Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 4 января 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участках разведения сил и средств в районах Золотого и Петровского.
  • Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также в Счастье*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав аналогичное количество взрывов (8), по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к востоку и югу от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка).

В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав уменьшение количества взрывов (5), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (12 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к югу от н. п. Алмазная (неподконтрольный правительству, 55 км к западу от Луганска), а также к северо-западу и востоко-северо-востоку от н. п. Золотое-5 (Михайловка; подконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) (см. ниже раздел об участках разведения).

Участки разведения сил и средств

Ночью 4 января камера СММ в н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) зафиксировала 4 снаряда (два с северо-северо-востока на юго-юго-запад и еще два с севера на юг) ориентировочно в 1–1,5 км к востоко-северо-востоку и востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Днем 4 января, ведя наблюдения в Золотом-5 (Михайловке), члены патруля СММ слышали 4 выстрела из стрелкового оружия ориентировочно в 1–2 км к северо-западу (по оценке, в пределах участка разведения), а также 40 выстрелов из стрелкового оружия ориентировочно в 2–3 км к востоко-северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения). В тот же день, находясь на южной окраине Золотого-5 (Михайловки), наблюдатели слышали 8 выстрелов (5 из стрелкового оружия и 3 из вооружения неустановленного типа) — все ориентировочно в 1–2 км к северо-западу (по оценке, в пределах участка разведения), а также 5 выстрелов из вооружения неустановленного типа на расстоянии ориентировочно 1–2 км к северу (по оценке, за пределами участка разведения). Находясь на северном краю участка разведения в районе Золотого, наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения ориентировочно в 5–7 км к югу, а также 15 выстрелов из стрелкового оружия, 1 очередь из крупнокалиберного пулемета и 1 выстрел из автоматического гранатомета — все на расстоянии ориентировочно 2 км к востоку (по оценке, все за пределами участка разведения).

Утром 4 января со своей позиции примерно в 2 км к северу от н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка) команда Миссии слышала 8 очередей из стрелкового оружия ориентировочно в 2–3 км к юго-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения), а также 9 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия на расстоянии ориентировочно 1–2 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения).

Осуществляя мониторинг на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), СММ констатировала там спокойную обстановку.

Новые знаки, предупреждающие о минной опасности

На южной стороне дороги местного значения на расстоянии около 2 км к юго-востоку от н. п. Кривая Лука (подконтрольный правительству, 98 км к северу от Донецка) наблюдатели впервые видели знак, предупреждающий о минной опасности (красный квадрат с надписью «Расстояние до минного поля 300 метров. Доступ только в защитном снаряжении» на украинском языке). Команда Миссии также впервые видела знак, предупреждающий о минной опасности (красного цвета с надписью белыми буквами «Мины!» на русском языке), прикрепленный к воротам на въезде к объекту в н. п. Николаевка (подконтрольный правительству, 64 км к северу от Донецка).

Трудности, с которыми сталкивается гражданское население вдоль линии соприкосновения

Наблюдатели видели два металлических контейнера, которые обустраивали на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) Вооруженных сил Украины в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка). На этом КПВВ они также видели 20 человек (преимущественно женщины пожилого возраста) в палатке Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС). По словам представителя ГСЧС, в палатке много людей в связи с праздничным периодом и поскольку им всем отказали в пересечении из-за проблем с документами.

Наблюдатели также отметили, что дорожное покрытие на КПВВ Вооруженных сил Украины в н. п. Новотроицкое (подконтрольный правительству, 36 км к юго-западу от Донецка) было скользким, вследствие чего гражданские лица (особенно пожилые люди) сталкивались с трудностями при переходе.

Усилия СММ по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на водоводе вблизи н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска). СММ продолжала способствовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции.

Приграничные районы, которые не контролируется правительством

Находясь в пункте пропуска на границе недалеко от н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка) в течение примерно 20 минут, наблюдатели видели, что из Украины выехали 27 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками, 14 — с российскими, 1 — с литовскими и 8 с табличками «ДНР»), при этом в противоположном направлении пассажиро-транспортного потока не зафиксировано.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 4 января 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.
  • К северу от моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в течение предыдущих суток работы по разминированию не проводились, а дорога к югу от моста по-прежнему заминирована.

Следующий ежедневный отчет СММ будет обнародован 8 января 2019 года.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камеры СММ, установленные в Красногоровке и на КПВВ вблизи Пищевика, не функционировали. Зимние погодные условия ограничивали возможности ведения наблюдения большинства других камер СММ.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Источник https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/408137

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 4 January 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region.
  • The Mission recorded ceasefire violations inside the Zolote and Petrivske disengagement areas.
  • Restrictions of the Mission’s access continued in all three disengagement areas and in Shchastia.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, a similar number of explosions (eight), compared with the previous reporting period. The majority of ceasefire violations were recorded at easterly and southerly directions of Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk).

In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (five), compared with the previous reporting period (12 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas south of Almazna (non-government-controlled, 55km west of Luhansk) and north-west and east-north-east of Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) (see the disengagement areas section below).

Disengagement areas

In the early morning hours of 4 January, the SMM camera in Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) recorded four projectiles in flight (two from north-north-east to south-south-west and two from north to south) at an assessed range of 1-1.5km east-north-east and east (assessed as outside the disengagement area). During the day on 4 January, positioned in Zolote-5/Mykhailivka, the SMM heard four shots of small-arms fire at an assessed range of 1-2km north-west (assessed as inside the disengagement area) and 40 shots of small-arms fire at an assessed range of 2-3km east-north-east (assessed as outside the disengagement area). On the same day, positioned on the southern edge of Zolote-5/Mykhailivka, the SMM heard eight shots (five of small-arms fire and three of undetermined weapons), all at an assessed range of 1-2km north-west (assessed as inside the disengagement area) and five shots of undetermined weapons at an assessed range of 1-2km north (assessed as outside the disengagement area). Positioned on the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM heard an undetermined explosion at an assessed range of 5-7km south and 15 shots of small-arms fire, a burst of heavy-machine-gun fire and a shot of an automatic grenade launcher (AGL), all at an assessed range of 2km east (all assessed as outside the disengagement area).

On the morning of 4 January, positioned about 2km north of Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk) the SMM heard eight bursts of small-arms fire at an assessed range of 2-3km south-south-west (assessed as inside the disengagement area) and nine bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire at an assessed range of 1-2km south (assessed as outside the disengagement area).

Positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), the SMM observed a calm situation.

New mine hazard signs

The SMM saw for the first time a mine hazard sign, a red rectangle with “Distance to minefield 300 metres. Access allowed only in protective gear” written in Ukrainian in white letters, on the southern side of a local road about 2km south-east of Kryva Luka (government-controlled, 98km north of Donetsk). The Mission also saw for the first time a mine hazard sign, red with white lettering reading “Mines” in Russian, posted on a fenced gate outside the entrance to a compound in Mykolaivka (government-controlled, 64km north-west of Donetsk).

Hardships faced by civilians at checkpoints along the contact line

The SMM saw two metal containers being constructed at the entry-exit checkpoint of the Ukrainian Armed Forces in Maiorsk (government-controlled, 45 north-east of Donetsk). The Mission also saw 20 people (mostly elderly women) in a tent of the State Emergency Services placed at the same checkpoint. A representative of the State Emergency Services told the SMM that the high number of people in the tent was due to the holiday season and that they had all been denied passage due to issues with their documentation.  

The Mission also saw a slippery road surface at the entry-exit checkpoint of the Ukrainian Armed Forces in Novotroitske (government-controlled, 36km south-west of Donetsk) causing difficulties for civilians (particularly elderly people) to walk.

SMM facilitation of repair works to civilian infrastructure

The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to a water pipeline near Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk). The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station.

Border areas not under government control

While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk) for about 20 minutes, the SMM saw 27 cars (four with Ukrainian, 14 with Russian Federation and one with Lithuanian licence plates as well as eight with “DPR” plates) leaving Ukraine and no traffic in the opposite direction.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see  SMM Daily Report 4 January 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.  
  • North of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining activities had taken place in the past 24 hours and that the road south of the bridge was still mined.

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, the SMM cameras in Krasnohorivka and at the entry-exit checkpoint near Pyshchevyk were not operational and winter weather conditions limited the observation capabilities of the majority of other SMM cameras.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/408125