Взятки за участие в миротворческих миссиях постепенно превращаются в «национальную традицию». Размеры их колеблются в зависимости от будущей зарплаты.
Говорят, что коррумпированность общества диктует менталитет. Возможно, в этом утверждении есть добрая доля истины. По крайней мере, в Украине это явление уже четко обозначилось и приобрело какую-то свою специфически извращенную форму. Характерная иллюстрация к этому: в нынешнем году военные суды рассматривали целый ряд дел о мздоимцах, вымогавших деньги… за возможность «столкнуться со смертью» в Ираке, Сьерра-Лионе и других странах.
Утром — деньги, вечером — Багдад
Раннее построение на плацу… Равнение, как под линеечку — все же элитная киевская воинская часть. Командир объявил, что пришла разнарядка направить одного офицера и одного контрактника в составе миротворческого контингента в Ирак. Желающих оказалось «более чем»… Особенно среди молодых. Служба там, конечно, не из легких, зато можно в короткий срок крепко поправить свое материальное положение. В мирных условиях его не поправишь. Да и сослуживцы, уже «потоптавшие» иракскую землю, рассказывали о заманчивых «левых» барышах в виде военных трофеев. Многое в этих рассказах больше походит на красивую легенду, но тем не менее…
Перед начальством встала проблема выбора. На каждое место претендовало по шесть бойцов. Командир-подполковник поставил задачу заму — не обдирать, брать по-божески. Подразумевалось: по сто пятьдесят «условных единиц» с рядового и по триста — с офицера. Заместитель тоже «мараться» не захотел, передав «эстафету» подчиненному -капитану.
И пошла суматошная беготня. Шестеро кандидатов в Ирак — три офицера и столько же контрактников — метались по Генштабу в поисках денег. Капитан, склонный изъясняться поговорками, решил усилить соревновательный дух потенциальных миротворцев:
- Кто успел — тот и съел. Сначала деньги — потом поездка на учебные сборы.
Соблюдая осторожность, офицер в руки денег не брал. Каждого из кандидатов сначала запускал в кабинет и многозначительно кивал в сторону сейфа — там находилась картонная коробка. После этого сам выходил из помещения, подмигнув подчиненному — мол, знаешь, что дальше делать. Собранная таким образом «зелень» благополучно перекочевала выше — командиру.
Преступление раскрылось позже. То есть, после курса подготовки, который проходили все шестеро, а в итоге, в Ирак полетели только двое — старший лейтенант и капитан. Правда, «обиженным» товарищам деньги возвратили. Но те возжелали моральной компенсации. На допросах главные «фигуранты» поведали, что преследовали благую цель. Дескать, намеревались собранные деньги пустить «на усовершенствование оборудования стрелкового тира воинской части», а решение об оказании «благотворительной помощи» офицеры и солдаты принимали добровольно.
И хотя за получение взятки Уголовным Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и права занимать прежние должности, командиру-подполковнику, его заму и назначенному ими «исполнителю-сборщику» суд вынес достаточно мягкий приговор. Было учтено, что «взяточные» деньги были возвращены прежним владельцам полностью да и положительные характеристики с места работы сыграли свою роль. В итоге, мздоимцы получили по полтора года условно. Правда, их также обязали в течении трех лет выплачивать в доход государства по 15% с получки ежемесячно. Но на службе оставили. Хотя увольнения вполне можно было ожидать, учитывая нынешнее сокращение армии.
Наказаны… амнистией
Военная контрразведка не дремлет и материалы по взяточникам, наживающимся на миротворцах, поступают в прокуратуру с завидным постоянством. Следователь, как правило, выносит обвинительное заключение. А вот результат… Случаев, чтобы «военных взяточников» отправили в места лишения свободы, еще не было. Как показывает практика подобных дел, вымогатели отделываются легким испугом. И решающую роль играет отнюдь не гуманность суда, а несовершенство действующего законодательства, позволяющее взяточнику «подгонять» его под свои интересы…
Двое подполковников, служивших в Бердичеве, без зазрения совести «стригли ботву» со своих подчиненных. Приказ подобрать желающих служить в миротворческой миссии в Сьерра-Лионе они использовали в своих интересах. Один из офицеров обещал свое содействие за 400 долларов «с носа». Получив-таки деньги от двоих контрактников, он уехал в Киев на повышение. Его протеже вскоре отправились в Сьерра-Лионе, но факт дачи взятки утаить не удалось, несмотря на «конспирацию». Деньги подполковник получал через третьи руки: его знакомая передала их ему в запечатанном конверте, даже не подозревая, что именно везет из Бердичева в столицу.
Следователю прокуратуры Центрального региона Украины Евгению Сидорову удалось раскрыть все обстоятельства, предшествовавшие получению незаконной «прибавки к зарплате». Он предъявил новоиспеченному полковнику главного командования Сухопутных войск обвинение по ст. 368 ч.1 «Получение взятки». Суд же «наказал» полковника … амнистией, учитывая ряд смягчающих обстоятельств, на которые сослался офицер.
Покаялся перед следствием и его бердичевский «коллега по цеху». Фактически, подполковник отвечал за доставку кандидатов в миротворцы в пгт. Десна Козелецкого района Черниговской области — там члены военного совета отбирали контингент. Но «поиметь» денег с семерых контрактников офицеру ох как хотелось. Да и как было удержаться от соблазна, если те сами напрашивались. Начальнику оставалось только кивать в знак согласия и называть сумму.
Первым предложил взятку рядовой Р., обратившийся с просьбой включить его в заветный список кандидатов. Подполковник не возражал. Но ни словом не обмолвился, что это не в его полномочиях. Да и, честно говоря, просить за рядового вообще не собирался. Зато указал четкую «таксу за услуги» — 500 долларов. Обрадованный контрактник помчался за деньгами, а на обратном пути приволок еще одного сослуживца. «Благодетель» пересчитал купюры и пообещал посодействовать.
А дальше «желающие» пополнить баксами карманы командного состава потянулись цепочкой. Через первоначального посредника Р. подполковник получил еще по 100 долларов с четверых солдат, горящих желанием попасть на войну. Общая сумма «левака» перевалила за 1400 долларов.
В суде обвинение в мошенничестве также завершилось амнистией.
Стоимость жизни — сто тысяч долларов
Мотивы, движущие украинскими военными, рвущимися в районы боевых действий, различны. Кто-то вполне резонно считает, что офицер, «не нюхавший пороху», немногим отличается от человека штатского. Кем-то движет желание стремительного карьерного роста. Но в подавляющем большинстве люди банально хотят заработать. Ведь зарплата военнослужащего на родине не выдерживает никакого сравнения с валютным заработком миротворца. К примеру, солдату-контрактнику выплачивают около 650 долларов в месяц, а офицеру — от 900 долларов и выше. Сумма же взятки, которую отдают «бравые вояки», как показывает практика прокуратуры, составляет приблизительно один месячный оклад. Но могут быть и «скидки», в зависимости от степени будущего риска для жизни и климата страны, куда направляется миротворец. Компетентные источники сообщили об известном факте, когда за возможность попасть в Сьерра-Леоне ответственному военному чиновнику платили по «таксе» в 700 долларов за контрактника и 1000 — за офицера. А вот чтобы попасть в «благополучное» Косово якобы нужно выложить сумму в два раза большую.
Украина имеет репутацию страны, охотно поставляющей военнослужащих для участия в опасных миссиях. Более 20 тысяч наших сограждан принимали и принимают участие в операциях по поддержанию мира. Но на войне, как на войне: никто не застрахован от болезней, ранений, смерти. Обжигающий горячий воздух, палящее солнце и тропическая лихорадка подстерегают европейцев в Африке, откуда многие возвращаются с подорванным здоровьем. И это в лучшем случае… По официальным данным Минобороны с начала 1992 года на родную землю в цинковых гробах привезли 27 наших соотечественников. Только в Ираке за полтора года миротворческой деятельности Украина потеряла 18 своих сыновей. Вряд ли родные погибших признают утрату равноценной денежной компенсации, даже и в 100 тысяч долларов.
Справка. В соответствии с законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», принятом Кабмином в 1994 году, компенсации в случае гибели или инвалидности военнослужащего выплачиваются одноразово. За 1-ю группу инвалидности — 65 тысяч, 2-ю — 55 тысяч, 3-ю — 40 тысяч долларов США.
Ранее глава украинского государства Виктор Ющенко обещал вывести наших миротворцев из Ирака уже к октябрю этого года. Но, с другой стороны, от «премиальных», которыми «поощряются» миротворческие операции, Украине отказаться очень сложно. К тому же, учитывая многочисленные заявления о «пути в НАТО», география войн постоянно расширяется. На сегодня наши военные участвуют в миротворческих миссиях в 10 странах мира. Добрались и до Голланских высот. Что на очереди?