Антитеррористическая операция на востоке Украины
 

Антитеррористическая операция на востоке Украины

Петр&Мазепа: «Боевые действия на Донбассе. Итоговые события июня 2016 года»

2016-07-07

Примечание редакции. Публикуем интересный обзорный материал о боевой обстановке на Донбассе из авторской рубрики наших партнёров Петр&Мазепа:  «Доброе утро, Вьетнам! Конец июня». В материале подробно раскрыта информация, которая может быть интересна нашим зарубежным читателям, поэтому волонтеры сообщества InformNapalm планируют постепенный перевод данной публикации на другие языки нашего сайта. 

Конец июня был отмечен одними из самых жёстких боестолкновений с момента Марьинки и Новоласпы – к традиционной уже «промке» добавилось сразу несколько направлений. В принципе, это неудивительно – обе стороны пытаются реализовать свои задачи во время летней кампании. На сегодня это гибридная война с разгоном информации по СМИ и монотонное изматывание противника. Только по официальным сводкам (не считая ПС) у нас за июнь до 26 человек безвозвратных потерь и около 170 раненых. В мае было не меньше, а по некоторым данным, и больше – позиционная война всегда была кровавой, и эта не исключение. У противника также внушающее количество убитых и раненых; особенно если учесть, как часто он пытается выбить нас из укреплённых точек и проходить сквозь «ноль», густо заставленный минами. Не обходится ни дня без сообщений о жертвах среди боевиков. Только во время боёв на Светлодарской дуге, операции на приморском направлении и миномётного обстрела в Саханке у гибридной армии –  до 15 убитых, 8 человек попали в плен, много «трёхсотых». И это за два-три дня активности из месяца и только в открытых источниках. Общие цифры за месяц можно себе только представить, поскольку у «Л/ДНР» за два года войны до сих пор нет сводных данных.

Что изменилось за отчётный период? 27 июня 54-й ОРБ и УДА провели крайне удачную операцию в районе Водяного. О подробностях пока умолчим, но боевикам сильно повезло, что дело ограничилось 8 пленными и 3 убитыми сапёрами из «морской пехоты» «ДНР», – просто вмешался Его Величество Случай. Кстати, показательно видео допроса: несколько человек с месяцем службы под командованием командира отделения с опытом в 4 месяца отправлены на засадные мероприятия на отдельную задачу. Итог закономерен – покойники и пленные. Громко под Докучаевском, вплоть до артиллерийских ударов и САУ. Под Горловкой в районе Торецка тоже крупный калибр; боевики жалуются, что к ним там что-то прилетает. Уже традиционно Авдеевка продолжает почти каждый вечер грохотать миномётами – мы выполняем здесь свои задачи по давлению в районе развязки, насыпи и огневого контроля в секторе, удерживая все позиции и в капитальных строениях, и в виноградниках. На Светлодарской дуге 29 июня силами до 2–3 рот 25-го батальона 54-й бригады, 59-й бригады и 1-й штурмовой роты УДА ВСУ провели короткую атаку по передовым блокпостам. Внезапно в результате разведки боем оборона противника посыпалась, части 7-й бригады гибридной армии отошли, были взяты высоты между Логвиново и Калиновкой. По отступающим работали миномёты, примерно через пару часов начала активно насыпать ствольная артиллерия со стороны боевиков – до трёх батарей от Горловки и Енакиево. 7-я бригада даже среди боевиков имеет славу «рождённой в гранёном стакане» – не самое боеспособное подразделение. На помощь ему были немедленно переброшены части 100-й мотострелковой бригады «ДНР», включая танки и артиллерию.

Огневые дуэли продолжались несколько часов. Били не только по захваченным высотам, но и по позициям на дефиле, всем, чем есть: танковыми орудиями, 122-мм ствольной, включая «Гвоздики», миномётами; эпизодически применяли «реакторы». Бой шёл не менее 8–10 часов, по итогам – линия продвижения осталась примерно в полосе: высота 236.1, Грязевский пруд, домики возле него, линия высот над Мироновским. У противника – ощутимые потери, включая офицера в блиндаже, оставшегося на территории, занятой ВСУ; у силовиков – также до трёх человек погибших.

По нашему мнению, не было никаких масштабных наступлений даже с оперативно-тактическими целями, не говоря уже о захвате Углегорска или выходе к Дебальцево. Как обычно, небольшой местный инцидент раздули до небес в социальных сетях. Официально СМИ могут только сказать о контратаке в рамках встречного боя, который начался ночью. И, как всегда, ответные действия ВСУ. Неофициально это мощный сигнал в рамках политического процесса: атакуя в серой зоне и сбивая передовые блоки, мы чётко даём понять, что неплохо было бы поторопиться с реализацией договорённостей, чтобы в очередной раз не поднимать ставки и не вводить регулярные войска под санкции. Тем более, что Украина ничего не нарушает: противостояние происходит в зоне, де-юре принадлежащей нам по «Минску», и ее штурмовали прямо в прямом эфире переговорного процесса зимой 2015 года. Естественно, происходит и Марьинка наоборот (не в плане потерь, не слушайте бреда боевиков о взводах уничтоженных танков) – тест на скорость реакции, в том числе и РФ, подхода подкреплений, систем огня и контрбатарейных, связи в условиях работы РЭБ. Но, в общем, подводя итоги, с момента Широкино инициатива – за нами. С прошлого лета враг ловит плюхи на блоках, умирает, пытаясь пересечь линию соприкосновения, и убивается об «промки» без малейшего результата. Как ни странно, хоть и ничего не меняется, но противник достаёт из-под завалов 6 человек в Саханке от входящего миномётного огня, а корпусной разведбат приводит 8 человек в мешках, пока СпН похищает за «нолем» человека, ответственного за гибель наших солдат во время поиска пилота. За последние недели тренд активных операций ВСУ в серой зоне становится всё более выраженным: мы навязываем противнику место и время контакта.

Гибридная армия действует в своём стиле: массированные обстрелы с наступлением вечера, пристрелка и короткие налёты крупным калибром, кочующие миномёты, удары станковых гранатомётов, снайперская активность. 29 июня из миномётов обработана Красногоровка, под Новотроицком пресекли попытку выдвижения малой группы во фланг сил АТО, противник накрыт плотным огнём. Под Авдеевкой полторы недели эпизодическая рубка с наступлением вечера – в основном тяжёлое стрелковое, но входит и крупный калибр. В треугольнике под Донецком горячо. Фронт грохочет от Приморского направления до Зайцево и Светлодарской дуги. Возле Мариуполя это Широкино, Гнутово, Талаковка, Пищевик, Гранитное – там короткими обстрелами работают 152-мм системы и САУ, регулярно насыпают «Васильки», СПГ и 120-мм миномёты. У морпехов в секторе потери (один убитый и трое раненых) – неудачно прилетела 82-мм мина, накрыв группу во время приготовления пищи. На юге гибридная армия традиционно применяет кочевые группы из САУ, миномётов на транспорте, ЗУ-23-2, ПТУР, но всё чаще вместо спорадических перестрелок здесь артиллерийские дуэли. На севере, в зоне ответственности ОТУ «Луганск», гораздо тише, но и тут случаются огневые контакты – Новозвановка, Новоалександровка, Попасная.

Подведём итоги выпуска. За отчётный период части 10-й ОГШБр также заняли позиции в районе «конюшен», где во время первой битвы за город находились позиции боевиков. Чётко видна система: мы опираемся на линию застройки и опорные пункты, месяцами зарываемся в землю, создавая единую сеть огня, блиндажи из кругляка, капитальные строения, рокады и огневые позиции, а потом делаем шаг вперёд, занимая ключевые позиции в районе. Так было в Широкино с «Маяком» и частным сектором, так было с «промкой», высотами над Докучаевском и Светлодарском; теперь это же применяется в Марьинке. Противник начинает реагировать, стараясь не дать ВСУ закрепиться, а мы встречаем его миномётным огнём с подготовленных ВОП и РОП. В случае ударов артиллерии или «реакторов» наши боги войны находятся в базовых лагерях вне контакта с противником, практически на пределе радиуса – там хорошо укрыта материальная часть, автомобили, цистерны и припасы. А для выполнения нарядов подразделения выдвигаются налегке, но на уже окопанные и инженерно подготовленные позиции во второй линии, отрабатывая и быстро разрывая дистанцию. Именно под эту тактику нам отгружают ещё полтора десятка радаров, цифровую связь, готовят к отправке БПЛА «Ворон» – активная оборона с опорой на инфильтрацию в серую зону, единую систему огня, контрбатарейную борьбу и давление сразу в нескольких ключевых точках. В «скороварке» постепенно нагнетается давление – в центре, на юге, на Светлодарской дуге. Подрыв боевиков СВУ под Зайцево, сапёры в мешках под Водяным, сбитые опорные пункты 7-й бригады, покушение на комбрига «Заря» (убит), чудом выжившие ещё два командира сепаратистов. Теперь Марьинка, регулярное огневое воздействие на коммуникации гибридной армии под «промкой» и близ Докучаевска, трупы под Саханкой и две роты, выведенные из строя близ Ясиноватской развязки, – всё идет по плану.

Украина нарушает «Минск»? Но так случилось, что Авдеевка, по Минским соглашениям, за ВСУ, как и позиции близ Светлодарска, и Приморское направление. Мы ничего не нарушаем: комбрига «Зарю» (в миру – российского офицера Бушуева) убили, как Мозгового, а под Докучаевском за гибель Дрёмова мстят неустановленные казаки. Это не мы, а такой флаг Украины, поднятый над «конюшнями», можно купить в любом военторге. Рано или поздно «скороварка» взорвётся. К тому времени у нас вне зоны АТО будет несколько БтГр, подготовленных в Яворове и Ширлане, сотни восстановленных с хранения артиллерийских стволов, больше 40 контрбатарейных радаров, 70–80 новых БПЛА, более 1500 ПТУР, сданных в 2015–2016 году. Гибридная армия может начинать прогрызать очередные 15–20 км в год ценой сотен убитых и раненых, пробивать головой километры окопов и блиндажей, пытаться брать городки размером с Марьинку и переулки с четырьмя зданиями. Или продолжать стоять под ударами миномётов, «сапогов», АГС, закапывая своих бушуевых и «бать», не давая в паблик адекватные цифры по потерям, даже для своих сторонников. Или есть третий, самый адекватный вариант – отдать границу ОБСЕ и заняться своей падающей экономикой, мостами Кадырова и «дербентскими народными республиками». В любом случае мяч не только на нашей стороне – именно гибридная армия регулярно пытается выйти на границы областей, штурмует Дебальцево во время переговоров, массово обстреливает наши позиции крупным калибром. Происходящее сейчас – вполне адекватный ответ. Уже более полутора лет, как противник перестал идти на Киев и занят боями за «стратегические» виноградники и конюшни. Мы не можем себе позволить терять 50 человек в сутки в полномасштабной войне и переводить экономику на военные рельсы, поэтому так, шаг за шагом, постепенно вгрызаясь в землю и блокируя активность РФ в поле дипломатии. Другого пути на сегодня нет. Это очень тяжёлая и кровавая дорога, но Украина её пройдёт. Рано или поздно. Мы победим.

источник: http://informnapalm.org/

Сводки команды InformNapalm

Музей миротворчества он-лайн

Центр миротворчества