История возникновения вооруженного конфликта между Молдавией и Приднестровьем берёт своё начало с событий конца 80-х годов прошлого столетия, когда летом 1989 г. Верховный Совет Молдавской ССР (МССР) принял законы о языках, объявлявших молдавский язык единственным государственным.

В ответ на это на промышленных предприятиях Приднестровья создаются советы трудовых коллективов, которые организуют массовые забастовки, требуя проведения референдума по этому вопросу, что было отвергнуто Кишиневом. С этого момента нарастание национального движения в Бессарабии, прежде всего в Кишиневе, стало подталкивать возникновение и рост движения за создание приднестровской автономии.
В январе-октябре 1990 г. в населенных пунктах левобережья, а также в городе Бендеры, расположенном на правом берегу Днестра, проводились туры голосования, названные позже референдумом. В них участвовало почти 80% граждан, имеющих право голоса, и 96% из них поддержали создание Приднестровской республики. В Кишиневе эти референдумы были объявлены незаконными.

Летом 1990 г. произошло обострение обстановки как в самой Молдове, так и в отношениях между Кишиневом и Приднестровьем. Депутаты от Приднестровья покинули Верховный Совет МССР, который 23 июня 1990 г. принял декларацию о независимости Молдавской ССР. В ответ 2 сентября 1990 г. в Тирасполе 2-й съезд депутатов всех уровней Приднестровья провозгласил создание Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР) в составе СССР. Помимо собственно левобережной территории в нее были включены город Бендеры и еще несколько населенных пунктов на правом берегу.
В ноябре 1990 г. были проведены выборы в Верховный Совет Приднестровской Молдавской ССР. Острые противоречия возникли между Тирасполем и Кишиневом по вопросу о сохранении СССР. Молдавские руководители стремились к скорейшему выходу из Союза, тогда как приднестровские выступали за его сохранение.

Окончательное размежевание произошло во второй половине 1991 года. Сразу же после провала ГКЧП, 27 августа 1991 г. Верховный Совет Молдавии объявил о незаконности всех юридических актов, начиная с актов 1775 г., по которым Молдавия или ее части (прежде всего Приднестровье) входили в состав России или СССР.
В свою очередь, 1 декабря 1991 г. в Приднестровье состоялись выборы Президента ПМССР и референдум о независимости Приднестровской Молдавской Республики (ПМР — новое название республики). В них участвовало 78% жителей, имеющих право голоса, за независимость высказалось почти 98% голосовавших.

Результаты голосования в Приднестровье являются одним из доказательств того, что конфликт между этим регионом и Молдовой не имеет преимущественно этнического характера. Значительная часть молдавско-румынского населения левобережья в 1990-1991 гг. настойчиво поддерживала идею его независимости от Бессарабии.
Вооруженные столкновения начались осенью 1990 г. Они были порождены, с одной стороны, силовым давлением на находящиеся на территории Приднестровья структурные подразделения органов внутренних дел и прокуратуры с тем, чтобы они перешли под юрисдикцию Тирасполя. С другой стороны, молдавская сторона предприняла попытки вооруженного проникновения на левобережье для защиты своих сторонников в органах власти и для демонстрации своих претензий на то, что Приднестровье — такая же часть Молдовы, как и Бессарабия. В основном вооруженные стычки, подчас весьма ожесточенные, происходили вокруг переправ через Днестр и в населенных пунктах, находившихся на правом берегу, но перешедших под юрисдикцию Тирасполя.

С конца 1990 г. в Приднестровье создаются военизированные формирования, которые с середины 1991 г. вооружаются огнестрельным оружием. В частности, в ПМР создано Черноморское казачье войско, имеющее на вооружении бронетехнику и артиллерию.
В то же время молдавские власти создают сначала отряды полиции особого назначения (ОПОН), а затем после августа 1991 г. – свои вооруженные силы на основе части дислоцированных там вооруженных сил бывшего СССР. Источниками вооружения для обеих сторон послужили, прежде всего, арсеналы соединений бывшей 14-й армии, дислоцированной на территории Молдовы.
Новый этап эскалации конфликта начался весной 1992 г. 28 марта 1992 г. молдавским руководством было объявлено чрезвычайное положение, и Президент Снегур распорядился «ликвидировать и разоружить» приднестровскую милицию.
Особой остроты вооруженный конфликт достиг в июне 1992 г. во время боев за город Бендеры, расположенный на правом берегу Днестра, но включенный в состав ПМР. Политическая сторона противоборства заключалась в попытке молдавского руководства силой захватить город и поставить его под свой контроль.
Бои продолжались в течение 19-26 июня 1992 г. В них принимали участие с молдавской стороны силы МВД (прежде всего ОПОН), подразделения национальной армии, отряды волонтеров и отряды самообороны. Со стороны ПМР — республиканская гвардия, милиция, отряды казаков и ополченцев, а также территориальные спасательные отряды.
Об интенсивности боев свидетельствуют цифры потерь. Приднестровцы потеряли 203 человека убитыми (в том числе 169 членов вооруженных формирований) и около 300 человек ранеными. Молдавская сторона потеряла убитыми около 80 человек, более 500 было ранено, в том числе военнослужащих – около 350. Всего же в период с ноября 1991 г. по июль 1992 г. в ходе вооруженных столкновений погибло около 500 человек.

Российское руководство больше не могло сохранять нейтралитет, и 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России, которым удалось достичь соглашения о прекращении огня, и 21 июля в Москве Б. Ельциным и М. Снегуром в присутствии И. Смирнова было подписано соглашение «О принципах урегулирования вооружённого конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова».
Соглашение о принципах мирного урегулирования
вооруженного конфликта в Приднестровском регионе
Республики Молдова от 21 июля 1992 г.
На встрече лидеров государств-участников СНГ 6 июля 1992 г. молдавский президент М. Снегур поставил вопрос о направлении в зону конфликта миротворческих сил СНГ, в которые должны были бы входить молдавские, российские (но не 14-я армия), украинские и белорусские контингенты.
Однако это предложение не получило поддержки, так как миротворческая операция проводится не под эгидой СНГ, а в состав миротворческих сил вошли лишь молдавский, российский и приднестровский контингенты. Единственное, что было принято из предложений Снегура, заключалось в том, что российский миротворческий контингент не вошел в состав 14-й армии.
Юридической основой миротворческой операции служит «Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова», подписанное Б. Ельциным и М. Снегуром, а также завизированное президентом ПМР И. Смирновым 21 июля 1992 г.
Его основное содержание сводилось к следующему:
• конфликтующие стороны обязались предпринять все меры к полному прекращению огня, отвести войска и вооружения из «зоны безопасности»;
• для обеспечения контроля за прекращением огня, отводом войск и вооружений в этой зоне создавалась объединенная Контрольная комиссия, «состоящая из представителей трех сторон, участвующих в урегулировании»;
• комиссия использует в своей работе группы военных наблюдателей, ей в под¬чинение передаются созданные на добровольной основе воинские контингенты «представляющие стороны, участвующие в выполнении данного соглашения»;
• помимо контроля за прекращением огня Комиссия обеспечивает поддержание правопорядка в городе Бендеры;
• решения Комиссии принимаются консенсусом;
• воинские части 14-й армии будут строго соблюдать нейтралитет, вопросы о ее статусе, порядке и сроках вывода будут определены в ходе переговоров между Российской Федерацией и Республикой Молдова.
Таким образом, Россия официально закрепила свое положение как сторона, участвующая в урегулировании конфликта. Российский миротворческий контингент, наряду с молдавским и приднестровским, был введен в «зону безопасности». Контрольная комиссия приступила к работе. Положение вдоль берегов Днестра в военном отношении нормализовалось.
Состав и задачи российского воинского контингента
Совместных миротворческих сил в Приднестровском регионе
Республики Молдова
С 23 по 31 августа 1992 г. российский воинский контингент (РВК) был введен в зону конфликта с целью прекращения боевых действий между конфликтующими сторонами, отвода их вооруженных сил и боевой техники.
Первоначальный состав РВК: 6 батальонов, вертолетная эскадрилья (Ми-8 – 6 ед., Ми-24 – 4 ед.), мобильная группа 138-го отдельного полка связи ВГК (всего – 3,1 тыс. военнослужащих).
В настоящее время российский воинский контингент является составной частью созданных в соответствии с российско-молдавским Соглашением от 21 июля 1992 г. Совместных миротворческих сил (СМС) по поддержанию мира в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова. Данным Соглашением срок применения СМС в зоне конфликта определен до полного урегулирования конфликта.
На сегодняшний день миротворческие задачи выполняют 441 военнослужащий от Российской Федерации, 453 военнослужащих от Республики Молдова, 490 военнослужащих от Приднестровской Молдавской Республики и 10 военных наблюдателей от Украины.
Основные задачи российского воинского контингента: обеспечение режима прекращения огня и безопасности в зоне конфликта; наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка.
Миротворческий контингент выполняет задачи путем наблюдения, контроля и досмотра транспортных средств и лиц, въезжающих (входящих) в зону безопасности и выезжающих (выходящих) из нее.
Зона безопасности имеет глубину 225 км и ширину 12-20 км, расположена между конфликтующими сторонами и разделена на три участка: СЕВЕРНЫЙ — протяженностью 85 км и шириной до 12 км; ЦЕНТРАЛЬНЫЙ — протяженностью 60 км и шириной до 20 км; ЮЖНЫЙ — протяженностью 80 км и шириной до 14 км. В зоне безопасности определен район с повышенным режимом безопасности с центром в г. Бендеры.
В течение 20 лет, с 1992 г. по настоящее время, миротворческие подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации успешно выполняют задачи по обеспечению мира, стабильности и безопасности в зоне приднестровско-молдавского вооруженного конфликта.
С момента ввода в зону конфликта российские миротворцы за нарушение режима безопасности задержали около 120 тыс. человек, изъяли более 250 единиц стрелкового оружия, около 160 тыс. патронов и более 1,3 тыс. ручных гранат, обнаружили и обезвредили почти 14 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе 6455 противопехотных мин, 2864 противотанковых мины, 222 различных фугаса.
Приднестровская Республика Молдова является единственным регионом на территории Восточной Европы, где после ввода миротворческого контингента военные действия были прекращены и не возобновлялись.
http://structure.mil.ru/mission/peacekeeping_operations/more.htm?id=10336232@cmsArticle