на вертолет с земли и не сомневаются в профессионализме экипажа.
«Это был высококвалифицированный и опытный экипаж, – рассказала «Новым Известиям» ведущий специалист авиакомпании UTair Евгения Федорченко. – Работа в Сьерра-Леоне не была для них первой поездкой за границу. Александр Новоселов работал за границей с 1991 года: Турция, Новая Гвинея, Западная Сахара, Восточный Тимор. Андрей Соков два года пробыл в Западной Сахаре и с начала 2004 года работал в Сьерра-Леоне. А Владимир Михалицын совершал полеты в этой стране на протяжении трех лет. В районе крушения самолета находятся крупнейшие алмазные разработки, и ведутся активные боевые действия. Есть основания полагать, что вертолет миротворцев был сбит с земли повстанцами».
Согласно данным авиакомпании, вероятность того, что Ми-8 упал из-за технической неисправности, стремится к нулю. С момента выпуска вертолет провел в воздухе лишь десятую часть среднего эксплуатационного срока – 2100 часов. А после капитального ремонта, проведенного в России три месяца назад, вертолет налетал только 200 часов.
Как рассказал «НИ» специалист по авиационной безопасности, пожелавший остаться неизвестным, на ситуацию мог повлиять еще целый ряд факторов: «Вполне возможно, что машина была перегружена. Две с половиной тонны – это максимальная загруженность для Ми-8 этой модификации. А 24 человека на борту, топливо, которого в баках, судя по возникшему пожару, оставалось предостаточно, могли весить больше. Пилоты планировали высадить миссионеров ООН за 280 километров от Фритауна, недалеко от восточной границы, где и произошла катастрофа. А там горы, покрытые густым лесом. Посадить машину довольно трудно, тем более на выбранную с воздуха площадку. Погодные условия в горах, даже африканских, не располагают к полетам. Безупречные условия для авиакатастрофы – горный рельеф, туман и плохая радиосвязь. Стоит отметить, что сотрудники международной гуманитарной организации не всегда прислушиваются к рекомендациям пилотов. Российские вертолеты зафрахтованы представителями ООН, и экипажу порой приходится выполнять настойчивые требования миротворцев – подниматься в воздух в нелетную погоду и прочее».
Так или иначе, истинные причины крушения российского вертолета предстоит установить официальной комиссии. Российскую сторону в ней будут представлять специалисты межгосударственного авиационного комитета, Московского вертолетного завода имени Миля и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Ход расследования во многом будет зависеть от того, кто возглавит экспертную комиссию. По закону расследовать катастрофу должны представители той страны, на чьей территории произошла трагедия. Если мнение российских экспертов не будет иметь вес, виновными вполне могут признать только погибших российских летчиков, уличив их в некомпетентности. Тогда страховые выплаты и компенсации семьям погибших придется взять на себя российской стороне.