Советские советники и специалисты в Египте
 

Операция «Дар» (1968)

Израильский рейд на аэропорт Бейрута, проведенный в ответ на террористические акты палестинцев против израильских самолётов.
Операция «Дар» — название израильского рейда на аэропорт Бейрута (Ливан) вечером 28 декабря 1968 г., проведённого в ответ на террористические акты палестинцев против израильских самолётов.

Предпосылки

22 июля 1968 г. палестинские боевики захватили самолёт авиакомпании «Эль-Аль», выполнявший рейс по маршруту Рим–Тель-Авив, и вынудили пилотов совершить посадку в Алжире.
26 декабря того же года был произведён обстрел израильского самолёта в аэропорту Афин, при этом погиб один гражданин Израиля. Ответственность за эти акции взял на себя Народный фронт освобождения Палестины, базировавшийся в Бейруте.
Ещё после июльского угона самолёта в вооружённых силах Израиля началось планирование операции возмездия. После обстрела самолёта в Афинах план был скорректирован. Предполагалось уничтожить самолёты арабских авиакомпаний в международном аэропорту Бейрута, чтобы заставить правительство Ливана отказаться от сотрудничества с НФОП.
К участию в операции были привлечены подразделения специального назначения «Сайерет Цанханим» и «Сайерет Маткаль». Отряд базировался на авиабазе Рамат-Давид, его командиром был назначен Рафаэль Эйтан.
Согласно плану, территория бейрутского аэропорта была разделена на три сектора, в каждой из которых должен был действовать отряд численностью 20—22 человека.
Перед спецназом стояла задача нанести максимальный ущерб арабским авиакомпаниям, при этом не допустив повреждения самолётов других авиакомпаний.
Всего в операции было задействовано 15 вертолётов, 6 вспомогательных самолётов, 6 боевых самолётов и несколько катеров (на случай, если возникнет необходимость спасать экипаж и пассажиров вертолёта из воды).

Рейд
Вертолёты «Супер Фрелон» с ударной группой поднялись в воздух в 20 час. 37 мин. 28 декабря. Примерно через 40 мин. они достигли цели и начали высаживать десант.
С других вертолётов была установлена дымовая завеса и сброшены гвозди на ведущую к аэропорту дорогу, чтобы остановить движение. Кроме того, с вертолётов несколько раз открывался предупредительный огонь по машинам, пытавшимся въехать на территорию аэропорта.
На земле десант не встретил никакого противодействия и взорвал самолёты, идентифицированные как арабские. В 21 час 47 мин. началась эвакуация, занявшая примерно 15 мин. Операция завершилась без единой жертвы как с израильской, так и с ливанской стороны.

Итоги
В результате рейда было уничтожено, по разным данным, 13—14 самолётов. По израильской оценке, общий ущерб составил 42—44 млн. долларов.
Операция «Дар» была осуждена Советом Безопасности ООН в резолюции 262, принятой 31 декабря 1968 г. Совет назвал акцию Израиля противозаконной, заявил, что Ливан имеет право на репарации со стороны Израиля и пригрозил Израилю принятием мер, в случае если подобные акции повторятся.
 
Существует забавная легенда, рассказывающая о том, как генерал Эйтан, известный своим хладнокровием и своеобразным чувством юмора, осуществлял командование, а точнее, наблюдение за ходом операции из кафе, расположенного в здании бейрутского аэропорта. Он вошел внутрь, сел за столик с видом на разворачивавшееся на летном поле действо и заказал чашку кофе. После того как все закончилось, он поблагодарил оторопевших владельцев, сообщив, что кофе ему очень понравился. Затем, извинившись за то, что у него нет с собой ливанских денег, генерал расплатился израильской банкнотой в одну лиру. Впоследствии Эйтан, который сначала стал начальником Генштаба, а после выхода в отставку возглавил собственную партию и занимал высокие посты в израильском правительстве, категорически отказывался подтверждать или опровергать эти слухи. Говорят, однако, что купюра с рыбаком на берегу озера Кинерет до сих пор хранится в ресторане аэропорта Бейрута.

https://www.sentia.ru/index.php?threads/Израиль-как-возможная-форма-решения-проблем.1681/page-30

Статьи

Советские советники и специалисты в Египте

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества