Советские советники и специалисты в Египте
 

18-я особая зенитно-ракетная дивизия

Соединение сформировано специально для защиты военных и гражданских объектов, расположенных на территории Египта от атак израильской авиации. Бомбовые удары по школе в деревне Бахр эль-Бакр, где погибло 30 детей и по металлургическому заводу в Абу-Забале, где были убиты 80 мирных рабочих, подтвердили необходимость срочного советского вмешательства. Первые подразделения дивизии прибыли в египетский порт Александрия на сухогрузах Министерства морского флота СССР 5-го и 8-го марта 1970 г., а 14 мая заступили на боевое дежурство дивизионы Кутынцева и Кириченко из состава 3-й зенитно-ракетной бригады. К апрелю дивизия была полностью переброшена из Советского Союза, для чего потребовалось 16 транспортных судов. Общая структура 18-й ОЗРД в первые месяцы после развертывания была такой:

Командир дивизии:   ген.м-р Смирнов Алексей Григорьевич
Командир службы ракетного вооружения:  п/п-к Тарасов Л.Д.
1-я Зенитно-ракетная бригада:  п-к Жайворонок Б. И.
Дислокация:  район аэродрома Ком-Аушим (Юго-Восточнее Каира)
2-я Зенитно-ракетная бригада:  п/п-к Руденко Н. А.
Дислокация:  район аэродрома Инчас (Северо-Восточнее Каира)
3-я Зенитно-ракетная бригада:  м-р Белоусов В. А.
Дислокация:  район аэродрома Каир-Вест (Гиза)
4-я Зенитно-ракетная бригада:  к-н Шумилов
Дислокация:  Александрия
Центр РЭБ:  п/п-к Исмаков А.

   К лету 1970 г. структура дивизии изменилась - была расформирована 4-я зрб, а по два дивизиона от других бригад разместили у н.п. Асуан и н.п. Мерса-Матрух. Все Бригады насчитывали в своем составе по 8 зенитно-ракетных дивизионов (4 пусковых установки ЗУР С-125, взвод прикрытия из 4 ЗСУ-23-4 "Шилка" и отделение стрелков-зенитчиков с ПЗРК "Стрела-2" в каждом). Дивизионы, входившие в состав «засадных группировок», выдвигались на временные позиции только с 2-3 пусковыми установками, что значительно сокращало время развертывания/свертывания, хотя и снижало боевые возможности.

Результаты боевой работы:

   В начале года самолеты ВВС Израиля нанесли массированный удар по средствам ПВО Египта, полностью уничтожив арабский дивизион С-75 расположенный недалеко от Каира, на горе Мукотан. Именно на этом месте был развернут первый советский дивизион С-125, под управлением п/п-ка Николая Михайловича Кутынцева, прибывший в Египет из Ленинградского округа ПВО.  
   14-го мая ракетчики заступили на первое боевое дежурство, а уже на следующий день произошел серьезный инцидент - был ошибочно сбит свой самолет. Около шести часов утра специально оборудованный Ил-28У ВВС ОАР осуществлял буксировку мишени для тренировки расчетов зенитной артиллерии, причем на самолете была неисправна система госопознавания, а о самом полете советскую сторону не предупредили. Когда самолет снижался для посадки в аэропорту Каир-Вест, по нему был произведен последовательный пуск двух ракет. Обе поразили цель в 06:19 на высоте Н=200 м. Экипаж, включавший двух человек, спастись не успел. Вот имена наших погибших друзей: майор   Салах Рашид  и лейтенант   Дорри Риад Сакр.
   18 мая 1970 с советского поста ВНОС, расположенного у города Александрия, был произведен пуск ракеты ПЗРК "Стрела-2" по гражданскому самолету Ан-24. Был поражен один двигатель и на борту возник пожар, но экипаж, к счастью, сумел посадить поврежденную машину.

    Для прикрытия приканальных арабских частей было решено организовать маневренную группу из трех египетских дивизионов ЗРК С-75 и двух советских дивизионов ЗРК С-125 м-ра Георгия Камягина и к-на Владимира Маляуки. Общее руководство осуществлял п/п-к А. Журбилов.  
   В ночь на 30 июня группировка совершила марш и развернулась на позициях западнее города Фаид. Днем в районе прошла пара израильских разведчиков, которая в зону поражения советских дивизионов не входила и пусков ракет по ней не производилось. Видимо противнику удалось вскрыть местонахождение египетских дивизионов С-75, так как к вечеру на их позиции был совершен налет истребителей-бомбардировщиков "Фантом" 201-й эскадрильи. Во время атаки пара самолетов противника вошла в зону поражения дивизиона к-на Маляуки и была обстреляна ракетами, которые в 18:55 поразили  
F -4 E , пилотируемый летчиком Рами Харпацем и оператором Эялем Ахикаром. Экипаж катапультировался на большой высоте и около получаса висел в небе под парашютами, а после приземления был схвачен солдатами египетской армии. Второй самолет резким отворотом вышел из зоны поражения. Командир дивизиона сбившего первый израильский самолет был награжден орденом Красного Знамени.
   При отражении налета, совместным огнем советского дивизиона С-125 м-ра Камягина и египетского дивизиона С-75, был сбит и второй F-4
E . Экипаж в составе летчика Ицхака Пира и оператора Дэвида Яира катапультировался. Джефри (Ицхак) Пир так вспоминал о своем пленении:
   «Я родился в Соединенных Штатах в 1943 году, а в Израиль переехал когда исполнилось четырнадцать лет. Жил и учился в киббуце Мизра, затем окончил авиационные курсы. В 25 лет был зачислен в группу летчиков отправлявшуюся для переучивания на самолеты «Фантом» в США. Не смотря на то, что я был самым молодым из всех, у меня было несомненное преимущество – хорошее знание английского языка.
   После возвращения группа три месяца готовилась к началу эксплуатации новых самолетов, кроме того на каждого возложили обязанности по обучению следующего набора летчиков. В эскадрилье витал дух первооткрывателей! Это было отличное время.
   Вскоре мы стали принимать участие в боевых операциях. За неделю эскадрилья участвовала в 5 – 10 налетах, а иногда приходилось вылетать дважды за один день. Конечно, все понимали, что египетские ракеты могут сбить, но я считал, что со мной такого никогда не произойдет.
   30 июня была пятница. На базе готовились к проведению вечеринки, а я, выполнив утром тренировочный полет, приступил к подготовке графиков для завтрашнего занятия с группой обучаемых летчиков. Самое интересное, когда я вернулся из плена ребята вынесли из кладовки доску с нарисованными мной графиками – ее сняли со стены и хранили в течении трех с половиной лет! «Ты можешь провести с нами занятие» – сказали они.  
   В три часа дня поступило сообщение, что вражеские ЗРК выдвинулись к каналу и мы должны разбомбить их. На задание, с получасовым интервалом, отправлялись две группы. Первая группа лидером которой был Эхуд Ханкин, взлетала в 18:30, а время взлета второй группы, которую вел я, точно совпадало со временем нанесения удара по цели первой.
   Я сидел в кабине «Фантома» с номером 680 и готовился к вылету. Оператор Дэвид Яир прослушивал частоту используемую нашими для радиообмена – все было тихо, так как во время атаки соблюдается радиомолчание. Неожиданно, за пол минуты до взлета, мы услышали на аварийной частоте голос Эхуда Ханкина. Он сказал что то вроде: - «Постарайтесь спрятаться, пока не прибудут спасательные службы». Я сказал Дэвиду: – «кто то из наших катапультировался, выключай аварийный канал – мы ничем не можем помочь, а когда вернемся, то узнаем что произошло».
   После взлета поступило указание изменить запланированный маршрут. Курс был точно на запад и оказалось сложно обнаружить цель из-за солнца светившего прямо в глаза. На панели сработала сигнализация предупреждающая о ракетной атаке. Мы не испугались, так как были подготовлены на такой случай. Развернувшись, я увидел две ракеты идущие снизу и предупредил своего ведомого. Казалось что они наводятся на него, но на самом деле они шли в мой самолет! Тут я понял, что встал утром не с той ноги…
   Ракеты разорвались очень близко. Грохот напоминал щебенку сыпавшуюся в пустую железную бочку. В нас попали! Самолет уже перешел в снижение со скольжением, когда я увидел цель и сказал Дэвиду: - «Для начала сбросим бомбы, а затем попробуем дотянуть домой». Мы продолжили снижаться до 10 000 футов и после сброса бомб взяли курс на канал. Оба двигателя горели, вся кабина была в дыму а приборы не работали. Пытаясь прекратить пожар я перекрыл подачу топлива. Через минуту или две мы должны были оказаться над каналом и готовились прыгать, но в этот момент ведомый предупредил, что на нас идет третья ракета! Дэвид сбросил баки, надеясь обмануть  
SA -2, но она попала в нас буквально оторвав хвост. «Дэвид, ты готов?» - спросил я и потянул ручки катапульты. Оператора выстрелило и через три четверти секунды должно было сработать мое кресло, но этого не произошло. Пришлось сбрасывать фонарь, отстегивать ремни и прыгать в стиле парашютистов Второй Мировой войны. Все это время самолет вращался и падал. Парашют успел раскрыться и через две секунды я коснулся земли. Интересный факт – мы с Дэвидом оказались на земле раньше чем экипаж Рами, о потере которого слышали по радио перед взлетом! Это потому что высота при катапультировании у нас была очень маленькая. Самолет упал в 300 метрах от египетского поста и солдаты на грузовике направились ко мне. Я успел связаться по аварийной рации с пилотом «Скайхока» искавшего Рами. Ему я передал, что прыгнул, стараюсь укрыться и не знаю что с оператором. Вскоре солдаты схватили меня и стали бить, только появление офицера успокоило их. Я попросил у офицера   воды и попытался убедить его что являюсь русским летчиком. Старался вспомнить какие нибудь русские слова, но языка конечно не знал. Сомневаюсь, что он поверил, но все же меня посадили в джип и доставили в госпиталь. Теперь все должно кончиться нормально - подумал я».
Оператор Дэвид Яир сумел спрятаться и был эвакуирован ночью вертолетом S- 65C (экипаж Нехемия Дагана). Пытаясь дать ему больше времени на спасение, Ицхак Пир назвался летчиком одноместного штурмовика "Skyhawk". Возможно поэтому поиски второго летчика даже не велись, а вот в газетах появилось сообщение не только о поражении двух F-4E, но и о якобы "сбитом" в этот день А-4.
   В ходе налета 30 июня пострадали два египетских дивизиона С-75, советские расчеты потерь не понесли.

     5 июля в бою против советских зенитчиков попробовали свои силы летчики 69-й эскадрильи «Патишим».   Шесть «Фантомов» на высоте 15 метров вышли на позиции дивизиона п/п-ка Завесницкого и выполнив перед целью горку начали атаку.   Двумя ответными залпами ракет в 14:10, на высоте 2000 м был поражен ведомый первой пары. Экипаж этого   F -4 E   «Курнасс 129» в составе летчика капитана Амоса Замира и оператора лейтенанта Амнона Левитова катапультировался, после чего был взят в плен. Вспоминает Амос Замир:
   « На авиационные курсы я был зачислен в 1964 году. Обучался полетам на «Мистере», а позже стал инструктором. На «Фантом» переучивался во второй волне – когда стали обучать в самом Израиле. За пол года до плена женился на Далие. Пока она обучалась в университете мы жили в пригороде Тель-Авива и каждое утро приходилось добираться до базы на «Цессне»,   а вечером возвращаться обратно.
   Война на истощение стала самой тяжелой из всех, в которых я участвовал потому, что длилась очень долго. В течении трех лет, начиная сразу после «Шестидневной войны», мы постоянно принимали участие в боевых операциях. Контраст между мирной жизнью и фронтовыми буднями воспринимался тяжело: днем я выполнял боевые задания, бомбил вражеские объекты, а вечером попадал в Тель-Авив, где все было спокойно.
   Каждый полет вызывает напряжение, особенно когда приходится пересекать вражескую границу. Время от времени наши летчики покидали свои самолеты над территорией противника и мы понимали, что такое может случиться с каждым. Старались не замыкаться на подобных мыслях, так как если начнешь постоянно думать об опасности то летать уже не сможешь. Мы бомбили объекты в глубине Египта много раз, постоянно захватывая их оборону врасплох – сопротивление было слабым, ракеты не эффективными и потерь наша сторона не несла, но в конце июня все изменилось… В один день были сбиты сразу два «Фантома».  
   В то время «Фантом» был гордостью ВВС и когда мы начали терять их, то атмосфера поменялась – в наших рядах стало преобладать уныние. Чувствовалось, что командование не имеет ответа на сложившуюся обстановку.
   5 июля я отправился на задание с молодым оператором Амноном в задней кабине. Амнон окончил авиационные курсы в начале 1970, а затем проходил двухмесячное переучивание на «Фантом».   До этого дня он выполнил только один боевой вылет против лагеря палестинских боевиков в Сирии.  
   Полет проходил спокойно и ничем не отличался от других боевых заданий. Когда сработала сигнализация предупреждающая о ракетной атаке я не переживал – такое случалось часто и раньше. Ведущий сбросил бомбы и теперь был наш черед. Момент был критический, так как когда вы сбрасываете бомбы, вы не можете маневрировать и за секунду до нажатия боевой кнопки в нас попали…   Взрыв! Лобовое стекло разлетелось в дребезги и набегающий поток ворвался в кабину, остановились двигатели, сработали разом все аварийные табло, а в хвостовой части начался пожар. В кабину пошел дым с запахом горелого пластика.  
   Я кинул взгляд на местность над которой мы находились - она казалась безлюдной. Перетянув подальше за автодорогу, мы покинули самолет. Катапультировались с очень малой высоты, в самый последний момент. Сразу после раскрытия парашюта я оказался на земле, пробыв в воздухе всего одну или две секунды. Рядом увидел Амнона, а чуть дальше горели обломки самолета. Бомбы, от которых не удалось избавиться из-за отказа механизма сброса, могли сейчас сдетонировать.  
   Район падения оказался не безлюдным – тут находился замаскированный наблюдательный пост противника. Не успели мы прийти в себя как были схвачены солдатами и доставлены в бункер где Русский офицер и несколько египтян уже ждали нас. Они дали напиться воды и угостили сигаретами. Русский очень заинтересовался Амноном, потому что у него были славянские черты лица.   В целом отношение к нам было дружеским. Так началось наше пребывание в плену»
.
   18 июля последовала очередная операция против зенитных средств развернутых в районе города Фаид. Около часа дня две группы истребителей-бомбардировщиков "Фантом" 201-й и 69-й эскадрилий, под прикрытием истребителей "Мираж", попытались нанести удар по позициям дивизиона п/п-ка Виктора Толоконникова. На этот раз самолет ведущего - командира 201-й эскадрильи п/п-ка Шмуэль Хеца был оснащен специально доставленным из США контейнером РЭБ AN/APQ-71, под прикрытием генерируемых им помех "Фантомы" плотным строем пошли в атаку. Но не смотря на помеховую обстановку самолет ведущего был поражен первым же упреждающим залпом зенитных ракет. Летчик перевел машину в снижение и набрав скорость постарался дотянуть до канала, но за несколько километров до его пересечения произошел полный отказ управления и «Фантом» стал заваливаться влево. Как вспоминал оператор м-р Эйни Менахем, в этот момент Хец сказал: - «Вот, это и произошло». Менахему удалось катапультироваться, а сам   Хец  средствами спасения воспользоваться не успел и погиб под обломками самолета. После такого развития ситуации желания продолжать у израильтян очевидно не было и начался беспорядочный выход из боя, причем один из "Фантомов", пилотируемый командиром 69-й эскадрильи п-ком Авиху Бен Нуном и оператором Шаулем Леви был поражен ракетой ЗРК С-125 дивизиона м-ра Мидсхата Мансурова. Экипажу удалось дотянуть до авиабазы Рефидим. На пробеге самолет вышел за пределы полосы, уткнулся в песок и продолжил гореть – восстанавливать его не стали.
   Вечером того же дня противник нанес удар по позиции дивизиона п/п-ка Толоконникова. Пока демонстративная пара F-4E, баражируя на средних высотах и не входя в зону поражения, отвлекала внимание, другая пара на предельно малой высоте зашла с тыла и нанесла бомбово-штурмовой удар. В результате была уничтожена пусковая установка ракет и генератор, погиб весь стартовый взвод производивший в этот момент перезарядку ракет.

   3 августа у н.п. Абу-Сувейр произошел последний бой между советскими расчетами ЗРК С-125 и израильскими летчиками. В ходе отражения налета дивизионом п/п-ка Константина Попова (1-я зрб, Московский округ ПВО) был сбит F-4E 201-й эскадрильи, экипаж в составе летчика капитана Игаль Шохата и оператора лейтенанта Моше Голдвассера катапультировался прямо над позицией и был пленен советскими солдатами с поста ВНОС. Оба израильтянина получили при покидании серьезные травмы - лейтенант   Голдвассер  скончался в госпитале на следующий день (сердечный приступ), а Игалю Шохату ампутировали раздробленную ногу (15 августа 1970 раненый Шохат был передан израильской стороне). Ведомый, пытавшийся зайти с тыла на позиции Попова, попал под огонь дивизиона п/п-ка Николая Кутынцева и был подбит. Летчик л-т Раанан Нейман получил ранения и передал управление оператору л-ту Йораму Ромему. Совместными усилиями им удалось посадить самолет на авиабазе Рефидим. Этот F-4E "Курнасс 661" восстановили, но в ходе "Октябрьской войны" 1973 года он был сбит сирийскими зенитчиками. Неоднократно срывал атаку противника взвод прикрытия ЗСУ-23-4 командуемый к-ном Николаем Ляшенко.

   По результатам командировки 166 солдат и офицеров первого состава 18-й ОЗРД награждены боевыми орденами и медалями, в том числе 8 человек посмертно. Второй состав дивизии под командованием п-ка Ю.М. Бошняка, находившийся в Египте с февраля 1971 г. по июнь 1972 г. и третий состав под командованием ген.м-ра Н.Н. Рытова в боевых действиях непосредственного участия не принимали.

http://skywar.ru/18ZRDV.html

Статьи

Советские советники и специалисты в Египте

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества