Крылья по найму. Эйр Америка
С чем у нас ассоциируется название "Эйр Америка"? С пилотами - наемниками? С USAF? С названием фильма? С гражданской авиакомпанией? В каждом из этих определений есть доля правды. Самолеты "Эйр Америки" не были вооружены, но внесли свой весомый вклад в войну в Лаосе.
Как все начиналось?
Истоки "Эйр Америки" стоит искать в далеком сентябре 1950 года, когда ЦРУ перекупило компанию CAT (Сивил Эйр транспорт - Civil Air Transport). Фирма была организована знаменитым предводителем "летающих тигров" Клэром Ченнолтом. Его самолеты летали по всей Азии как и лайнеры других авиакомпаний, но именно его пилоты чаще всего выполняли различные "щекотливые" миссии. Например, во время войны в Корее, во время пролетов самолетов САТ над континентальным Китаем, попутно сбрасывали шпионов и различные (далеко не мирные, как понимаете) грузы. В 1952 году летчики Ченнолта доставили в Бирму 12 тысяч солдат Чан Кайши, положив начало бесконечной гражданской войне в этой стране.
Пока американцы воевали с коммунизмом в Корее, практически рядом (в Индокитае) французы вели свою войну. Французская транспортная авиация в этом регионе располагала всего десятком устаревших Ju-52 и несколькими С-47. Мало того, что их катастрофически не хватало, очень часто они просто не соответствовали требованиям командования: например, не могли обеспечить переброску легких танков М-24 и артиллерии.
Поэтому в апреле 1953 года по личному указанию президента Эйзенхауэра САТ была привлечена к снабжению многочисленных французских баз в Лаосе и северном Вьетнаме. Одновременно из запасов USAF было решено передать шесть С-119. В начале мая 1953 года на базу Кларк Филд на Филиппинах прибыла группа пилотов САТ для освоения тяжелых транспортных самолетов. Переобучение было недолгим и 5 мая первые летчики перегнали самолеты на аэродром Гиа Лам под Ханоем. Уже на следующий день они вылетели на боевое задание. Вскоре, оценив уровень подготовки летчиков и возможности техники, французы стали широко привлекать их к полетам по всему Индокитаю. Отметились американцы и во Вьетняне. Однако самым большим испытанием стала битва под Дьенбьенфу.
В преддверии большого сражения между САТ (за спиной которого стояло американское правительство) и французским командованием в регионе было заключен дополнительный контракт. Он предусматривал дополнительное привлечение 24-х пилотов С-119 (с обслуживанием машин американскими техниками). Вскорости с аэродрома Кат Би (под Ханоем) начались и регулярные вылеты на Дьенбьенфу. Это были опасные вылеты, так как отряды Вьетминя располагали по данным разведки 20 зенитными пушками 37-мм и примерно 100 крупнокалиберными пулеметами ДШК.
Всего в этой операции (с 13 марта по 7 мая) американцы выполнили 682 вылета. Огнем с земли был сбит один самолет (экипаж из пяти человек погиб).
После падения Дьенбьенфу пилоты САТ продолжили свои вылеты в небе Индокитая. Свой контракт с французами они закончили участием в операции "Cognac" - когда в преддверии заключения Женевских соглашений 12 С-46 перебросили французские части и гражданских лиц из Северного в Южный Вьетнам. После этого вплоть до самой смерти Ченнолта в 1958 году о компании САТ почти не поступало сообщений. Этот период точно совпал с относительным затишьем в Юго-Восточной Азии.
Новый старт.
Женевские соглашения 1954 года признали независимость Лаоса и Камбоджи. Столицей Королевство Лаос должен был стать Вьетнань, коммунисты из Патет Лао должны были влиться в состав правительственных войск, обучение которых возлагалось на французских военных советников.
Стоит сказать, что Лаос идеально подходил под широко пропагандируемую тогда "теорию домино", когда подпадение одного из государств под коммунистическое влияние автоматически означало утерю позиций "свободного мира". Руководствуясь этой теорией американцы и начали поддержку правящего режима Лаоса и соседнего Таинланда - главного союзника в ЮВА.
Однако в своей политике американцам приходилось постоянно оглядываться на СССР - прямое вторжение могло повлечь за собой адекватные шаги противной стороны. Поэтому основным инструментом войны стало ЦРУ. К слову сказать американская помощь оказывалась Лаосу с 1950 года. Однако резкое увеличение объемов пошло именно с 1955 года, когда была образована United States Operations Mission, с базой в столице страны. Одновременно была образовано Бюро Оценки Программ Помощи (Program Evalution Office). Под эгидой этой организации для работы в Лаосе стали привлекаться американские военные, находящиеся в резерве или в отставке. Они должны были помочь прежде всего в организации противопартизанских спецподразделений.
Не обошлось конечно и без вездесущей САТ. Летом 1955 года компания получила контракт на перевозку в Лаос риса (в стране этот год был неурожайным и угроза голода была как никогда реальной). К тому же голод широко использовался коммунистами для агитации "за светлое будущее", что не способствовало укреплению власти.
Уже 5 августа 1955 года три С-46 Commando авиакомпании начали регулярные вылеты. Головной болью стали горные районы, куда рис и соль сбрасывали на парашютах. На этом этапе оперативной базой был Удон в Таинланде. Всего до конца месяца американцы выполнили примерно 200 вылетов в 25 районах страны, куда было доставлено 1000 тонн грузов. Эта операция положила начало сотрудничества САТ (будущей "Эйр Америки") и ЦРУ в Лаосе.
1 июля 1957 года пилот Брюс Блевинс пригнал во Вьетнань Дуглас С-47 (номер В-817) в рамках контракта с посольством США. На этом этапе ему нужно было оценить состояние аэродромной сети страны и возможности для базирования авиатехники. После недолгих осмотров самым мягким эпитетом стало "примитивное". Реально в Лаосе функционировал только столичный аэродром, который был выложен аэродромными плитами времен войны на Тихом океане. Было еще несколько полевых площадок, на которые базировались японские истребители. На весь Лаос была только одна (!) контрольная башня. Летных карт как таковых не было, пользовались французскими топографическими, да и те можно было пересчитать по пальцам одной руки. Единственным подспорьем был 25-ваттный радиомаяк. Однако его обслуживали служащие единственной в стране авиакомпании Air Laos и включали они его...только во время своих рейсов.
Несмотря на такие просто ужасающие условия политическая ситуация в стране требовала срочного американского военного вмешательства. Поэтому незамедлительно в столичный "аэропорт" перегнали несколько С-46 и С-47, которые в экстренном порядке начали переброску военных грузов изолированным постам по всей стране.
Первые оперативники ЦРУ появились в Лаосе в ноябре 1958 года и занимались они в основном подготовкой батальона парашютистов лаосской армии.
Однако фирма САТ была чисто гражданской авиакомпанией и перевозить военные грузы она просто не имела никаких оснований, поэтому 26 марта 1959 года компанию переименовали в Эйр Америка. В уставе "новой" компании была записана возможность перевозки грузов военного назначения по контрактам с правительством США.
Уже летом 1959 года в Лаос стали прибывать "зеленые береты", которые впоследствии и взяли на себя всю борьбу с партизанами. Первоначально это были 12 мобильных команд, которые базировались в Вьетнане, Луанг Прабанге, Саваннефет и Паксе. Опирались они естественно на самолеты и вертолеты Эйр Америки.
Первые вертолеты.
В августе 1959 года по заданию Вашингтона в Японию были направлены Арт Вильсон, Герберт Лиу, Гордон Смит и Дэйл Вилльямсон. Об том времени вспоминает Гордон: "Мы четверо курсантов-вертолетчиков налетали по 18 часов на "В" в Японии и еще 14 на Филиппинах. Это было весело. Я любил вертолеты, потому что мог сделать на нем гораздо больше чем на самолете".
Первоначально предполагалось использовать вертолеты для ограниченного круга задач. Тогда еще никто и не предполагал, что дальнейшая война в Индокитае войдет в мировую историю как "война вертолетов".
Пилоты на американских базах освоили Н-19В, но в Лаос на борту С-124 были переброшены машины модификации "А", которые имели гораздо худшие технические характеристики. Так, в климатических условиях Индокитая они могли поднять всего 200 кг риса. Однако эти недостатки с лихвой компенсировались энтузиазмом летчиков. Немного стоит сказать и о самих вертолетах. Переданы они были из наличного парка КМП и получили обозначения Н-А, Н-В, Н-С и H-D. Правда, обычно в летнопригодном состоянии одновременно было не более двух машин. Проблемы с обслуживанием накладывались на несовершенство самой техники. Так, ресурс двигателя составлял 60 часов! А только перелет из Бангкока во Вьетнань занимал 7. Еще столько же времени занимал перелет обратно и в итоге для полетов в Лаосе оставалось всего около 46 часов.
Еще одной проблемой было топливо для привередливых вертолетных движков. На различные площадки по всей стране его чаще всего сбрасывали на парашютах с С-46. Затем его фильтровали с помощью бинтов или доступных галантерейных изделий и уже ручной помпой закачивали в баки.
Основной задачей вертолетов в Лаосе на начальном этапе была доставка особо важных персон (офицеров ЦРУ). Это значительно повышало оперативность командования при отсутствии аэродромов. Однако Н-19 совершенно не отвечали предъявляемым к ним требованиям - так, нельзя было перебрасывать грузы и даже мелкие подразделения. Ситуация кардинально изменилась в 1960 году, когда морпехи передали четыре UH-34D.
Эксперименты.
Вместе с вертолетами попытались использовать и самолеты с укороченным взлетом и посадкой (STOL по американской терминологии). На тот момент по рекомендации Гарри Адерхольта (одного из военных летчиков, служивших в ЦРУ) Эйр Америке передали осенью 1959 года опытный Helio Courier. Однако полевые испытания поставили крест на дальнейшей программе. Двигатель оказался капризным, посадка была больше похожа на акробатический трюк и в начале 1960 года от дальнейшего использования самолетов этого типа в компании отказались. Правда, в дальнейшем самолеты укороченного взлета широко использовались в стране.
Повседневная работа.
В августе 1960 года президент Эйзенхауэр на одной из пресс-конференций заявил "в Лаосе чрезвычайно трудная ситуация". Там вспыхнула гражданская война между генералом Фуоми Новасаванем и силами под руководством Конг Ли. Патет Лао поддерживало Конг Ли, а американцам ничего не оставалось как поставить на Фуоми. Конг Ли действовал в столице и центральных районах, а базы Патет Лао располагались в основном на границе с Северным Вьетнамом (Фуоми объявил "столицей" своего государства Саваннафет). Там под руководством американских инструкторов началось обучение войск генерала. Кроме того отряды были усилены за счет тайцев - как добровольцев, так и кадровых военных. Все снабжение шло через Эйр Америку.
Такие старания не пошли даром и в декабре 1960 года Фуоми взял Вьетнян. Конг Ли отошел на переформирование на Равнину Кувшинов, где получил оружие и аммуницию из СССР. Появление в Лаосе советского оружия и советников встревожило американце и они решились на прямое военное вмешательство. В начале 1961 года на базе Субик-Бэй (Филлипины) началось формирование экспедиционного корпуса. Однако такое развитие ситуации было крайне нежелательным и аналитики ЦРУ предложили другой более мягкий путь - поддержка племени Хмонг в борьбе с Патет Лао.
Эра Ванг Пао.
Проблемы Лаоса несколько отодвинули угрозу коммунистических партизан в Таинланде. Однако она реально существовала и значительно осложняла всю ситуацию в регионе. Поэтому в 1960 году американские советники в стране создали элитное подразделение тайской полиции (сокращенно PARU - Police Aerial Reinforcement Unit). Буквально за несколько месяцев оно превратилось в мощный отряд из 500 человек элитного спецназа.
В январе 1961 года недалеко от Равнины Кувшинов состоялась тайная встреча трех человек. Первым был Джеймс Лэйр (больше известный как Билл Лэйр) - резидент ЦРУ в Таинланде, вторым был полковник Пранет Ритченбчай (командующий PARU) и последним - Ванг Пао (бывший офицер Королевской армии, а ныне предводитель племени Мео (Хмонг). Встреча положила начало многолетней операции Momentum (тайной помощи американцев антикоммунистическим силам в Лаосе). Главным лицом естественно был американец, который кроме всего прочего координировал и действия Эйр Америки.
Стоит сказать, что когда в Лаосе начали свои активные действия коммунистические партизаны, они не особенно жаловали горное племя Хмонг, прежде всего из-за его близости с бывшими колонизаторами. Этим воспользовался и амбициозный офицер королевской армии Ванг Пао, который возглавил борьбу не только своего племени, но и других малых народностей страны.
После января 1961 года американскими специалистами было организовано несколько полевых площадок, пригодных для приема самолетов Эйр Америки. Первой из них стала Па Донг, куда уже к концу месяца было переброшено вооружение, необходимое для вооружения первых трехсот солдат армии Пао.
В это время произошел случай, который мог положить конец всем планам США в Лаосе. Во время очередного рутинного полета потерпел аварию вертолет Эйр Америки, в котором находился Билл Лэйр и несколько тайских инструкторов. К счастью, благодаря мастерству пилота все закончилось благополучно.
О том, какое внимание уделялось авиационной поддержке свидетельствует тот факт, что одним из первых своих приказов Ванг Пао отправил 20 человек на базы PARU для освоения специальности авианаводчика.
Со своей стороны Билл Лэйр постоянно подчеркивал необходимость налаживания четкой системы воздушного сообщения как важного фактора войны в Лаосе. Однако в начале 1961 года компания насчитывала всего несколько самолетов и вертолетов и не могла обеспечить все возрастающие потребности горцев. А ситуация все ухудшалась. В начале марта американцы стали перед фактом, что падение стратегически важного населенного пункта Луанг Прабанг дело всего нескольких дней. Падение этого центра провинции делало дальнейшую борьбу с коммунистическими партизанами в Лаосе делом безнадежным. Личным распоряжением нового президента Джонна Ф. Кеннеди Эйр Америке передали 14 вертолетов UH-34 из состава КМП. Машины пилотировали "добровольцы" из авиации морской пехоты, армейской и флотской авиации.
Новой базой стал аэродром Удорн в Таинланде. Уже 29 марта 1961 года там базировалось 16 UH-34 Эйр Америки. На следующий день компания открыла печальный счет своих потерь - во время доставки грузов разбился вертолет (экипаж в составе Чарльза Матиира и Вальтера Визбоковского погиб).
Однако сил было мало и Ванг вскоре был вынужден перенести площадку на 10 миль дальше в Фао Хао. В отрядах горцев находилось 99 тайцев (из PARU) и 9 "зеленых беретов", основной задачей которых было обучение. Кроме того тут же находилось 9 оперативников ЦРУ (и плюс еще два во Вьетняне). А всего Ванг мог опереться на 9000 "штыков" (и еще 4000 проходили обучение).
Для лучшей оперативности по распоряжению Лэйра стали строиться посадочные пункты, которые получили название "Виктор Сайт" (позже "Лима Сайт"), на которые могли приземляться как вертолеты так и легкие самолеты. Правда, строительство это громко сказано. Просто на определенной территории вырубывался лес и персонал пункта должен был следить, чтобы площадка не заросла растительностью.
Вместе с активной помощью всем антикоммунистическим силам Кеннеди постарался решить конфликт и на дипломатическом уровне. Во время встречи в 1961 году в Вене с Никитой Хрущевым стороны подписали меморандум "о нейтральности Лаоса" (формально подписан сторонами 23 июля 1962 года). Согласно этому документу стороны обязались до 7 ноября текущего года вывести всех свои военных советников и специалистов. Вскорости США эвакуировало 666 человек (включая и технический персонал). ЦРУ разрешалось иметь в Лаосе только двух своих представителей, которые бы контролировали выполнение обязательств противной стороной. Значительно ограничивалась и деятельность Эйр Америки.
Это был трудный период для компании. Из 18 вертолетов осталось только шесть, а персонал сократился до 37 человек.
Однако коммунисты совсем не выполняли условия договора. Из разведывательных данных стало ясно, что ни один из 7 тысяч солдат армии Северного Вьетнама не покинул территории Лаоса. Мало того они использовали сложившуюся ситуацию для разборок с Хмонг и нейтральными племенами. В этой ситуации ЦРУ пошло на возобновление полетов Эйр Америки, но делалось это в тайне даже от своих и каждый вылет согласовывался с Вашингтоном!
Ванг Пао под давлением вьетнамцев был вынужден перенести свою штаб-квартиру в долину Лонг Тиенг. Однако силы были явно не равны и в марте 1964 года коммунисты смогли захватить Долину Кувшинов. Именно потеря такого стратегически важного региона вынудила президента Джонсона отдать приказ о начале разведывательных полетов над этой частью Лаоса. Это были весьма небезопасные вылеты, так как 6 июля 1963 года здесь был сбит американский разведчик. В результате оказалось, что американцы в этом регионе просто не готовы к проведению спасательных операций. Поэтому проведение такого рода операций на территории Лаоса было поручено Эйр Америке.
Однако для гражданских летчиков это задание тоже было в новинку и требовало переобучения. К тому же спасательные операции без вооруженного сопровождения граничили с самоубийством. Вопрос об эскортировании был решен после договоренности с тайцами: в такие вылеты теперь сопровождало несколько Т-28.
Самым известным эпизодом в спасательной деятельности Эйр Америки было сбитие одного из разведывательных "крусейдеров" USAF и последовавшая за этим эпопея.
6 июня 1964 года лейтенанты Чарльз Классман и Джерри Кьючмен отправились к Равнине кувшинов в очередной вылет. Дозаправившись от А-4 RF-8 снизились до верхушек деревьев, отсняли цели в одной из долин - маршрут снабжения номер 7 в районе Кханг Кхей и повернули к мосту Бан Бан. Уходя от Кханг Кхей, Классман "поймал" в левое крыло несколько снарядов. Разведчики отвернули от позиций зенитной артиллерии, когда в фюзеляж "Крусейдера" попал ещё один снаряд. Видимо, он перебил трубопроводы гидросистемы, так что самолёт потерял управление. Классман некоторое время боролся за выживание( но самолёт окончательно потерял управление и опустил нос к земле. Классман катапультировался и спустя всего мгновение RF-8A взорвался. Пока Классман спускался на парашюте( он успел окончательно распрощаться с жизнью под свист пуль, летящих прямо в него. Потом его снесло ветром прямо на единственное дерево, росшее поблизости и при падении с него он подвернул ногу. Ведомый Классмана оставался в воздухе столько( сколько позволял запас топлива, но был вынужден уйти на авианосец.
Далеко уйти Классману не удалось из-за повреждённой ноги. Однако вскоре над ним пролетел одномоторный U-10. У Классмана не было радиомаяка, так что единственное, что он мог сделать - это посигналить зеркалом и обозначить своё местоположение дымовой шашкой. К его радости Courier покачал в ответ крыльями. Спустя некоторое время U-10 улетел, но прибыли С-123 и Caribou. Как позже узнал Классман, на переданный его ведомым сигнал бедствия откликнулись сразу несколько самолётов авиакомпании Air America. Именно они вызвали спасательный вертолёт Н-34. Классман из последних сил взобрался на невысокий холм, но вертолёт был обстрелян с земли и вынужден был уйти. Его второй пилот был ранен в голову, но пилот Том Моэр всё же довёл машину до базы.
Сразу же на низкой высоте пролетел Caribou. Его экипаж вёл огонь из личного оружия через открытые двери и рампу и забрасывал ручными гранатами позиции стрелков. Второй вертолёт, пилотируемый Биллом Куком, также не смог забрать Классмана. Классман попал в плен к партизанам Патет Лао. Американское командование в ответ нанесло несколько массированных ударов по позициям партизан в этом районе. Через три месяца пилот-неудачник смог сбежать, воспользовавшись недосмотром своих охранников.
Интересно, что успех одной из сторон в войне в Лаосе напрямую зависел от..погоды. Во время сезона дождей, который длится с ноября по май, преимущество имели отряды Патет Лао и северовьетнамцев, которые атаковали позиции Хмонг. А в остальное время реально одерживали победы горцы, которые могли опираться на помощь с воздуха американцев и тайцев.
Но в 1968 году характер войны кардинально изменился. Ханой настолько усилился, что его войска смогли захватить в первой половине марта стратегическую долину недалеко от Луанг Прабанг и уничтожить стратегическую площадку Лима Сайт 85, откуда американцы прослушивали всю территорию Северного Вьетнама.
Американцам казалось, что не сегодня завтра Лаос они потеряют. А к этому все шло. Потери отрядов горцев были просто катастрофические - погиб практически весь командный состав. Была срочно объявлена мобилизация, но наскрести удалось только 300 человек, из них треть составляли подростки от 10-14 лет, еще треть - в возрасте 15-16 лет, а остальные - старше 35 лет.
В 1969 года Ванг Пао перешел к тактике партизанской войны и практически сразу смог одержать несколько убедительных побед. Впервые с 1960 года удалось отбить Равнину Кувшинов, причем было захвачено 1700 тонн оружия, 2500 тонн боеприпасов и даже 25 легких танков ПТ-76. В немалой степени таким успехам способствовали регулярные рейды американских В-52.
В январе 1970 года по американским подсчетам северовьетнамцам приходилось держать в Лаосе до двух полнокровных дивизий (примерно 67 тысяч человек).
В 1971 года наступление антикоммунистов стремительно развивалось, тем более что части были дополнены тысячами тайских добровольцев, подготовленных американскими инструкторами. Однако и вьетнамцы тоже не сидели сложа руки и уже к концу года им удалось отбить Равнину Кувшинов.
В этот период Эйр Америка понесла тяжелые потери от огня с земли. Только в декабре 1971 года вражеские зенитчики сбили 3 самолета и еще 24 повредили. Очень большими были потери и среди летного состава.
Конец Эйр Америки.
Несмотря на все заслуги 21 апреля 1972 года был подписан приказ о расформировании компании, а 27 января 1973 года были подписаны Парижские мирные соглашения, которые положили конец войне в Лаосе. Но до фактического окончания боевых действий и ликвидации компании прошло еще три года. Это время пилоты продолжали регулярные вылеты, несли потери в людях и техники. Всего с апреля 1972 по июль 1974 погибло 23 членов корпорации. А всего за время войны в Лаосе погибло 100 человек персонала Эйр Америки. Последний самолет компании оставил Лаос 3 июля 1974 года. Все самолеты и вертолеты собрали на Удорне, а персонал уволили.
Боевые действия во Вьетнаме продолжались до конца апреля 1975 года. А компанию расформировали 30 июля 1976 года.
"Эйр Америка" была основной силой ЦРУ в Лаосе. Всего за время ее деятельности через компанию прошли 20-25 двухмоторных самолета, две дюжины самолетов STOL и 30 вертолетов. В ее списочном составе числилось 300 пилотов, механиков и вспомогательного персонала. Летали они как над Таинландом так и над Лаосом.
Только за 1970 год только в Лаосе американские добровольцы перевезли 20 миллионов тонн грузов (главным образом риса). Кроме перевозки солдат, вертолеты и самолеты компании привлекались для эвакуации сбитых летчиков USAF, сбитых как над Лаосом так и над Северным Вьетнамом.
Можно сказать, что без "Эйр Америки" деятельность американцев в Лаосе была бы крайне затруднена и скорей всего страна вскорости превратилась бы в "развивающуюся страну социалистической направленности".
Михаил А. Жирохов
http://www.airwar.ru/history/locwar/vietnam/airam/airam.html