Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 10 марта 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • За период с вечера 8 по вечер 9 марта СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и существенное уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • За период с вечера 9 по вечер 10 марта в Донецкой и Луганской областях Миссия зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками.
  • Наблюдатели зафиксировали свежие осколочные повреждения в Золотом-5 (Михайловке) и свежие места огневого поражения (воронки) вблизи Попасной.
  • Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Петровского. На дороге в южной части участка разведения в районе Золотого команда СММ впервые видела противотанковые мины.
  • СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения.
  • Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на гражданских объектах жизнеобеспечения в Луганской области.
  • Доступ Миссии на всех трех участках разведения и в других районах оставался ограниченным. Наблюдатели также сталкивались с ограничениями свободы передвижения в неподконтрольных правительству районах, в том числе на блокпостах возле Новоласпы и Новоазовска, а также в месте размещения отведенного тяжелого вооружения в Донецкой области*.
  • В Киеве команда СММ наблюдала за массовым собранием и позднее видела частично покрытый сажей автомобиль.

Нарушения режима прекращения огня[1]

В период с вечера 8 по вечер 9 марта в Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом меньше взрывов (около 120), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 185 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к югу и юго-западу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), к юго-востоку и югу от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя), а также к юго-западу от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка). Днем 9 марта, находясь в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново; неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели слышали 3 взрыва, оцененных как исходящий огонь, и примерно 40 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все, по оценке, на расстоянии примерно 1 км к югу от ближайшего гражданского дома в населенном пункте (для ознакомления с недавними наблюдениями и результатами фиксации повреждений, вызванных обстрелом в Пикузах, см. Ежедневный отчет СММ от 4 марта 2019 года).

С вечера 9 по вечер 10 марта СММ зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, в том числе 50 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками. Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к юго-западу и северо-западу от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка).

В период с вечера 8 по вечер 9 марта в Луганской области Миссия констатировала существенное сокращение количества нарушений режима прекращения огня (в общей сложности примерно 70 взрывов) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 930 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано утром 9 марта в районе между н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска) и н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к западу от Луганска), вблизи передовых позиций Вооруженных сил Украины и вооруженных формирований (см. ниже раздел «Свежие места огневого поражения (воронки) возле Попасной»).

С вечера 9 по вечер 10 марта СММ зафиксировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, в том числе 11 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками. Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к северо-западу от н. п. Березовское (неподконтрольный правительству, 53 км к северо-западу от Луганска).

Свежие осколочные повреждения в Золотом-5 (Михайловке)

9 марта на ул. Почтовой, 34, в н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) наблюдатели видели осколочные повреждения на северо-северо-восточной стороне одноэтажного жилого дома и смежного металлического забора с той же стороны. Примерно в 4–5 м к северу от дома команда Миссии видела место огневого поражения (воронку). СММ не удалось определить тип примененного вооружения или направление огня. По словам жителя дома, 7 марта около 19:00 он находился дома вместе со своей женой, когда он услышали прогремевший неподалеку громкий взрыв.

Свежие места огневого поражения (воронки) возле Попасной

9 марта наблюдатели зафиксировали 5–6 мест огневого поражения (воронки), образовавшихся, по оценке, вследствие разрывов 82–мм минометных мин, в поле примерно в 50 м от передовой позиции Вооруженных сил Украины на восточной окраине Попасной (примерно в 1,5 км к западу от ближайшего жилого дома). В тот же день ранее команда СММ слышала более 60 взрывов неопределенного происхождения в этом районе (см. выше).

Участки разведения сил и средств[2]

7 марта на участке разведения сил и средств в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ малого радиуса действия вновь обнаружил 1 боевую бронированную машину (типа БМП) на у автомобильного моста. По оценке, она принадлежала Вооруженным силам Украины.

9 марта команда СММ впервые зафиксировала 6 противотанковых мин (предположительно ТМ-62), установленных во рве, проложенном поперек автодороги Т1316, ориентировочно в 60 м к северу от блокпоста вооруженных формирований на южном крае участка разведения в районе Золотого (для ознакомления с предыдущими наблюдениями в этом районе см. Ежедневный отчет СММ от 28 февраля 2019 года).

9 марта, патрулируя примерно в 1,5 км к северу от н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), команда СММ слышала и видела 2 взрыва, оцененных как разрывы снарядов ориентировочно в 2–3 км к юго-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения)[3]. Вскоре после этого команда Миссии зафиксировала 2 военных транспортных средства — 1 типа БМП, а вторую неустановленного типа — вблизи ранее зафиксированной позиции Вооруженных сил Украины, расположенной на участке разведения, примерно в 550 м к югу от его северного края и ориентировочно в 1,3 км к западу от его восточного края.

В тот же день, осуществляя наблюдение на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), команда Миссии отметила там спокойную обстановку.

10 марта, патрулируя на участке разведения в районе Станицы Луганской и возле участков разведения в районах Золотого и Петровского, СММ констатировала там спокойную обстановку.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

9 марта

Миссия зафиксировала:

  • зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса») в н. п. Клиновое (68 км к северо-востоку от Донецка), двигавшийся к северу; и
  • 9 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) вблизи н. п. Новоайдар (49 км к северо-востоку от Луганска).

Неподконтрольные правительству районы

9 марта

СММ зафиксировала:

  • 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10) к востоку от Заиченко с многочисленными свежими следами машин на гусеничном ходу (преимущественно неустановленного типа) неподалеку, в том числе оцененные как следы машин на шасси МТ-ЛБ; следы вели в обоих направлениях вдоль дороги, ведущей к н. п. Роза (36 км к северо-востоку от Мариуполя).

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения

Подконтрольные правительству районы

9 марта

Миссия зафиксировала:

  • 3 самоходных артиллерийских орудия (2С9 «Нона-С», 120 мм) возле Новоайдара.

Вооружение, которое Миссия не смогла верифицировать как отведенное[4]

Места размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольных правительству районах Луганской области

9 марта

СММ констатировала, что

  • 4 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) были в наличии впервые; и
  • по-прежнему отсутствовали 31 самоходная гаубица (двадцать восемь 2С3 «Акация», 152 мм, и три 2С1), 22 противотанковые пушки (МТ-12) и 2 самоходные артиллерийские орудия (2С9).

10 марта

Миссия констатировала, что

  • 4 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град») были в наличии впервые; и
  • 2 РСЗО (БМ-21) отсутствовали впервые.

Места размещения отведенного тяжелого вооружения за соответствующими линиями отвода в неподконтрольных правительству районах Донецкой области

10 марта

СММ констатировала, что

  • по-прежнему отсутствовали 13 РСЗО (БМ-21) и 8 противотанковых пушек (МТ-12).

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности[5]

Подконтрольные правительству районы

7 марта

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил:

  • 3 боевые бронированные машины (ББМ; неустановленного типа) неподалеку от Попасной.

БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил:

  • 1 ББМ (неустановленного типа) возле н. п. Лебединское (16 км к востоку от Мариуполя).

9 марта

Миссия зафиксировала:

  • 2 ББМ (типа БМД) во дворе бывшего здания школы в н. п. Войтово (33 км к северо-западу от Луганска).

10 марта

СММ зафиксировала:

  • 1 бронетранспортер (БТР-80) возле н. п. Березовое (31 км к юго-западу от Донецка); и
  • 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) и 5 ББМ (три БМП-2 и две неустановленного типа) вблизи н. п. Муратово (51 км к северо-западу от Луганска).

Неподконтрольные правительству районы

7 марта

БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил:

  • 1 военный грузовик («КамАЗ-4310»), двигавшийся к югу по автодороге на западной окраине н. п. Cаханка (24 км к северо-востоку от Мариуполя) в зоне, где размещение тяжелого вооружения и военной техники запрещено согласно пункта 5 Меморандума от 19 сентября 2014 года.

8 марта

Мини-БПЛА СММ обнаружил:

  • 1 БМП-1 и 1 бронетранспортер (предположительно МТ-ЛБ) возле н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска).

10 марта

Миссия зафиксировала:

  • 2 БМП-2 в районе н. п. Дебальцево (58 км к северо-востоку от Донецка); и
  • 2 БМП (БМП-1 и БМП-2) и 1 БТР-80 возле н. п. Голубовка (быв. Кировск; 51 км к западу от Луганска).

Наличие мин

8 марта БПЛА СММ малого радиуса действия впервые обнаружил не менее 40 противотанковых мин (предположительно ТМ-62), установленных в поле примерно в 50 м к юго-западу от автодороги Н21, западнее Веселой Горы.

Усилия Миссии по содействию ремонту объектов гражданской инфраструктуры

9 марта СММ осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонта на поврежденных линиях электропередачи вблизи Золотого-5 (Михайловки). 9 и 10 марта Миссия продолжала содействовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) и осуществлять мониторинг общей ситуации с безопасностью в районе насосной станции около н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

Приграничные районы, которые не контролируются правительством

9 марта, осуществляя мониторинг в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) на протяжении примерно часа, наблюдатели видели, что в Украину въехали 7 автомобилей (3 с российскими номерными знаками, 1 — с украинскими и 3 с табличками «ДНР»), а из Украины выехали 25 автомобилей (13 с российскими номерными знаками, 5 — с украинскими, 1 — с грузинскими и 6 с табличками «ДНР»), 13 тентованных грузовиков (6 с украинскими номерными знаками и 7 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с табличками «ДНР»).

На следующий день, ведя наблюдение в том же пункте пропуска в течение получаса, члены патруля Миссии видели, что в Украину въехали 13 автомобилей (1 с украинскими номерными знаками, 1 — с российскими и 11 с табличками «ДНР»), а из Украины выехали 13 автомобилей (8 с российскими номерными знаками, 1 — с украинскими и 4 с табличками «ДНР») и 1 автобус (с российскими номерными знаками).

9 марта, осуществляя мониторинг в пешеходном пункте пропуска на границе около н. п. Ульяновское (61 км к юго-востоку от Донецка), примерно за 20 минут наблюдения команда СММ видела, что в Украину вошло 4 человека (две женщины и два мужчины в возрасте 20–30 лет), тогда как из Украины вышли 2 человека (мужчина и женщина в возрасте 61–69 Лет).

10 марта в пешеходном пункте пропуска на границе возле н. п. Новоборовицы (79 км к югу от Луганска) за 30 минут наблюдения члены патруля Миссии не зафиксировали никакого передвижения через границу.

Массовое собрание в Киеве

9 марта в Киеве команда СММ наблюдала за проведением ранее объявленного массового собрания «Национального корпуса» на площади Независимости. Члены патруля Миссии видели примерно 600–700 человек (преимущественно молодых мужчин), некоторые из них держали флаги «Национального корпуса». Наблюдатели слышали, как участники выступали против правительства. Позже в тот же день команда СММ уточняла сообщения о том, что перед зданием Администрации Президента Украины были брошены дымовые шашки. Команда СММ видела, что с одной стороны машина, припаркованная перед зданием, была частично в саже, по оценке, от дымовой шашки. По наблюдениям Миссии, в районе присутствовало примерно 40–50 полицейских. Больше инцидентов зафиксировано не было.

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 8 марта 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • 9 марта на блокпосте, расположенном на восточной окраине н. п. Новоласпа (неподконтрольный правительству, 50 км к югу от Донецка), вооруженный член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в доступе к населенному пункту.
  • 10 марта наблюдатели не смогли посетить место размещения отведенного тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области. Объект был закрыт, а на территории не было охраны.
  • На блокпосте к северу от н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя) двое вооруженных членов вооруженных формирований вновь не разрешили патрулю Миссии проехать в направлении города, сославшись на «проведение комплекса спецмероприятий полиции».

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Доступ при условии:

  • 9 марта на блокпосте рядом с н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка) член вооруженных формирований вновь позволил патрулю Миссии проехать только в сопровождении автомобиля вооруженных формирований во время патрулирования СММ в населенном пункте.

Задержка:

  • 9 марта на блокпосте в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в проезде к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново; неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя). Спустя примерно 40 минут он разрешил наблюдателям проехать через блокпост.

[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в Красногоровке не функционировала.

[2] Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

[3] Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, наблюдатели не смогли получить доступ к камере СММ в Петровском. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

[4] Миссия зафиксировала наличие вооружения, которое не смогла верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. По наблюдениям Миссии, два из таких мест по-прежнему заброшено.

[5] Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений, если иное не предусмотрено.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 10 March 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, between the evenings of 8 and 9 March, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and significantly fewer in Luhansk region.
  • Compared with the previous 24 hours, between the evenings of 9 and 10 March, the Mission recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions.
  • The SMM observed fresh shrapnel damage in Zolote-5/Mykhailivka and fresh impact craters near Popasna.
  • The Mission recorded ceasefire violations inside the Petrivske disengagement area. It observed for the first time anti-tank mines on a road in the southern part of the Zolote disengagement area.
  • The SMM observed weapons in violation of the withdrawal lines on both sides of the contact line.
  • The Mission monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to essential civilian infrastructure in Luhansk region.
  • Restrictions of the SMM’s access continued in all three disengagement areas and elsewhere. Its access was also restricted in non-government-controlled areas, including at checkpoints near Novolaspa and Novoazovsk and at a heavy weapons holding area in Donetsk region.*
  • In Kyiv, the Mission monitored a gathering and later saw a car partially covered with soot.

Ceasefire violations[1]

In Donetsk region, between the evenings of 8 and 9 March, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (about 120), compared with the previous reporting period (about 185 explosions). The majority of the ceasefire violations were recorded at southerly and south-westerly directions of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), at south-easterly and southerly directions of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) and at south-westerly directions of Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk). During the day on 9 March, positioned in Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol), the SMM heard three explosions assessed as outgoing rounds and about 40 bursts and shots of small-arms fire, all at an assessed distance of 1km south of the nearest civilian house in the village (for recent observations of damage caused by shelling in Pikuzy, see SMM Daily Report 4 March 2019).

Between the evenings of 9 and 10 March, the Mission recorded fewer ceasefire violations, including 50 explosions, compared with the previous 24 hours. The majority of ceasefire violations were recorded at south-westerly and north-westerly directions of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk).

In Luhansk region, between the evenings of 8 and 9 March, the SMM recorded significantly fewer ceasefire violations (about 70 explosions), compared with the previous reporting period (about 930 explosions). The majority of the ceasefire violations were recorded on the morning of 9 March in an area between Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) and Molodizhne (non-government-controlled, 63km west of Luhansk), near the forward positions of the Ukrainian Armed Forces and the armed formations (see below Fresh impact craters observed near Popasna).

Between the evenings of 9 and 10 March, the Mission recorded fewer ceasefire violations, including 11 explosions, compared with the previous 24 hours. The majority of ceasefire violations were recorded in areas north-west of Berezivske (non-government-controlled, 53km north-west of Luhansk).

Fresh shrapnel damage in Zolote-5/Mykhailivka

At 34 Poshtova Street in Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), on 9 March, the SMM saw shrapnel damage to the north-north-east-facing side of a one-storey inhabited house and to an adjacent north-north-east-facing metal fence. About 4-5m north of the house, the Mission observed a fresh impact crater. The SMM was not able to assess the type of weapon used or the direction of fire. A resident of the house told the SMM that at around 19:00 on 7 March, while at home with his wife, he had heard a loud explosion nearby.

Fresh impact craters observed near Popasna

On 9 March, the SMM observed five to six fresh impact craters, assessed as caused by 82mm mortar rounds, in a field about 50m from the forward position of the Ukrainian Armed Forces in the eastern outskirts of Popasna (about 1.5km west of the nearest civilian house). The SMM heard over 60 undetermined explosions in the area earlier that day (see above).

Disengagement areas[2]

On 7 March, inside the disengagement area near Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk), an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) again spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP variant) near the road bridge, assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces.

On 9 March, the SMM observed for the first time six anti-tank mines (probable TM-62) laid out in a ditch extending across road T-1316, about 60m north of the checkpoint of the armed formations on the southern edge of the Zolote disengagement area (for similar observations in the area, see SMM Daily Report 28 February 2019).

During the day on 9 March, positioned about 1.5km north of Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM heard and saw two explosions assessed as impacts at an assessed range of 2-3km south-south-west (assessed as inside the disengagement area).[3] Shortly thereafter, the Mission observed two military vehicles – one IFV (BMP variant) and the other undetermined – near a previously observed position of the Ukrainian Armed Forces inside the disengagement area, about 550m south of the area’s northern edge and about 1.3km west of its eastern edge.

The same day, positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), the SMM observed a calm situation.

On 10 March, positioned inside the Stanytsia Luhanska disengagement area and near the Zolote and Petrivske disengagement areas, the SMM observed calm situations.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

Weapons in violation

Government-controlled areas

9 March

The SMM saw:

  • a surface-to-air missile system (9K33 Osa) moving north in Klynove (68km north-east of Donetsk) and
  • nine self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) near Novoaidar (49km north-west of Luhansk).

Non-government-controlled areas

9 March

The SMM saw:

  • a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) east of Zaichenko with multiple  fresh marks from tracked vehicles (types mostly undetermined) nearby, including those assessed as tracks of an MT-LB-based chassis, running in both directions along a road leading to Roza (36km north-east of Mariupol).

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites

Government-controlled areas

9 March

The SMM saw:

  • three self-propelled mortars (2S9 Nona-S, 120mm) near Novoaidar.

Weapons that the SMM could not verify as withdrawn[4]

At heavy weapons holding areas in government-controlled areas of Luhansk region

9 March

The SMM noted that:

  • four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) were present for the first time and
  • 31 self-propelled howitzers (28 2S3 Akatsiya, 152mm and three 2S1), 22 anti-tank guns (MT-12) and two self-propelled mortars (2S9) were again missing.

10 March

The SMM noted that:

  • four multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) were present for the first time and
  • two MLRS (BM-21) were missing for the first time.

At heavy weapons holding areas beyond the respective withdrawal lines in non-government-controlled areas of Donetsk region

10 March

The SMM noted that:

  • 13 MLRS (BM-21) and eight anti-tank guns (MT-12) were again missing.

Indications of military and military-type presence inside the security zone[5]

Government-controlled areas

7 March

An SMM mini-UAV spotted:

  • three armoured combat vehicles (ACV) (type undetermined) near Popasna.

An SMM mid-range UAV spotted:

  • an ACV (type undetermined) near Lebedynske (16km east of Mariupol).

9 March

The SMM saw:

-  two IFVs (BMD variants) in the yard of a former school building in Voitove (33km north-west of Luhansk).

10 March

The SMM saw:

  • an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) near Berezove (31km south-west of Donetsk) and
  • two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) and five IFVs (three BMP-2 and two undetermined variants) near Muratove (51km north-west of Luhansk).

Non-government-controlled areas

7 March

An SMM mid-range UAV spotted:

  • a military truck (KamAZ-4310) moving south on a road on the western edge of Sakhanka (24km north-east of Mariupol), in a zone within which deployment of heavy armaments and military equipment is proscribed according to Point 5 of the Memorandum of 19 September 2014.

8 March                                      

An SMM mini-UAV spotted:

  • an IFV (BMP-1) and a probable APC (MT-LB) near Vesela Hora (16km north of Luhansk).

10 March

The SMM saw:

  • two IFVs (BMP-2) near Debaltseve (58km north-east of Donetsk) and
  • two IFVs (BMP-1 and BMP-2) and one APC (BTR-80) near Holubivka (formerly Kirovsk, 51km west of Luhansk).

Presence of mines

On 8 March, an SMM mini-UAV spotted for the first time at least 40 anti-tank mines (probable TM-62) in a field about 50m south-west of road H-21, west of Vesela Hora.

SMM facilitation of repairs to civilian infrastructure

On 9 March, the SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to damaged power lines near Zolote-5/Mykhailivka. On 9 and 10 March, the Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and to monitor the security situation around the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk).

Border areas outside government control

On 9 March, while at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about one hour, the SMM saw seven cars (three with Russian Federation and one with Ukrainian licence plates, and three with “DPR” plates) entering Ukraine and 25 cars (13 with Russian Federation, five with Ukrainian and one with Georgian licence plates, and six “DPR” plates), 13 covered cargo trucks (six with Ukrainian licence plates, and seven with “DPR” plates) and a bus (with “DPR” plates) exiting Ukraine.

The following day, while at the same border crossing point for 30 minutes, the SMM saw 13 cars (one with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates, and 11 with “DPR” plates) entering Ukraine and 13 cars (eight with Russian Federation and one with Ukrainian licence plates, and four “DPR” plates) and a bus (with Russian Federation plates) exiting Ukraine.

On 9 March, while at a pedestrian border crossing point near Ulianivske (61km south-east of Donetsk) for 20 minutes, the SMM saw four pedestrians (two men and two women, aged 20-30) entering Ukraine and two pedestrians (a man and a woman in their sixties) exiting Ukraine.

On 10 March, while at a pedestrian border crossing point near Novoborovytsi (79km south of Luhansk) for 30 minutes, the SMM observed no cross-border traffic.

Gathering in Kyiv

In Kyiv, on 9 March, the SMM monitored a pre-announced gathering by National Corps at Independence Square. The Mission saw about 600-700 people (mostly young men), some of whom were holding flags of National Corps, and heard them expressing opposition to the government. Later in the day, the SMM followed up on reports that smoke grenades had been thrown in front of the presidential administration building. The SMM saw that the side of a car parked in front of the building was partially covered with soot, assessed as caused by a smoke grenade. The Mission observed about 40-50 police officers present in the area. It did not observe further incidents.

The Mission continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report of 8 March 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • On 9 March, an armed member of the armed formations at a checkpoint on the eastern edge of Novolaspa (non-government-controlled, 50km south of Donetsk) denied the SMM access to the village.
  • On 10 March, the SMM was unable to visit a heavy weapons holding area in a non-government-controlled area of Donetsk region. The site was locked and no personnel were present.
  • At a checkpoint north of Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM access to the town, citing “ongoing special police operation”.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

Conditional access:

  • On 9 March, at a checkpoint near Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk), a member of the armed formations again allowed the SMM to pass only upon being escorted by a car of the armed formations during its patrol of the settlement.

Delay:

  • On 9 March, at a checkpoint 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), a member of the armed formations prevented the SMM from proceeding to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol). After about 40 minutes, he allowed the SMM to pass through the checkpoint.

[1] Please see the annexed tablefor a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report. During the reporting period, the SMM camera in Krasnohorivka was not operational.

[2]Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

[3] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM cannot access its camera in Petrivske, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

[4] The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM noted that two such sites continued to be abandoned.

[5] The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons, unless otherwise specified.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/413873