Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 23 мая 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода в Мариуполе и Волновахе, а также вблизи Хрустального.
  • Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого.
  • СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на гражданских объектах жизнеобеспечения для их нормального функционирования.
  • Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения*.
  • В Черновцах сотрудники Миссии наблюдали за массовым собранием в связи с изменением подчиненности религиозных общин.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (около 240), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 130 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня, а также большинство взрывов зафиксировано в районах к северо-востоку от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), к юго-востоку от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) и к востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя).

В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, в том числе около 70 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 15 взрывов). Свыше двух третьих нарушений режима прекращения огня было зафиксировано в районах к юго-востоку от н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска) и в районах к востоку и югу от н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска).

Участки разведения сил и средств

Вечером 22 и в ночь на 23 мая камера СММ в Золотом зафиксировала 1 выпущенную вверх осветительную ракету и 8 снарядов — все в пределах 2–3 км к юго-востоку и югу (все, по оценке, на участке разведения), 2 снаряда в пределах 1–2 км к юго-востоку (наблюдателям не удалось установить, произошло это на участке разведения или за его пределами) и приблизительно 50 снарядов в пределах 1–2 км в секторе от востока к юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения, но в пределах 5 км от него). Днем 23 мая, осуществляя мониторинг в трех местах вблизи участка разведения, команда СММ слышала 23 очереди и выстрела из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия и 7 взрывов (один оцененный как выстрел из миномета, а остальные — неопределенного происхождения). Все случаи огневой активности, по оценке, произошли за пределами участка разведения, но в пределах 5 км от его края.

Осуществляя мониторинг на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска) и вблизи участка разведения в районе н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), Миссия отметила там спокойную обстановку.

Трудности, с которыми сталкивается гражданское население на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) около Майорска

Представитель Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС Украины) на КПВВ вблизи н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка) сообщил СММ, что каждую ночь в установленной палатке ГСЧС Украины на ночь остаются до 9 человек. В палатке наблюдатели видели женщину и ее 10-летнего сына, которые, по словам представителя ГСЧС, не смогли пересечь КПВВ за предыдущие три дня из-за того, что у них не было надлежащих документов. Представитель добавил, что перед этим в течение двух недель в палатке ночевал мужчина, который не мог вернуться домой в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), поскольку у него не было паспорта. Члены патруля Миссии обратили внимание, что установленные рядом с палаткой новые санузлы были закрыты. Присутствовавший на КПВВ сотрудник Государственной пограничной службы Украины сообщил СММ, что 9 новых санузлов еще не подсоединены к коммуникациям.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

23 мая

СММ зафиксировала:

  • 1 противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 3 буксируемые гаубицы (Д-20, 152 мм — 1 ед., 2А36, «Гиацинт-Б», 152 мм — 1 ед., Д-30 «Лягушка», 122 мм — 1 ед.) в н. п. Мариуполь (102 км к югу от Донецка); и
  • 1 противотанковую пушку (МТ-12) в н. п. Волноваха (53 км к югу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

23 мая

Команда СММ зафиксировала 22 реактивные системы залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) недалеко от н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска).

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения

Подконтрольные правительству районы

23 мая

СММ зафиксировала 1 зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса») недалеко от н. п. Зализнянское (79 км к северу от Донецка).

Постоянное место хранения тяжелого вооружения

Постоянное место хранения тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Луганской области

23 мая

СММ отметила, что до сих отсутствует 1 буксируемая гаубица (2A65 «Мста-Б», 152 мм).

Признаки военного присутствия в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

22 мая

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ малого радиуса действия обнаружил 1 бронированную разведывательную машину (БРМ-1К) в Чермалыке.

БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 1 бронетранспортер (вероятно МТ-ЛБ «Изделие-6») рядом с н. п. Новгородское (35 км к северу от Донецка).

23 мая

СММ зафиксировала:

  • 1 бронетранспортер (БТР-4) около н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка); и
  • 1 боевую машину пехоты (БМП-1) к северу от участка разведения вблизи Золотого.

Работы по разминированию недалеко от Мирной Долины

Команда СММ видела 16 человек с металлоискателями в защитном снаряжении с логотипом международной организации, которые выполняли работы по разминированию вдоль западной обочины автодороги Р66 приблизительно в 2,5 км к юго-востоку от н. п. Мирная Долина (подконтрольный правительству, 67 км к северо-западу от Луганска).

Усилия Миссии по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на Петровской насосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на водонасосной станции недалеко от н. п. Нижнетеплое (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на водопроводе между н. п. Золоте-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска) и Попасной, а также на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Зализное (быв. Артемово; подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка).

Также Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) и осуществлять мониторинг ситуации с безопасностью вокруг насосной станции вблизи н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

Приграничные районы, которые не контролируются правительством

Находясь в течение приблизительно 1,5 часов в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка), команда Миссии видела, что в Украину въехали 21 автомобиль (4 с украинскими номерными знаками, 7 — с российскими, 1 — с грузинскими и 9 с табличками «ДНР»), 3 автобуса (1 с украинскими номерными знаками и 2 с табличками «ДНР»; в каждом приблизительно по 35 пассажиров), а также вошли около 35 пешеходов. В течение того же времени команда СММ отметила, что из Украины выехали 18 автомобилей (2 с украинскими номерными знаками, 10 — с российскими, 1 — с грузинскими и 5 с табличками «ДНР»), 5 тентованных грузовиков (с украинскими номерными знаками), а также вышли около 25 пешеходов.

В течение приблизительно 1 часа наблюдения в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка) движение пешеходов через границу зафиксировано не было.

СММ отметила спокойную обстановку в южной части Херсонской области

21 мая команда СММ отметила спокойную обстановку в пунктах пропуска между н. п. Каланчак (67 км к юго-востоку от Херсона), н. п. Чаплинка (77 км к юго-востоку от Херсона) и Крымом.

Массовое собрание представителей общины Украинской православной церкви в Черновцах

Осуществляя мониторинг в Черновцах, на ул. Кобылянской команда СММ наблюдала за собранием в составе около 650 человек (мужчин и женщин разного возраста), включая около 100 священнослужителей Украинской православной церкви (УПЦ), протестующих против решений о признании изменения подчиненности религиозных общин в Черновицкой области с УПЦ на Православную церковь Украины (ПЦУ). От площади люди прошли к зданию Областной государственной администрации, где перед участниками выступил один из организаторов собрания. Правопорядок во время проведения собрания обеспечивали около 30 полицейских, в том числе 10 в защитном снаряжении. Собрание завершилось мирно (для ознакомления с похожими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 22 мая 2019 года).

СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Харькове, Ивано-Франковске, Днепре и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации  должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 23 мая 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали Миссии в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Задержка:

  • На блокпосте в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) 3 вооруженных члена вооруженных формирований остановили патруль Миссии и пропустили его только спустя 30 минут ожидания, ссылаясь на необходимость «подтверждения со стороны их командиров».

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, наблюдатели не могут получить доступ к камере СММ в Петровском. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 23 May 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the Mission recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions.
  • The Mission observed weapons in violation of withdrawal lines in Mariupol, Volnovakha and near Khrustalnyi.
  • The Mission observed ceasefire violations inside the Zolote disengagement area.
  • The Mission continued to observe hardship faced by civilians at checkpoints along the contact line.
  • The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to and the operation of critical civilian infrastructure.
  • Restrictions of the SMM’s access continued in all three disengagement areas.*
  • In Chernivtsi, the Mission saw a gathering in relation to the change of religious affiliations of local churches.

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (about 240), compared with the previous reporting period (about 130 explosions). The majority of the ceasefire violations, as well as the majority of explosions, were recorded in areas north-east of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), south-east of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) and at easterly directions of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol).

In Luhansk region, the Mission recorded more ceasefire violations, including about 70 explosions, compared with the previous reporting period (about 15 explosions). Over two thirds of the ceasefire violations were recorded in areas south-east of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) and at easterly and southerly directions of Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk).

Disengagement areas

On the evening and night of 22-23 May, the SMM camera in Zolote recorded an illumination flare and eight projectiles in flight, all at an assessed range of 2-3km south-east and south (all assessed as inside the disengagement area), two projectiles at an assessed range of 1-2km south-east (unable to be assessed as inside or outside the disengagement area) and about 50 projectiles at an assessed range of 1-2km at directions ranging from east to south-south-east (assessed as within 5km of the disengagement area’s periphery). During the day on 23 May, positioned in three locations near the disengagement area, the SMM heard about 25 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire and seven explosions (one assessed as an outgoing round of a mortar and the remainder undetermined), all assessed as within 5km of the disengagement area’s periphery.  

Positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk) and near the disengagement area near Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM observed calm situations.

Hardship for civilians at the entry-exit checkpoint near Maiorsk

A representative of the State Emergency Service of Ukraine at the entry-exit checkpoint (EECP) near Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk) told the SMM that on a nightly basis up to nine people stayed in their tent at the EECP. Inside the tent, the SMM saw a woman and her ten-year-old son, who, according to the representative, had been unable to cross for the previous three days due to lack of proper documentation. The representative added that a man had stayed the previous two weeks in the tent, unable to return to his home in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), as he did not possess a passport. The SMM saw that newly installed lavatories near the tent remained locked. A member of the State Border Guard Service at the EECP told the SMM that nine new lavatories at the EECP had not yet been connected to water pipes.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Government-controlled areas

23 May

The SMM saw:

  • an anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm) and three towed howitzers (one D-20, 152mm, one 2A36 Giatsint-B, 152mm and one D-30 Lyagushka, 122mm) in Mariupol (102km south of Donetsk), and
  • an anti-tank gun (MT-12) in Volnovakha (53km south of Donetsk).

Non-government-controlled areas

23 May

The SMM saw 22 multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) near Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk).

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites:

Government-controlled areas

23 May

The SMM saw a surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Zaliznianske (79km north of Donetsk).

Heavy weapons permanent storage site

At a heavy weapons permanent storage site in a non-government-controlled area of Luhansk region

23 May

The SMM saw that one towed howitzer (2A65 Msta-B,152mm) remained missing.

Indications of military presence in the security zone

Government-controlled areas

22 May

An SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an armoured reconnaissance vehicle (BRM-1K) in Chermalyk.

An SMM mid-range UAV spotted a probable armoured personnel carrier (MT-LB Blade) near Novhorodske (35km north of Donetsk).

23 May

The SMM saw:

  • an infantry fighting vehicle (IFV) (BTR-4) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk), and
  • an IFV (BMP-1) north of the disengagement area near Zolote.

Demining activities near Myrna Dolyna

The SMM saw 16 people with metal detectors wearing protective gear bearing the logo of an international organization conducting de-mining activities along the western side of road P-66, about 2.5km south-east of Myrna Dolyna (government-controlled, 67km north-west of Luhansk).

SMM facilitation of repairs to civilian infrastructure

The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), a water pumping station near Nyzhnoteple (government-controlled, 26km north of Luhansk),  a water pipeline between Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk) and Popasna, as well as to the phenol sludge reservoir near Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of  Donetsk).

The Mission also continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and monitor the security situation in the area of the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk).

Border areas outside government control

While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about an hour and a half, the SMM saw 21 cars (four with Ukrainian, seven with Russian Federation and one with Georgian licence plates, and nine with “DPR” plates), three buses (one with Ukrainian licence plates and two with “DPR” plates, each carrying about 35 passengers) and about 35 pedestrians entering Ukraine. During the same time, the SMM saw 18 cars (two with Ukrainian, ten with Russian Federation and one with Georgian licence plates, and five with “DPR” plates), five covered cargo trucks (with Ukrainian licence plates) and about 25 pedestrians exiting Ukraine.

While at a border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw no pedestrians entering or exiting Ukraine.

SMM observed a calm situation south of Kherson region

On 21 May, the SMM observed calm situations at the crossing points between Kalanchak (67km south-east of Kherson) and Chaplynka (77km south-east of Kherson) and Crimea.

Gathering of members of the Ukrainian Orthodox Church in Chernivtsi

On Kobylianskoi Street in Chernivtsi, the SMM monitored a gathering of about 650 people (mixed ages and genders), including about 100 priests belonging to the Ukrainian Orthodox Church (UOC), in protest against decisions to recognize changes in affiliation of churches in Chernivtsi region from the UOC to the Orthodox Church of Ukraine. From there, they walked north and west to the building of the Regional State Administration, where one of the organizers addressed the participants. About 30 police officers, including ten in riot gear, secured the gathering, which dispersed peacefully (for similar observations see SMM Daily Report 22 May 2019). 

The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Kharkiv, Ivano-Frankivsk, Dnipro and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre on Control and Co-ordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 23 May 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

Delay:

  • At a checkpoint 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), three armed members of the armed formations stopped the SMM, allowing it to proceed only after about 30 minutes, citing the need for “confirmation from their superiors”.

  For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table.

* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM cannot access its camera in Petrivske, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

  The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/420869