Голод, война, этнический кризис
В Аддис-Абебе вернулись к практике переселения народов
Алексей Андреев, научный сотрудник Института востоковедения РАН. "Независимая газета", 11 мая 2000 года
Федеративная Демократическая Республика Эфиопия оказалась в крайне бедственном положении. На севере Эфиопии по причине многомесячной засухи голодают уже более 9 млн. человек - и это на фоне усиливающейся эскалации вооруженного конфликта с соседней Эритреей, поглощающего все новые и новые средства из госбюджета. Следует заметить, что эфиопское правительство придерживается весьма рискованной военно-политической стратегии, однажды (9 лет назад) уже приведшей к роковым для центрального руководства страны последствиям. Подобно своим предшественникам во главе с Менгисту Хайле Мариамом, оно ведет войну одновременно на два фронта - против эритрейцев и против оппозиционного Фронта освобождения оромо (ФОО). Так же, как и при Менгисту, правительство избирает простейший путь "решения" проблемы засухи: жители северной Эфиопии, по национальности тигре и амхара, в массовом порядке переселяются в центральные, южные и юго-западные районы, где преобладают оромо. Однако ситуация намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. В северных штатах Эфиопии бушуют пожары. На недавно состоявшемся каирском форуме "ЕС - Африка", в котором наряду с ведущими африканскими политиками участвовали лидеры стран Евросоюза, Германия поставила вопрос о "рукотворном" происхождении этих пожаров. Об этом Берлин информировали представители ФОО, считающие, что поджоги выгодны властям и леса специально "выжигаются", так как в лесистой местности активно действуют антиправительственные партизанские формирования. Обвинение более чем серьезное. Оно уже получило отклик в стране. Студенты Аддис-Абебского университета (столица Эфиопии расположена на территории штата Оромия) проводят манифестации с требованием временно прекратить занятия и мобилизовать их на тушение пожаров. Правительство отвечает отказом, предпочитая иностранную помощь. В районах, охваченных пожарами, работают более 20 немецких и южноафриканских пожарных авиаотрядов, привлечены также швейцарские специалисты. Широко используется российская техника. Однако и аддис-абебские студенты, и другие жители Оромии, особенно национальности оромо, от участия в борьбе с разбушевавшейся стихией фактически отстранены.
Переселение амхара и тигре на земли оромо грозит новым обострением этнополитических противоречий. Лидер ФОО Давиди Ибсса неоднократно заявлял, что "народ оромо стал заложником голодающих амхара и тигре, поскольку Запад, желая избежать лишних расходов, хочет, чтобы они жили за наш счет". По мнению Ибсса, наиболее эффективным участием Запада в эфиопских делах стала бы помощь в создании нормальной ирригационной системы в засушливых районах, на что могут быть направлены и средства, получаемые от проводимой в стране приватизации большинства экономических объектов, включая предприятия по добыче золота. Между тем вместе с переселенцами в Оромию проникают экстремисты, стремящиеся в очередной раз перекроить исторические границы между эфиопскими штатами. Последнее уже имело место в 1992 г. и стало одной из причин перехода ФОО в оппозицию. Среди переселенцев немало людей, подверженных пропаганде национальной исключительности тигре, имеющих покровителей среди современной правящей элиты. В 90-х гг. десятки тысяч оромо стали жертвами актов геноцида. Не случайно многие сторонники ФОО склонны проводить параллели между своим движением и Рабочей партией Курдистана, добавляя при этом, что в отличие от курдов в Турции оромо в Эфиопии составляют 60% населения (тигре - менее 6%), и странно, что западное общественное мнение уделяет им гораздо меньше внимания. В нынешнем эфиопском руководстве доминируют в первую очередь тигре, на командные посты в политике и экономике назначаются главным образом представители этой национальности. Иностранные наблюдатели все чаще говорят о нарастающем процессе "тигреизации" страны. Правительство не в состоянии нормально профинансировать обустройство переселенцев, что провоцирует все более кровавые вспышки межэтнической и социальной розни в Оромии. "Мы уже устали содержать этих неблагодарных людей, которые кусают кормящую их материнскую грудь", - говорится в официальных заявлениях лидера национального движения оромо.
Голод и война стали прибыльным бизнесом для коррумпированных чиновников. Бывший эфиопский премьер Тамират Лайне даже получил в народе прозвище "Сахар". Еще в 1993-1995 гг. он, как считают, "заработал" 100 млн. долл. за счет перепродажи сахара и муки, поступавших с Запада и предназначавшихся для голодающих районов, а также просто украв средства, предназначавшиеся для закупок оружия. Если за столь короткий срок и задолго до начала эфиопо-эритрейской войны он смог завладеть такой баснословной суммой, то что говорить о нынешних чиновниках, в военное время практически бесконтрольно распоряжающихся огромными суммами. Сегодня Лайне сидит в тюрьме. Но ФОО не устает доводить до международной общественности все новые и новые факты воровства и коррупции.
Надо сказать, что когда во время страшного голода 80-х гг. Менгисту решил расселить 2 млн. голодающих амхара и тигре на юге и юго-западе страны, на территориях оромо, то поначалу не встретил сопротивления местного населения. Не зря еще в прошлом веке известный исследователь Эфиопии русский путешественник полковник Булатович отмечал "гостеприимство народа оромо". Но в конечном итоге межэтнические противоречия все же привели к насилию. Конфликты, однако, были менее кровавыми, чем в настоящее время, поскольку повстанческие движения оромо и тигре совместно боролись против диктатуры Менгисту. Кстати, о Менгисту. Как рассказал корреспонденту "НГ" один из бывших секретарей возглавлявшейся Менгисту Рабочей партии Эфиопии, давно свергнутый диктатор никак не может найти себе постоянное место проживания. Поначалу он укрылся в Кении, потом перебрался в Зимбабве, оттуда в Северную Корею, в прошлом году вновь переместился в Зимбабве. Велик, видимо, страх перед расплатой за совершенные ошибки и преступления.
Эфиопия между тем наращивает военную мощь. По сообщениям эфиопской печати, например частной газеты "Эхиоп", а также оппозиционных эмигрантских изданий, в конце марта Аддис-Абеба получила партию российских самолетов МиГ-27 и Су-27, а также ударных вертолетов Ми-24 общим количеством 21 единица в соответствии с российско-эфиопскими договоренностями в военно-технической области, достигнутыми, как утверждают упомянутые источники, в ходе визита в Москву в декабре 1999 г. эфиопского вице-премьера Тафары Валувы. Периодически в эфиопских СМИ появляется информация (по понятным причинам весьма скудная) о российских военных специалистах. Так, 28 марта в Аддис-Абебе разбился задевший за линию высоковольтных передач Ми-24. Погибли 3 человека, в том числе российский инструктор.
Интересно, что за развитие многостороннего сотрудничества с Россией выступают не только эфиопские правящие круги, но и оппозиция, оппозиционеры при этом выступают против продажи военной техники Эфиопии, пока у власти находится нынешнее правительство. Военные, получившие образование в СССР, есть как в правительственной армии, так и в повстанческих группировках. В середине мая страну ожидает очередной накал политической борьбы, связанный с предстоящими парламентскими выборами. Вооруженная оппозиция наверняка не преминет этим воспользоваться. Кроме того, в мае отмечается девятая годовщина свержения Менгисту. Поводов продемонстрировать свою силу и влияние предостаточно.
http://africana.ru/konkurs/raboti/Andreev/000511_Ephiopia.htm