Советские войска в Ливане
 

Операция «Медведка 19»

Операция «Медведка 19» — операция по разгрому дислоцированной на территории Ливана группировки сил и средств противовоздушной обороны Сирии «Феда», проведенная армией обороны Израиля в начале Ливанской войны, с 9 по 11 июня 1982 года.

Исторический фон

В 1981 году началось новое обострение обстановки в Ливане, связанное с нападением сирийских войск на христианский город Захле в долине Бекаа. Сирийские войска продвинулись на север в горные районы к северу от шоссе Дамаск — Бейрут и к северо-востоку от Бейрута. В июле 1981 года боевики ООП подвергли обстрелу из 130-мм дальнобойных советских орудий и систем залпового огня « Град» 33 израильских города ( Кирьят-Шмона, Нахария, Метула…) и сельскохозяйственные поселения вдоль северной границы Израиля. Артиллерийская перестрелка на северной границе Израиля продолжалась на протяжении десяти дней. Всего с 10 по 20 июля 1981 ООП выпустила по северу Израиля 1970 снарядов « Катюша», в результате погибло 6 израильтян, а 111 было ранено). Жизнь в Кирьят-Шмоне была парализована, многие жители города были вынуждены покинуть свои дома. 19 июля 1981 года Израиль произвёл массированную бомбардировку баз ООП в Южном Ливане и штаб-квартир в Бейруте, в ходе которой погибло более 300 человек. Одновременно правительство Израиля начало подготовку к операции по изгнанию ООП из Южного Ливана, но под давлением США операция была отложена.

5 апреля 1982 года в Париже был убит израильский дипломат Яаков Бар-Симантов. Тремя днями раньше лица в масках обстреляли из автоматического оружия израильскую торговую миссию, расположенную вблизи посольства. Террористам удалось скрыться.
3 июня 1982 года израильский посол в Великобритании Шломо Аргов вышел из отеля «Дорчестер» в Лондоне. Поджидавший его палестинский террорист выстрелил и тяжело ранил Аргова в голову.

Израиль решил, что в этой ситуации он не может более оставаться равнодушным. В ответ на покушение, правительство Израиля 4 июня утвердило план воздушной атаки 11 объектов в Ливане, и Израиль провёл массированные бомбардировки позиций ООП в Ливане.

5 июня правительство и Кнессет Израиля приняли решение о вторжении в Ливан.

6 июня крупные подразделения войск ЦАХАЛа пересекли ливанскую границу.

Ситуация на юге Ливана

В первые дни вторжения танковые и мотопехотные дивизии Израиля уничтожали формирования ООП. Однако, на пути к Бейруту столкновение с сирийской армией, находившейся под командованием советских военных советников и вооружённой советским оружием, становилось неминуемым. На территории Ливана регулярных советских частей не было, однако в расквартированных здесь сирийских подразделениях находилось значительное количество советских военных советников и специалистов, которые принимали непосредственное участие в боевых действиях. Управление сирийской армии осуществлялось советскими генералами и офицерами. Главным военным советником и советником министра обороны Сирии был генерал-полковник Г. П. Яшкин, имевший в подчинении заместителя по ВВС — генерал-лейтенанта В. Соколова, по ПВО — генерал-лейтенанта К. Бабенко, по РЭБ — генерал-майора Ю. Ульченко. Во всех звеньях управления сирийскими войсками — от батарей и рот до министерства обороны Сирии, находились тысячи советских офицеров.

В составе находившейся в то время в Ливане группировки сирийских войск имелись четыре бригады ПВО, оснащённые советскими зенитно-ракетными комплексами «Куб», С-75М «Волга» и С-125 М «Печора». В ночь с 9 на 10 июня 1982 года на территорию Ливана были дополнительно введены 82-я смешанная зенитно-ракетная бригада и три зенитно-артиллерийских полка [12] . Таким образом, 24 сирийских зенитно-ракетных дивизиона были развёрнуты боевым порядком протяжённостью 30 км по фронту и 28 км в глубину. Эти силы обязаны были осуществлять прикрытие сирийских войск в ливанской долине Бекаа.

Уничтожение системы ПВО сирийских войск в Ливане

9 июня 1982 года состоялось совещание командования ЦАХАЛа. В нём участвовали министр обороны Ариэль Шарон и начальник генштаба Рафаэль Эйтан. Было решено провести масштабную операцию по уничтожению группировки сирийских войск в Ливане. Правительство Израиля утвердило это решение.

Операция «Арцав 19» началась в 4 часа утра 9 июня. Израильские БПЛА IAI Scout и малоразмерные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты Mastiff провели разведку и наблюдение сирийских аэродромов, позиций ЗРК и передвижений войск. Впервые в мире израильтяне широко использовали беспилотные самолёты-разведчики в боевой обстановке. Они вели прямую телевизионную трансляцию изображения на командные пункты. Получая наглядную информацию, командование принимало решения для нанесения ракетных ударов. Отвлекающая группа израильской авиации перед ударом главных сил вызвала включение радиолокационных станций сирийских ЗРК, по которым был нанесён удар с помощью самонаводящихся противорадиолокационных ракет « Шрайк», а те средства, которые не были уничтожены, были подавлены помехами.

В группу радиолокационного обеспечения входили самолёты дальнего радиолокационного обнаружения E-2C Hawkeye, контролировавшие активность действий сирийских ВВС. Оборудованные для ведения радиоэлектронной борьбы Боинг-707, вертолёты Sikorsky CH-53 Sea Stallion и самолёты IAI-202 Арава прослушивали радиосети сирийских ВВС и ПВО и ставили пассивные и активные помехи. Так, за час до удара они начали постановку пассивных радиоэлектронных помех на фронте 150—200 км; за 12 минут — интенсивных помех системам связи и управления средствами ПВО; за 5—7 минут — активных помех большой мощности, подавивших средства радиолокационной разведки противника. В операции также использовались десятки ложных целей «Шимшон» (Tactical Air-Launched Decoy) создающие на экране РЛС отметку полноразмерного самолёта.

Уничтожение сирийских средств ПВО проводилось ракетами класса « земля-земля» ] и дальнобойной и реактивной артиллерией; при этом использовались боеприпасы, обладающие способностью наводиться на цель с помощью лазерного луча. Через 10—12 минут после ракетного удара по сирийским позициям был нанесён удар силами около 100 самолётов. Израильская авиация действовала группами по 2—6 истребителей-бомбардировщиков. На них были установлены специальные двигатели, которые не оставляли за собой конденсационного следа ] , что затрудняло визуальное обнаружение. Они наносили удары с применением обычных, кассетных, шариковых и кумулятивных бомб, а также управляемых и самонаводящихся ракет AGM-78 «Стандард-АРМ», «Шрайк», «Мейверик», специально доработанных под рабочие частоты сирийских РЛС. Оставшиеся сирийские РЛС и пусковые установки уничтожались с расстояния 60—80 км, превышающего радиус действия сирийских зенитных ракет средней дальности. Система ПВО Сирии в Ливане была практически полностью уничтожена.

Сражения в воздухе

7—11 июня 1982 года в небе над Ливаном развернулись ряд воздушных сражений между боевыми самолётами сирийских и израильских ВВС. С обеих сторон в них участвовало около 350 самолётов. Согласно оценкам участников событий, в отдельных фрагментах боёв одновременно участвовало по 120—200 боевых машин. Всего сирийские ВВС за это время, по разным оценкам, потеряли 78—82 самолёта МиГ-21, МиГ-23 и Су-22. У израильтян потерь не было.

Свидетельства очевидцев

Г. П. Яшкин — главный военный советник в вооружённых силах Сирии, командующий группой советских военных специалистов в Сирии:

Все приёмники сирийских комплексов подавлялись помехами очень высокой плотности во всем диапазоне частот. И чтобы с ними бороться, надо было не менее, чем в 20-30 раз ослабить их мощность. К сожалению, таких возможностей сирийцы не имели. Не имели их и мы. Средства радиоэлектронной разведки и помех ВС САР в то время не могли обеспечить ни нарушение управления войсками и оружием противника, ни даже минимальную защиту своих самолётов, ЗРК и других своих сил и средств ПВО только по одной причине — ограниченного частотного диапазона подавления.

В этой войне израильтяне создали хорошо действующую и оснащенную современной техникой систему РЭБ. Средства РЭБ были установлены даже на танках, кораблях, не говоря уж о боевых самолётах, и тем более специальных, таких как «Боинг-707», С-97 «Хокай», «Фантом»(АФ-4джи).

Комплексное и массированное применение средств РЭБ, ракет и управляемых бомб с оптико-электронными и радиолокационными головками самонаведения явилось решающим условием успеха Израиля по подавлению сирийской группировки средств ПВО в Ливане и завоевания господства авиации в воздухе. Опыт показал, что без современной автоматизированной системы управления, устойчивой помехозащищённости радиолокационных средств и средств связи, создания необходимого радиолокационного поля для самолётов управлять современной авиацией и средствами ПВО невозможно.

Абу Джихад (Дайяб Абу Джахья) — уроженец Ливана и бывший активист ХАМАСа, — глава Арабской европейской лиги (AEL):

Все смотрели в воздух. Я тоже посмотрел наверх — и увидел одно из самых захватывающих дух зрелищ, которые мне когда-либо доводилось наблюдать. Прямо над нашими головами развернулось сражение сотен истребителей. Израильские воздушные атаки никогда не наносили нам существенного ущерба, но на этот раз речь шла не о бомбардировках: борьба шла между израильскими и сирийскими истребителями. Израиль бомбардировал сирийские ракеты, размещенные в долине Бека, и теперь сирийские истребители пытались предотвратить уничтожение остатков сирийского ПВО израильтянами. На наших глазах разворачивалась весьма трагическая картина. Израильские истребители подстреливали сирийские самолёты один за другим, как мух, и поддержка Объединенных Вооружённых сил с земли была бесполезной. Сионисты имели в своем распоряжении современные F-14, F-15 и F-16, в то время как у сирийцев были по большей части старые русские МИГи. Это было похоже на автогонку между новой Феррари и старой Тойотой: каким бы хорошим водителем ты ни был, у тебя нет ни малейшего шанса на победу.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Статьи

Советские войска в Ливане

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества