Суэцкий канал и одноименный залив являются самой короткой и оживленной водной артерией на морских коммуникациях, соединяющих Западную Европу и Азию. Сразу же после сооружения канал (его длина 160 км, ширина 129,9 — 152,3 м, глубина 12,2 м) стал предметом притязаний империалистических государств, которые и после его национализации Египтом не оставили попыток восстановить здесь свой контроль. Именно поэтому они всеми средствами поддерживали агрессивные устремления Израиля, развязавшего в 1967 году военные действия на Ближнем Востоке, в результате которых почти на восемь лет был выведен из строя этот стратегически важный узел коммуникаций.
Как известно, в июне—ноябре 1974 года по просьбе правительства Арабской Республики Египет отряд кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов осуществлял разминирование Суэцкого залива. Экипажи кораблей провели на минных полях более 6 тыс. ч., пройдя с тралами свыше 17 тыс. миль. Советские моряки ликвидировали минную угрозу на площади 1250 кв. миль и открыли залив для свободного судоходства. «Это было настоящее испытание на мужество, боевую выучку, выносливость, — сказал член Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны СССР маршал Советского Союза А.А. Гречко на Всеармейском совещании идеологических работников. — Советские моряки с честью выдержали это испытание, показали высокую моральную стойкость и выдержку в критические моменты, неоднократно возникавшие в ходе боевого траления». Ратный труд наших военных моряков в Суэцком заливе, о котором знает теперь вся страна, их вклад в дело мира снискали глубокую признательность и одобрение у народов арабских стран.
Весьма скупо сообщая об этих подвигах советских моряков, зарубежная печать в то же время широко освещала так называемую совместную операцию тральных сил западных стран по разминированию и расчистке Суэцкого канала. По-видимому, некоторые сведения об этой операции могут представить интерес и для читателей нашего журнала.
Совместная операция по разминированию и расчистке канала, возложенная в соответствии с соглашением на США, Великобританию, Францию и АРЕ, продолжалась 14 месяцев и проходила в три этапа, получивших наименования: «Нимбус стар», «Нимбус мун» и «Нимрод спар».
На первом этапе предусматривалось провести боевое траление в водах Суэцкого качала и ликвидацию насыпного моста через канал, возведенного израильскими оккупантами в ходе последних боевых действий, на втором — расчистить канал от затонувшего оружия и боевой техники, неразорвавшихся авиационных бомб, артиллерийских снарядов и других взрывоопасных предметов, а также разминировать и расчистить оба берега канала в 50-м полосе от уреза воды; на третьем — поднятие затонувших судов и вывод из канала всех судов, оставленных там в период арабо-израильского конфликта и мешавших нормальному судоходству.«Нимбус стар»
Первый этап операции («Нимбус стар») был начат 21 апреля и закончен 3 июня 1974 года. За это время было осуществлено боевое траление Суэцкого канала, которое проводилось ВМС США. Оно было выполнено с целью создания безопасных условий для плавания кораблей и работы боевых пловцов, принимавших участие в решении возложенных на них задач на втором и третьем этапах операции.
Траление каната выполнялось вертолётами-тральщиками 12-й противоминной эскадрильи авиации ВМС США. В её составе имеется 21 вертолёт типа «Си Стэльен», которые сведены в звенья по четыре вертолёта. Эта эскадрилья, как сообщалось в иностранной печати, была создана в 1971 году для проведения тральных операций в короткие сроки в любом районе Мирового океана. Решение такой задачи обеспечивается, по мнению зарубежных военных специалистов, возможностью переброски этих вертолётов военно-транспортными самолётами ВВС США, соответствующими тактико-техническими характеристиками и определёнными возможностями самих вертолётов. К последним относятся безопасный полёт над заминированным районом (высота при тралении около 20 м), возможность дозаправки топливом в воздухе, высокая скорость траления (10—25 узлов в зависимости от избранного трального вооружения), определённая экономия в людских ресурсах (экипаж вертолёта шесть человек, морского тральщика — 65, а базового — 32 человека). Чтобы увеличить время непрерывного траления (для одного вертолёта оно ограничено 4 ч.), предусмотрена передача в воздухе трального вооружения другому вертолёту или соответственно оснащённому надводному кораблю. Для повышения точности определения местонахождения вертолёта-тральщика и обеспечения всепогодного траления используются наземные РЛС и бортовые системы связи с ними.
Вертолёт-тральщик типа «Си Стэльен» обеспечивает траление как контактных, так и неконтактных мин. Он может боксировать следующие тралы: вертолётный контактный Mk103, акустический Мк104, электромагнитный Мк105 (см. рис. 1 и цветную вклейку), магнитоакустический Mk106 или электромагнитный МОР.
Для проведения боевого траления в Суэцком канале восемь вертолётов-тральщиков были доставлены из США на о. Кипр транспортными самолётами С-5А «Гэлекси», а оттуда десантным вертолётоносцем ВМС США «Иводзима» в район Порт-Саида. Первоначально вертолёты-тральщики действовали с этого корабля, который стоял на якоре в шести милях от Порт-Саида. В мае 1974 года он был заменен десантным вертолётоносцем «Инчон». Затем вертолёты-тральщики вместе с тралами и обслуживающим персоналом были доставлены самолётами ВВС США в г. Исмаилия (средняя часть Суэцкого канала).
За время первого этапа операции вертолёты были заняты тралением 314 ч, ими пройдено с тралами 7616 миль и протралена водная акватория общей площадью около 110 кв. миль. На этом этапе было занято 419 человек личного состава ВМС США.
В ходе боевого траления имели место два неконтактных подрыва у берегового среза канала. По заявлению военно-морских специалистов США, здесь взорвались американские авиационные бомбы (с магнитными взрывателями), которые поставлялись США израильским ВВС.«Нимбус мун»
Второй этап («Нимбус мун») был начат 1 мая 1974 года.
На этом этапе производилась расчистка канала от затонувших образцов различного вооружения, неразорвавшихся авиационных бомб, артиллерийских снарядов и других взрывоопасных предметов. В ней принимали участие: от ВМС Великобритании минный заградитель «Эбдайл» (штабной корабль), тральщик-искатель мин «Уилтон», два базовых тральщика «Боссингтон» и «Макстон» (рис. 2) и команда боевых пловцов, от ВМС АРЕ 200 боевых пловцов, а с середины июня 1974 года к упомянутым силам присоединились три тральщика и отряд боевых пловцов (20 человек) ВМС Франции.
Поиск перечисленных предметов вооружения в канале производился тральщиками с помощью ГАС поиска мин. При установлении контакта с металлическим предметом боевые пловцы тральщика обследовали его и устанавливали сигнальные вехи. При обнаружении боеприпасов, препятствующих передвижению тральщика, их уничтожали подрывом.
Группа из состава команд и отрядов боевых пловцов ВМС Великобритании, Франции и АРЕ, передвигаясь за тральщиком на катере и на береговом транспорте, производила окончательную расчистку канала от обнаруженных предметов. При этом боевые пловцы ВМС АРЕ производили эти работы на глубинах до 3 м, а пловцы ВМС Великобритании и Франции — на глубинах 3—8 м.
В канале было обнаружено большое количество различных предметов вооружения, в том числе: ракеты (около 220), авиационные бомбы (свыше 530), снаряды (до 230), мины (более 680), грузовые автомобили (15), танки (2), обломки самолётов (7), взрывчатые вещества (209 т) и т.д.
Параллельно с работой боевых пловцов шесть инженерных батальонов армии АРЕ разминировали и расчистили 50-м полосу вдоль обоих берегов канала. Личный состав этих батальонов к 15 августа 1974 года обнаружил около 500 тыс. противопехотных и противотанковых мин.
В июле 1974 года английский базовый тральщик «Макстом» прошёл весь Суэцкий канал и прибыл в Суэц, став первым кораблем, совершившим такое плавание с 1967 года.«Нимрод спар»
Подъём судов, затонувших в водах канала во время арабо-израильского конфликта и мешавших судоходству, проводила американская частная кампания «Мэрфи пасифик марин сэлвидж». Было поднято девять судов (танкер, четыре земснаряда, пассажирское и грузовое суда, два буксира) и одни бетонный кессон.
В результате проведённого обследования затонувших судов администрация канала предложила фирме в первую очередь поднять земснаряд «15 сентября» (рис. 3) с тем, чтобы его можно было быстро отремонтировать и ввести в строй для осуществления дноуглубительных работ в канале. Остальные суда вводить в строй не планировалось из-за плохого технического состояния. Поэтому работы по подъёму пассажирского судна «Мекка» и грузового «Исмаилия», затонувших в северной части канала, решено было начать с откачки из цистерн оставшегося топлива, а затем, разрезав корпуса на секции весом до 80 т, поднимать их из воды посекционно.
Для подъёма затонувших судов фирма использовала два плавучих крана «Роланд» и «Тхор» грузоподъёмностью по 500 т, а со специальным приспособлением — до 1000 т, два специальных судна по подъёму судов ВМС США «Крэндэлл» и «Крилли». Последние были переведены из военно-морской базы Субик-Бей (Филиппины) в АРЕ.
Во время третьего этапа операции были также выведены из канала 15 торговых судов, стоявших там на якорях с 1967 года.
После выполнения перечисленных работ 5 июня 1975 года Суэцкий канал вновь был открыт для международного судоходства.