История создания и становления Народной Республики Бангладеш в определенной степени связана с помощью Советского Союза, оказанной молодой стране в самый сложный для нее период.
Образованию республики предшествовала длительная борьба бенгальского национального движения, возглавляемого политической партией Народная лига, против правящего режима Восточного Пакистана, осуществлявшего политическую, экономическую и национальную дискриминацию восточно-бенгальского народа. В декабре 1970 г. эта борьба увенчалась победой Народной лиги на всеобщих выборах в Пакистане, что давало ее лидеру М. Рахману право стать премьер-министром и сформировать новое национальное правительство.
Однако глава военной пакистанской администрации Яхья Хан открыто отказался допустить партию Народной лиги к власти, объявил ее вне закона и арестовал М. Рахмана. Одновременно правительственные войска Пакистана начали карательные операции против восточно-бенгальского населения, которое в свою очередь развернуло партизанскую борьбу против пакистанского режима. В апреле 1971 г. избежавшие ареста и выехавшие в Индию лидеры Народной лиги сформировали правительство и объявили Восточный Пакистан независимой Народной Республикой Бангладеш (страна Бенгалия). Созданные ими силы освобождения («муктибахини») с сентября 1971 г. перешли к активным действиям в Восточном Пакистане, и уже к ноябрю под их контролем находилось около четверти территории.
Непосредственную поддержку бенгальским силам освобождения оказывала Индия, на территории которой проходило формирование, вооружение и обучение частей «муктибахини». В результате и без того сложные пакистано-индийские отношения переросли в военные действия. Агрессия против Индии началась внезапным ударом пакистанских ВВС по семи крупнейшим индийским аэродромам, после чего сухопутные войска Пакистана перешли в наступление. Отразив первые удары противника, индийские вооруженные силы перешли в контрнаступление. Их основные усилия были сосредоточены на восточном участке фронта, что определялось провозглашенными премьер-министром Индии И. Ганди политическими целями войны - оказать поддержку вооруженным силам «муктибахини», предотвратить дальнейшее уничтожение восточно-бенгальского населения.
Советские Вооруженные Силы непосредственного участия в этом военном конфликте не принимали, однако следует отметить, что определенный вклад в его исход внесла группировка кораблей ВМФ СССР под командованием контр-адмирала В. Кругликова, находившаяся в то время в Индийском океане. События, связанные с этим эпизодом, развивались следующим образом. С началом пакистано-индийского конфликта в Бенгальский залив была направлена авианосная ударная группа (АУГ) ВМС США с задачей нейтрализовать индийский флот и оказать тем самым помощь Пакистану. Индийское правительство, сильно обеспокоенное угрозой вмешательства в конфликт Соединенных Штатов, проинформировало об этом Советский Союз, на что советское военное руководство дало понять, что нейтрализация американского оперативного соединения является «заботой» ВМФ СССР. В результате, по прибытии в район конфликта американской АУГ, ее действия были полностью связаны плотной опекой советских кораблей". В этой связи вице-адмирал в отставке В. Кругликов в своих воспоминаниях приводит текст перехваченной радиограммы командира АУГ, который доносил командующему Тихоокеанским флотом США: «За нами ведется постоянное слежение, мы опоздали с развертыванием, советских кораблей много. Их командир ведет себя нагло».
16 декабря 1971 г. командующий группировкой сил Восточного Пакистана генерал Ниязи подписал акт о безоговорочной капитуляции перед индийской армией и «муктибахини». Республика Бангладеш обрела независимость. М. Рахман, освобожденный пакистанскими властями, возглавил национальное правительство, которому предстояло решать сложные задачи. В ходе боев на территории Бенгалии пострадали многие населенные пункты и наземные коммуникации, но особенно большим разрушениям подверглись крупнейший порт Читтагонг и порт Чална, которые, по сути, являлись морскими «воротами жизни», связывавшими республику с остальным миром. К тому же проходы к порту Читтагонг были заминированы, его акватория и основные фарватеры загромождены затопленными судами. Лишившись возможности использовать порты для доставки грузов и продовольствия, новое государство оказалось перед угрозой полного развала и без того слабой экономики и голода населения. Советский Союз установил дипломатические отношения с Республикой Бангладеш 25 января 1972 г., и почти сразу после этого было принято решение об оказании помощи в восстановлении важнейших для молодой страны узлов морских коммуникаций. С этой целью на базе кораблей и судов Тихоокеанского флота была сформирована Экспедиция особого назначения (ЭОН-12), в состав которой были включены: пять тральщиков, аварийно-спасательное судно, морской буксир, танкер, плавмастерская, кил лектор, гидрографический промерный бот, разъездной и десантный катера. Министерство морского флота обязывалось направить в район действий свое спасательное судно и морской буксир. Кроме того, на Морфлот легла задача осуществления перевозок необходимых грузов и маломореходных судов экспедиции на своих транспортах. Всего в экспедиции насчитывалось семнадцать кораблей и судов, около пятисот военнослужащих, рабочих и служащих. Командиром ЭОН-12 был назначен заместитель начальника Вспомогательного флота и аварийно-спасательной службы ВМФ контр-адмирал С. Зуенко.
Первой прибыла в Читтагонг 2 апреля 1972 г. плавмастерская ПМ-40. Она прошла через узкий фарватер Бенгальского залива, проделанный в минном заграждении индийскими тральщиками, поднялась вверх по реке Карнапкули, на берегу которой расположен порт, и ошвартовалась у поврежденного причала. Удручающая картина разрушенных портовых сооружений, торчащих из-под воды мачт, надстроек и труб затопленных кораблей свидетельствовала о большом объеме предстоявших работ, который требовал своего уточнения.
Совместными действиями представителей Бангладеш и офицеров советской оперативной группы удалось установить, что в результате боев в территориальных водах и на реках страны было потоплено около 150 судов. По данным администрации порта Читтагонг, у его причалов и на акватории находилось более сорока поврежденных и затопленных судов, причем четырнадцать из них лежали на грунте вблизи фарватера и сильно затрудняли судоходство, а одно - на повороте реки в самом узком месте. Из восемнадцати портовых причалов только шесть могли принимать суда, остальные находились в разрушенном состоянии.
Результаты анализа обстановки в районе порта Читтагонг легли в основу расчетов, проведенных оперативным управлением ГШ ВМФ, которые показали, что при организации одновременных работ по освобождению причалов от поврежденных суда, расчистке основных участков акватории от затонувших объектов и боевому тралению входного фарватера силы ЭОН-12 способны в срок до конца декабря текущего года подготовить порт к эксплуатации. Обстановка подсказывала, что было бы целесообразным участие в этих действиях и индийских военно-морских сил. В течение мая 1972 г. Министерство иностранных дел нашей страны вело переговоры с индийским правительством об участии индийской стороны в расчистке портов. С этой же целью контр-адмирал С. Зуенко встречался с представителем индийских военно-морских сил и обсуждал этот вопрос. Однако индийская сторона уклонилась от дальнейших переговоров и нашла причины не принимать участие в проводимых мероприятиях. Вся тяжесть работ легла на плечи личного состава советской спасательной экспедиции.
К непосредственным работам экспедиция приступила 16 апреля, начав обследование и подготовку к подъему первых затопленных судов. Командованием экспедиции были созданы судоподъемные группы для производства работ одновременно на нескольких объектах. Работать пришлось в непривычных условиях тропического климата и гидрологии.
По воспоминаниям контр-адмирала запаса Сергея Николаевича Кокоткина, бывшего в то время заместителем командира ЭОН-12, полное отсутствие видимости под водой вынуждало наших водолазов работать на ощупь. Большая скорость прилив-но-отливных течений давала возможность производить спуски водолазов только в течение 2-2,5 часа в сутки, в период так называемой стоп-воды во время смены направления течения. Повышенная влажность и высокая температура воды и воздуха приводили к быстрой утомляемости, повышалась заболеваемость водолазного состава. Ни один наш корабль или судно не были оборудованы для плавания в тропических широтах, и только на плавмастерской ПМ-40, где размещался личный состав судоподъемной партии, находилась единственная установка кондиционирования воздуха.
Создавали вынужденные перерывы в работе и частые тропические ливни, сопровождавшиеся сильными ветрами, поэтому советским специалистам приходилось для выполнения плановых сроков работать с перенапряжением сил. Отсутствие ка кой-либо документации на затонувшие суда и достоверных данных о их местонахождении также требовало большого количества времени на проведение водолазного обследования. Тем не менее на всех объектах была организована круглосуточная работа. С учетом местных условий тщательно продумывалась технология водолазного труда. Были созданы четыре дополнительных водолазных поста для работы с судов, не имеющих водолазного оборудования.
По мере наращивания усилий ЭОН-12 по реализации выработанного плана пришлось принимать меры и по значительному усилению медицинского обеспечения экспедиции, так как выявились случаи опасных инфекционных заболеваний. В связи с этим Генеральный штаб ВС СССР санкционировал увеличение численности ЭОН-12 до 750 человек.
Одновременно с судоподъемными работами проводилась подготовка к выводу из порта трех поврежденных большегрузных судов. После заделки пробоин и откачки воды, они за три дня поочередно были выведены из порта в район разделки. Тем самым к 27 апреля были освобождены три причала длиной около 600 м. Однако подходы к порту по-прежнему закрывали минные заграждения. Узкий фарватер, по которому корабли экспедиции вошли в порт, использовался лишь отдельными небольшими судами.
К началу мая закончили предварительную подготовку и приступили к работе тральные силы, которым была поставлена первоочередная задача очистить от мин и обвеховать фарватер на подходах к порту Читтагонг, а до конца декабря ликвидировать минную опасность во всем районе. 2 мая тральщики подняли и расстреляли первую мину.
По ходу выполнения этих задач тральным силам приходилось преодолевать большие трудности. Низкие берега, отсутствие ориентиров для определения точного места кораблей, мутная вода, малые глубины, большая засоренность района мелкими затонувшими судами - все это тормозило ход разминирования. А главное - советские специалисты не имели никаких документов о поставленных минных заграждениях.
Следует отметить, что траление мелкопоставленных мин .при резко выраженных приливно-отливных течениях нашими тральщиками проводилось впервые в практике Военно-Морского Флота. Тем не менее к 22 августа практически половина всех запланированных работ была выполнена, что позволило расширить подходной фарватер к порту Читтагонг с десяти до тридцати кабельтовых. Этому способствовали быстрая адаптация к местным условиям и разумная инициатива, проявленная личным составом. Так, в период боевого траления в целях максимального сокращения срока работ дивизионным штурманом 118-го дивизиона капитан-лейтенантом Г. Мурзаевым и дивизионным минером капитан-лейтенантом И. Горшковым был предложен и осуществлен новый тактический прием, позволяющий использовать для траления мелкопоставленных мин в малую воду морские тральщики в паре с рейдовыми. Свою задачу решили и обеспечивающие силы. Развернутая радионавигационная система «Рым» обеспечивала выдачу тральщикам надежных данных о их местонахождении и точное обвехование протраленной полосы.
Одновременно с боевым тралением продолжались работы по расчистке акватории порта Читтагонг, где к началу августа после вывода девяти поврежденных и затонувших судов было освобождено еще семь причалов. В результате порт начал функционировать, причем его месячный грузооборот составлял более 500 тыс. тонн, что превышало даже довоенный уровень. В этой связи бывший командир советской спасательной экспедиции контр-адмирал С. Зуенко в своих воспоминаниях приводит высказывания капитана порта Камала, который в те дни говорил: «...Я много плавал, многое видел, но такого еще не видал. Советские моряки... творят здесь чудеса. По мнению многих специалистов, на восстановление порта требовались годы. Годы стали месяцами. Разве это не чудо? Если бы меня спросили, какая самая популярная страна в Читтагонге, я бы ответил - Советский Союз». Такая оценка результатов проведенных советскими специалистами работ не являлась преувеличенной, поскольку действительно, по расчетам западных специалистов, для возвращения к нормальному функционированию Читтагонга требовалось не менее трех лет.
Несмотря на трудности, отряд траления завершил все работы к 21 октября 1972 г., то есть на 2 месяца раньше установленного правительствами обеих стран срока. Окончательное заключение о ликвидации минной опасности было сделано институтами ВМФ на основе анализа многих факторов, в частности специфических гидрологических условий в районе порта, характеристики приливно-отливных течений и др. Вместе с тем до конца 1973 г. силами базовых тральщиков в целях обеспечения гарантии безопасности плавания в этом районе, в соответствии с действующими правилами, периодически проводилось контрольное траление и осуществлялся разведывательный поиск мин по наиболее используемым маршрутам следования в Читтагонг. Этот этап работы также был успешно завершен, в результате чего суда и корабли получили возможность свободного плавания во всем районе. 15 марта 1974 года в торжественной обстановке тральщиков проводили на Родину.
Тем временем остальной состав экспедиции продолжал работы по расчистке акватории порта. С начала 1973 г. главным объектом экспедиции стал транспорт «Сурма», затонувший на глубине 20 метров в 50 метрах от берега. Проектом предусматривалось произвести подъем судна путем продувки воздухом герметизируемой части его корпуса. Предварительно необходимо было убрать около 25 тыс. тонн ила из внутренних отсеков и помещений, а также отделить с помощью взрывов ходовую рубку, мачты, трубы и другие палубные устройства судна. Герметизация включила в себя работы по заделке более 200 подводных пробоин и отверстий в корпусе судна.
Несмотря на значительный объем работ по «Сурме», все они были успешно выполнены. Для подъема задействовали два 800-тонных крана, прибывших в Читтагонг в ноябре 1973 г. для нужд экспедиции. Транспорт «Сурма» был поднят, перемещен в сторону берега на 30 метров и положен на грунт в позицию, удобную для его дальнейшей разделки на металлолом. Таких крупных судоподъемных работ в Советском Союзе еще не выполнялось.
В результате работ, выполненных в 1972-1973 гг. в порту Читтагонг, было освобождено для нормальной эксплуатации 12 причалов; выведено на разделку 3 поврежденных крупнотоннажных транспорта общим водоизмещением около 50 тыс. тонн; у причалов и на акватории порта подняты и убраны из судоходной части 12 судов; кроме того, сверх плана поднят один военный катер водоизмещением 150 тонн и одна баржа, затонувшая в декабре 1973 года; переданы бангладешской стороне для ремонта и восстановления 2 судна; переданы для разделки на металлолом суда с общим выходом металла около 20 тыс. тонн. Суммарный тоннаж поднятых и выведенных судов составил около 90 тыс. тонн.
Кроме вышеуказанного экспедицией были проделаны отдельные работы для Читтагонгского Порт-Треста: тушение большого пожара на воде; съемка с мели греческого судна «Клавдия», имевшего на борту 11 тыс. тонн рельсов для восстановления железнодорожного хозяйства; оборудование буями судоходного фарватера; резка 90 погонных метров железного ограждения под водой в Кхулне; разного рода консультации по спасательным работам и многое другое.
Выполнение экспедицией работ по безвозмездной помощи Бангладеш полностью восстановило внешние морские связи и позволило значительно превзойти довоенный уровень грузооборота порта. В результате обязательства, взятые согласно межправительственному соглашению были выполнены досрочно. Однако экспедиция возвратилась на Родину не сразу. В то время в Читтагонге начались подготовительные работы по реконструкции порта. Многие страны предлагали правительству Бангладеш свою помощь, но эта работа была доверена только советским специалистам.
На 1974 г. руководство поставило перед ЭОН-12 следующие задачи: до 31 мая поднять шесть судов и осуществить подъем из двух барж 1900 тонн листового железа; оказать помощь в разделке парохода «Сурма» на металлолом; с 1 февраля по 30 июня обучить специалистов для создаваемой спасательной службы Бангладеш, подготовить и передать им три судна, спасательную технику и имущество согласно специальному перечню.
Участники этих событий отмечают, что темпы работ, проведенных экспедицией в 1974 г., по сравнению с 1972-1973 гг. значительно увеличились. Это объясняется тем, что личный состав накопил значительный опыт, прошел акклиматизацию. Кроме того, кардинальное уменьшение срока работ было достигнуто за счет внедрения предложений по рационализаторской работе, развернутой на всех участках. Так, подъем судна «Джалдака», который выполняли участок крана СП-1, где капитаном был Г. Николаев, морской водолазный бот ВМ-74 (командир мичман И. Семенов) и пожарно-дегазационный катер ПДК-44 (командир старший лейтенант В. Артеменко), был осуществлен всего за двенадцать суток вместо восьмидесяти запланированных. Внедрение новой, прогрессивной технологии ускорило операцию по разделке судна «Сурма» в 2,5 раза. Использование оригинальных устройств и применение новых методов при подъеме листового железа с затопленных барж позволило завершить эти работы за 42 суток, тогда как с использованием обычных методов и оборудования, по расчетам, требовалось не менее восьми месяцев.
Умелое руководство, рационализация и экономия времени дали возможность выполнить все взятые Советским Союзом обязательства досрочно. За 26 месяцев работ экспедицией было поднято 26 затонувших судов суммарным водоизмещением около 100 тыс. тонн, протралено более 1000 кв. миль на подходах к порту и его акватории, из трюмов затопленных барж извлечено 1900 тонн железа в пакетах. Из поднятых судов семь единиц были пригодны для восстановления. В результате расчистки порта от затонувших судов освободились для нормальной эксплуатации 12 причалов. Силами советской ЭОН были подготовлены местные специалисты аварийно-спасательной службы в количестве 44 человек. Из имущества и судов подготовлено и передано в качестве дара бангладешской стороне два рейдовых водолазных бота, один десантный катер, восемь судоподъемных понтонов, семь насосов, четыре комплекса водолазного снаряжения и другое водолазное и судоподъемное имущество.
12 июня 1974 г., после погрузки имущества и оборудования на специально выделенные суда, основной состав экспедиции на теплоходе «Хабаровск» отбыл во Владивосток. Провожали его с цветами и флагами тысячи людей. Спустя 12 дней уехали из Бангладеш и остальные члены экспедиции.
Не дождались на Родине старшего матроса Ю. Редькова, погибшего при исполнении служебных обязанностей.
За мужество и отвагу, проявленные при выполнении задания советского правительства, 44 военнослужащих, рабочих и служащих награждены орденами и медалями СССР, более ста человек поощрены приказом Главнокомандующего ВМФ.
Высокая оценка деятельности наших специалистов была дана и правительством Народной Республики Бангладеш, премьер-министр которой М. Рахман, прощаясь с ними, заявил: «Я горячо благодарю всех членов советской спасательной экспедиции за проделанную работу. Не приди советские моряки на помощь, наша молодая республика оказалась бы в чрезвычайно трудном положении... ».
Таким образом, поддержка, оказанная Советским Союзом Индии в пакистано-индийском конфликте, в определенной степени повлияла на исход военных действий, результатом которых стала капитуляция командования Восточного Пакистана и образование Республики Бангладеш. Последующая помощь СССР молодой республике имела целью закрепление наших позиций в данном регионе. По некоторым данным, у советского руководства имелись планы создания в порту Читтагонг временного пункта материально-технического обеспечения кораблей ВМФ СССР, приступивших с начала 70-х годов к освоению районов Индийского океана. Однако этим далеко идущим планам не суждено было сбыться. В результате переворота в 1975 г. к власти в Бангладеш пришла военная клика, и отношения наших стран на долгие годы «заморозились». |