07.01.11
На площадке Гринвилл в Либерии, где украинские вертолетчики из состава 56-го отдельного вертолетного отряда (ОВО) Вооруженных Сил Украины сил Миссии ООН несут постоянное дежурство, прошла очередная ротация личного состава и десантно-транспортного вертолета Ми-8МТ.
В течение следующих двух недель миротворцы новой группы будут находиться в готовности к выполнению полетов с целью перевозки личного состава и груза миссии ООН в Либерии в отрыве от основного места базирования 56-го ОВО.
Накануне дня вылета нового состава группы командир 56-го ОВО военный летчик первого класса подполковник Петр Плис провел инструктаж военнослужащих по мерам безопасности, сохранности личного оружия и боеприпасов, распределения обязанностей среди личного состава по поддержанию надлежащего уставного порядка.
- Главной задачей считать недопущение нарушений безопасности полетов и предотвращения предпосылок, которые могут к ним привести, - подчеркнул он.
Также было акцентировано внимание на категорическом запрете купания личного состава в океане, речных и других водоемах.
На замену своих предшественников прибыла группа из одиннадцати человек во главе с начальником группы - заместителем командира отряда военным летчиком 2-го класса подполковником Александром Венгером.
Кроме экипажа вертолета, в состав группы вошли специалисты по обслуживанию и регламенту вертолета и двигателя, авиационного и радиоэлектронного оборудования инженерно-авиационной службы, представитель медицинского обеспечения полетов авиации, водители и повар столовой.
Несмотря на небольшую численность личного состава, на группу возложены аналогичные задачи по подготовке и проведению полетов и их всестороннему обеспечению, что и на месте постоянного базирования.
По прибытию на аэродром Гринвилп была произведена разгрузка вертолета и перевозка личного состава и запасов продовольствия новой ротации к месту базирования миротворческого подразделения национального контингента Ганы, который обеспечивает охрану наших миротворцев. Также в расположении ганийского контингента дислоцируются военные наблюдатели из России, Казахстана, Чехии.
- Несмотря на то, что мы находимся практически в полной автономии от постоянно места базирования, у нас есть все необходимое для обеспечения нормальной жизнедеятельности группы и качественного выполнения полетных заданий, - рассказывает начальник группы подполковник Александр Венгер. - Автомобильная и авиационная техника в исправном состоянии. Вода подается централизованно. Охрану лагеря осуществляют военнослужащие Ганы. Далее нас ожидают ежедневные полеты, во время которых мы будем перевозить личный состав миссии, мобильные миротворческие патрули и военных наблюдателей из состава миссии ООН в Либерии, гуманитарные грузы, продукты питания для миротворческих подразделений, расположенных в отдаленных и труднодоступных для другого транспорта районах.
Ежедневно вертолетчики будут осуществлять перелеты к трем аэродромам и посадочным площадкам.
Условия выполнения полетных заданий остаются сложными, ведь на смену сезону дождей в Африке пришел сухой сезон, во время которого полеты выполняются в условиях высоких температур. Официально считается, что сухой сезон продолжается с ноября по апрель. Именно в этот период начинает действовать циклон, порождающий холодный ветер Харматан, который дует с севера африканского континента. Этот ветер тянет за собой песок с пустыни Сахара и поднимает в воздух огромные облака мелкой пыли. При этом видимость полета снижается до 1 километра, а высота распространения Харматана достигает 7-8 километра. Облака пыли тянутся до берегов Латинской Америки. Опасность Харматана для авиационной техники заключается в проникновении пыли в двигатель во время выполнения полета, что может привести к его поломке. Поэтому во время Харматана, при определенных показаниях метеопрогнозов, полеты строго запрещены.
Но сейчас в Либерии ясная погода. Особенно живописный пейзаж открывается на маршруте перелета в Гринвил, который проходит вдоль береговой полосы над Атлантическим океаном. В этот раз маршрут на Гринвил пролегал через город Спригс Пейн неподалеку от столицы страны Монровии, где вертолет был догружен, и дальше, к конечной точке, - Гринвилу.
После войны Гринвил восстанавливался в первую очередь как порт, который до недавнего времени считался одним из крупнейших в стране. Однако от него сейчас мало что осталось. Даже единственная баржа, стоявшая в течение долгого времени прикованной к пирсу, почему-то затонула. Однако на пути к аэродрому неподалеку от места базирования нашей группы вдоль грунтовой дороги можно увидеть одинокий билборд средних размеров, на котором написано на английском «Национальный парк Сапо». Побывать в нем за неимением времени, к сожалению, не удалось. Однако говорят, что живности в нем хватает, а в недалеком будущем планируется разведение слонов.
От услышанного и увиденного во время перелета у меня возникло здоровое чувство голода. Слона бы я не съел, но подкрепиться не отказался бы точно. Хорошо, что было время обеда.
Опытный повар столовой старший солдат службы по контракту Иван Кузбит объяснил, что запасов продовольствия, которые привезли с собой миротворцы, хватит до конца недели. Остальное прибудет с другим вертолетом. А вскоре и следующая ротация.
- Для меня сейчас стоит не менее ответственная задача, чем для остальных членов нашей группы, - рассказывает Иван Кузбит. - Ведь кроме ежедневного приготовления пищи мне необходимо подготовить праздничное меню к Святому Вечеру. То, что будет в меню, пусть останется тайной, хочу сделать для миротворцев нашей группы небольшой сюрприз.
В этих местах сейчас спокойно и уютно благодаря присутствию миротворцев из многих стран мира, которые выполняют задачи миссии ООН в этой западноафриканской стране. Свою лепту для сохранения мира и спокойствия в Либерии вносят и украинские миротворцы. На них возложены почетные задачи, без выполнения которых миссия ООН в Либерии не могла бы полноценно функционировать. Ведь дороги в этом регионе практически отсутствуют, поэтому украинские вертолеты остаются единственным средством передвижения представителей UNMIL по стране.
Вадим Ковалев, 56 ово, Либерия