Крест, полумесяц и кофе
Конфликт на Африканском Роге мало связан с религией
Алексей Лампси, "Независимая газета", 14 ноября 2001
Весь мир с тревогой следит, выйдет ли за границы Евразии разворачивающаяся в Афганистане война. Учитывая неоднократные заявления американской администрации, это вполне возможно. Того же добиваются и сторонники бен Ладена. В случае разгорания конфликта можно смело утверждать, что многие страны воспользуются пропагандистскими лозунгами обеих противоборствующих сторон, чтобы попытаться силой решить застаревшие конфликты. Чаще всего в этой связи вспоминают Израиль и Палестину, Индию и Пакистан, а также ряд стран, внутри которых могут вспыхнуть вооруженные столкновения между христианами и мусульманами (например, Нигерию). Однако география потенциальных конфликтов гораздо шире. В этом убеждает пример Эфиопии и Эритреи, между которыми может возобновиться старая война.
История этих двух стран полна драматизма. По иронии судьбы (впрочем, это часто встречается в истории), именно на территории Эритреи зародилась эфиопская государственность. Однако постепенно центр эфиопской цивилизации перемещался на юг. Эфиопское королевство сохранило свою независимость. Эритрея же попала сначала в состав Египта, а затем - Османской империи. Сыграл свою роль во взаимном отчуждении народов и религиозный фактор. В то время как эфиопы приняли христианство, эритрейцы оказались в зоне влияния ислама. На данный момент половина населения Эритреи - это мусульмане. Все это не могло не породить конфликтов между этими странами.
Нужно сказать, что одна из древнейших африканских цивилизаций - Эфиопия - по праву гордится тем, что она единственная страна Африки, никогда не терявшая независимости. Более того, исторически Эфиопия всегда являлась региональной державой, претендующей и на эритрейскую территорию. Но после развала Османской империи в Эритрее обосновались итальянцы, пытавшиеся оттуда распространить свое влияние в Африке. Итальянцы назвали эту колонию "Mare Erythraeum" ("Красное море"), откуда и произошло современное название этой страны.
Дважды, в 1896 и 1935 годах, с территории Эритреи в Эфиопию вторгались итальянские войска. (Этот факт тоже не добавил приязни в отношения между странами.) Первая итальяно-эфиопская война закончилась в 1889 году соглашением, по которому Эфиопия признала суверенитет итальянского королевства над Эритреей. А уже в 1941 году в Эритрею вошли британские войска, и после войны, в 1952 году, ее территория отошла к Эфиопии на правах автономии. Спустя десять лет, в октябре 1962 года, Эфиопия аннексировала автономный регион. С этого момента эритрейские сепаратисты начали партизанскую войну, которая продлилась 30 лет. Когда в 1974 году в Эфиопии утвердился просоветский режим Менгисту Хайле Мариама, это ничего не изменило в противостоянии. Война продолжала тлеть. Согласно правилам холодной войны, Эритрея обрела поддержку Запада.
Лагерь повстанцев состоял из двух организаций - мусульманского Фронта освобождения Эритреи и христианского Эритрейского национально-освободительного фронта. Когда в 1993 году коммунистический режим начал разваливаться, повстанцам все же удалось выбить эфиопские войска со своей территории. Более того, именно Фронт освобождения Эритреи сыграл решающую роль в свержении режима Менгисту. Хотя войска фронта, подчеркивая свое стремление к независимости, не пошли дальше границ Эритреи, они передали свое тяжелое оружие повстанцам в самой Эфиопии. В результате новое правительство признало Эритрею как государство. Мировое сообщество ставило эти две африканские страны как пример "цивилизованного развода". Однако, несмотря на выделенные кредиты, мир продолжался недолго.
Подавляющее большинство эфиопов были далеко не в восторге от независимости Эритреи. К этому добавились экономические интересы. Американской помощи, на которую так надеялось новое правительство Эфиопии, оказалось недостаточно, чтобы поднять страну. Основным источником дохода становился экспорт кофе, которое высоко ценится в Европе. Однако после отделения Эритреи на ее территории остались два единственных эфиопских порта. По договору между двумя странами, Эфиопия могла ими пользоваться, но не менее бедная Эритрея попыталась выжать из этих портов все, что возможно. Эритрейцы взимали крайне высокие транзитные пошлины и вдобавок манипулировали курсом общей валюты - эфиопского быра. Потом, в 1998 году, Эритрея ввела собственную валюту, попытавшись навязать Эфиопии невыгодные взаиморасчеты по курсу 1:1. Эфиопия пригрозила войной, но начала ее Эритрея. Ее власти вспомнили о небольшой спорной территории на границе двух стран и оккупировали ее.
"Кто силен, тот и прав", - сказал перед началом войны президент Эритреи Исайя. В свою очередь, премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи заявил: "Мы готовы к тому, чтобы заплатить любую цену, лишь бы только никто не посмел попрать наш суверенитет. Идет ли речь о наших соседях, или об итальянцах, или о турках, или о ком-либо другом".
Аргументы эфиопского правителя оказались более весомыми. Население Эфиопии в 17 раз более многочисленно, и до войны ее экономика в 8 раз превосходила эритрейскую. Оружия в Эфиоппии также осталось больше. В 1999 году эфиопские войска прорвали фронт и вплотную приблизились к Красному морю. Артиллерия обстреливала столицу Эритреи. Авиация бомбила порты. Однако в дело вмешалось мировое сообщество, которое принудило Эфиопию к мирным переговорам.
Что интересно, в войне на Африканском Роге принимало участие большое количество "псов войны" из России и Украины. Украинцы воевали за Эритрею, наши сограждане помогали эфиопам. Россия поставляла технику Эфиопии, Украина - Эритрее. Шла речь о посылке в Эфиопию официальных военспецов из России.
Российское присутствие в Эфиопии не случайно - эта страна входила в выстраиваемую еще царским правительством (хотя и достаточно умозрительную) "ось", которую условно можно назвать византийской: Балканы-Константинополь-Палестина-Эфиопия. В конце XIX века именно дипломатическая и военная помощь России помогла негусу Менелику II не только отстоять независимость Эфиопского государства от итальянцев, но и расширить его. В те годы Россия проявляла интерес к воссоединению с православием Эфиопской Церкви, исповедующей вариант монофизитской ереси. Сейчас интересы помимо традиционной дружбы имеют и прагматический характер. Иметь дружественное, сильное в военном отношении государство, которое имеет выход к Красному морю, - значит, постоянно держать под угрозой пути транспортировки черного золота.
В 2000 году под давлением ООН (читай - США) эфиопы оставили захваченные земли. Почти разгромленные эритрейские войска получили возможность вновь собраться с силами. В результате война приобрела вялотекущий характер.
За два года войны в ней погибло не менее 120 тысяч человек, в том числе большое количество мирных жителей. У обеих сторон прибавилось озлобленности. И в нынешней ситуации правительства этих стран напряженно следят за развитием событий.
Президент у Эритреи тот же. В Эфиопии еще полны желания вернуть "украденную" победу. А значит, при малейшей возможности война вспыхнет с новой силой.
Можно ли ожидать того, что она примет черты религиозной войны? Выше уже отмечалось, что эритрейские христиане приняли активнейшее участие в борьбе за независимость страны, действуя вместе с мусульманами. Сразу же после обретения независимости эритрейская православная община отделилась от Эфиопской Церкви и, став самостоятельной Церковью, пошла на установление тесных контактов с Коптской Православной Церковью в Египте.
Вместе с тем активность различных исламистских сил в Эритреи очень высока. Весьма сильные позиции там имеет организация "Братья-мусульмане". А в 90-е годы в этом новосозданном государстве обосновалось представительство вездесущего бен Ладена. По утверждению некоторых наблюдателей, на территории Эритреи действуют базы по подготовке исламских боевиков.
Поэтому при определенном раскладе конфликт может перерасти в религиозный, и это чревато расколом уже самой Эритреи
http://africana.ru/konkurs/raboti/Lampsi/Ethiopia_Eritrea.htm