Сирийские вертолеты над Ливаном
Краткая справка о применении в 1980-х годах различных типов вертолетов ВВС Сирии (благодарим Владислава Каюмова за его воспоминания о "командировке в Сирию"):
Вертолеты Ми-24Д : в начале 1982 года Сирия получила 12 вертолетов Ми-25, которые доставили на аэродром эль-Меззе, где они были собраны, облетаны и некоторое время базировались. Не смотря на то, что машины были освоены летным составом, в боевых действиях летом 1982 они участия не принимали. Значительно позже Ми-25 появились над Ливаном, осуществляя прикрытие сирийского контингента «межарабских сил» и осуществляли блокаду христианского анклава Маамельта, введенную с 14-го марта 1989 года. Так, 11-го апреля 1989 года, пара «Крокодилов» атаковала НУРС-ами советские вспомогательные суда, работавшие в Средиземном море у побережья Ливана. На морском буксире и водолазном боте получили ранения 7 моряков. Оба корабля были приписаны к Черноморскому флоту и базировались на морской базе в Тартусе. Сирийские вертолетчики, патрулировавшие район моря прилегающий к христианскому анклаву, ошибочно идентифицировали советские корабли как транспорты, доставляющие оружие христианским боевикам генерала Мишеля Аюна. Позднее (21-го мая) сирийским патрульным катерам удалось задержать сухогруз с оружием, а 29-го августа ракетный катер ВМС САР потопил танкер "Саншилд" под Мальтийским флагом, пытавшийся прорвать блокаду.
Вертолеты SA .342 : легкие вертолеты «Газель» довольно активно использовались в Ливане, как против израильской бронетехники, так и для уничтожения отрядов фалангистов. Первая атака на израильские колонны была выполнена «Газелями» 8-го июня 1982 года. В 15:30, по танкам из группы Эйнана, выдвигавшимся к Айн-Зальте, были применены две ракеты ПТУР «Хот». В результате третий танк от начала колонны был поражен. Сами танкисты вспоминали, что не готовились к атакам вертолетов противника и были шокированы происходившим. По окончании боевых действий израильтяне подтвердили потерю от атак сирийских SA .342 с ПТУР «Хот» семи своих танков. Собственные потери вертолетчиков составили 5 SA .342, в том числе один разбился в долине Бекаа 7-го апреля 1982 года, зацепив за провода ЛЭП, а остальные были сбиты противником в июньских боях. Израильские источники заявляют о уничтожении… 13 «Газелей»!
Вертолеты Ми-8 : применялись сирийцами для высадки десанта на вершину горы Джабаль-Саннин у ливанской деревни Захле 21 апреля 1981 года. Высаженные с двух бортов бойцы «коммандос» удержали господствующую высоту и серьезно потеснили отряды фалангистов (христиан, проживающих в Ливане), а 27-го апреля пара Ми-8Тс высадила очередную группу десанта, которая захватила старый французский форт в том же районе. Оказавшись в тяжелом положении, фалангисты запросили помощь у своих союзников – Израильтян. Просьба была удовлетворена и 28 апреля 1981 самолеты F -16 A 117-й эскадрильи ВВС Израиля сбили один из двух Ми-8Тс возвращавшихся на ливанскую авиабазу Раяк, после выполнения задания в районе н.п. Захле, экипаж из четырех человек погиб (данный инцидент стал поводом для развертывания в Ливане сирийских ЗРК). После потери транспортной машины сирийцы прекратили высадку десантов, но легкие вертолеты «Газель» продолжали действовать в районе, нанося существенный урон фалангистам. 29-го мая 1981 сирийцы добивали противника ударами с воздуха истребителей-бомбардировщиков МиГ-23БН. 19-го декабря на летном поле авиабазы Раяк, при техническом обслуживании, пострадал еще один вертолет - подробности инцидента не известны.
Летом 1982 года применение Ми-8 в Ливане не отмечено, но по итогам конфликта в Советском Союзе началось формирование для отправки в Сирию 100-го отдельного вертолетного отряда РЭБ. В июле 1982 года начался отбор летно-технического состава для "заграничной командировки". Формирование происходило в сентябре-октябре на основе 208-й овэ РЭБ (аэродром Буялык, ОдВО). В состав группы вошли летчики и техники из ОдВО (Буялык), ПрибВО (Елгава), БВО (Кобрин), ПрикВО (Луцк) и ЗакВО (Цхинвали). К отправке в Сирию были подготовлены 4 вертолета Ми-8ППА и 4 вертолета Ми-8СМВ, после частичной разоборки они были погружены на борт транспортных самолетов Ан-22 (по два вертолета в каждый) и воздушным путем доставлены в международный аэропорт Дамаска. После сборки и нанесения опознавательных знаков ВВС САР все машины перелетели своим ходом на аэродром эль-Меззе (западная окраина Дамаска, место постоянного базирования сирийских вертолетов SA.342). Техническое имущество и автотранспорт доставлены морским путем.
Командование первым составом 100-го ово принял майор Иванов, замещал его начальник штаба майор Калафат. Кроме того на аэродроме эль-Меззе находилась группа управления (РП п-к Кравченко, специалист РЭБ п-к Утенков), четверо переводчиков и вертолет Ми-8П "салон" Главного военного советника с советским экипажем из Малино.
В 1983 году с аэродрома Буялык был отправлен в Сирию еще один вертолет РЭБ - Ми-8МТП.
http://skywar.ru/Syrhelo.html
Статьи