Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 27 июня 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • Наблюдатели зафиксировали проведение работ по разминированию на участке разведения в Станице Луганской и последующий отвод сил и средств.
  • В Пикузах Миссия зафиксировала свежие воронки и повреждения домов вследствие обстрела.
  • По оценке СММ, около Саханки и Старомихайловки в направлении беспилотного летательного аппарата Миссии стреляли из стрелкового оружия.
  • Вблизи Талаковки и Пикуз наблюдатели зафиксировали противотанковые мины, при этом некоторые были замечены впервые.
  • СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры.
  • Доступ Миссии на всех трех участках разведения и в других районах, в том числе неподалеку от неподконтрольных правительству Староласпы, Шевченко и Верхнешироковского, оставался ограниченным*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (около 190), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 110 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к востоку от н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка), к югу от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), а также в районах к юго-юго-востоку от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя).

В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (около 50), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 30 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня было зафиксировано в районах к востоку и востоко-юго-востоку от н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска).

Разведение сил и средств на участке в районе Станицы Луганской

26 июня, в 19:52, находясь на блокпосте вооруженных формирований, расположенном к югу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), команда Миссии видела, что из южного направления к блокпосту подъехал грузовик (типа «Урал»). В промежуток времени с 19:58 до 20:15 на том же блокпосте наблюдатели видели, как примерно четверо членов вооруженных формирований загружали в грузовик ящики и стрелковое оружие.

27 июня, около 07:00, ведя наблюдение недалеко от памятника князю Игорю, примерно в 250 м к юго-востоку от юго-восточного края участка разведения в районе Станицы Луганской, члены патруля Миссии слышали 4 очереди из стрелкового оружия на расстоянии около 3?4 км к северо-западу (по оценке, вне участка разведения, но в пределах 5 км от него).

Утром того же дня команда СММ отметила, что в укрытии для ожидающих в очереди, находящемся примерно в 700 м севернее деревянных конструкций над разрушенной частью моста в Станице Луганской, личного состава Вооруженных сил Украины и средств не было. Во второй половине дня команда СММ видела группу по разминированию, состоявшую из военнослужащих Вооруженных сил Украины, представителей Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям и сотрудников международной организации по разминированию, которые проводили разминирование на расстоянии примерно 15 м по обе стороны дороги, ведущей от контрольного пункта въезда-выезда (КПВВ) к деревянным конструкциям. В 15:10 представитель Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) сообщил наблюдателям, что на тот день плановые работы по разминированию завершены.

В 10:10, ведя наблюдение около памятника князю Игорю, члены патруля СММ видели группу по разминированию, состоявшую из 4 членов вооруженных формирований, которая выдвинулась на участок примерно в 500 м к западу от памятника, в пределах участка разведения. По сообщениям, они выполняли разминирование. В 11:15 руководство вооруженных формирований сообщило наблюдателям, что на тот день работы по разминированию местности к западу от памятника князю Игорю в пределах участка разведения завершены. В 12:15 члены патруля Миссии видели грузовик (типа «Урал»), на борту которого находились 6 вооруженных членов вооруженных формирований и автоматический гранатомет (АГС-17). Грузовик покинул участок разведения с западной стороны, двигаясь в сторону позиции вооруженных формирований поблизости от памятника князю Игорю. Во второй половине дня в сопровождении руководства вооруженных формирований наблюдатели видели, что на двух позициях вооруженных формирований, находившихся на вершине холма к югу и юго-западу от моста, сил и средств не было.

На протяжении дня наблюдатели видели людей, стоявших в очереди на вход и выход из подконтрольных правительству районов на КПВВ севернее моста в Станице Луганской и на блокпосте вооруженных формирований к югу от моста. По наблюдениям СММ, эти люди потом переходили через мост (для ознакомления с недавними наблюдениями см. Оперативный отчет СММ от 27 июня 2019 года и Ежедневный отчет СММ от 27 июня 2019 года).

Свежие воронки и повреждения домов вследствие обстрела в Пикузах

26 июня СММ уточняла сообщения об обстреле в центре н. п. Пикузы(быв. Коминтерново; неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя). Во дворе Дома культуры, расположенного на южной стороне дороги по улице Ахматовой, команда СММ зафиксировала 4 свежие воронки примерно в 20?30 м друг от друга (по оценке, образовавшиеся вследствие разрыва 82-мм минометных мин, выпущенных из западного направления). Наблюдатели также отметили следы от попадания осколков на стене двухэтажного здания Дома культуры ориентировочно в 5 м к юго-юго-востоку от одной из воронок, а также множество деревьев, на которых была сорвана кора, в радиусе 2?5 м от двух других воронок (по оценке, все повреждения возникли вследствие попадания осколков от разрывов вышеупомянутых мин).

Примерно в 15 м к северо-востоку от одной воронки, на углу улиц Ахматовой и Черняховского, команда СММ зафиксировала свежую воронку (образовавшуюся пару дней назад) на юго-восточном краю дороги (по оценке, возникла вследствие разрыва снаряда вооружения неустановленного типа, выпущенного из западного направления).

На расстоянии около 30 м дальше на юго-восток на ул. Черняховского, 2, наблюдатели видели свежую пробоину в юго-юго-восточной стороне крыши одноэтажного дома. Примерно в 70 м дальше на юго-восток на ул. Черняховского, 3, наблюдатели видели свежую воронку на приусадебном участке в 6 м к юго-юго-востоку от одноэтажного дома. По их оценке, повреждения, зафиксированные в обоих местах, образовались в результате разрывов 82-мм минометных мин, выпущенных из западного направления.

Ориентировочно в 115 м дальше в северо-восточном направлении на ул. Ахматовой, 37, члены патруля Миссии видели лежавшие на земле сломанные большие ветки и листву, а также взрыватель и хвостовик реактивной гранаты, лежавшие на земле около дерева. По их оценке, повреждения возникли в результате попадания гранаты, выпущенной из западного направления. Примерно в 9 м к северо-западу от дерева наблюдатели видели разбитое окно и разбитые оконные ставни с юго-восточной стороны нежилого дома. По их оценке, повреждения возникли от ударной волны, спровоцированной упомянутым взрывом. 4 жителей Пикуз рассказали команде Миссии, что обстрел произошел рано утром 26 июня.

Огонь из стрелкового оружия в направлении беспилотного летательного аппарата (БПЛА) СММ

Днем 27 июня, находясь неподалеку от н. п. Широкино (подконтрольный правительству, 20 км к востоку от Мариуполя) и управляя полетом мини-БПЛА около н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели слышали 4 очереди из стрелкового оружия на расстоянии примерно 3,4 км к востоко-северо-востоку. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА, который пролетал также примерно в 3,4 км к востоко-северо-востоку от местонахождения патруля, над позициями вооруженных формирований. Развернув БПЛА в обратном направлении (в сторону патруля), наблюдатели услышали еще 2 очереди из стрелкового оружия на расстоянии примерно 3,2 км к востоко-северо-востоку. По оценке, огонь велся в направлении БПЛА, который пролетал также примерно в 3,2 км к востоко-северо-востоку от позиции патруля.

В тот же день, управляя полетом другого БПЛА малого радиуса действия около н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка), наблюдатели слышали 5 выстрелов из стрелкового оружия на расстоянии примерно 900 м к юго-востоку. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА, который пролетал также ориентировочно в 900 м к юго-востоку от позиции патруля. В обоих случаях команды СММ благополучно приземлили БПЛА и немедленно покинули те районы.

В тот же день вблизи н. п. Золотое-4 (Родина; подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска) БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал человека, который находился на позиции Вооруженных сил Украины, о которой упоминалось в предыдущих отчетах. Он целился из автомата в направлении БПЛА и выпустил по нем 1 очередь*.

Другие участки разведения сил и средств

Ночью и рано утром 27 июня, ведя наблюдение в Попасной, команда Миссии слышала 45 взрывов неопределенного происхождения, а также 75 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета (по оценке, все ориентировочно в 3–7 км к востоку и востоко-юго-востоку). Днем 27 июня, ведя наблюдение в 1,7 км к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 8 взрывов неопределенного происхождения и 6 выстрелов. По их оценке, все вышеуказанные нарушения режима прекращения огня произошли вне участка разведения в районе Золотого, но в пределах 5 км от него.

Находясь вблизи участка разведения в районе н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), члены патруля Миссии отметили там спокойную обстановку.

Пожар в жилых домах в Зайцево

Рано утром 27 июня БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 4 горящих жилых дома в неподконтрольной правительству части н. п. Зайцево (50 км к северо-востоку от Донецка). Наблюдателям не удалось определить причину пожара.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, которое Миссия не смогла верифицировать как отведенное

Места размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольных правительству районах Луганской области

27 июня

Миссия констатировала, что

  • 8 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) были в наличии; а
  • 15 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм), 44 самоходные гаубицы (2С3 «Акация», 152 мм — 23 ед.; 2С1 — 21 ед.), 6 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 9 танков (Т-72) по-прежнему отсутствовали.

Места хранения вооружения

Постоянное место хранения вооружения в подконтрольном правительству районе Луганской области

27 июня

Миссия констатировала, что 51 танк (Т-72 — 24 ед.; Т-64 — 27 ед.), 1 буксируемая гаубица (Д-44, 85 мм), 2 противотанковые пушки (Д-48, 85 мм), а также 49 минометов (M-120-15 «Молот», 120 мм —12 ед.; 2Б11 «Сани», 120 мм — 7 ед.; KБA-48M, 82 мм — 8 ед.; 2Б9 «Василек», 82 мм — 12 ед.; 2Б14 «Поднос», 82 мм — 3 ед.; 2Б10, 82 мм —1 ед. и БM-37, 82 мм — 6 ед.) по-прежнему отсутствовали.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

25 июня

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-2) и 5 боевых бронированных машин (ББМ; МТ-ЛБу — 1 ед.; типа БМП — 2 ед. и еще 2 неустановленного типа) рядом с н. п. Врубовка (72 км к западу от Луганска).

27 июня

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 ББМ около н. п. Светлодарск (57 км к северо-востоку от Донецка).

БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил:

  • 1 БМП-2 в 2 м от жилого дома в н. п. Троицкое (30 км к северу от Донецка); и
  • 2 БМП-2 около Троицкого.

Миссия зафиксировала 1 бронетранспортер («Спартан») в н. п. Марьинка (23 км к юго-западу от Донецка).

Наличие противотанковых мин около Талаковки и Пикуз

26 июня БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые зафиксировал 80 противотанковых мин, установленных в 4 ряда в поле южнее дороги местного значения, примерно в 5 км к востоку от н. п. Талаковка (подконтрольный правительству, 90 км к югу от Донецка) и приблизительно в 2,2 км к западо-северо-западу от Пикуз, между передовыми позициями Вооруженных сил Украины и передовыми позициями вооруженных формирований. Примерно в 170 м дальше на северо-запад тот же БПЛА вновь зафиксировал 13 противотанковых мин, установленных в ряд поперек той же дороги.

В тот же день этот БПЛА вновь зафиксировал 20 противотанковых мин, установленных в ряд в поле на западной окраине Пикуз, примерно в 20 м к югу от дороги в направлении н. п. Мариуполь (подконтрольный правительству, 102 км к югу от Донецка). На расстоянии около 1,5 км к юго-западу от вышеупомянутых мин и приблизительно в 5 км к юго-востоку от Талаковки тот же БПЛА вновь зафиксировал 20 противотанковых мин, установленных в ряд поперек той же дороги.

Усилия Миссии по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на участках водопровода между н. п. Золотое-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска) и Попасной. Миссия содействовала обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка), а также продолжала осуществлять мониторинг ситуации с безопасностью в районе насосной станции вблизи н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 12 июня 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по-прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • На блокпосте возле н. п. Староласпа (неподконтрольный правительству, 51 км к югу от Донецка) двое членов вооруженных формирований не разрешили патрулю Миссии проехать в западном направлении к н. п. Новоласпа (неподконтрольный правительству, 50 км к югу от Донецка), сославшись на «приказы от своих командиров не пропускать патрули СММ в связи с непрекращающимися обстрелами в данном районе». Находясь на блокпосте, команда СММ видела, что гражданские автомобили проезжали через блокпост в обоих направлениях.
  • В н. п. Шевченко (неподконтрольный правительству, 69 км к югу от Донецка) двое вооруженных членов вооруженных формирований отказали патрулю Миссии в проезде в западном направлении к н. п. Николаевка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на то, что у наблюдателей «нет плана патрулирования, скрепленного официальной печатью».

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Задержка:

  • На блокпосте около н. п. Вернешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 85 км к югу от Донецка) вооруженный член вооруженных формирований вновь разрешил патрулю СММ продолжить движение по маршруту только после примерно 42 минут ожидания.

Другие препятствия:

  • Управляя полетом мини-БПЛА около н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя) и н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка), наблюдатели трижды слышали огонь из стрелкового оружия (по оценке, в направлении БПЛА). Команда СММ приземлила БПЛА и покинула этот район (см. выше).
  • Вблизи н. п. Золотое-4 (Родина; подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска) БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал человека, который находился на позиции Вооруженных сил Украины, о которой упоминалось в предыдущих отчетах. Он целился из автомата в направлении БПЛА и выпустил по нем 1 очередь.
  • Днем 26 июня во время выполнения полета над н. п. Степановка (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка), а также над подконтрольными и неподконтрольными правительству районами на севере Луганской области БПЛА СММ дальнего радиуса действия подвергался воздействию помех сигнала (по оценке, вероятно вследствие глушения).
  • Ночью 27 июня во время выполнения полета над н. п. Степановка (подконтрольный правительству, 54 км к северу от Донецка), а также над неподконтрольными правительству районами на севере Луганской области БПЛА СММ дальнего радиуса действия подвергался воздействию помех сигнала (по оценке, вероятно вследствие глушения).
  • Два БПЛА СММ малого радиуса действия подвергались воздействию помех сигнала GPS при выполнении полета над н .п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка) и Киевским районом Донецка (неподконтрольный правительству). По оценке, помехи, вероятно, были вызваны глушением.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) не функционировала.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. СММ констатировала, что одно такое место заброшено.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Глушение сигнала могло осуществляться из любого района в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.

Источник https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/424337

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 27 June 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region.
  • The Mission saw demining activities inside the Stanytsia Luhanska disengagement area and further withdrawal of forces and hardware.
  • The SMM saw fresh craters and damage to houses due to shelling in Pikuzy.
  • Small-arms fire was assessed as aimed at SMM unmanned aerial vehicles near Sakhanka and Staromykhailivka.
  • The SMM saw anti-tank mines near Talakivka and Pikuzy, including some for the first time.
  • The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to critical civilian infrastructure.
  • Restrictions of the SMM’s access continued in all three disengagement areas and elsewhere, including near non-government-controlled Starolaspa, Shevchenko and Verkhnoshyrokivske.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (about 190), compared with the previous reporting period (about 110 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded at easterly directions of Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk), at southerly directions of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol), and in areas south-south-east of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol).  

In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including however more explosions (about 50) compared with the previous reporting period (about 30 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas east and east-south-east of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk).

Disengagement in the Stanytsia Luhanska disengagement area

On 26 June, at 19:52, positioned at the checkpoint of the armed formations south of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM saw a truck (Ural type) drive from a southerly direction to the checkpoint. From 19:58 to 20:15, at the same location, the Mission observed about four members of the armed formations loading boxes and small arms onto the truck.

On 27 June, at about 07:00, positioned at the Prince Ihor Monument about 250m south-east of the south-eastern edge of the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM heard four bursts of small-arms fire at an assessed range of 3-4km north-west, assessed as outside the disengagement area but within 5km of its periphery.

On the morning of the same day, the SMM observed that the queuing shelter, inside the disengagement area, about 700m north of the wooden ramp at the broken part of the Stanytsia Luhanska bridge was empty of Ukrainian Armed Forces personnel or hardware. In the afternoon, the SMM observed demining teams composed of Ukrainian Armed Forces personnel, representatives of the State Emergency Service of Ukraine and members of an international demining organisation conducting demining activities at a distance of up to 15m on both sides of the road that leads from the entry-exit checkpoint to the wooden ramp. At 15:10, a Ukrainian Armed Forces representative to the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) told the SMM that all planned demining activities had been completed for the day.

At 10:10, positioned at the Prince Ihor Monument, the SMM saw a demining team composed of four members of the armed formations depart to an area about 500m west of the monument inside the disengagement area, reportedly to conduct demining activities there. At 11:15, senior members of the armed formations told the SMM that demining activities in the area inside the disengagement area west of the Prince Ihor Monument were complete for the day. At 12:15, the SMM saw a truck (Ural type), with six armed members of the armed formations and an automatic grenade launcher (AGS-17) on board, drive out of the disengagement area from a westerly direction to a position of the armed formations near the Prince Ihor Monument. In the afternoon, accompanied by senior members of the armed formations, the SMM saw that two positions of the armed formations on top of a hill south and south-west of the bridge were empty of personnel or hardware.

Throughout the day, the SMM saw people queuing to enter and exit government-controlled areas at both the entry-exit checkpoint north of the Stanytsia Luhanska bridge and at the checkpoint of the armed formations south of the bridge, and subsequently crossing the bridge. (For recent observations, see SMM Spot Report 27 June 2019 and SMM Daily Report 27 June 2019).

Fresh craters and damage to houses due to shelling in Pikuzy

On 26 June, the SMM followed up on reports of shelling in the centre of Pikuzy(formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol). In the courtyard of a Culture House located on the southern side of the road on Akhmatovoi Street, the SMM saw four fresh craters about 20-30m from each other, assessed as caused by 82mm mortar rounds fired from a westerly direction. It also observed shrapnel pockmarks on the wall of the two-storey building of the Culture House about 5m south-south-east of one of the craters and numerous trees with their bark stripped within 2-5m of two of the craters, all assessed as caused by shrapnel from the same explosions.

About 15m north-east from one of the craters, at the corner of Akhmatovoi and Cherniakhivskoho Streets, the SMM saw a recent crater (about a couple of days old) on the south-eastern edge of the road, assessed as caused by an undetermined weapon fired from a westerly direction.

About 30m further south-east, at 2 Cherniakhivskoho Street, the SMM saw a fresh hole in the south-south-east facing side of the roof of a one-storey house. About 70m further south-east, at 3 Cherniakhivskoho Street, the SMM saw a fresh crater in a garden 6m south-south-east of a one-storey house. The SMM assessed the damage at both locations as caused by 82mm mortar rounds fired from a westerly direction.

About 115m further north-east, at 37 Akhmatovoi Street, the Mission saw large branches cut off from a tree and leaves on the ground, as well as a fuse and the tailfin of a self-propelled grenade on the ground below the tree. The SMM assessed the damage as caused by a self-propelled grenade fired from a westerly direction. About 9m north-west from the tree, it observed a shattered window and a broken window shutter on the south-east-facing wall of an inhabited house, assessed as caused by the shockwave from the same explosion. A group of four residents of Pikuzy, told the SMM that shelling had occurred in the early morning hours of 26 June.

Small-arms fire aimed at SMM unmanned aerial vehicles (UAV)

During the day on 27 June, positioned near Shyrokyne (government-controlled, 20km east of Mariupol) and conducting a mini-UAV flight near Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) , the SMM heard four bursts of small-arms fire at an assessed distance of 3.4km east-north-east, assessed as aimed at the UAV, which was also flying about 3.4km east-north-east of the patrol, above positions of the armed formations. While flying the UAV back towards the patrol to retrieve it, the SMM heard two more bursts of small-arms fire at an assessed distance of 3.2km east-north-east, assessed as aimed at the UAV, which was also flying about 3.2km east-north-east of the patrol.

On the same day, while conducting another mini-UAV near Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk), the SMM heard five shots of small-arms fire at an assessed distance of 900m south-east, assessed as aimed at the UAV, which was also flying about 900m south-east of the patrol. In both cases, the SMM landed the UAVs safely and immediately left the area.

On the same day, an SMM long-range UAV spotted a person in a previously reported position of the Ukrainian Armed Forces aiming a rifle at the UAV and firing a burst near Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km west of Luhansk).*

Other disengagement areas

During the night and early morning hours of 26-27 June, while in Popasna, the SMM heard 45 undetermined explosions and 75 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all at an assessed range of 3-7km east and east-south-east. During the day of 27 June, positioned 1.7km south-west of Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk), the SMM heard eight undetermined explosions and six shots. All of the above ceasefire violations were assessed as outside the Zolote disengagement area but within its 5km periphery.

Positioned close to the disengagement area near Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM observed a calm situation.

Residential houses on fire in Zaitseve

In the early morning hours of 27 June, an SMM long-range UAV spotted four residential houses burning in the non-government-controlled part of Zaitseve (50km north-east of Donetsk). The SMM was unable to determine the cause of the fire.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

Weapons that the SMM could not verify as withdrawn

At heavy weapons holding areas in government-controlled areas in Luhansk region

27 June

The SMM noted that:

  • eight self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) were present and
  • 15 towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm), 44 self-propelled howitzers (23 2S3 Akatsiya, 152mm and 21 2S1), six anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and nine tanks (T-72) continued to be missing.

Weapons storage sites

At a permanent storage site in a government-controlled area of Luhansk region

27 June

The SMM noted that 51 tanks (24 T-72 and 27 T-64), a towed howitzer (D-44, 85mm), two anti-tank guns (D-48, 85mm) and 49 mortars (12 M120-15 Molot, 120mm; seven 2B11 Sani, 120mm; eight KBA-48M, 82mm; 12 2B9 Vasilek, 82mm; three 2B14 Podnos, 82mm; one 2B10, 82mm and six BM-37, 82mm) remained missing.

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

25 June

An SMM mini-UAV spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) and five armoured combat vehicles (ACV) (an MT-LBu, two BMP variant and two undetermined) near Vrubivka (72km west of Luhansk).

27 June

An SMM long-range UAV spotted an ACV near Svitlodarsk (57km north-east of Donetsk).

An SMM mid-range UAV spotted:

  • an IFV (BMP-2) 2m from a residential house in Troitske (30km north of Donetsk) and
  • two IFVs (BMP-2) near Troitske.

The SMM saw an armoured personnel carrier (Spartan) in Marinka (23km south-west of Donetsk).

Presence of anti-tank mines near Talakivka and Pikuzy

On 26 June, an SMM mid-range UAV spotted for the first time 80 anti-tank mines laid in four rows in a field south of a local road about 5km east of Talakivka (government-controlled, 90km south of Donetsk) and about 2.2km west-north-west of Pikuzy, between the forward positions of the Ukrainian Armed Forces and of the armed formations. About 170m further north-west, the same UAV again spotted 13 anti-tank mines laid in a single row across the same road.

On the same day, the same UAV again spotted 20 anti-tank mines laid in a single row in a field on the western edge of Pikuzy, about 20m south of a road leading to Mariupol (102km south of Donetsk, government-controlled). About 1.5km south-west of the previously-mentioned mines and about 5km south-east of Talakivka, the same UAV again spotted 20 anti-tank mines laid in a single row across the same road.

SMM facilitation of repairs to civilian infrastructure

The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to a water pipeline between Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk) and Popasna. The SMM also facilitated the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and continued to monitor the security situation in the area of the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk).

The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, SMM Daily Report 12 June 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • At a checkpoint near Starolaspa (non-government-controlled, 51km south of Donetsk), two armed members of the armed formations denied the SMM passage west towards Novolaspa (non-government-controlled, 50km south of Donetsk), citing “orders form their superiors not to let the SMM through because of ongoing shelling in the area”. While present, the SMM saw civilian vehicles crossing the checkpoint in both directions.
  • In Shevchenko (non-government-controlled, 69km south of Donetsk), two members of the armed formations denied the SMM passage west towards Mykolaivka (non-government-controlled, 39km north-east of Mariupol), citing the fact that the SMM “did not have a patrol plan with an official stamp”.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

Delay:

  • At a checkpoint near Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 85km south of Donetsk), an armed member of the armed formations again only allowed the SMM to proceed after 42 minutes of waiting.

Other impediments:

  • While conducting mini-UAV flights near Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) and Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk), on three occasions, the SMM heard small-arms fire assessed as aimed at the UAV. The Mission landed the UAVs and left the area (see above).
  • An SMM long-range UAV spotted a person in a previously reported position of the Ukrainian Armed Forces aiming a rifle at the UAV and firing a burst near Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km west of Luhansk).
  • During the day on 26 June, an SMM long-range UAV experienced signal interference, assessed as probably caused by jamming, while flying over Stepanivka (government-controlled, 54km north of Donetsk) and both government-controlled and non-government-controlled areas of northern Luhansk region.
  • During the night on 27 June, an SMM long-range UAV experienced signal interference, assessed as caused by jamming, while flying over Stepanivka (government-controlled, 54km north of Donetsk) and non-government-controlled areas of northern Luhansk region.
  • Two SMM mini-UAVs experienced GPS signal interference, assessed as probably caused by jamming, while flying over Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk) and the Kyivskyi District of Donetsk city (non-government-controlled).
 

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) was not operational during the reporting period.

* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM noted that one such site was abandoned.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

The interference could have originated from anywhere within a radius of kilometres from the UAVs’ positions.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/424331