Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 5 марта 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • Наблюдатели видели противотанковые мины недалеко от автодороги Н-20 возле Оленовки и Березового.
  • Патрули Миссии осуществляли мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры в Донецкой и Луганской областях.
  • Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения сил и средств. Кроме того, свобода передвижения Миссии также ограничивалась на блокпосте возле неподконтрольного правительству Верхнешироковского, тем самым лишив наблюдателей возможности уточнить сообщения о жертве среди гражданского населения*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав меньше взрывов (примерно 100) по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 115 взрывов. Более половины нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к югу и юго-востоку от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) и к западу от н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо?востоку от Донецка). Вечером 4 и ночью 5 марта камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 70 снарядов, примерно 40 из которых пролетели на расстоянии всего 100–500 м от камеры, и 2 взрыва неопределенного происхождения — все на расстоянии около 0,1–2 км в южном направлении.

В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом около 20 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 50 взрывов). Большинство взрывов зафиксировано в районах к западу от н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и в районах к юго-западу от н. п. Калиново-Борщеватое (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска).

Участки разведения сил и средств

В течение дня 5 марта, осуществляя мониторинг вблизи участков разведения в районах н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), Миссия отметила там спокойную обстановку.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, которое СММ не смогла верифицировать как отведенное

Места размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольных правительству районах Донецкой и Луганской областей

5 марта

СММ констатировала:

  • наличие 10 гаубиц (Д-30 «Лягушка» 122 мм) и 8 минометов (2С9 «Нона-С», 120 мм); и
  • по-прежнему отсутствие 4 гаубиц (Д-30) и 3 минометов (2С9).

Постоянное место хранения вооружения

Постоянное место хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Луганской области

4 марта

По наблюдениям СММ, на месте были в наличии все ранее зафиксированные единицы вооружения.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

3 марта

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ среднего радиуса действия обнаружил:

  • 1 боевую машину пехоты (БМП-2) и 1 боевую бронированную машину возле н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка).

5 марта

Наблюдатели видели:

  • 1 бронетранспортер (БТР-70) на автодороге Н-20 вблизи н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка).

Наличие мин

3 марта в поле к северу от автодороги H-20, примерно в 900 м к северо-востоку от передовой позиции вооруженных формирований возле н. п. Оленовка (неподконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые зафиксировал 1 ряд из восьми мин (предположительно противотанковых) на участке протяженностью 90 м с юго-востока на северо-запад, а также еще 16 мин (предположительно противотанковых), установленных параллельно в 2 ряда по восемь мин, в поле приблизительно в 220 м к западу от автодороги H-20 и ориентировочно в 2 км к северо-востоку от Березового.

Работы по разминированию

Приблизительно в 3,5 км к юго-востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели зафиксировали фургон с логотипом неправительственной организации, стоявший на обочине автодороги T0519, и видели четырех людей, которые проводили работы по разминированию в поле в 80 м к северо-востоку от дороги.

Усилия Миссии по содействию ремонту объектов гражданской инфраструктуры

Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на водопроводах возле н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), на линиях электропередачи около н. п. Гольмовский (неподконтрольный правительству, 49 км к северо-востоку от Донецка) и в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-востоку от Донецка), а также на Петровской водонасосной станции рядом с н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Представитель КП «Попаснянский районный водоканал» сообщил наблюдателям, что все водозаборные станции функционируют, напор воды нормализирован и все работы завершены. Патрули Миссии также осуществляли мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения осмотра на водопроводе, проложенном вдоль автодороги Н?20 между Березовым и Оленовкой. Несмотря на предоставленные гарантии безопасности о соблюдении режима прекращения огня на время проведения осмотра, команда СММ слышала 4 взрыва неопределенного происхождения возле участка, где проводились работы. СММ также продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС и осуществлять мониторинг общей ситуации с безопасностью в районе насосной станции возле н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

Приграничный район, который не контролируется правительством

Примерно за 1 час наблюдения в пункте пропуска на границе возле н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка), наблюдатели видели, что в Украину въехали 12 автомобилей (5 с украинскими номерными знаками, 3 — с российскими и 4 с табличками «ДНР»), 2 тентованных грузовика (1 с украинскими номерными знаками и 1 — с литовскими), 2 микроавтобуса (1 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ДНР»), а также вошли 7 человек (две женщины и пять мужчин). В то же время, по наблюдениям СММ, из Украины выехали 25 автомобилей (6 с украинскими номерными знаками, 8 — с российскими и 11 с табличками «ДНР»), 3 тентованных грузовика (2 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ДНР»), а также вышли 2 человека (женщина и мужчина, в возрасте 30–40 лет).

СММ по-прежнему констатировала спокойную обстановку в юго-восточной части Херсонской области

3 марта, по наблюдениям Миссии, обстановка на посту Государственной пограничной службы Украины возле базы отдыха «Валок» (188 км к юго-востоку от Херсона) оставалась спокойной. 4 марта наблюдатели отметили спокойную обстановку в пункте пропуска около н. п. Чонгар (163 км к юго-востоку от Херсона) (см. Ежедневный отчет СММ от 30 января 2019 года).

Миссия продолжала следить за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 5 марта 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • На блокпосте в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) двое членов вооруженных формирований отказали патрулю СММ в проезде, сославшись на соображения безопасности для СММ. По этой причине наблюдателям не удалось попасть в н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя)для уточнения сообщений о жертве среди гражданского населения.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в Красногоровке не функционировала.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер.По наблюдениям Миссии, одно из таких мест по?прежнему заброшено.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 5 March 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region.
  • The Mission saw anti-tank mines close to road H-20 near Olenivka and Berezove.  
  • The Mission monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to essential civilian infrastructure in both Donetsk and Luhansk regions.
  • Restrictions of the Mission’s access continued in all three disengagement areas. Its access was also restricted at a checkpoint near non-government-controlled Verkhnoshyrokivske, preventing the SMM from following up on reports of a civilian casualty.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (about 100), compared with the previous reporting period (115 explosions). More than half of the ceasefire violations were recorded in areas south and south-east of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) and west of Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk). On the evening and night of 4-5 March, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded about 70 projectiles in flight, about 40 of which were recorded as close as 100-500m from the camera, and two undetermined explosions, all at an assessed range of 0.1-2km at southerly directions.

In Luhansk region, the Mission recorded fewer ceasefire violations, including about 20 explosions, compared with the previous reporting period (about 50 explosions). The majority of explosions were recorded in areas west of Yuzhna Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk) and in areas south-west of Kalynove-Borshchuvate (non-government-controlled, 61km west of Luhansk).

Disengagement areas

During the day on 5 March, positioned near the disengagement areas close to Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk), Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM observed a calm situation.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

Weapons that the SMM could not verify as withdrawn

At heavy weapons holding areas in government-controlled areas of Luhansk and Donetsk region

5 March

The SMM noted that:

  • ten howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) and eight mortars (2S9 Nona-S, 120mm) were present and
  • four howitzers (D-30) and three mortars (2S9) were again missing.

Weapons permanent storage site

At a permanent storage site in a non-government-controlled area of Luhansk region

4 March

The SMM noted that all weapons previously observed at the site were present.

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

3 March

An SMM mid-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted:

  • an infantry fighting vehicle (BMP-2) and an armoured combat vehicle near Berezove (31km south-west of Donetsk).

5 March

The SMM saw:

  • an armoured personnel carrier (BTR-70) on road H-20 near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk).

Presence of mines

On 3 March, an SMM mid-range UAV spotted for the first time a row of eight probable anti-tank mines laid out south-east to north-west across 90m in a field north of road H-20, about 900m north-east of the forward position of the armed formations near Olenivka (non-government-controlled, 23km south-west of Donetsk), and 16 probable anti-tank mines laid in two parallel rows of eight in a field about 220m west of road H-20 about 2km north-east of Berezove.

Demining activities

About 3.5km south-east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol), the SMM saw a van with the logo of a non-governmental organization parked on the side of road T0519 and four people conducting demining activities in a field 80m north-east of the road.

SMM facilitation of repairs to civilian infrastructure

The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to water pipelines near Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) and power lines near Holmivskyi (non-government-controlled, 49km north-east of Donetsk) and in Marinka (government-controlled, 23km south-east of Donetsk), as well as to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). A representative of the water company Popasna Vodakanal told the SMM that all their water wells were operational and that the water pressure had returned to normal levels, and that all works had been concluded. The SMM also monitored adherence to the ceasefire to enable an inspection to a water pipeline running along road H-20 between Berezove and Olenivka. Despite security guarantees having been provided that the ceasefire would be adhered to for the inspection, the SMM heard four undetermined explosions close to where the repairs were being carried out. The SMM also continued to facilitate the operation of the DFS and to monitor the overall security situation in the area of the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk).

Border area outside government control

While at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw 12 cars (five with Ukrainian and three with Russian Federation licence plates as well as four with “DPR” plates), two covered cargo trucks (one with Ukrainian and one with Lithuanian licence plates), two mini-buses (one with Ukrainian licence plates and one with “DPR” plates), as well as seven pedestrians (two females and five males, mixed ages) entering Ukraine. The SMM also saw 25 cars (six with Ukrainian, eight with Russian Federation and 11 with “DPR” plates), three covered cargo trucks (two with Ukrainian licence plates and one with “DPR” plates) and two pedestrians (one female and one male, aged 30-40) exiting Ukraine.

SMM continued to observe a calm situation south-east of Kherson

On 3 March, the SMM continued to observe a calm situation at a Ukrainian State Border Guard Service security post in Valok (188km south-east of Kherson). On 4 March, the Mission observed a calm situation at the crossing point between Chonhar (163km south-east of Kherson) and Crimea (see SMM Daily Report 30 January 2019).

The Mission continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example SMM Daily Report 5 March 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • At a checkpoint 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), two members of the armed formations denied the SMM passage, citing concerns about its safety. The SMM was therefore unable to reach Sakhanka(non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol)to follow up on reports of a civilian casualty.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.
 

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, the SMM camera in Krasnohorivka was not operational.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM cannot access its     camera in Petrivske, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM noted that one of the sites was abandoned.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/413312