Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 11 января 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня и отметила военное присутствие и зенитные установки на участке разведения сил и средств в районе Золотого. Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня возле участка разведения в районе Станицы Луганской.
  • СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения.
  • Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры в Луганской области.
  • В Киеве команда СММ наблюдала за акцией протеста, во время которой протестующие выражали критику по отношению к ветеранам и Министерству по делам ветеранов.
  • В Житомире команда СММ наблюдала за судебным заседанием по делу журналиста, обвиняемого в участии в антиправительственной деятельности.
  • Доступ наблюдателей оставался ограниченным, в частности на всех трех участках разведения сил и средств*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав 34 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 55 взрывов. Большинство нарушений режима прекращения огня, в том числе большая часть взрывов, зафиксировано в районах к юго-востоку и юго-западу от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), а также к югу и юго-западу от Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка).

В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав меньше взрывов (12), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (38 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня, все выстрелы и очереди из крупнокалиберного пулемета (примерно 1400), зафиксировано в районах к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска) и к северо-западу от н. п. Калиново (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска).

Участки разведения сил и средств

Вечером 10 и ночью 11 января камера СММ в н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) зафиксировала 3 снаряда ориентировочно в 2–3 км к юго-востоку (по оценке, на участке разведения) и 14 снарядов примерно в 0,5–2 км к востоку и востоко-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения). 11 января, находясь в н. п. Золотое-2 (Карбонит; подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 6 взрывов неопределенного происхождения ориентировочно в 3–8 км к юго-востоку и югу (установить, на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным). Со своей позиции на юго-западной окраине н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) члены патруля Миссии слышали 2 взрыва неопределенного происхождения, а также 35 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все ориентировочно в 1–2 км к северо-северо-западу (все, по оценке, за пределами участка разведения). В тот же день команда СММ видела двоих военнослужащих Вооруженных сил Украины (один из которых был, явно, вооружен) на участке разведения, направлявшихся в сторону н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска).

10 января на участке разведения в районе Золотого беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия вновь обнаружил 2 установленные на грузовики зенитные установки (ЗУ-23, 23 мм): одну в 50 м к северу от южного края участка разведения, а вторую примерно в 800 м к западу от ее восточного края и в 150 м к северу от ее южного края. Обе зенитные установки, по оценке, принадлежат вооруженным формированиям.

Вечером 10 января, пребывая на восточной окраине н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), команда СММ слышала 3 взрыва неопределенного происхождения, а также примерно 100 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все ориентировочно в 3–5 км к западо-юго-западу (по оценке, все за пределами участка разведения).

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

11 января:

  • 1 зенитный ракетный комплекс (9K33 «Оса») во дворе дома, который, по оценке, использовался военнослужащими, на северной окраине н. п. Клиновое (68 км к северо-востоку от Донецка); также зафиксирован 9 января (см. Ежедневный отчет СММ от 10 января 2019 года).

Неподконтрольные правительству районы

10 января:

мини-БПЛА СММ выявил:

  • 3 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм), 5 танков (три Т-72 и два Т-64 без двигателей) и 1 противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм) на полигоне вблизи н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, 40 км к северо-востоку от Донецка); и

11 января:

  • 22 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-22 «Град», 122 мм) неподалеку от н. п. Хрустальный (быв. Красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска).

Места хранения вооружения:

Постоянное место хранения тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Луганской области

11 января:

  • 17 самоходных гаубиц (2С1), 10 буксируемых гаубиц (девять Д-30«Лягушка», 122 мм, и одна 2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 5 РСЗО (БМ-21) по-прежнему отсутствовали.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

10 января:

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) к юго-западу от Катериновки;
  • 3 боевые бронированные машины (одну БМП-1 и две типа БМП), 2 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2), еще 1 боевую бронированную машину (ББМ) и 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) возле н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска).
  • 2 боевые бронированные машины (одну БМП-2 и одну типа БМП), 1 бронированную разведывательную машину (БРМ-1К) и 1 ББМ около н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска);
  • 2 БМП-1 вблизи н. п. Причепиловка (50 км к северо-западу от Луганска); и
  • 4 ББМ возле н. п. Орехово (57 км к северо-западу от Луганска).

11 января:

  • 2 боевые бронированные машины (одну БМП-1 и одну неустановленного типа) около Золотого-2 (Карбонита);
  • 2 БМП-2 в районе н. п. Нетайлово (22 км к северо-западу от Донецка);
  • 4 БТР (два БТР-70 и два БТР-80) вблизи н. п. Волноваха (53 км к югу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

10 января:

мини-БПЛА СММ выявил:

  • 6 БМП-1, 1 МТ-ЛБ и 1 бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БТС-4А) возле Софиевки (см. выше);
  • 1 ББМ в районе н. п. Смелое (31 км к северо-западу от Луганска);
  • 4 ББМ вблизи н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе, 44 км к западу от Луганска); и
  • 2 ББМ неподалеку от н. п. Калиново-Борщеватое (61 км к западу от Луганска).

11 января:

  • 1 БМП-1 возле Смелого.

Усилия СММ по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на объектах водораспределительной системы в Золотом-5 (Михайловке). СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС.

Акция протеста у здания Киевского городского Дворца ветеранов

11 января команда СММ видела примерно 40 человек (мужчины в возрасте от 18 до 30 лет), половина из которых собралась возле главного входа в Киевский городской Дворец ветеранов на ул. Бастионной, 11. Другая половина протестующих стояла возле аудитории на третьем этаже и критиковала ветеранов, а также состав и организационную структуру Министерства по делам ветеранов. Большинство из них были одеты в форму черного и коричневого цвета с нашивками «С14» или «Муниципальной стражи». По наблюдениям Миссии, в аудитории проходило собрание, в котором принимало участие примерно 200 человек (преимущественно мужчины пожилого возраста). Команда СММ также видела ориентировочно 20 полицейских возле и внутри здания. Миссия не зафиксировала никаких инцидентов.

Судебное заседание по делу журналиста в Житомире

10 января в Житомире, к западу от Киева, команда СММ наблюдала за проведением судебного слушания по делу журналиста, обвиняемого по статьям 110, 111, 161 и 258-3 Уголовного кодекса Украины (посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, государственная измена, нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии, создание террористической группы или террористической организации) (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 2 октября 2018 года). Судьи постановили о продлении домашнего ареста журналиста до 10 марта 2019 года. В коридоре зала заседания наблюдатели видели 6 членов группы С14 (мужчины в возрасте от 15 до 24 лет), которые словесно оскорбляли журналиста. Также на месте наблюдатели видели 7 полицейских.

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 9 января 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.
  • Примерно в 1 км к северу от моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в течение предыдущих суток работы по разминированию не проводились, а дорога к югу от моста по-прежнему заминирована.

Доступ при условии:

  • Патруль Миссии смог проехать через блокпост в н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка) только в сопровождении автомобиля вооруженных формирований во время патрулирования СММ в населенном пункте. Член вооруженных формирований, находившийся на блокпосте, объяснил это «небезопасной ситуацией» в районе.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ, установленная на КПВВ вблизи Пищевика, не функционировала. В течение отчетного периода из-за зимних погодных условий возможности ведения наблюдения некоторых камер СММ были ограничены.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Источник https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/408971

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 11 January 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region.
  • The SMM recorded ceasefire violations and saw military presence and anti-aircraft guns inside the Zolote disengagement area. It recorded ceasefire violations near the Stanytsia Luhanska disengagement area. 
  • The Mission observed weapons in violation of the withdrawal lines on both sides of the contact line.
  • The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to essential civilian infrastructure in Luhansk region.
  • In Kyiv, the Mission monitored a protestduring which protestors expressed views critical of veterans and of the Ministry for Veterans Affairs.
  • In Zhytomyr, the SMM monitoreda court hearing of a journalist accused of involvement in anti-state activities.
  • Restrictions of the Mission’s access continued in all three disengagement areas.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including 34 explosions, compared with the previous reporting period (about 55 explosions). The majority of ceasefire violations, including the majority of explosions, were recorded in south-easterly and south-westerly directions of Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) and south and south-west of the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk).

In Luhansk region, the Mission recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (12), compared with the previous reporting period (38 explosions). The majority of ceasefire violations, all shots and bursts of heavy-machine-gun fire (about 1,400), were recorded in areas south-west of Molodizhne (non-government-controlled 63km north-west of Luhansk) and north-west of Kalynove (non-government-controlled, 60km west of Luhansk).

Disengagement areas

On the evening and night of 10-11 January, the SMM camera in Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) recorded three projectiles in flight at an assessed range of 2-3km south-east (assessed as inside the disengagement area) and 14 projectiles in flight at an assessed range of 0.5-2km east and east-south-east (assessed as outside the disengagement area). On 11 January, positioned in Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk), the SMM heard six undetermined explosions at an assessed range of 3-8km south-east and south (unable to assess whether inside or outside the disengagement area). Positioned on the south-western edge of Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the Mission heard two undetermined explosions and 35 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all at an assessed range of 1-2km north-north-east (all assessed as outside the disengagement area). On the same day, the SMM saw two Ukrainian Armed Forces soldiers, one of them visibly armed, inside the disengagement area, walking towards Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk).

On 10 January, inside the Zolote disengagement area, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted again two anti-aircraft guns (ZU-23, 23mm) mounted on trucks: one 50m north of its southern edge; the second one about 800m west of its eastern edge and about 150m north of its southern edge. Both anti-aircraft guns were assessed as belonging to the armed formations. 

In the evening of 10 January, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), the Mission heard three undetermined explosions and about 100 shots and bursts of small-arms fire, all at an assessed range of 3-5km west-south-west (all assessed as outside the disengagement area).

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of the withdrawal lines

Government-controlled areas

11 January

  • A surface-to-air missile system (9K33 Osa) in the yard of a house assessed as used by military personnel on the northern edge of Klynove (68km north-east of Donetsk) (seen also on 9 January, see SMM Daily Report 10 January 2019)

Non-government-controlled areas

10 January 

An SMM mini-UAV spotted:

  • three self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), five tanks (three T-72 and two T-64 with engines removed) and an anti-tank gun (MT-12Rapira, 100mm) in a training area near Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, 40km north-east of Donetsk).

11 January

  • 22 multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) near Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk)

Weapons storage sites:

A heavy weapons permanent storage site in a non-government-controlled area of Luhansk region

11 January

  • 17 self-propelled howitzers (2S1), ten towed howitzers (nine D-30 Lyagushka, 122mmand one 2A65 Msta-B, 152mm) and five MLRS (BM-21) were again missing

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

10 January

An SMM long-range UAV spotted:

  • two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) south-west of Katerynivka;
  • three infantry fighting vehicles (IFV) (one BMP-1 and two BMP variants), two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2), an armoured combat vehicle (ACV) and an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB) near Krymske (42km north-west of Luhansk);
  • two IFVs (one BMP-2 and one BMP variant), an armoured reconnaissance vehicle (BRM-1K) and an ACVnear Novotoshkivske (53km west of Luhansk);
  • two IFVs (BMP-1) near Prychepylivka (50km north-west of Luhansk); and
  • four ACVs near Orikhove (57km north-west of Luhansk).

11 January

  • two IFVs (one BMP-1, one undetermined variant) near Zolote-2/Karbonit
  • two IFVs (BMP-2) near Netailove (22km north-west of Donetsk)
  • four APCs (two BTR-70 and two BTR-80) near Volnovakha (53kmsouth of Donetsk)

Non-government-controlled areas

10 January

An SMM mini-UAV spotted:

  • six IFVs (BMP-1), an APC (MT-LB) and an armoured recovery vehicle (BTS-4A) near Sofiivka (see above);
  • an ACV near Smile (31km north-west of Luhansk);
  • four ACVs near Sentianivka (formerly Frunze, 44km west of Luhansk); and
  • two ACVs near Kalynove-Borshchuvate (61km west of Luhansk).

11 January

  • An APC (BMP-1) near Smile

SMM facilitation of repair works to civilian infrastructure

The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the water distribution network in Zolote-5/Mykhailivka. It continued to facilitate the operation of the DFS.

Protest at the Kyiv City Palace of Veterans

On 11 January, the SMM saw about 40 people (men, 18-30 years old), half of them standing outside the main entrance to the Kyiv City Palace of Veteransat 11 Bastionna Street and the other half gathered near an auditorium on the third floor, expressing views critical of veterans and of the composition and organization of the Ministry for Veterans Affairs. Most of them werewearingblack and brown clothing with “C14” or “Municipal Varta” patches and the Mission observed that a meeting attended by about 200 people (mostly older men) was taking place in the auditorium and saw about 20 police officers located outside and inside the building. It saw no incidents.

Court hearing of a journalist in Zhytomyr

On 10 January in Zhytomyr, west of Kyiv, the SMM monitored a hearing in the trial of a journalist chargedunder articles 110, 111, 161 and 258-3 of the Criminal Code of Ukraine (Trespass against territorial integrity and inviolability of Ukraine; High Treason; Violation of citizens' equality based on their race, nationality or religious preferences; Creation of a terrorist group or terrorist organization) (for previous observations, see SMM Daily Report 2 October 2018). The court ruled to extend the journalist’s house arrest until 10 March 2019. In a corridor of the court building the Mission saw six C14 members (men, 15-24 years old) verbally insult the journalist. There it also saw seven police officers present.

The Mission continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that theJoint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 9 January 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.  
  • About 1km north of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC told the SMM that no demining activities had taken place in the past 24 hours and that the road south of the bridge was still mined.

Conditional access:

  • The SMM was allowed to pass through a checkpoint in Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk) only upon the escort of a car of the armed formations during the SMM’s patrol in the settlement. A member of the armed formations at the checkpoint cited “unsafe situation” in the area as the reason.
 

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, the SMM camera at the entry-exit checkpoint near Pyshchevyk was not operational and winter weather conditions limited the observation capabilities of some of the SMM cameras.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/408956