Советские войска в Ливане
 

«Воздушные бойцы начеку»

Удивительно быстро меняется придорожный пейзаж . Высокая гора, напо ловину срытая бульдозерами. Здесь добывают горную поро ду — прекрасное сырье для производства цемента. Фрук товые сады, в том числе и с непривычными для глаза гра натовыми деревьями с тонки ми продолговатыми листьями. Строящийся завод с больши ми корпусами песчаного цвета. Впечатление от разнообразия пейзажа усиливается мча щийся навстречу потоком ма шин различных марок. Вот промелькнул знакомый силуэт «Нивы», которая, как и другие советские машины, за воевала здесь хорошую репутацию. Много автобусов, самос валов.

Всё дальше и дальше увод ит дорога от Дамаска. Но, странное дело, каждый но вый километр воспринимаешь как естественное продолжение оживлённой столичной улицы. Конечно, и напряжённость движения здесь не та, и реже увидишь высунутые но кабины руки водителей, многие из которых предпочитают затейливые, только им попят ные жесты и сигнализацию. Откуда же тогда мысль о схожести? Не оттого ли, что и там, в Дамаске, и здесь движение воспринимается как некий символ, как примета, отражающая стремление сирийского народа к процветанию страны, к мирному созидательному труду, к тому, чтобы над этой многострадальной землей, на которую в разные века зарились многие чужеземные завоеватели, сохранялось чистое небо.

С упоминания о чистом небе и в прямом (за несколько дней пребывания здесь я ни разу не видел облака), и в переносном смысле этих слов я начался наш разговор с командиром Н-ской части сирийских военно-воздушных сил.

— Мы видим свою задачу в т ом, чтобы стоять на страже чистого неба нашей родины, — сказал он. — В том, чтобы быть всегда в готовности дать отпор агрессору.

В кабинете командира на втором этаже двухэтажного, утопающего, в зелени здания штаба хорошо чувствуется напряжённый ритм жизни авиаторов. Через открытые окна д оносится гул самолётных двигателей.

— Начинаются полёты, — говорит командир на русском языке и приглашает посмот реть аэродром, учебные корпуса.

К стоянкам самолётов идем по аллее, густо обсаженной деревьями. В одних рядах — стройные кипарисы, раскидистые эвкалипты, груши с бу роватыми плодами, кряжистые сосны с длинными иголками. И среди них — благоухающие розы, другие цветы. Непросто создать такой оазис на местности без естественных водоёмов, за счёт искусственного полива. И ещё одна де таль, свидетельствующая о трудолюбии и о любви авиаторов к своему городку. Здесь сооружён один на лучших в республике бассейнов. Когда мы проходили мимо него, в голубой воде плескались дети. Отцы были на полётах.

На посадку заходит самолёт. Вглядываюсь в его стре мительные красивые очертания. Узнаю МиГ. Приятная встреча, как с земляком, вдвойне радостно оттого, что о «земляке» я уже слышал немало добрых слов от командира части, других офицеров.

— Прекрасная машина, — говорит командир эскадрильи подполковник Морис Джорд жус, — выносливая, манёвренная, способная выдержать большие перегрузки.

Самолёт заруливает на сто янку. Дышат жаром его тур бины. Кажется, что ему не терпится вновь подняться в небо. Как и лётчику, только что вылезшему из кабины. Плотно сбитая фигура, обтя нутая противоперегрузочным костюмом, живые выразительные глава, вьющиеся смолистые волосы над высоким лбом. Нарисуй портрет — получился бы обобщённый образ сирийского лётчика.

Знакомимся. Капитан Нафия Сельму. Ему всего 25 лет, но он уже командир звена, имеет около 700 часов налёта. С МиГами знаком ещё с училища, летал на разных модификациях, хорошо знает все этапы совершенствования этой боевой машины. Родился в Дамаске. Там родители живут и сейчас. Отец — шофер, мать — домохозяйка.

Особо примечательная стро ка появилась в лётной биографии капитана Сельму в июне нынешнего года. Ему, как и другим лётчикам этой части, пришлось участвовать в боях с израильскими воздушными пиратами. Это было в те дни, когда оккупанты, вторгшиеся я Ливан, нанесли удар и по сирийским войскам, находя щимся в этой стране по решению Лиги арабский стран, и с согласия ливанского правительства. Лётчики выполняли задачу по прикрытию наземных войск.

В то дни в газетах назывались цифры, характеризующие потеря обеих сторон. Правители Тель-Авива и сейчас ещё пытаются ввести в заблуждение мировое общественное мнение, своих соотечественников относительно масштабов этих потерь. Тем более не хотели они сказать правду тогда, стремясь всячески поддерживать созданный ими миф о непобедимости израильской армии, о неуязвимости израильских воздушных пиратов. Но шила в мешке не утаишь. Всему миру стали видны отблески от костров горевших израильских танков американского и собственного производство. Развеяна и легенда о непобедимости сионистских пиратов неба. Десятки из них нашли свой бесславный конец на ливанской земле. Воздушные разбойники Тель-Авива обрели несмываемое пятно позора, закрепили за собой позорную репутацию громил и безжалостных убийц мирных жителей.

Среди тех, кто развенчивал рожденные сионистской про пагандой мифы, — капитан Сельму и его боевые товарищи. Прошу рассказать Нафию, как выглядел бой, в котором он сбил израильский самолёт F -15. Офицер начал оживлённо говорить, изобра жая движением рук боевое ма неврирование своего самолёта. Переводчик не успевал за ним, испытывая трудно сти с переводом авиационной терминологии. Тогда капитан Сельму ваял мой блокнот и несколькими четкими штриха­ми изобразил картину своего поединка с F -15. Победа далась непросто. Враг был изощрённый.

Детали боя, несомненно, представляют профессиональ ный интерес для лётчиков, они тщательно анализируют ся на занятиях. В классе так тической подготовки я видел схему этого боя с подробными пояснениями. Боевой опыт активно используется в практике повседневной учебы.

— Не менее важен и морально-психологический эф фект этой и других побед, одержанных нашими лётчиками, — сказал Сугель Ибрагим, офицер службы полити ческой ориентации. — Они укрепляют у наших бойцов веру в свои силы, в высокие качество советской авиационной техники.

В тех воздушных сражениях открыли свой боевой счёт и многие другие лётчики. Ко мандир авиазвена майор Фауас Идрис в одном воздушном бою сбил два израильских самолёта. Два самолёта сбили действующие парой майор Гишам Хамый и лейтенант Ахмат Корш. Каждый воз душный поединок чем-то обогащает тактический арсенал авиаторов. Различны виды манёвров, приёмы использования ракетного и пушечного вооружения, но есть и общий вывод из всех победно завершившихся боёв; ус пех на стороне того, кто в совершенстве овладел техникой, кто смел, напорист, кто стремится навязать врагу свою волю.

— Недооценка врага не ме нее опасна, — подчеркивает командир части, — чем робость перед ним. Нельзя не признать, что израильский агрессор — враг коварный, сильный, хорошо вооружённый. Но бесспорно и то, что такого врага — и наши лётчики убедительно доказали это — можно успешно бить.

Война без жертв не бывает. Командир части, как и другие офицеры, с болью говорили о понесённых потерях. Некоторым лётчикам удалось спастись с помощью катапультирования, отдельные же не вернулись на родной аэродром. Гибель боевых товарищей отозвалось в сердцах авиаторов гневом и ненавистью. Мне рассказывали, как рвались в бой лётчики, горя желанием отомстить агрессорам. Чувство локтя, товарищество — одна из сильных черт сирийских воинов. В части есть музей боевой славы. Центральное место в нем занимают экспонаты, рассказывающие о подвигая лётчиков в боях с сионистскими агрессорами в 1973—1974 годах.

Нескольким лётчиком было присвоено звание Героя Сирийской Арабской Республики. Есть в музее и материалы, рассказывающие о недавних сражениях. Боевая летопись продолжается.

Перед отъездом из городка я показал командиру части номер газеты с сообщением о том, что израильский министр обороны выступил с неприкрытыми угрозами в адрес Сирии, заявив, что Дамаск «сейчас находятся в пределах действия израильской артиллерии», и попросил его прокомментировать это наглое заявление.

Вот что он оказал: «Господин Шарон щедр на обещания и угрозы. Он, например, обещал покончить с палестинцами за 72 часа, говорил, что вся война обернется лёгкой прогулкой. Известно, однако, чем закончились эти пророчества».

...Над зелёным городком авиаторов всё так же ярко светило солнце. И небо было таким же чистым и голубым. Ни одного облачка. Только белопенный след от МиГа, крылатого друга сирийских лётчиков.

(«Красная звезда» 30.08.1982г. Кашуба Г. полковник «Воздушные бойцы начеку»)

 

Статьи

Советские войска в Ливане

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества