Советские советники и специалисты в Египте
 

Боевая палитра МиГ-21 в Египте

Виктор Марковский

В долгой боевой биографии истребителя МиГ-21 участие в ближневосточных конфликтах стало одной из наиболее ярких страниц.
Сотням "двадцать первых", попавших в арабские страны, без малого 30 лет пришлось сражаться в многочисленных войнах, шедших в этом регионе. Наибольшим числом МиГ-21. количество которых в строю временами превышало полторы сотни, обладал Египет. Чтобы вспомнить о перипетиях его службы в египетских ВВС. проведем небольшой экскурс в историю.
Первые МиГ-21Ф-13 появились в арабских странах "социалистической ориентации" летом 1962 г. Освоение машин из-за не очень высокой квалификации местных летчиков и, особенно, техсостава шло ни шатко ни валко Особых успехов в стычках с израильтянами новые истребители не имели.
Усилению мощи ВВС мешали и межарабские распри, из-за которых не удались попытки объединить усилия. В результате провозглашенная в конце пятидесятых Объединенная Арабская Республика в составе Египта. Сирии и Северного Йемена вскоре распалась. Египет, однако, сохранил за собой громкое название ОАР, символизирующее единство арабских интересов. Прежними остались и опознавательные знаки ОАР на египетских МиГах, принятые в 1958 году вместо зеленых "исламских" кругов и полумесяцев.
Трехцветные кокарды ОАР содержали красный (цвет крови, пролитой за свободу), белый (символизировавший чистоту помыслов) и черный (опора на землю) концентрические круги. На белом фоне изображались две маленькие зеленые звездочки. Такие кокарды наносились симметрично на крыле и фюзеляже. На киле красовался флаг ОАР.
Черные четырехзначные номера арабскими цифрами располагались на носу фюзеляжа перед фонарем. Нумерация самолетов ОАР была сквозной и единой для всех ВВС, причем однажды присвоенный номер сохранялся за машиной на весь срок службы, а при ее списании - исключался из списка вместе с самолетом. Стоит заметить, что такая система была неплохим ориентиром для израильской разведки, помогая отслеживать численный состав и дислокацию авиации противника.
Поставки новой партии МиГ-21 были связаны с сооружением при советском содействии грандиозной Асуанской плотины на Ниле.
Опасаясь, что Асуанская ГЭС может стать целью израильской авиации, власти ОАР попросили помочь и с усилением ПВО. В ответ египетский президент Гамаль Абдель Насер получил в апреле 1964-го сразу два подарка: звание Героя Советского Союза и новые эскадрильи "двадцать первых". Помимо МиГ-21 Ф-13, в Египет направлялись новейшие перехватчики МиГ-21 ПФ, оборудованные радиолокационным прицелом.
Судить об окраске первых египетских МиГ-21 можно лишь по воспоминаниям наших советников: фотографии того периода никогда не появлялись в печати, ведь вместе с истребителями арабы получили и отечественное отношение к секретной технике - последнему слову тогдашней авиации. Вероятно, самолеты сохраняли тот вид, в котором поставлялись из СССР, - природный цвет неокрашенного дюраля.
Подтверждением могут служить донесения израильских летчиков, разбомбивших арабские аэродромы в первые часы "шестидневной" войны 1967 года. Израильтяне отмечали, что сверкавшие под ярким африканским солнцем самолеты были видны издалека, помогая бомбардировщикам выйти на цель. Пренебрежение маскировочной окраской дорого обошлось египтянам прямо на стоянках было уничтожено 369 самолетов. В груды обломков превратились 89 из 100 МиГ-21, накануне блестевших полированным дюралем на египетских авиабазах.
Благодаря активной поддержке Советского Союза самолетный парк ОАР был восстановлен за считанные месяцы. Партия МиГ-21 поступила и из дружественного Алжира. Через год, к июню 1968-го, в составе ВВС Египта имелось 115 МиГ-21ПФ и ПФМ, а весной следующего года была осуществлена "операция 105" по доставке МиГ-21Ф-13 чехословацкого производства. Легкие потребители этой модификации, снимавшиеся с вооружения в странах Варшавского Договора как устаревшие, имели ограниченную дальность и слабое прицельное оборудование Но на Ближнем Востоке они ценились за свою маневренность и пилотажные качества. МиГ-21Ф-13 превосходил израильские "Миражи" по динамике и разгонным характеристикам, а также имел неоценимую в ближнем бою встроенную пушку НР-30, которой лишились более поздние, чисто ракетные МиГи. Египтяне летали на МиГ-21Ф-13 еще в начале восьмидесятых годов, когда в других странах эти ветераны уже стояли в авиационных музеях.
Уроки "шестидневной войны" пошли впрок: восстанавливая ВВС. египтяне уделили должное внимание маскировке и камуфлированию
Среди нескольких цветовых схем, принятых для истребителей, наибольшее распространение получил двухцветный камуфляж с основным фоном "пустынного" песчаного цвета и коричневыми полосами охристого или шоколадного оттенков Другой вариант "полосатой" схемы имел почти равномерное распределение чередующихся песчаного и коричневого цветов.
Что касается опознавательных знаков, то на них наложили отпечаток политические перемены в стране. С разочарованием в социалистических идеалах в Египте в мае 1971 г. началась так называемая "исправительная революция" (оказывается бывают и такие), устранявшая результаты прежних увлечений. Вслед за сменой в октябре того же года названия страны на АРЕ (Арабская Республика Египет) и принятием нового флага изменились и опознавательные знаки. Сохранив те же красно-бело-черные цвета, они лишились "союзных" звездочек, а флажок на киле украсил государственный символ - геральдический орел. Примечательно, что на эмблемах никак не отразилось объявление ислама государственной религией АРЕ (традиционный мусульманский зеленый цвет является непременным атрибутом опознавательных знаков всех остальных арабских государств).
С весны 1970 до лета 1972 г. по просьбе египетского руководства ПВО страны обеспечивали советские летчики на своих МиГ-21С и СМ. Информация об их службе и сегодня крайне скудна, как и сведения об окраске их машин. Известно лишь, что истребители структурно не подчинялись египетскому командованию, но все же несли опознавательные знаки страны пребывания.
Накануне подготовленной арабами "Великой освободительной войны" 1973 г, часть самолетов получила новые схемы камуфляжа.
Их особенностью стало нанесение пятен более сложной формы, размывающих контуры самолета, и обрамление их переходным кантом, обычно светло-серого или сиреневого цвета. Основным тоном оставался песочный, иногда имевший более яркий желтый оттенок.
Второй цвет, нанесенный пятнами или широкими извилистыми полосами, был серо-зеленым ("хаки"). Единого стандарта их нанесения не соблюдалось, и соседние самолеты одной эскадрильи могли существенно различаться окраской.
Встречались и машины в более контрастной расцветке с пятнами асфальтового и ярко-зеленого цветов (видимо, результат аэродромной "самодеятельности"). Свой вклад в устранение единообразия, чуждого восточному колориту, вносило и палящее солнце, под которым краски быстро выгорали, причем разные цвета - неравномерно (в зависимости от стойкости пигмента], и налетавший с пустыни ветер хамсин, "шлифовавший" краску песком.
Новые "маскхалаты" получили не только боевые МиГ-21МФ, ПФ и ПФМ, составлявшие основу истребительной авиации, но и находившиеся в резерве "старички" МиГ-21Ф-13 и разведчики МиГ-21РФ. Живописную картину египетских "двадцать первых" в ходе войны еще более разнообразили поставки новых самолетов. Спешно пополняя тающую в ожесточенных боях египетскую истребительную авиацию, из СССР перебросили по воздуху 109 МиГов, взятых прямо из советских частей, в том числе и из Западной группы войск. Большинство из них сохраняли свой естественный неокрашенный вид - на камуфлирование просто не было времени. Единственное, что успевали сделать - задували "серебрянкой" красные звезды и снимали кое-что из секретной аппаратуры. Кстати, на перевозивших МиГи транспортных АН-12 так же спешно, за одну ночь, перекрасили звезды на эмблемы Аэрофлота и нанесли гражданские регистрационные номера.
По окончании войны поставки советской авиатехники Египту продолжались еще некоторое время, хотя "вечная" дружба стала явно клониться к закату. Помимо наших МиГ-21, египтяне получили около 80 их китайских аналогов F-7. Общее число "двадцать первых" в египетских ВВС даже через 10 лет после октябрьской войны составляло внушительную цифру - 142 самолета.
МиГ-21 последних серий уже на собиравшем их горьковском авиазаводе "21" получали соответствующий камуфляж, схема которого была единой для всех экспортных машин и различалась лишь цветами в зависимости от места назначения. МиГ-21МФ для Египта окрашивались полностью в песочный цвет с редкими небольшими пятнами цвета "хаки".
К началу 1980-х гг. в Египте вновь установилась "полосатая", окраска истребителей, однако теперь она наносилась широкими размашистыми волнами почти равной ширины. В палитре преобладал все тот же песочный, а также серый и серо-зеленый цвета. Черный цвет бортовых номеров сменился на белый, а часть самолетов приобрела элементы быстрой идентификации -"антикамуфляж" - в виде больших ярко-оранжевых треугольников с широкой черной обводкой на крыле и вертикальном оперении. Этот стиль, перенятый от недавнего противника - Израиля, оказался достаточно практичным, выделяя свои самолеты и оберегая их от "дружественного" огня собственных наземных войск.
В таком колоритном виде египетские МиГи встретили 1990-е гг. Несмотря на появление в ВВС американских F-4E и F-16, командование египтян по-прежнему уважительно относится к "двадцать первым", считая их вполне подходящими не только для тренировок, но и для ПВО.

http://www.airwar.ru/history/locwar/bv/egipet/mig21egipet.htm

Статьи

Советские советники и специалисты в Египте

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества