Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 4 февраля 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущими сутками.
  • Наблюдатели слышали и видели взрывы, которые они оценили как разрывы снарядов в 70–100 метрах к востоко-юго-востоку от своего местонахождения возле участка разведения сил и средств в районе Золотого. Миссия также зафиксировала другие нарушения режима прекращения огня на этом участке разведения и возле него.
  • СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на гражданских объектах жизнеобеспечения в Луганской области.
  • Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также в Старомихайловке и вблизи Верхнешироковского*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 95 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками (около 65 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня, в том числе большинство взрывов (81), зафиксировано в районах к востоку, юго-востоку и юго-западу от н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) и юго-западу от н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка).

2 февраля возле н. п. Талаковка (подконтрольный правительству, 17 км к северо-востоку от Мариуполя) беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ малого радиуса действия обнаружил 6 мужчин, по оценке, военнослужащих Вооруженных сил Украины, трое из которых были со стрелковым оружием и находились в положении стрельбы лежа. По оценке Миссии, они, предположительно, принимали участие в учениях с боевой стрельбой в зоне безопасности (что является нарушением Решения Трехсторонней контактной группы от 3 марта 2016 года, которое предусматривает запрет проведения учений (занятий) с боевой стрельбой в зоне безопасности). (Наблюдатели слышали нарушения режима прекращения огня в этом районе во время осуществления полета БПЛА, см. Ежедневный отчет СММ от 4 февраля 2019 года).

В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, приблизительно 320 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками (около 60 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к востоку от н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), включая примерно 240 взрывов, оцененные как минометный и артиллерийский огонь, а также на участке разведения в районе Золотого и возле него (см. ниже раздел об участках разведения сил и средств).

4 февраля, находясь возле блокпоста Вооруженных сил Украины, примерно в 300 м к северу от участка разведения сил и средств в районе Золотого, наблюдатели услышали 3 взрыва, оцененные как разрывы снарядов, и увидели пламя, дым, сажу и снег в 70–100 м к востоко-юго-востоку от своего местоположения. Патруль СММ немедленно покинул этот район (см. Оперативный отчет СММ от 4 февраля 2019 года).

Свежая воронка от разрыва снаряда в результате обстрела в Золотом-5 (Михайловке)

4 февраля на ул. Производственной, 10, в н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) наблюдатели видели свежую воронку примерно в 3 м от одноэтажного дома. Воронка была покрыта сажей. Наблюдателям не удалось определить тип примененного вооружения и направление огня. Мужчина, который представился владельцем дома, сообщил им, что воронка появилась вследствие обстрела, произошедшего во второй половине дня 31 января 2019 года. Также члены патруля СММ отметили, что нижняя часть окна, выходящего на северо-северо-восток, в вышеуказанном доме была заклеена белой лентой. По словам владельца дома, окно было повреждено огнем из стрелкового оружия 29 января 2019 года (для ознакомления с предыдущими наблюдениями в Золотом-5 (Михайловке) см. Ежедневный отчет СММ от 4 февраля 2019 года).

Участки разведения сил и средств

Поздно вечером 3 и ночью 4 февраля камера СММ в Золотом зафиксировала 10 снарядов примерно в 1–3 км к юго?востоку и юго-юго-востоку (по оценке, на участке разведения), 5 снарядов ориентировочно в 1–3 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения) и 5 снарядов приблизительно в 1–3 км к востоко-юго-востоку (определить, произошло ли это на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным).

Днем 4 февраля со своей позиции возле блокпоста Вооруженных сил Украины к северу от участка разведения в районе Золотого наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения и 7-минутный эпизод многочисленных выстрелов из стрелкового оружия — все на расстоянии ориентировочно 2–3 км к востоку и юго-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Ведя наблюдение в Золотом-5 (Михайловке), члены патруля СММ слышали 6 выстрелов из стрелкового оружия ориентировочно в 3–5 км к западу (по оценке, в пределах участка разведения), а также 9 взрывов неопределенного происхождения и приблизительно 50 выстрелов из крупнокалиберного пулемета — все примерно в 3–5 км к северо-северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения). Патрулируя на северной окраине Золотого-5 (Михайловки), наблюдатели слышали 30 взрывов неопределенного происхождения ориентировочно в 3–5 км к северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения).

Осуществляя мониторинг к северу от участка разведения в районе н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка) и на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ отметила там спокойную обстановку.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения

Подконтрольные правительству районы

4 февраля:

наблюдатели видели:

  • 6 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм) и 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») на железнодорожной станции в н. п. Зачатовка (74 км к юго-западу от Донецка).

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

2 февраля:

мини-БПЛА СММ обнаружил:

  • 3 бронетранспортера (БТР-80) и 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) возле Талаковки.

3 февраля:

мини-БПЛА СММ обнаружил:

  • 1 бронированную командно-штабную машину (БМП-1Кш) вблизи н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска); и
  • свежую воронку, по оценке, образовавшуюся в результате разрыва 122-мм или 152-мм артиллерийского снаряда, примерно в 250 м от ближайшего дома в н. п. Золотое-3 (Стахановец; 61 км к западу от Луганска).

4 февраля:

наблюдатели видели:

  • 1 землеройную машину (ПЗМ-2) недалеко от н. п. Муратово (51 км к северо-западу от Луганска).

Неподконтрольные правительству районы

2 февраля:

мини-БПЛА СММ обнаружил:

  • 10 боевых машин пехоты (БМП-1) возле н. п. Круглик (65 км к юго-западу от Луганска).

Наличие мин

2 февраля недалеко от Талаковки мини-БПЛА СММ обнаружил более 60 противотанковых мин (предположительно ТМ-62), установленных в 6 рядов на дороге, ведущей в н. п. Пикузы (быв. Коминтерново; неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя), и на прилегающем поле (для ознакомления с предыдущими наблюдениями на этом участке см. Ежедневный отчет СММ от 29 июня 2018 года).

Усилия Миссии по содействию ремонту объектов гражданской инфраструктуры

СММ содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на водопроводе возле н. п. Новотошковское (подконтрольный правительству, 53 км к западу от Луганска), а также для обеспечения возможности проведения оценки объема снегоуборочных работ возле моста в Счастье. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) и водонасосной станции в н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Донецка).

СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 4 февраля 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • На блокпосте к югу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) трое членов вооруженных формирований в трех случаях отказывали патрулям Миссии в проезде, ссылаясь на «приказы командиров» и «проведение комплекса спецмероприятий в этом районе».
  • На блокпосте в н. п. Старомихайловка (неподконтрольный правительству, 15 км к западу от Донецка) член вооруженных формирований не разрешил патрулю Миссии проехать по «соображениям безопасности». Отъезжая от блокпоста, наблюдатели услышали взрыв неопределенного происхождения в 2 км к юго-западу (см. раздел о нарушениях режима прекращения огня выше и таблицу в приложении).

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.
  • На блокпосте вооруженных формирований к югу от моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что дорога, ведущая в северном направлении, не была разминирована.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода из-за зимних погодных условий возможности ведения наблюдения при помощи нескольких камер СММ были ограничены.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 4 February 2019

Summary

  • Compared with the previous 24 hours, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions.
  • The Mission heard and saw explosions assessed as impacts 70-100m east-south-east of its position near the Zolote disengagement area. It also recorded other ceasefire violations inside and near the disengagement area.
  • The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to essential civilian infrastructure in Luhansk region.
  • Restrictions of the Mission’s access continued in all three disengagement areas as well as in Staromykhailivka and near Verkhnoshyrokivske.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including 95 explosions, compared with the previous 24 hours (about 65 explosions). The majority of ceasefire violations, including the majority of explosions (81) were recorded in areas east, south-east and south-west of Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk) and south-west of Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk).

On 2 February, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted six men assessed as Ukrainian Armed Forces soldiers, three of them lying on the ground in firing position and holding small-arms weapons, near Talakivka (government-controlled, 17km north-east of Mariupol). The Mission assessed this as probable live-fire training inside the security zone (in violation of the decision of the Trilateral Contact Group as of 3 March 2016 that prohibits the conduct of live-fire training (exercises) in the security zone). (The SMM heard ceasefire violations in the area during the UAV flight, see SMM Daily Report 4 February 2019.)

In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 320 explosions, compared with the previous 24 hours (about 60 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas east of Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk), including about 240 explosions assessed as mortar and artillery rounds, as well as inside and near the disengagement area near Zolote (see the disengagement areas section below).

On 4 February, positioned near the checkpoint of the Ukrainian Armed Forces, approximately 300m north of the disengagement area near Zolote, the Mission members heard three explosions assessed as impacts, and saw flames, smoke, soot and snow 70-100m east-south-east of its position. The SMM immediately left the area (see SMM Spot Report 4 February 2019).

Recent impact crater from shelling in Zolote-5/Mykhailivka

On 4 February, at 10 Vyrobnycha Street in Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM saw a recent crater about 3m from a single-storey house. The crater was covered in soot. The Mission could not determine the weapon used or the direction of fire. A man who identified himself as the owner of the house told the SMM the crater had been caused by shelling in the afternoon on 31 January 2019. The Mission also observed that the bottom part of a north-north-east-facing window pane of the above-mentioned house was covered with white tape. The owner said the window had been damaged by small-arms fire on 29 January 2019. (For previous observations from Zolote-5/Mykhailivka, see SMM Daily Report 4 February 2019.)

Disengagement areas

On the evening and night of 3-4 February, the SMM camera in Zolote recorded ten projectiles in flight at an assessed range of 1-3km south-east and south-south-east (assessed as inside the disengagement area), five projectiles at an assessed range of 1-3km east (assessed as outside the disengagement area) and five projectiles at an assessed range of 1-3km east-south-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).

During the day on 4 February, positioned near the checkpoint of the Ukrainian Armed Forces north the Zolote disengagement area, the Mission heard five undetermined explosions and seven minutes of small-arms fire (uncountable shots), all at an assessed range of 2-3km east and south-south-east (all assessed as outside the disengagement area). Positioned in Zolote-5/Mykhailivka, the SMM heard six undetermined explosions at an assessed range of 3-5km west (assessed as inside the disengagement area) as well as nine undetermined explosions and about 50 shots of heavy-machine-gun fire, all at an assessed range of 3-5km north-north-west (assessed as outside the disengagement area). Positioned on the south-eastern edge of Zolote-5/Mykhailivka, the Mission heard 30 undetermined explosions at an assessed range of 3-5km north-west (assessed as outside the disengagement area).

Positioned north of the disengagement area near Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk) and inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM observed a calm situation.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites:

Government-controlled areas

4 February

The SMM saw:

  • six self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya,152mm) and a surface-to-air missile system (9K35 Strela10) at a train station in Zachativka (74km south-west of Donetsk).

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas:

2 February

An SMM mini-UAV spotted:

  • three armoured personnel carriers (BTR-80) and an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Talakivka.

3 February

An SMM mini-UAV spotted:

  • an armoured command vehicle (BMP-1Ksh) near Shchastia (20km north of Luhansk); and
  • a recent crater, assessed as caused by an impact of a 122mm or 152mm artillery round, about 250m from the nearest house in Zolote-3/Stakhanovets (61km west of Luhansk).

4 February

The SMM saw:

  • a trench digger (PZM-2) near Muratove (51km north-west of Luhansk).

Non-government-controlled areas:

2 February

An SMM mini-UAV spotted:

  • ten infantry fighting vehicles (BMP-1) near Kruhlyk (65km south-west of Luhansk).

Presence of mines

On 2 February, near Talakivka, an SMM mini-UAV spotted over 60 anti-tank mines (probable TM-62) laid in six rows on a road leading to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and in an adjacent field. (For previous observations in that area, see SMM Daily Report 29 June 2018.)

SMM facilitation of repair works to civilian infrastructure

The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to a water conduit near Novotoshkivske (government-controlled, 53km west of Luhansk) as well as to enable an assessment related to snow removal near the bridge in Shchastia. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and of the pumping station in Vasylivka (non-government-controlled, 24km north-east of Donetsk).

The Mission continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 4 February 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • At a checkpoint south of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), three members of the armed formations denied the SMM passage on three separate occasions, citing “orders from superiors” and “special activities in the area”.
  • At a checkpoint in Staromykhailivka (non-government-controlled, 15km west of Donetsk), a member of the armed formations denied the SMM passage, citing “security reasons”. When leaving the checkpoint, the Mission heard an undetermined explosion 2km south-west (see the ceasefire violations section above and the attached table).

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.
  • At a checkpoint of the armed formations south of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), an armed member of the armed formations told the Mission that mines on the road leading north had not been cleared.
 

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, winter weather conditions limited the observation capabilities of some SMM cameras.

* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/410785