Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 5 февраля 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • СММ отметила военное присутствие и присутствие военного типа на участке разведения сил и средств в районе Золотого. Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня в пределах этого участка разведения.
  • СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения.
  • Миссия продолжала фиксировать длинные очереди гражданских лиц, пересекающих линию соприкосновения неподалеку от Станицы Луганской.
  • СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры в Донецкой области.
  • Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также в Старомихайловке и вблизи Верхнешироковского. Наблюдателям не разрешили продолжить осуществление полета беспилотного летательного аппарата вблизи участка разведения в районе Золотого*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом около 200 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (95 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), к юго-востоку и юго-западу от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), а также к востоку, юго-юго-востоку и юго-юго-западу от н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

В Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом меньше взрывов (примерно 120), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 320 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска) и н. п. Голубовское (неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска).

Участки разведения сил и средств

4 февраля на участке разведения в районе н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-1) и 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) ориентировочно в 650 м к югу от северного края участка и примерно в 1 км к востоку от его западного края, а также вновь зафиксировал 1 БМП-2 неподалеку от автомобильного моста (по оценке, все принадлежали Вооруженным силам Украины).

Также на участке разведения этот БПЛА вновь зафиксировал 1 зенитную установку (ЗУ-23) примерно в 100 м к северу от южного края участка и в 800 м к западу от его восточного края (по оценке, принадлежала вооруженным формированиям), а также 3 недавно образовавшиеся воронки (по оценке, от разрывов 120-мм минометных мин) на расстоянии приблизительно 50 м к северо-западу от блокпоста вооруженных формирований на южном крае участка (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ от 31 января 2019 года).

Вечером 4 и ночью 5 февраля камера СММ в Золотом зафиксировала 10 снарядов, пролетевших ориентировочно в 1,5–3 км к юго-востоку и югу (по оценке, в пределах участка разведения), и еще 10 снарядов примерно в 2–3 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения).

Утром 5 февраля, пребывая вблизи блокпоста Вооруженных сил Украины, расположенного к северу от участка разведения в районе Золотого, наблюдатели слышали 3 выстрела из стрелкового оружия на расстоянии приблизительно 4–5 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Ведя наблюдение вблизи н. п. Золотое-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), команда Миссии слышала более 30 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия ориентировочно в 4–5 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения). Находясь в н. п. Березовское (неподконтрольный правительству, 53 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 4 взрывы неопределенного происхождения и более 20 очередей из крупнокалиберного пулемета ориентировочно в 3–5 км к западу (по оценке, все за пределами участка разведения).

В тот же день, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), СММ констатировала там спокойную обстановку.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

4 февраля:

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 2 зенитных ракетных комплекса (9К35 «Стрела-10») вблизи н. п. Озаряновка (52 км к северу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

4 февраля:

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил:

  • 4 танка (Т-72; вновь) в обустроенных и замаскированных позициях на северо-восточной окраине н. п. Новоселовка (16 км к западу от Луганска), а также свежие следы на земле (указывающие на то, что танки недавно перемещались).

5 февраля:

Миссия зафиксировала:

  • 2 самоходные гаубицы (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 4 буксируемые гаубицы (Д-30 «Лягушка», 122 мм) вблизи н. п. Белое (22 км к западу от Луганска).

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения

Подконтрольные правительству районы

5 февраля:

Миссия зафиксировала:

  • 3 зенитных ракетных комплекса (9К35) возле н. п. Курахово (40 км к западу от Донецка);
  • 1 танк (Т-64) недалеко от н. п. Краматорск (83 км к северу от Донецка);
  • 1 танк (Т-72) около н. п. Дружковка (72 км к северу от Донецка);
  • 1 танк (Т-72) вблизи н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка);
  • 1 самоходную гаубицу (2С1) рядом с н. п. Алексеево-Дружковка (66 км к северу от Донецка); и
  • 8 самоходных гаубиц (2С1) в районе н. п. Калиново (быв. Калинино, 65 км к юго-западу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

4 февраля:

БПЛА СММ дальнего радиуса действия вновь зафиксировал:

  • 4 танка в поле неподалеку от н. п. Калиново-Борщеватое (61 км к западу от Луганска).

Вооружение, которое СММ не смогла верифицировать как отведенное

Места размещения отведенного тяжелого вооружения за соответствующими линиями отвода в подконтрольных правительству районах Донецкой области

5 февраля:

Миссия зафиксировала, что:

  • 3 миномета (2Б11 «Сани», 120 мм) находились на месте; и
  • 23 самоходные гаубицы (2С1), 6 буксируемых гаубиц (Д-30), 28 минометов (пятнадцать 2Б11, двенадцать М120 «Молот», 120 мм, и один БМ-37, 82 мм) и 3 противотанковые пушки по-прежнему отсутствовали.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

4 февраля:

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 2 боевые бронированные машины (ББМ; неустановленного типа) рядом с жилыми домами в н. п. Старый Айдар (20 км к северо-западу от Луганска);
  • 1 БМП-1 около н. п. Трехизбенка (32 км к северо-западу от Луганска);
  • 6 БМП-1 и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) возле н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска);
  • 2 БМП-1 вблизи н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска);
  • 1 бронетранспортер (БТР-80) в районе н. п. Орехово (57 км к северо-западу от Луганска);
  • 3 БМП-1, 6 ББМ (предположительно БМП-1) и 1 ББМ (неустановленного типа) около Золотого;
  • 1 БМП-1 на юго-восточной окраине н. п. Золотое-4 (Родина; 59 км к западу от Луганска); и
  • 2 БМП-1 и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) возле н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска).

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил:

  • 2 бронетранспортера (предположительно БТР-80) неподалеку от н. п. Ломакино (15 км к северо-востоку от Мариуполя).

5 февраля:

Миссия зафиксировала:

  • 1 БТР-60 в районе н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка);
  • 1 БТР-70 около н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка);
  • 1 бронетранспортер (неустановленного типа) вблизи н. п. Золотое?2 (Карбонит; 62 км к западу от Луганска); и
  • 1 БМП-1 около н. п. Трехизбенка (32 км к северо-западу от Луганска).

Неподконтрольные правительству районы

4 февраля:

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 2 БМП-1 неподалеку от н. п. Знаменка (36 км к северо-западу от Луганска);
  • 2 бронетранспортера (неустановленного типа и МТ-ЛБ МА) вблизи Калиново-Борщеватого;
  • 1 ББМ (неустановленного типа) в районе н. п. Нижнее Лозовое (59 км к северо-востоку от Донецка);
  • 2 БМП-1 рядом с н. п. Веселогоровка (64 км к западу от Луганска);
  • 1 БРДМ-2 на южной окраине н. п. Первомайск (58 км к западу от Луганска);
  • 31 МТ-ЛБ и 2 МТ-ЛБ M (один с установленной на нем зенитной установкой ЗУ-23) на территории объекта в Первомайске;
  • 1 ББМ (неустановленного типа) в н. п. Березовское (53 км к северо-западу от Луганска);
  • 1 БРДМ-2 возле н. п. Голубовка (51 км к западу от Луганска);
  • 5 бронетранспортеров (один БТР-80, три МТ-ЛБ и один МТ-ЛБ МА) и 2 БМП-2 на территории объекта в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, 50 км к западу от Луганска);
  • 3 ББМ неподалеку от жилого района в н. п. Богдановка (44 км к западу от Луганска);
  • 2 ББМ (неустановленного типа) и 1 БМП-1 около н. п. Сентяновка (быв. Фрунзе, 44 км к западу от Луганска);
  • 1 БТР-80, 1 ББМ (предположительно БМП-1), 2 инженерные машины (МДК-2 и ПЗМ-2) и автоматизированную станцию постановки помех (Р-330Ж «Житель») на полигоне вблизи н. п. Хорошее (36 км к западу от Луганска);
  • 3 БМП-1 и 2 ББМ (предположительно БМП-1) в районе н. п. Долгое (22 км к северо-западу от Луганска); и
  • 3 БМП (две БМП-1 и одну БМП-2) неподалеку от н. п. Желтое (17 км к северо-западу от Луганска).

5 февраля:

Миссия зафиксировала:

  • 1 БМП-1 вблизи н. п. Углегорск (49 км к северо-востоку от Донецка).

Длинные очереди гражданских лиц, пересекающих линию соприкосновения неподалеку от Станицы Луганской

5 февраля ориентировочно в 09:30 на блокпосте вооруженных формирований, расположенном к югу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), наблюдатели видели, что в очереди в направлении подконтрольных правительству районов ожидали около 1 000 человек, а в очереди в противоположном направлении ожидали примерно 50 человек. Приблизительно через 2,5 часа на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) к северу от моста в Станице Луганской наблюдатели видели приблизительно 1 000 человек, ожидавших в очереди прохода в подконтрольные правительству районы, и около 100 человек в очереди в противоположном направлении. Три женщины (45–60 лет) сообщили команде СММ, что для прохода через блокпост вооруженных формирований и КПВВ им потребовалось от 4 до 5 часов.

Усилия Миссии по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

СММ содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на Красногоровской газораспределительной станции между н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка), а также для обеспечения возможности проведения оценки объема снегоуборочных работ возле моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска). Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) и насосной станции в н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Донецка).

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 4 февраля 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • Когда наблюдатели уточняли сообщения о недавних повреждениях в жилом районе н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка), трое членов вооруженных формирований (двое были вооружены) на блокпосте в этом населенном пункте отказали патрулю Миссии в доступе к этому району, сославшись на необходимость получения предварительного разрешения от их «командиров». На этом же блокпосте команде СММ уже отказывали в доступе, ссылаясь на «соображения безопасности», днем ранее.
  • На блокпосте, расположенном к югу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя), трое членов вооруженных формирований вновь отказали патрулю Миссии в проезде, сославшись на «соображения безопасности».

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также препятствовали возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Другие препятствия:

  • 4 февраля, осуществляя полет над подконтрольными правительству районами вблизи линии соприкосновения в западной части Луганской области, БПЛА СММ дальнего радиуса действия терял сигнал GPS, по оценке, в результате глушения.
  • 5 февраля, когда команда Миссии осуществляла полет мини-БПЛА СММ вблизи блокпоста Вооруженных сил Украины, расположенного к северу от участка разведения в районе Золотого, военнослужащий подошел к наблюдателям и сказал прекратить полет аппарата, заявив, что ему о нем не сообщали. Наблюдатели отозвали БПЛА и покинули этот район.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода из-за зимних погодных условий возможности ведения наблюдения при помощи нескольких камер СММ были ограничены. В течение большей части отчетного периода камера СММ в Чермалыке не функционировала.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Наблюдатели зафиксировали наличие вооружения, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Глушение сигнала могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 5 February 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions.
  • The Mission again observed military and military-type presence inside the Zolote disengagement area. It recorded ceasefire violations inside the area.
  • The SMM observed weapons in violation of the withdrawal lines on both sides of the contact line.
  • The Mission continued to observe long queues of civilians travelling across the contact line near Stanytsia Luhanska.
  • It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to essential civilian infrastructure in Donetsk region.
  • Restrictions of the SMM’s access continued in all three disengagement areas as well as in Staromykhailivka and near Verkhnoshyrokivske. The Mission was prevented from continuing an unmanned aerial vehicle flight near the Zolote disengagement area*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 200 explosions, compared with the previous reporting period (95 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded near Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), south-east and south-west of Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) and east, south-south-east and south-south-west of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk).

In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (about 120), compared with the previous reporting period (about 320 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded near Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) and Holubivske (non-government-controlled, 51km west of Luhansk).

Disengagement areas

On 4 February, inside the disengagement area near Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk), an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-1) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) approximately 650m south of the area’s northern edge and 1km east of its western edge, and again spotted an IFV (BMP-2) near the road bridge (all assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces).

Also inside the disengagement area, the same long-range UAV again spotted an anti-aircraft gun (ZU-23) about 100m north of its southern edge and 800m west of its eastern edge (assessed as belonging to the armed formations), as well as three recent craters assessed as impacts of mortar (120mm) rounds about 50m north-west of the checkpoint of the armed formations on the southern edge of the area (for previous observations, see SMM Daily Report 31 January 2019).

On the evening and night of 4-5 February, the SMM camera in Zolote recorded ten projectiles in flight at an assessed range of 1.5-3km south-east and south (assessed as inside the disengagement area) and ten projectiles at an assessed range of 2-3km east (assessed as outside the disengagement area).

During the day on 5 February, positioned near the checkpoint of the Ukrainian Armed Forces north the Zolote disengagement area, the SMM heard three shots of small-arms fire at an assessed range of 4-5km east (assessed as outside the disengagement area). Positioned near Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk), the SMM heard over 30 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire at an assessed range of 4-5km south (assessed as outside the disengagement area). Positioned in Berezivske (non-government-controlled, 53km north-west of Luhansk), the SMM heard four undetermined explosions and over 20 bursts of heavy-machine-gun fire at an assessed range of 3-5km west (all assessed as outside the disengagement area).

The same day, positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM observed a calm situation.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Government-controlled areas

4 February

An SMM long-range UAV spotted:

  • two surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) nearOzarianivka (52km north of Donetsk).

Non-government-controlled areas

4 February

An SMM mini-UAV again spotted:

  • four tanks (T-72) in revetted positions on the north-eastern edge of Novoselivka (16km west of Luhansk) and adjacent fresh tracks on the ground (indicating that the tanks had moved recently).

5 February

The SMM observed:

  • two self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and four towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm) near Bile (22km west of Luhansk).

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites:

Government-controlled areas

5 February

The SMM observed:

  • three surface-to-air missile systems (9K35) near Kurakhove (40km west of Donetsk);
  • a tank (T-64) near Kramatorsk (83km north of Donetsk);
  • a tank (T-72) near Druzhkivka (72km north of Donetsk);
  • a tank (T-72) near Kostiantynivka (60km north of Donetsk);
  • a self-propelled howitzer (2S1) near Oleksiievo-Druzhkivka (66km north of Donetsk); and
  • eight self-propelled howitzers (2S1) near Kalynove (formerly Kalinine, 65km south-west of Donetsk).

Non-government-controlled areas

4 February

An SMM long-range UAV again spotted:

  • four tanks (T-72) in a field near Kalynove-Borshchuvate (61km west of Luhansk).

Weapons that the SMM was unable to verify as withdrawn

Heavy weapons holding areas beyond the respective withdrawal lines in government-controlled areas of Donetsk region

5 February

The SMM observed that:

  • three mortars (2B11 Sani, 120mm) were present and
  • 23 self-propelled howitzers (2S1), six towed howitzers (D-30), 28 mortars (15 2B11, 12 M-120 Molot, 120mm and a BM-37, 82mm) and three anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) remained missing.

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

4 February      

An SMM long-range UAV spotted:

  • two armoured combat vehicles (ACV) (undetermined types) next to residential houses in Staryi Aidar (20km north-west of Luhansk);
  • an IFV (BMP-1) near Trokhizbenka (32km north-west of Luhansk);
  • six IFVs (BMP-1) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Krymske (42km north-west of Luhansk);
  • two IFVs (BMP-1) near Novotoshkivske (53km west of Luhansk);
  • an  armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) near Orikhove (57km north-west of Luhansk);
  • three IFVs (BMP-1), six probable IFVs (BMP-1) and an ACV (undetermined type) near Zolote;
  • an IFV (BMP-1) on the south-eastern edge of Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk); and
  • two IFVs (BMP-1) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk).

An SMM mini-UAV spotted:

  • two APCs (possible BTR-80) near Lomakyne (15km north-east of Mariupol).

5 February

The SMM observed:

  • an APC (BTR-60) near Krasnohorivka (21km west of Donetsk);
  • an APC (BTR-70) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk);
  • an APC (undetermined variant) near Zolote-2/Karbonit (62km west of Luhansk); and
  • an APC (BMP-1) near Trokhizbenka (32km north-west of Luhansk).

Non-government-controlled areas

4 February

An SMM long-range UAV spotted:

  • two IFVs (BMP-1) near Znamianka (36km north-west of Luhansk);
  • two APCs (one undetermined variant and one MT-LB MA) near Kalynove-Borshchuvate;
  • an ACV (undetermined type) near Nyzhnie Lozove (59km north-east of Donetsk);
  • two IFVs (BMP-1) near Veselohorivka (64km west of Luhansk);
  • an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) on the southern edge of Pervomaisk (58km west of Luhansk);
  • 31 APCs (MT-LB) and two APCs (MT-LB M), one with an anti-aircraft gun (ZU-23), in a compound in Pervomaisk;
  • an ACV (undetermined type) in Berezivske (53km north-west of Luhansk);
  • an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Holubivka (51km west of Luhansk);
  • five APCs (an BTR-80, three MT-LB and an MT-LB MA) and two IFVs (BMP-2) in a compound in Kadiivka (formerly Stakhanov, 50km west of Luhansk);
  • three ACVs close to a residential area in Bohdanivka (44km west of Luhansk)
  • two ACVs (undetermined types) and an IFV (BMP-1) near Sentianivka (formerly Frunze, 44km west of Luhansk);
  • an APC (BTR-80), a probable IFV (BMP-1), two trench diggers (an MDK-2 and a PZM-2) and an automatic jamming system (R-330ZH ZHITEL) in a training area near Khoroshe (36km west of Luhansk);
  • three IFVs (BMP-1) and two probable IFVs (BMP-1) near Dovhe (22km north-west of Luhansk); and
  • three IFVs (two BMP-1 and a BMP-2) near Zhovte (17km north-west of Luhansk).

5 February

The SMM observed:

  • an IFV (BMP-1) near Vuhlehirsk (49km north-east of Donetsk).

Long queues of civilians travelling across the contact line near Stanytsia Luhanska

At around 09:30 on 5 February, at the checkpoint of the armed formations south of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM saw about 1,000 people queuing to travel towards government-controlled areas and about 50 people queueing in the opposite direction. About two and a half hours later, at the entry-exit checkpoint north of the Stanytsia Luhanska bridge, the SMM observed about 1,000 people queuing to enter government-controlled areas and about 100 people queuing to travel in the opposite direction. Three women (aged 45-60) told the SMM that it had taken them four to five hours to cross the checkpoint of the armed formations and the entry-exit checkpoint.

SMM facilitation of repair works to civilian infrastructure

The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the Krasnohorivka gas distribution station between Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk), as well as to enable an assessment related to snow removal near the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk). The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and of the pumping station in Vasylivka (non-government-controlled, 24km north-east of Donetsk).

The Mission continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 4 February 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • While the SMM was following up on reports of recent damage in a residential area of Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk), three members of the armed formations (two armed) at a checkpoint in the town denied the Mission access to the area, citing the need for prior permission from their “superiors”. (The SMM’s passage at the same checkpoint was denied for “security reasons” the day before.)
  • At a checkpoint south of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), three members of the armed formations again denied the SMM passage, citing “security concerns”.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

Other impediments:

  • On 4 February, an SMM long range-UAV lost its GPS signal, assessed as due to signal interference, while flying over government-controlled areas close to the contact line in a western part of Luhansk region.
  • On 5 February, while conducting a mini-UAV flight near the checkpoint of the Ukrainian Armed Forces north the Zolote disengagement area, a Ukrainian Armed Forces soldier approached the SMM and told it to discontinue the flight, saying that he was not informed about it. The SMM recalled its UAV and left the area.
 

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, winter weather conditions limited the observation capabilities of some SMM cameras. The SMM camera in Chermalyk was not operational for most of the reporting period.

* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

The interference could have originated from anywhere within the radius of several kilometres of the UAV’s position.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/410847