20 мая
Российско-террористические войска на Донбассе проявляют активность, осуществляя обстрелы, практически на всех участках линии разграничения, наиболее активно - в районе Авдеевки и окрестностей, включая Опытное, воздушный ствол шахты Бутовка; южнее Луганского; в районе Новотроицкого и Берёзового; в полосе Зайцево – Майорск; на приморском направлении.
Так, в районе Авдеевки террористы с позиции восточнее Ясиноватской развязки вели огонь из 120-мм миномётов по передовым подразделениям сил АТО, ранее фиксировалось нанесение ударов из 122-мм артиллерии по «промзоне» со стороны рубежа Минеральное-Яковлевка. В дневное время с нескольких точек боевики наносили удары 82-мм миномётами, также в данном районе активно действовали две группы снайперов (с крупнокалиберными снайперскими винтовками).
В районе н.п.Новотроицкое, со стороны южного отвала (окраина Докучаевска) – автоматические 82-мм миномёты и снайпера противника.
Со стороны южной части Старомихайловки - пара БМП-2 боевиков отработала по позициям сил АТО восточнее станции Красногоровка (район улицы Геологической), огонь велся в основном штатными 30-мм автоматическими пушками.
В районе Станицы Луганской фиксировались группы гранатомётчиков боевиков, также велся огонь из крупнокалиберных пулемётов.
В последнее время в действиях противника наблюдаются следующие особенности:
- резко увеличилась активность снайперов;
- со стороны боевиков наблюдаются постоянные попытки скрытого сближения небольшими группами с позициями сил АТО для внезапных обстрелов (их обнаружение усложняет «зелёнка»), при этом обстрелы осуществляется обязательно под огневым прикрытием (в основном из АГС-17, крупнокалиберных пулеметов и минометов);
- отмечается возросший уровень взаимодействия подразделений террористов (явно сказываются занятия и учения по боевому слаживанию, прошедшие в массовом порядке на базе «учебных центров» боевиков на Донбассе в феврале-апреле с.г.);
- отмечается активная разведка (силами ДРГ, БПЛА, РТР) переднего края и тактического тыла сил АТО, а также множественные попытки ведения разведки в оперативно-тактическом тылу украинских войск с помощью ДРГ и БПЛА (в последнем случае боевиков наиболее интересуют места расположения боевой техники, пункты управления и места складирования БК и топлива);
- сразу на нескольких участках отмечается появление ДРГ российского спецназа - это профессионально подготовленные группы, прибывшие из РФ в ходе ротации подразделений регулярных ВС РФ на Донбассе. Их задача на нынешнем этапе – «знакомство с местностью»;
- тяжёлое вооружение постепенно возвращается боевиками ближе к передовой. Сразу на нескольких участках фронта зафиксированы танки террористов (пока небольшими группами по 2-3 машины), наличие 122-мм и 152-мм буксируемых артиллерийских систем и САУ отмечается сразу на нескольких направлениях (пока также «россыпью» побатарейно - по 4-6 установок и орудий). Нет никакого сомнения, что случаи использования ствольной артиллерии боевиками на данном этапе в основном преследуют две цели – ведение пристрелочного огня и «обкатка» пополнения в расчётах орудий;
Сразу в нескольких частях и подразделениях «1-го АК ДНР» отмечается рост недовольства со стороны «личного состава» из числа местных боевиков, используемых в боестолкновениях и вооружённых провокациях против украинских войск. Местных боевиков не устраивает практика, реализуемая российским командованием на ряде участков фронта – а именно, построение боевых порядков российско-террористических войск в виде «слоённого пирога»: непосредственно к линии фронта выдвигаются и ведут боевые действия подразделения, укомплектованные местными боевиками с низким уровнем боевой подготовки, а также проштрафившимися наемниками (по сути – «пушечное мясо»); вторая линия – подготовленные российскими инструкторами и возглавляемые ими же местные боевики с достаточно высоким уровнем подготовки и российские наемники, прошедшие подготовку на территории РФ; третья линия – подразделения ВС РФ.
Боевики уже практически без соблюдения маскировки перемещают в непосредственной близости от передовой тяжёлое вооружение, запрещённое Минскими договоренностями. Так, южнее Путиловки (Донецк) зафиксирована переброска батареи 152-мм гаубиц «Мста-Б» на прицепах с Камазами (6 орудий); в районе ДАП-а зафиксировано перемещение 4 единиц 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика» террористов, перемещавшихся на южное направление.
В Пролетарском районе Донецка зафиксировано передвижение «КамАЗов» (до 5 ед.) с военнослужащими, на шевронах которых изображена красная звезда в кругу. До сих пор подобные шевроны у представителей подразделений российско-террористических войск не фиксировались.
Из Харцызска (Донецкая обл.) на базу ГРУ ГШ ВС РФ в районе г.Санкт-Петербург (РФ) отправлена большая партия (порядка 300) боевиков из числа местных жителей Донбасса, ранее состоявших в бандформированиях «1-го АК ДНР» (в основном – стрелки и саперы). Боевики были одеты в камуфляж российского образца с шевронами, на которых изображен темно-зеленый флаг с двумя лентами (салатная и светло-красная), по ширине флага – надпись на армянском языке. По информации из среды боевиков, данная команда пройдет обучение на базе ГРУ на территории РФ «под патронатом» частной военной компании, после чего примет участие в боевых действиях в Нагорном Карабахе. Перевозка данной команды осуществлялась автомобилями «Урал» с тактическими знаками «55» и «23».
Вслед за «ЛНР», в «ДНР» начата широкомасштабная охота за «украинскими шпионами и диверсантами из ССО и СБУ». По оперативным данным «МГБ ДНР», в Донецке и Горловке действует мощная украинская диверсионно-разведывательная сеть, в связи с чем руководством «госбезопасности» боевиков поставлена задача подчиненным структурным подразделениям экстренно разработать и реализовать «план мероприятий по выявлению и нейтрализации» украинских диверсантов. Особое внимание рекомендуется уделить управляющим органам ЖКХ, в которых якобы засели «шпионы», а также провести массовые проверки жилого фонда и предприятий на предмет организации тайников с оружием и взрывными устройствами. В среде рядовых сотрудников «МГБ ДНР» из числа местных жителей ходят слухи, что таким образом руководство «ДНР» и российские «кураторы» подыскивают объекты для последующей «экспроприации».