Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 24 февраля 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • За период с вечера 22 по вечер 23 февраля СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня как в Донецкой, так и в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • За период с вечера 23 по вечер 24 февраля в Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками.
  • Двое гражданских лиц погибли, а еще один мужчина получил ранения в результате взрыва мины у блокпоста возле линии соприкосновения в Донецкой области.
  • Миссия зафиксировала свежие повреждения, вызванные обстрелом в Александровке.
  • СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения.
  • Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого.
  • СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения работы Донецкой фильтровальной станции.
  • Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения.
  • Наблюдатели также сталкивались с ограничениями в Заиченко, Петровском и Верхнешироковском, а также в месте размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе Луганской области, в постоянном месте хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области, а также вблизи Изварино и Северного, недалеко от границы с Российской Федерацией*.

Нарушения режима прекращения огня

С вечера 22 по вечер 23 февраля в Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом 35 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (ориентировочно 50 взрывов). Более половины нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к юго-востоку, юго-юго-востоку и югу от н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя).

С вечера 23 по вечер 24 февраля Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом примерно 275 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками. Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к западу от центрального железнодорожного вокзала Донецк (неподконтрольный правительству, 6 км к северо-западу от центра города), а также в южном и юго-западном направлениях от Чермалыка.

С вечера 22 по вечер 23 февраля в Луганской области СММ отметила уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, однако, больше взрывов (ориентировочно 120), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 80 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня было зафиксировано в районах к северо-северо-востоку и северо-востоку от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к северо-западу от Луганска).

С вечера 23 по вечер 24 февраля Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом примерно 300 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками. Большинство нарушений режима прекращения огня (включая все взрывы) зафиксировано в районах к юго-востоку от н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска).

Двое гражданских лиц погибли, а еще один мужчина получил ранения в результате взрыва мины у блокпоста возле линии соприкосновения в Донецкой области

23 февраля наблюдатели видели тлеющие обломки микроавтобуса, который лежал перевернутый на мягком грунте посреди разделительной полосы на автодороге Н-20 к югу от передовой позиции вооруженных формирований вблизи н. п. Оленовка (неподконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) (см. Оперативный отчет СММ от 25 февраля 2019 года). На разделительной полосе команда СММ видела свежую воронку, образовавшуюся, по оценке, вследствие срабатывания взрывного устройства (предположительно противотанковой мины), на который наехал микроавтобус. 24 февраля члены патруля Миссии уточняли сообщения о трех жертвах среди гражданского населения вследствие данного инцидента. В н. п. Докучаевск (неподконтрольный правительству, 30 км к юго-западу от Донецка) директор морга сообщил наблюдателям, что днем 23 февраля в морг доставили тела мужчины (34 года) и женщины (85 лет). По его словам, оба они скончались от серьёзных ранений, полученных в результате взрыва мины. В н. п. Шахтерск (неподконтрольный правительству, 50 км к востоку от Донецка) мужчина (59 лет) рассказал команде СММ, что 23 февраля он ехал в упомянутом микроавтобусе вместе со своей матерью и водителем. Он добавил, что взрыв произошел, когда микроавтобус выехал на упомянутую выше разделительную полосу автодороги к югу от передовой позиции вооруженных формирований вблизи Оленовки. На щеках у мужчины были ссадины и синяки, а его голова была обвязана бинтом.

Свежие повреждения жилого дома, вызванные обстрелом в Александровке

22 февраля на ул. Горького, 339, в н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели видели разбитое внешнее оконное стекло с восточной стороны одноэтажного дома, а также свежую пробоину (шириной 7 см) на западной стене сарая (ориентировочно в 3 м к востоку от дома) и 20 свежих пробоин от осколков (шириной 2–6 см) в бетонном покрытии во дворе (примерно в 4 м к востоку от того же дома).

По оценке СММ, повреждения сарая были вызваны попаданием снаряда, выпущенного с 30-мм вооружения из юго-западного направления, а повреждения бетонного покрытия во дворе и окна дома — осколками от вышеупомянутого снаряда. Владельцы дома (мужчина и женщина в возрасте от 50 до 60 лет) сообщили СММ, что утром 19 февраля женщина находилась в доме одна, когда услышала взрыв во дворе. Они также отметили, что нашли во дворе фрагмент боеприпаса (с несколькими пробоинами в нем) и что члены вооруженных формирований пришли к ним в тот же день и очистили двор.

Участки разведения сил и средств

Днем 23 февраля, ведя наблюдения в н. п. Золотое-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), члены патруля СММ слышали 6 выстрелов из стрелкового оружия ориентировочно в 1,5–2 км к юго-юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения в районе Золотого), а также 1 выстрел из стрелкового оружия на расстоянии около 1,5–2 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого). Со своей позиции примерно в 1,3 км к северо-северо-востоку от н. п. Калиново-Борщеватое (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 3 выстрела из крупнокалиберного пулемета на расстоянии приблизительно 2–3 км к северо-северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).

В тот же день, патрулируя в н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 22 взрыва неопределенного происхождения ориентировочно в 3–8 км к югу и юго-западу, а также 5 очередей из крупнокалиберного пулемета на расстоянии примерно 2–3 км к востоку (все, по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого). Осуществляя мониторинг на южном крае участка разведения в районе Золотого, команда СММ слышала 2 взрыва неопределенного происхождения на расстоянии от 2 до 3 км к западу (по оценке, за пределами участка разведения).

Днем 24 февраля, ведя наблюдение в н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), члены патруля СММ слышали 1 взрыв, по оценке, от разрыва минометной мины и 1 очередь из крупнокалиберного пулемета ориентировочно в 1–2 км к северо-востоку (по оценке, все за пределами участка разведения в районе Золотого), а также 21 выстрел из стрелкового оружия ориентировочно в 1–2 км к северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).

23 и 24 февраля, находясь на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), а также к северу от н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), наблюдатели отметили там спокойную обстановку.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

22 февраля:

СММ зафиксировала:

  • 8 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-22 «Град», 122 мм) неподалеку от н. п. Никаноровка (86 км к северу от Донецка).

24 февраля:

Миссия зафиксировала:

  • 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») во дворе дома, который использовали военнослужащие, поблизости с н. п. Новозвановка (70 км к западу от Луганска); и
  • 1 зенитный ракетный комплекс (9К35), стоявший недалеко от железнодорожных путей на северо-восточной окраине н. п. Ольгинка (40 км к юго-западу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

22 февраля:

беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 5 буксируемых гаубиц (неустановленного типа) возле н. п. Яснодольск (41 км к западу от Луганска);

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения

Неподконтрольные правительству районы

22 февраля:

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил:

Подконтрольные правительству районы

24 февраля:

СММ зафиксировала:

  • 10 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), загруженные на тягачи с прицепами, на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска).

Вооружение, которое СММ не смогла верифицировать как отведенное

Места размещения отведенного тяжелого вооружения, расположенные за соответствующими линиями отвода в подконтрольных правительству районах Донецкой области

22 февраля:

СММ отметила, что

  • 25 танков (Т-64) и 10 самоходных гаубиц (2С1) были в наличии (впервые); и
  • 102 самоходные гаубицы (шестьдесят две 2С1 и сорок 2С3 «Акация», 152 мм), 86 танков (Т-64, тридцать один из которых впервые), 61 миномет (пятьдесят четыре 2Б11 «Сани», 120 мм, три из которых впервые; 12 M-120 «Молот», 120 мм; и один БM-37, 82 мм), 21 РСЗО (БM-21), 15 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм), 9 буксируемых гаубиц (шесть Д-30 «Лягушка», 122 мм, и три Д-44, 85 мм), 6 буксируемых минометом (ПM-38, 120 мм) и 4 зенитных ракетных комплекса (9K35) снова отсутствовали.

Постоянные места хранения вооружения

Постоянное место хранения вооружения в подконтрольном правительству районе Донецкой области

22 февраля:

СММ отметила, что

  •  13 противотанковых пушек (MT-12) снова отсутствуют.

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Неподконтрольные правительству районы

22 февраля:

СММ зафиксировала:

  • 3 боевые машины пехоты (БМП-1) в н. п. Михайловка (30 км к северо-востоку от Донецка);

БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал:

  • 1 военный грузовик с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм), а также 1 БМП-2 возле н. п. Веселогоровка (64 км к западу от Луганска).

Подконтрольные правительству районы

23 февраля:

СММ зафиксировала:

  • 1 бронетранспортер (неустановленного типа), двигавшийся в западном направлении вблизи контрольного пункта въезда-выезда в н. п. Майорск (45 км к северо-востоку от Донецка);
  • 1 бронированную ремонтно-эвакуационную машину (БРЭМ-1) в н. п. Нижнее (56 км к северо-западу от Луганска); и
  • 1 БМП-2 на территории объекта военного типа в Луганске.

24 февраля:

СММ зафиксировала:

  • 2 военнослужащих, державших 2 мини-БПЛА, и еще 1 военнослужащего, в руках у которого была панель управления мини-БПЛА, вблизи Попасной.

Наличие мин и работы по разминированию

24 февраля примерно в 500 м к северо-северо-востоку от северной окраины Петровского члены патруля Миссии впервые зафиксировали 6 противотранспортных мин и мин направленного действия (по оценке, три из них МОН-200 и три — ТМ-83), установленных на расстоянии примерно 10 м друг от друга в поле ориентировочно в 12 м к востоку от дороги CO51532.

24 февраля наблюдатели видели ориентировочно 50 новых знаков, предупреждающих о минной опасности (красного цвета с изображением черепа и скрещенными костями и надписью «Стоп! Мины» на русском языке), установленных на участке 700 м в поле в 200 м к северо-востоку от дороги, ведущей к северной окраине н. п. Сартана (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя). Примерно в 100 м от вышеуказанных знаков команда Миссии видела 7 сотрудников неправительственной организации, одетых в форму синего цвета. Они выполняли работы по разминированию в том же поле (используя металлоискатели и обозначая очищенные участки).

Усилия СММ по содействию проведению ремонтных работ на объектах гражданской инфраструктуры

23 февраля СММ осуществляла мониторинг общей ситуации с безопасностью в районе насосной станции в н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Донецка), а 23 и 24 февраля продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС.

Приграничные районы, которые не контролируются правительством

24 февраля, находясь в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска), члены патруля Миссии видели, что в очереди на выезд из Украины стояли 15 тентованных грузовиков (14 с украинскими номерными знаками и 1 — с российскими) и 1 транспортное средство (с украинскими номерными знаками). Наблюдатели также отметили, что в Украину заехали 2 тентованных грузовика (с белорусскими номерными знаками) и вошли 2 человека (женщины от 30 до 40 лет). Через 7 минут член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.

Пребывая в пункте пропуска на границе возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска), команда СММ видела, что из Украины вышел 1 человек (женщина 40 лет). Через 2 минуты член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.

Находясь в пункте пропуска на границе недалеко от н. п. Успенка (73 км к юго-востоку от Донецка), наблюдатели видели, что в Украину заехали 15 автомобилей (с российскими номерными знаками), 2 тентованных грузовика (1 с украинскими номерными знаками и 1 — с белорусскими), 2 автобуса (1 с украинскими номерными знаками, 1 с табличками «ДНР»), 2 микроавтобуса (с российскими номерными знаками) и 2 молоковоза (с российскими номерными знаками). В то же время, по их наблюдениям, из Украины выехали 44 автомобиля (11 с украинскими номерными знаками, 25 — с российскими, 2 — с грузинскими и 1 с табличками «ДНР»), 25 тентованных грузовиков (17 с украинскими номерными знаками, 1 с российскими и 7 с табличками «ДНР»), 2 открытых грузовика (1 с украинскими номерными знаками и 1 с табличками «ДНР»), 2 автобуса (1 с российскими номерными знаками и 1 с табличками «ДНР»), а также 1 автоцистерна (с табличками «ДНР»).

Миссия продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • 23 февраля вооруженный член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в проезде через блокпост вблизи Петровского, ссылаясь на работу «снайпера» в том районе, а также на отсутствие разрешения от руководства.
  • 23 февраля два вооруженных члена вооруженных формирований снова отказали патрулю Миссии в проезде через блокпост к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на «соображения безопасности».
  • 23 февраля офицер Вооруженных сил Украины отказал патрулю СММ в доступе к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе Луганской области, сославшись на отсутствие разрешения от командования.
  • 24 февраля в пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго-востоку от Луганска) невооруженный член вооруженных формирований снова сказал патрулю Миссии покинуть этот район.
  • 24 февраля в пункте пропуска на границе возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) невооруженный член вооруженных формирований снова сказал патрулю Миссии покинуть этот район.
  • 24 февраля двое вооруженных членов вооруженных формирований снова отказали патрулю Миссии в проезде через блокпост возле н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) после того, как наблюдатели отказались предъявлять план патрулирования.
  • 24 февраля членам патруля Миссии не удалось попасть в постоянное место хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе Донецкой области из-за того, что ворота были заперты. Гражданский охранник в этом месте сказал наблюдателям, что место закрыто и им нужно вернуться в другой день.

Доступ при условии:

  • 23 февраля на блокпосте вооруженных формирований, расположенном на автодороге T0513 недалеко от н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), двое вооруженных членов вооруженных формирований разрешили патрулю Миссии проехать лишь после осмотра прицепа.

Другие препятствия:

  • 22 февраля главврач больницы в н. п. Чистяково (быв. Торез; неподконтрольный правительству, 62 км к востоку от Донецка) сказал наблюдателям обратится к руководству вооруженных формирований, чтобы договориться о встрече.
  • 23 февраля, находясь в 1,5 км к юго-западу от н. п. Сарабаш (быв. Коммунаровка; неподконтрольный правительству, 30 км к югу от Донецка), управляя полетом БПЛА малого радиуса действия, команда СММ потеряла контроль над ним. По оценке СММ, это произошло из-за внешнего вмешательства (вероятнее всего глушения канала управления). БПЛА приземлился примерно в 240 м к юго-востоку от местонахождения патруля СММ в поле, обозначенном знаками, предупреждающими о минной опасности. Наблюдателям не удалось вернуть этот БПЛА.
  • 24 февраля, находясь на северо-западной окраине н. п. Макеевка (неподконтрольный правительству, 12 км к северо-востоку от Донецка) и управляя полетами двух БПЛА СММ малого радиуса действия, команда СММ потеряла контроль над одним из них. По оценке, это произошло из-за внешнего вмешательства (вероятнее всего глушения канала управления). Миссии удалось восстановить контроль над одним из БПЛА, который наблюдатели благополучно приземлили. В то же время другой БПЛА совершил аварийную посадку в 10 м к востоко-юго-востоку от местонахождения патруля СММ (при падении был поврежден пропеллер).

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к трем участкам разведения, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в Светлодарске не функционировала.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Из-за наличия мин, в том числе на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия лишена доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.

Наблюдатели посетили места, в которых ранее размещалось вооружение, которое они не смогли верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствовали критериям, указанным в сообщении от 16 октября 2015 года относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения, направленном СММ подписантам Комплекса мер. По наблюдениям Миссии, два таких места были по?прежнему заброшены.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Глушение сигнала могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.

Глушение сигнала могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.

Источник https://www.osce.org/ru/node/412427

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 24 February 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, between the evenings of 22 and 23 February, the SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions.
  • Compared with the previous 24 hours, between the evenings of 23 and 24 February, the SMM recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions.
  • Two persons were killed and one person was injured in a mine explosion near a checkpoint close to the contact line in Donetsk region.
  • The Mission saw fresh damage caused by shelling in Oleksandrivka.
  • It saw weapons in violation on both sides of the contact line.
  • The SMM recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area.
  • It facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable the operation of the Donetsk Filtration Station.
  • Restrictions of the Mission’s access continued in all three disengagement areas.
  • It was also restricted near Zaichenko, Petrivske and Verkhnoshyrokivske, at a heavy weapons holding area in a government-controlled area of Luhansk region,  at a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region as well as  near Izvaryne and Sievernyi, areas near the border with the Russian Federation.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, between the evenings of 22 and 23 February, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including 35 explosions, compared with the previous reporting period (about 50 explosions). More than half of the ceasefire violations were recorded in areas south-east, south-south-east and south of Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol).

Between the evenings of 23 and 24 February, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 275 explosions, compared with the previous 24 hours. The majority of ceasefire violations were recorded in areas west of the central railway station in Donetsk city (non-government-controlled, 6km north-west of Donetsk city centre) and at southerly and south-westerly directions of Chermalyk.

In Luhansk region, between the evenings of 22 and 23 February, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (about 120), compared with the previous reporting period (about 80 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas north-north-east and north-east of Molodizhne (non-government-controlled, 63km north-west of Luhansk).

Between the evenings of 23 and 24 February, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 300 explosions, compared with the previous 24 hours. The majority of ceasefire violations (including all explosions) were recorded in areas south-east of Popasna (government-controlled 69km west of Luhansk).

Mine explosion kills two civilians, injures another near checkpoint close to the contact line in Donetsk region

On 23 February, the SMM saw the burning wreckage of an overturned mini-van on the soft ground of a median strip between the lanes of road H-20, south of the forward position of the armed formations near Olenivka (non-government-controlled, 23km south-west of Donetsk) (see SMM Spot Report 25 February 2019). The Mission also saw a fresh crater in the median strip, assessed as caused by an explosive device (probably an anti-tank mine) detonated by the vehicle. Following up on reports of three civilians involved in the incident, on 24 February, the director of the morgue in Dokuchaievsk (non-government-controlled, 30km south-west of Donetsk) told the SMM that the bodies of a man (aged 34) and of a woman (aged 85) had been brought to the morgue on the afternoon of 23 February. He added that the two individuals had died from severe injuries caused by a mine explosion. In Shakhtarsk (non-government controlled, 50km east of Donetsk), a man (aged 59) told the SMM that on 23 February, he had been travelling with his mother and a driver in the abovementioned van and that an explosion had occurred after the vehicle entered the abovementioned median strip south of the forward position of the armed formations near Olenivka. He had scratches and bruises on his cheeks, as well as a bandage covering his head.

Fresh damage caused by shelling to a residential house in Oleksandrivka

On 22 February, at 339 Horkoho Street in Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk), the SMM saw a shattered outer window pane on the east-facing side of a single-storey house, as well as a fresh hole (7cm in width) in the west-facing side of a shed (about 3m east from the house) and 20 fresh shrapnel holes (2-6cm in width) on the surface of a concrete yard (about 4m east of the same house).

The SMM assessed the damage to the shed as caused by a round of a weapon (30mm calibre) fired from a south-westerly direction and the damage to the yard and the window of the house as caused by shrapnel from the abovementioned round. The owners of the house (a man and a woman, aged 50-60) told the SMM that in the morning of 19 February, the woman had been alone in the house when she had heard an explosion in their yard. They said that they had found a piece of shrapnel (with several holes in it) in the yard and that members of the armed formations had come that same day and had cleared the yard. 

Disengagement areas

During the day on 23 February, positioned in Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk) the SMM heard six shots of small-arms fire at an assessed range of 1.5-2km south-south-east (assessed as inside the Zolote disengagement area) and a shot of small-arms fire at an assessed range of 1.5-2km east (assessed as outside the Zolote disengagement area. Positioned about 1.3km north-north-east of Kalynove-Borshchuvate (non-government-controlled, 61km west of Luhansk), the SMM heard three shots of heavy-machine-gun fire at an assessed range of 2-3km north-north-east (assessed as outside the Zolote disengagement area).

On the same day, positioned in Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk), the SMM heard 22 undetermined explosions at an assessed range of 3-8km south and south-west and five bursts of heavy-machine-gun fire at an assessed range of 2-3km east (all assessed as outside the Zolote disengagement area). Positioned on the southern edge of the disengagement near Zolote, the SMM heard two undetermined explosions at an assessed range of 2-3km west (assessed as outside the disengagement area).

During the day of 24 February, positioned in Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard an explosion assessed as an impact of a mortar round and a burst of heavy-machine-gun fire at an assessed range of 1-2km north-east (all assessed as outside the Zolote disengagement area), as well as 21 shots of small-arms fire at an assessed range of 1-2km north-east (assessed as outside the Zolote disengagement area).

On 23 and 24 February, positioned inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk) and north of Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM observed calm situations.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Government-controlled

22 February

The SMM saw:

  • eight multiple launch rocket systems  (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) near Nykanorivka (86km north of Donetsk).  

24 February

The SMM saw:

  • a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) in the yard of a house being used by military personnel near Novozvanivka (70km west of Luhansk) and
  • a surface-to-air missile system (9K35) stationary near railway tracks on the north-eastern edge of Olhynka (40km south-west of Donetsk).

Non-government-controlled

22 February

An SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted:

  • five towed howitzers (undetermined variants) near Yasnodolsk (41km west of Luhansk).

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites

Non-government-controlled

22 February

An SMM mini-UAV spotted:

Government-controlled

24 February

The SMM saw:

  • ten self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) loaded on tractor trailers at the train station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk).

Weapons that the SMM could not verify as withdrawn

At heavy weapons holding areas beyond the respective withdrawal lines in government-controlled areas of Donetsk region

22 February

The SMM noted that:

  • 25 tanks (T-64) and  ten self-propelled howitzers (2S1) were present (for the first time) and
  • 102 self-propelled howitzers (62 2S1 and 40 2S3 Akatsiya, 152mm), 86 tanks (T-64) (of which 31 were missing for the first time)), 67 mortars  (54 2B11 Sani, 120mm (of which three were missing for the first time), 12 M-120 Molot, 120mm and one BM-37, 82mm), 21 MLRS (BM-21), 15 anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm), nine towed howitzers (six D-30 Lyagushka, 122mm and three D-44, 85mm), six towed mortars (PM-38, 120mm) and four surface-to-air missile systems (9K35) were again missing.

Weapons permanent storage site

At a permanent storage site in a government-controlled area of Donetsk region

22 February

The SMM noted that:

  •  13 anti-tank guns (MT-12) were again missing.

Indications of military and military-type presence in the security zone

Non-government-controlled

22 February

The SMM saw:

  • three infantry fighting vehicles (BMP-1) in Mykhailivka (30km north-east of Donetsk).

An SMM long-range UAV spotted:

  • a military truck with an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on top and an IFV (BMP-2) near Veselohorivka (64km west of Luhansk).

Government-controlled

23 February

The SMM saw:

  • an armoured personnel carrier (undetermined variant) moving west near the entry-exit checkpoint in Maiorsk ( 45km north-east of Donetsk);
  • an armoured recovery vehicle (BREM-1) in Nyzhnie (56km north-west of Luhansk); and
  • an IFV (BMP-2) at a military-type compound in Luhansk city.

24 February

The SMM saw:

  • two military personnel holding two mini-UAVs and one holding a control panel for a mini-UAV near Popasna.

Presence of mines and demining activities

On 24 February, about 500m north-north east of the northern edge of Petrivske, the SMM saw for the first time six anti-vehicle and directional mines (three assessed as MON-200 and three assessed as TM-83) laid about 10m of each other in a field about 12m east of road CO51532.

On 24 February, the SMM saw about 50 new mine hazard signs (red with skulls and crossbones reading “Stop Mines” in Russian) laid out over an area of 700m in a field 200m north-east of a road leading to the northern edge of Sartana (government-controlled 15km north-east of Mariupol). About 100m north from the aforementioned signs, the SMM saw seven members of a non-governmental organization dressed in blue uniforms conducting demining activities (using mine detectors and marking clearance areas) in the same field.

SMM facilitation of repair works to civilian infrastructure

On 23 February, the Mission monitored the overall security situation in the area of the pumping station in Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk) and on 23 and 24 February, the SMM continued to facilitate the operation of the DFS.

Border areas outside of government control

On 24 February, while at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk), the SMM saw 15 covered cargo trucks (14 with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates) and a vehicle (with Ukrainian licence plates) queuing to exit Ukraine, as well as two covered cargo trucks (with Belarusian licence plates) and two pedestrians (women, aged 30-40) entering Ukraine. After seven minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*

While at a pedestrian border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk), the SMM saw one pedestrian (woman, aged 40) exiting Ukraine. After two minutes, a member of the armed formations told the SMM to leave the area.*

While at a border crossing point near Uspenka (73km south-east of Donetsk), the SMM saw 15 cars (with Russian Federation licence plates), two covered cargo trucks (one with Ukrainian and one with Belarusian licence plates), two buses (one with Ukrainian licence plates and one with “DPR” plates), two mini-buses (with Russian Federation licence plates) and two milk tankers (with Russian Federation licence plates) entering Ukraine. During the same time, the SMM saw 44 cars (11 with Ukrainian, 25 with Russian Federation and two with Georgian licence plates and six with “DPR” plates),  25 covered cargo trucks (17 with Ukrainian and one with Russian Federation licence plates and seven with “DPR” plates),  two open cargo trucks (one with Ukrainian licence plates and one with “DPR” plates), two buses (one with Russian Federation licence plates and one with “DPR” plates)  and a tanker truck with “DPR” plates exiting Ukraine.

The Mission continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denial of access:

  • On 23 February, an armed member of the armed formations denied the SMM passage through a checkpoint near Petrivske, citing the presence of “a sniper” in the area and lack of permission from superiors.
  • On 23 February, two armed members of the armed formations again denied the SMM passage through a checkpoint north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol) citing “security concerns”.
  • On 23 February, at a heavy weapon holding area in a government-controlled area of Luhansk, the SMM was denied access by an officer of the Ukrainian Armed Forces citing lack of permission from superiors.
  • On 24 February, at a border crossing near Izvaryne (non-government-controlled, 52km south-east of Luhansk), an unarmed member of the armed formations again told the SMM to leave the area.
  • On 24 February, at a pedestrian border crossing point near Sievernyi (non-government-controlled, 50km south-east of Luhansk), an unarmed member of the armed formations again told the SMM to leave the area.
  • On 24 February, two armed members of the armed formations again denied the SMM passage through a checkpoint near Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government controlled, 29km north-east of Mariupol), after the SMM refused to show its patrol plan.
  • On 24 February, the SMM was unable to enter a permanent storage site in a non-government-controlled area of Donetsk region because the gate was locked. A civilian guard at the site told the SMM that the site had been closed and it should return on another day.

Conditional access:

  • On 23 February, at a checkpoint of the armed formation on road T0513 near Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk) two armed members of the armed formations allowed the SMM to proceed only after inspecting its trailer.

Other impediments:

  • On 22 February, in Chystiakove (formerly Torez, non-government controlled, 62km east of Donetsk), the head doctor of the hospital told the SMM to address senior members of the armed formations for a meeting.
  • On 23 February, while positioned 1.5km south-west of Sarabash (formerly Komunarivka, non-government-controlled, 30km south of Donetsk), conducting a mini-UAV flight, the SMM lost control over the UAV due to what the SMM assessed as external interference,  most likely caused by jamming of the control link. The UAV landed about 240m south-east of the SMM in a field marked with mine hazard signs. The SMM was unable to recover the UAV.  
  • On 24 February, while positioned on the north-western edge of Makiivka (non-government-controlled, 12km north-east of Donetsk), while conducting  two mini-UAV flights, the SMM lost control over one of the UAVs due to what the SMM assessed as external interference, most likely caused by jamming of the control link. The SMM was able to regain control over one of the UAVs which landed safely while the other one crash-landed 10m east-south-east of the SMM’s position (and sustained damage to its propeller).  

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to the three disengagement areas, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. During the reporting period, the SMM camera in Svitlodarsk was not operational.

* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

Due to the presence of mines, including a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.

The SMM visited areas previously holding weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. The SMM noted that two such sites continued to be abandoned.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.

The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/412415