Термос на бордюре
Зарисовки Петра Нечая
Я уже привык к климату, к людям и обычаям, научился кое-как объясняться и кое-чем пользоваться, а они - пользоваться мной. Я даже знаю, что они говорят мне вслед, и смело могу идти по тому, что называется улицей того, что называется городом. Здороваться с пробегающими, протягивающими руки мальчишками, вынырнувшими откуда-то из пыли и хижин и если очень уж мальчиш попадался стеснительный и сопливый, смело и конкретно указывал на недостаток, помогая малявке его устранить методом рассредоточения на свободное место, зная, что в окружающей среде ни от чего не законсервируешься.
Если белому вслед говорили, «кит», я знал, приняли за американца или итальянца и обзывают тем местом, на которое человек садиться. Я объяснял, что так мы не договаривались.
И английский, и другие языки они в меру знали, русский – нет. Это и было паролем, все понимали – ошиблись.
Но ошибался и я. Иду как-то все по тому, что называется улицей того, что называется городом, пью на ходу минералвотер «Амбо» из бутылки 0.5 л, которая называется термос и ничем кроме цены от «нашей» не отличается. И вдруг мне попадается бордюр возле магазина, ставлю навсегда этот злополучный термос на бордюр и захожу в этот «шоп».
Через пятнадцать минут выхожу и наблюдаю в Африке картину русского художника Репина – «Приплыли».
Стоит человек сорок пять разного возраста и пола, все смотрят на меня, один держит термос и тоже смотрит на меня. По глазам вижу, что я сделал что-то не так.
Я же зашел в магазин и поставил термос, кто-то поставил велосипед и что будет оставлено окончательно, знает только хозяин, а брать чужое без разрешения никому не позволено, да еще и на виду у других. Вот что объясняли друг другу перед этим все нарисованные как на картине. Хорошо, что хозяйка «шопа» увидела неполадку – выручила. Взяла этот Чыгыр с моего разрешения и унесла к себе.
И вспомнил я Родину, пиво «Оболонь» и «Черниговское», тоже пустую тару и детство, сказку, где лиса сыр делила и все перед глазами лица людей Эфиопии, которые своего не дадут и чужого не возьмут.
Нет! Африканец – не загорелый украинец!..
Статьи