Советские советники и специалисты в Эфиопии
 

 

АФРИКАНСКИЙ РОГ: НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

А.Б. Крылов

Автор выражает глубокую благодарность норвежскому эфиописту Зигфриду Паузевангу за ценные замечания в адрес данной статьи.

Эфиопия и Сомали расположены в стратегически важном регионе Африканского Рога, который находится на перекрестке важнейших коммуникаций мирового значения и примыкает с юга к очерченному американскими стратегами Большому Ближнему Востоку. В 70-80-х годах XX в. этот регион являлся ареной острого соперничества между США и СССР, теперь он все больше превращается в театр военных действий в глобальной войне США против международного терроризма.

Эфиопия была единственной страной Африканского континента, которой удалось сохранить независимость в колониальную эпоху (за исключением периода итальянской оккупации 1936-1941 гг.). В 1974 г. эфиопские военные низложили императора Хайле-Селассие I и объявили о социалистической ориентации страны. Союзный Москве эфиопский военный режим во главе с Менгисту Хайле Мариамом был свергнут в мае 1991 г. коалицией оппозиционных сил, поддержанной США. Коалиция состояла из Народного фронта освобождения Эритреи (НФОЭ), Народного фронта освобождения Тыграй (НФОТ), под эгидой которого были объединены созданные НФОТ организации, представлявшие разные народы страны и образован единый Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН).

В состав РДФЭН не вошли многочисленные вооруженные группировки, сформированные по этническому признаку (Фронт освобождения оромо, Фронт освобождения Западного Сомали и др.) и воевавшие против центральных властей на юге Эфиопии. Силы, пришедшие к власти в Эфиопии в 1991 г., заявили о своей приверженности идеалам свободы и демократии, а также о стремлении всемерно укреплять связи с США и ЕС, запретив созданную военным режимом Рабочую партию Эфиопии. Большинство ее членов было арестовано и отправлено в лагеря для перевоспитания. РДФЭН предложил оппозиционным организациям разных народов войти в Переходное правительство. Благодаря этому удалось получить согласие многочисленных этнических сепаратистских движений на отказ от лозунга отделения и создания собственных государств.

Важнейшим достижением нового руководства страны во главе с Мелесом Зенави стало сохранение эфиопской государственности. Отделение в 1993 г. северной провинции Эритрея (договоренность об этом была заключена между НФОЭ и НФОТ еще во время войны против военного режима) и преобразование Эфиопии в федеративное государство позволило нейтрализовать сильные дезинтеграционные тенденции и остановить процесс его дальнейшего дробления. В результате страна продолжает оставаться одной из крупнейших в Африке – с территорией в 1127127 кв. км и населением, которое уже превышает 77 млн. человек.

Отделение Эритреи отрезало Эфиопию от выхода к Красному морю, но не привело к установлению дружеских и взаимовыгодных отношений между двумя соседними государствами. В 1998 г. начался вооруженный конфликт за контроль над спорными пограничными территориями. Ни одна из сторон не смогла одержать победу, взаимоприемлемого решения проблемы не найдено до сих пор. В результате даже после прекращения военных действий в 2000 г. граница остается закрытой и отношения между Эфиопией и Эритреей продолжают оставаться враждебными. В этих условиях лишение Эфиопии выхода к морю превратилось в фактор, который осложняет политическое положение страны и чрезвычайно затрудняет ее социально-экономическое развитие.

Наибольшее неприятие отделение Эритреи вызвало в среде амхара (25% населения), которые играли доминирующую роль в Эфиопии с конца XIX в. Коалиция эфиопских демократических сил (КЭДС), объединившая в основном амхарские организации (которые до этого находились в оппозиции к военному режиму), не признала законности Переходного правительства. Многие жители Аддис-Абебы, в большинстве своем амхара, не скрывали своей враждебности к РДФЭН, где доминировали северяне-тиграи (7% населения) и смотрели на вступившие в столицу вооруженные отряды тиграи как на захватчиков. Накануне отделения Эритреи в Аддис-Абебе прошло несколько демонстраций протеста. Антитиграйские лозунги соседствовали с антиамериканскими (недовольство было вызвано высказанной лидерам РДФЭН настойчивой «рекомендацией» Вашингтона прервать многосторонний переговорный процесс и занять столицу Эфиопии своими вооруженными отрядами).

После установления контроля над Аддис-Абебой лидер НФОТ и РДФЭН Мэлес Зенави был провозглашен временным президентом Эфиопии. Определяющую роль в том, что в 1991 г. в Эфиопии не началась новая гражданская война, сыграл союз между РДФЭН и наиболее влиятельной из не входивших в «северный альянс» вооруженных организаций – Фронтом освобождения оромо (оромо составляют 40% населения страны). Это, собственно, и позволило сформировать Переходное правительство. Было также принято решение о создании нового законодательного органа – Совета представителей (СП), состоящего из 87 представителей от 20 политических группировок и этнических организаций. СП утвердил Мэлеса Зенави главой Переходного правительства. РДФЭН получил в Совете 32 из 87 мест, ФОО – 12, остальные достались различным партиям, организациям и социальным слоям (по одному месту получили даже университетские профессора и рабочие).

В общенациональной конференции 1-5 июля 1991 г., созванной для обсуждения политического будущего Эфиопии, приняли участие представители всех основных конфессий страны, наиболее многочисленных народов и большинство малочисленных этнических групп. Конференция признала право на отделение и образование самостоятельных государств для всех народов Эфиопии, в случае, если они проголосуют за это на референдуме. Коалиционное Переходное правительство сняло все ограничения на политическую деятельность.

За короткое время в стране возникло более сотни политических партий. Вне легального политического поля остались те партии и движения, которые отказались выполнить требование РДФЭН «сдать оружие». Коалиция эфиопских демократических сил (КЭДС) – политическое объединение из 37 партий, настроенная как против военного режима, так и против сепаратистских фронтов и РДФЭН, – была наиболее влиятельной из них. КЭДС выступала против дробления Эфиопии и отделения Эритреи, но лидеры РДФЭН сумели подавить сопротивление КЭДС в городах и населенных амхара провинциях.

Весной 1992 г. были проведены выборы в местные органы власти. РДФЭН жестко контролировал их подготовку и проведение. Поэтому ФОО и ряд других партий, представленных в правящей коалиции и в Совете представителей (как и многие партии, не представленные там), решили бойкотировать выборы. В результате во многих населенных оромо районах выборы были сорваны. Не будь этого, РДФЭН, скорее всего, утратил бы ведущие позиции из-за своей низкой популярности за пределами населенной тиграи провинции Тыграй, а также ввиду способности ФОО мобилизовать численно преобладающий оромский электорат. Согласно официальным данным, РДФЭН и его союзники получили около 90% голосов избирателей.

После выборов ФОО в знак протеста вышел из коалиционного правительства. Несколько других политических организаций, ранее поддерживавших Переходное правительство, также высказались за аннулирование результатов выборов. Заранее подготовленный к вооруженной конфронтации РДФЭН быстро подавил сопротивление ФОО и установил свой контроль над оромскими районами. Было арестовано и отправлено в тюрьмы и лагеря около 20 тыс.членов ФОО, а также их сторонников (включая детей и стариков).

В июне 1994 г. в Эфиопии прошли общенациональные выборы в Учредительное собрание. На них РДФЭН вновь применил тактику подавления своих политических соперников и независимой прессы. В выборах вновь не участвовали ФОО и большинство амхарских партий. В результате РДФЭН получил в Учредительном собрании 484 места из 547. Если судить по этим официальным результатам, то могла возникнуть иллюзия, что несколько десятков депутатов были избраны от оппозиции. Это обстоятельство всемерно использовалось РДФЭН, чтобы создать впечатление о демократичном характере выборов. На самом деле 484 места достались четырем главным проправительственным организациям, которые объединились в составе единого РДФЭН, а именно: Народному фронту освобождения Тыграй, Национально-демократическому движению амхара, Народно-демократической организации оромо и Демократическому движению народов Южной Эфиопии.

Уловка властей состояла в том, что наряду с организациями – членами РДФЭН значительное число мест досталось тем организациям и партиям, которые, не будучи официальными членами Фронта, полностью поддерживали его политику, себе не имели в стране политического веса. Выборы были организованы таким образом, что оппозиционные партии практически не имели шансов на победу. В результате большинство мест досталось сторонникам РДФЭН, и в состав Учредительного собрания вошли всего несколько реально независимых от правящего Фронта депутатов. По аналогичному сценарию были проведены следующие выборы в 2000 г., в результате которых в парламент прошли лишь 12 кандидатов от оппозиционных партий и 15 – из числа независимых.

В декабре 1994 г. Учредительное собрание приняло новую конституцию страны. Она предусматривала создание федерального правительства и введение нового административного устройства. Было образовано девять созданных по этническому принципу автономных штатов, за которыми сохранялось право выйти из состава Эфиопии. Новая сетка административного деления Эфиопии включает девять штатов, границы которых не совпадают с рубежами существовавших прежде 14 административных районов (вместе с Эритреей). Это штаты Тыграй, Афар, Амхара, Оромия, Харари, Сомали, Бенишангуль-Гумуз, Штат народов Гамбеллы и Штат народов и народностей Юга. Статус федеральных территорий, приравненных к штатам, получили столица страны Аддис-Абеба и город Дыре-Дауа.

Принцип образования штатов не был единым: пять из них названы по имени титульных народов (Тыграй, Афар, Амхара, Оромия, Харэр, Сомали), три – по названию нескольких объединенных в рамках одного штата народов (Бенишангуль-Гумуз, народов и народностей Юга и народов Гамбеллы). Новые штаты сильно отличаются друг от друга по территории и численности населения.

Изначальным недостатком нового федеративного устройства является то, что одни народы Эфиопии получили большие по территории национальные штаты, а другие оказались разделенными новыми административными границами. Например, был создан крошечный штат для небольшого по численности народа харари, населяющего г. Харэр и его окрестности, в то время как многим крупным народам (гураге, сидамо и другим) в образовании национальных штатов было отказано.

В соответствии с новой конституцией, страна получила новое название – Федеративная Демократическая Республика Эфиопия. Вместо Учредительного собрания был введен двухпалатный парламент в составе 548 членов Совета народных представителей и 117 членов Совета Федерации. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием, а члены Совета Федерации – на собраниях представителей каждого из девяти штатов. В мае 1995 г. РДФЭН вновь одержал победу на выборах представителей девяти собраний штатов и депутатов Совета народных представителей.

Успеху РДФЭН способствовала военная реформа: прежняя крупнейшая по численности в Африке армия (400 тыс. человек) была распущена и национальной армией стали отряды НФОТ и созданных под его эгидой этнических организаций. Отряды остальных сражавшихся против военного режима фронтов было приказано распустить. Прежнее Министерство внутренних дел также было расформировано, а вместо него была создана Служба безопасности, иммиграции и по делам беженцев (СБИДБ), которая находится в прямом подчинении нынешнего премьер-министра М. Зенави. В результате было обеспечено подавляющее военное преимущество правящего РДФЭН над его политическими соперниками. Еще одним фактором успеха РДФЭН стала стратегия расширения его базы путем создания зависимых от него этнических организаций (они начали формироваться из военнопленных еще во время войны против режима Менгисту).

В августе 1995 г. законодательная власть была официально передана Совету федерации. Согласно новой конституции, полномочия президента страны сильно ограничены, вся власть находится в руках премьер-министра – главы НФОТ и РДФЭН Мелеса Зенави (с 1991 г. занимавшего пост президента).

В мае 2005 г. в Эфиопии состоялись третьи по счету всеобщие выборы на многопартийной основе. Первые подсчеты в Аддис-Абебе и других городских округах свидетельствовали о том, что побеждают оппозиционные Коалиция за единство и демократию (создана в 2004 г.) и Объединенные эфиопские демократические силы (год основания 2001). В этих условиях власти не стали ждать подсчета результатов с сельских участков, заявив о массовых нарушениях, фальсификациях и необходимости пересчета голосов. После этого выборы превратились в откровенный фарс: в результате пересчета голосов и проведения повторных выборов практически все переизбранные депутаты оказались выдвиженцами РДФЭН, что и предопределило его победу.

РДФЭН вновь обеспечил себе подавляющее большинство мест в парламенте. Правда, значительно возросло и число депутатов от оппозиции: Коалиция за единство и демократию – 109 мест, Объединенные эфиопские демократические силы – 52 места.

Часть оппозиции в очередной раз отказалась признавать официальные результаты и обвинила власти в фальсификации результатов выборов. Во время подавления массовых демонстраций протеста против фальсификации выборов в Аддис-Абебе было убито несколько десятков человек и несколько тысяч арестовано.

Легальную оппозицию поддержали организации, ведущие вооруженную борьбу против правительства (ФОО и другие). Они также заявили о массовой фальсификации результатов голосования в пользу правящей партии и призвали международное сообщество не признавать победу РДФЭН. В ответ власти арестовали сотни сторонников оппозиции и всех наиболее видных оппозиционных лидеров. Уже два года они продолжают оставаться под арестом в ожидании суда. Многочисленные обвинения в нарушении прав человека и протесты, в том числе со стороны международных гуманитарных организаций, никакого влияния на эфиопские власти не оказывают.

Эфиопия на протяжении многих столетий играла роль «христианского острова в море ислама». Теперь привычная ситуация быстро меняется: рост влияния ислама бросается в глаза любому, кто вновь приезжает в страну. Нынешние власти предпочитают не замечать прогрессирующего ослабления позиций Эфиопской Церкви. Официальная точка зрения состоит в том, что численность мусульман (на них приходится половина жителей страны) практически не меняется, а их присутствие стало более заметным лишь благодаря демократизации общественной жизни, так как они получили возможность наглядно проявлять свою приверженность исламу. Однако было бы неверным упрощать проблему и сводить ее лишь к бытовому уровню. Наглядным проявлением роста влияния ислама является массовое строительство мечетей. За 15 лет только в Аддис-Абебе их число возросло в десять раз (с восьми до восьмидесяти). Большое количество новых мечетей появилось не только на мусульманском юге, но и в традиционно христианских районах на севере страны. Постоянный рост численности эфиопских мусульман создает основу для усиления их роли в политической жизни страны и на Африканском Роге в целом.

На ситуацию в Эфиопии негативно влияет нестабильность, которая продолжает господствовать на территории соседнего Сомали. Независимая Сомалийская республика, образованная в 1960 г., просуществовала почти тридцать лет. В течение нескольких десятилетий идеей, объединяющей сомалийцев, был национализм – задача объединения в единое государство сомалийских племен, которые имеют общий язык и культуру.

Деколонизация привела к объединению только двух частей части сомалийского этноса – на территориях Итальянского и Британского Сомали. Часть сомалийцев осталась в составе соседних Эфиопии, Кении и Джибути. Мечта о «Великом Сомали», которое объединит все пять частей нации, превратилась в национальную идею, зафиксированную на государственном флаге (в виде пятиконечной белой звезды на голубом фоне). Однако после разгрома сомалийского вторжения в Эфиопию в 1978 г. национализм как главная объединительная идея сошел на нет.

После поражения в эфиопо-сомалийской войне 1977-1978 гг. центральное правительство в Могадишо утратило контроль над страной. Накануне захвата столицы повстанческими армиями правивший с 1969 г. президент Сомали Мохаммед Сиад Барре бежал в соседнюю Кению. Вместе с президентом в январе 1991 г. исчезли правительство, парламент, судебная система, армия, полиция, промышленность, больницы, телевидение, пресса. Страна распалась на части, контролируемые враждебными друг другу племенными и криминальными группировками.

В условиях анархии население Сомали оказалось беззащитным перед засухой, миллионы местных жителей были поставлены на грань голода. В первой половине 70-х годов XX в. советские летчики сумели вывезти из охваченных засухой районов сотни тысяч людей. После распада СССР миссию по спасению голодающих попыталась взять на себя ООН, начавшая поставки продовольствия и медикаментов. В условиях анархии проведение гуманитарных операций было невозможным и в 1992 г. в Сомали под флагом ООН было направлено 26 тыс. солдат, из них более 7 тыс. американских морских пехотинцев.

Местные полевые командиры отказались подчиняться иностранным войскам. В 1993 г. в Сомали погибли десятки солдат ООН, и президент США Билл Клинтон решил разрубить «сомалийский узел» путем устранения генерала Айдида -главы наиболее боеспособной местной группировки. Клинтон приказал захватить или уничтожить генерала. Однако операция американского спецподразделения «Дельта» провалилась: сбито три вертолета, убито 18 спецназовцев, 77 ранено. Было также убито более 300 и ранено около 700 сомалийцев, в основном мирных жителей.

Для властей США провал спецоперации стал тем более унизительным, поскольку поражение «Дельте» нанесла не армия, а сомалийские криминально-клановые группировки. К марту 1994 г. американские войска были полностью выведены из Сомали, а вслед за этим свернута операция ООН (в плане финансовых расходов и людских потерь она оказалась самой дорогой и самой бесславной за все время существования этой организации). После провала миротворческой операции в Сомали наступил криминальный беспредел. Острая нехватка продовольствия стала повсеместной. Началось массовое бегство населения и сомалийцы рассеялись по всем континентам. Семимиллионное население страны сократилось почти на треть, на территории Сомали образовалось несколько самопровозглашенных государств.

После фактического распада сомалийской государственности единственной идеей, которая могла объединить многочисленные племена и кланы, и таким образом восстановить единство нации и государства, оказался ислам. В 2006 г. Союз исламских судов (СИС) значительно укрепил свое влияние и сумел установить свой контроль над сомалийской столицей. Можно с уверенностью утверждать, что если бы США не пошли на новое военное вмешательство в Сомали с использованием эфиопских войск, то сомалийским исламистам уже в скором времени удалось бы построить собственное исламское государство, схожее с соседним Суданом или Афганистаном времен правления талибов. При всей спорности подобной модели государственного устройства для XXI века, основанная на средневековых нормах исламская государственность была бы явно предпочтительнее для сомалийцев, чем царившие на этой земле анархия и криминальный беспредел.

Начатая в декабре 2006 г. США и их региональным союзником Эфиопией военная операция в Сомали покончила с внутренне обоснованным процессом возрождения государственности сомалийцев на основе ислама. Главная цель операции состояла в том, чтобы остановить рост влияния радикального ислама на южной периферии Большого Ближнего Востока, в том числе и на территории Эфиопии. Помимо этого успех в Сомали мог принести Джорджу Бушу важные пропагандистские дивиденды, которые на фоне безрадостной картины в Ираке и Афганистане были ему столь необходимы.

Можно назвать несколько причин, побудивших Эфиопию вмешаться во внутренние дела Сомали. Для Аддис-Абебы было невыгодным дальнейшее укрепление позиций сомалийских исламистов, так как это могло вновь актуализировать лозунг «Великое Сомали», а значит и претензии на значительную часть территории Эфиопии. С точки зрения эфиопских государственных интересов, выгодно, чтобы в Сомали утвердилось союзное Аддис-Абебе правительство. Это позволит вновь получить надежный выход к морю, который был утрачен после отделения Эритреи. К тому же быстрая и победоносная война в Сомали, как, по-видимому, надеялось эфиопское руководство, позволила бы укрепить позиции не слишком популярного режима и в какой-то мере нейтрализовать дальнейший рост влияния ислама среди эфиопского населения.

Вскоре после взятия Могадишо Эфиопия заявила о намерении начать вывод своих войск из Сомали. Правительство Сомали выразило благодарность Эфиопии за ту роль, которую она сыграла «в восстановлении законности и порядка в стране». На смену эфиопским войскам должны прийти миротворческие силы Африканского союза (АС), объединяющие воинские части Уганды, Малави и Нигерии. Позднее к операции могут присоединиться ЮАР, Ливия, Танзания и Ангола.

Первоначально планировалось, что все эфиопские части будут выведены из Сомали в течение нескольких недель. Но захват столицы Сомали не означал капитуляции СИС и победы эфиопских войск. В условиях начатой сторонниками СИС партизанской войны вывод эфиопской армии означал бы неминуемое падение проамериканского правительства Сомали. Миротворческие силы АС предназначены для поддержания мира, но не для ведения широкомасштабной войны против повстанцев. В результате эфиопская армия была вынуждена остаться в Сомали, боевые действия против сомалийских повстанцев затянулись, причем ситуация не только не нормализуется, но и имеет тенденцию к дальнейшему обострению (подобно тому, как имеет место в Ираке и Афганистане).В случае дальнейшего затягивания вывода эфиопских войск Аддис-Абеба может получить вместо короткой и победоносной кампании длительную партизанскую войну на истощение. Очевидно, чем дольше будет продолжаться такая война, тем меньше шансов одержать в ней победу, тем более разрушительными последствиями она может обернуться для нынешних властей и эфиопской государственности.

Руководство Эфиопии во главе с Мелесом Зенави не слишком популярно среди населения. За 16 лет его правления оно не смогло радикальным образом улучшить социально-экономическую ситуацию и предложить обществу реальный путь ускоренного и успешного развития. Страна продолжает входить в число беднейших стран мира с годовым доходом на душу населения около 120 долл. Это ведет к политической нестабильности, обостряет межэтнические и межконфессиональные проблемы.

Несмотря на тесные связи с США и ЕС, а также на декларативную приверженность руководства Эфиопии принципам западной демократии, в стране сформировалась авторитарная модель господства одной партии и одного лидера – Мелеса Зенави. В настоящее время подобная форма правления является для страны исторически обусловленной, так как она позволяет сохранять единое эфиопское государство. Механическое перенесение западного парламентаризма на эфиопскую почву, проведение в стране действительно демократических выборов в условиях неразвитости гражданского общества и господства среди подавляющей части населения этнического и кланового самосознания повлекло бы за собой такое обострение этноконфессиональных противоречий, которое могло бы стать губительным для эфиопской государственности. В этих условиях обществу необходим длительный переходный период к демократии, который позволит сформировать достаточно развитое гражданское общество и при помощи государственного регулирования экономики обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие страны. Таким образом, нынешняя авторитарная модель в современной Эфиопии плоха не сама по себе. Главным ее недостатком остается то, что задача модернизации общества выполняется слишком медленно и непоследовательно, и это ведет к росту протестных настроений и усиливает популярность оппозиции. Оппозиционеры (да и значительная часть населения) называют сложившуюся в Эфиопии политическую систему этнократией, имея в виду господство северян-тиграи и фиктивность эфиопского федерализма. Администрация США «не замечает» грубых нарушений прав и свобод человека со стороны правящего режима, установленного 15 лет назад благодаря американской поддержке. Не удивительно, что в Эфиопии нарастает разочарование в либеральных ценностях и западной модели демократии.

Нынешняя администрация США рассматривает Рог Африки в первую очередь в качестве удобного военно-стратегического плацдарма. Применяемые ею военно-силовые методы решения международных конфликтов архаичны и неэффективны. Они не могут решить проблем и лишь обостряют ситуацию в регионе Большого Ближнего Востока и на Африканском Роге.

Политика Вашингтона приводит к тому, что все большее число жителей Эфиопии начинает видеть подходящую для себя социальную альтернативу не в демократии западного типа, а в радикальном политическом исламе. Острые социально-экономические проблемы Эфиопии не были решены под прежними лозунгами христианской монархии и научного социализма с его государственным атеизмом. Они продолжают сохранять свою остроту и в современных условиях, когда руководство страны декларирует свою приверженность либерализму и демократии западного образца. Закономерно, что на фоне дискредитации прежних идей и лозунгов в Эфиопии (особенно в ее южной части) набирает популярность их альтернатива в виде исламского пути общественного развития. Но перспективы политического ислама на Роге Африки будут зависеть не только от внутриполитических процессов в Эфиопии, но и от того, в каком направлении будет развиваться ситуация на Большом Ближнем Востоке, по отношению к которому Африканский Рог играет роль южной периферии.

http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-16886.html

Статьи

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества