Голодная война
Власти Аддис-Абебы и Асмэры повторяют те же ошибки, которые привели к краху прежний эфиопский режим
Евгений Пахомов, Итоги, 9 июля 2000
"Асэб, заламбесса, бадмэ... Когда в новостях слышу названия этих городов, мне кажется, я вернулся на полтора десятка лет назад, - сказал "Итогам" бывший переводчик миссии советских военных советников, оказывавших в 80-е помощь Аддис-Абебе в борьбе с эритрейскими сепаратистами. - Бои идут там же".
Похоже, то же ощущение "дежа-вю" возникло и у глав Эфиопии и Эритреи: премьер-министр Эфиопии Мелес Зенауи и президент Эритреи Исайяс Афеворк в свое время сражались плечом к плечу против режима Менгисту Хайле Мариама, которого поддерживал СССР. В 1993 году Эритрея отделилась от Эфиопии по обоюдному согласию, и лидеры двух стран заявили о том, что будут следовать политике дружбы и взаимопомощи. Теперь вчерашние союзники воюют друг против друга с ожесточенностью, какой позавидовал бы и Кровавый Менгисту, как они сами называли бывшего эфиопского диктатора (см. "Итоги" # 28, 1999). И дело не только в том, что бои идут в тех же самых местах, что и раньше. Оба режима сегодня используют те же методы и совершают те же ошибки, какие в свое время привели к краху прежний режим.
В последние недели эфиопская армия отбила у эритрейцев приграничный город Заламбесса, захваченный теми около года назад, и заняла часть эритрейской территории. Аддис-Абеба заявила, что одержала победу в войне. Тут эритрейцы перешли в наступление в районе города Тэсэнэй. Попытки примирить две страны успехом не увенчались, переговоры о перемирии, проходящие в Алжире при посредничестве Организации африканского единства, ЕС и США, на прошлой неделе результатов не принесли. Согласно экспертным оценкам, за все время боевых действий между Эфиопией и Эритреей погибло около ста тысяч человек.
В отличие от многих других конфликтов на Черном континенте эфиопо-эритрейская вражда не носит ни этнического, ни религиозного характера - большинство населения и Эфиопии, и Эритреи составляют христиане, во главе обеих стран стоят представители народа тиграи. Официальной причиной конфликта стал территориальный спор: после раздела единого государства выяснилось, что стороны по-разному читают старые колониальные карты и каждая уверена, что противная сторона захватила часть ее земель, кроме того, Эфиопия недовольна, что потеряла выход к Красному морю.
Каждое новое обострение боевых действий совпадает с очередным витком экономического кризиса в этих странах. Война между соседями-союзниками началась в 1998 году, после того как стало ясно, что новые "демократические" режимы не в состоянии справиться с хроническим экономическим кризисом. Когда уровень жизни стал еще ниже, чем во времена социалистической Эфиопии, на границе загремели первые выстрелы - эритрейские части оккупировали ряд "территорий, незаконно занятых эфиопами". Когда в прошлом году народ оромо в Эфиопии стал активно высказывать недовольство тем, что большинство властных постов в стране занимают представители народа тиграи, эфиопское командование двинуло танки на пограничный город Бадмэ - начался новый виток войны. Власти двух стран стараются "переключать" внутреннее недовольство на внешнего врага и взывают к патриотизму своих граждан: на улицах Эфиопии и Эритреи толпы выкрикивали: "Война до победного конца!" В боях за Бадмэ погибло несколько десятков тысяч человек.
В этом году активизация военных действий происходит на фоне засухи, поразившей Африканский Рог. По различным оценкам, сегодня от нехватки продовольствия здесь страдают более восьми миллионов человек. Теперешняя ситуация заставила вспомнить о страшной засухе середины 80-х, которая вызвала гуманитарную катастрофу и стала одной из причин кризиса, приведшего к падению Менгисту. Дело, однако, в том, что новые власти действуют так же, как и диктатор, с режимом которого они боролись: вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие ирригационной системы засушливых районов, на скудные бюджетные средства Аддис-Абеба и Асмэра покупают современные вооружения, включая боевые самолеты последнего поколения - стороны используют друг против друга российские истребители Су-27 и МиГ-29 (по некоторым данным, ими управляют пилоты-наемники из стран СНГ). Когда ООН в прошлом месяце лихорадочно решала вопрос о гуманитарных поставках на Африканский Рог, эфиопские танки перешли в наступление.
Проблему засухи эфиопские власти решают просто: голодающих с севера в массовом порядке переселяют в более благополучные центральные районы, где проживают оромо. Такой способ борьбы с голодом "изобрел" еще Менгисту Хайле Мариам в 80-е, но при нем масштабы переселений были скромнее. Результат не замедлил сказаться: теперь эфиопские власти вынуждены воевать и с эритрейской армией, и с повстанцами из "Фронта освобождения оромо".
Война и поступающая из-за рубежа гуманитарная помощь стали проверенным источником доходов для властей обоих государств. Как отмечает западная пресса, с обострением военных действий перепродажа гумпомощи и махинации со средствами, выделенными на закупки оружия, приобрели чудовищные масштабы.
Тем временем солдаты в захваченных районах выгоняют из домов крестьян, и те не могут проводить сельскохозяйственные работы: в июне, когда выпадают дожди, решается судьба очередного урожая. Такая тактика неизбежно приведет к новому витку голода. А значит, и к новому витку боевых действий: "Война до победного конца!"
http://africana.ru/konkurs/raboti/Pahomov/Ethiopia_Eritrea.htm