Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 5 августа, 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками.
  • Возле Авдеевки в направлении беспилотного летательного аппарата СММ малого радиуса действия стреляли из стрелкового оружия.
  • Наблюдатели видели группы по разминированию из подконтрольных и неподконтрольных правительству районов, которые вели работы на участке разведения сил и средств в районе Станицы Луганской.
  • Члены патруля Миссии слышали нарушения режима прекращения огня, по оценке, на участке разведения в районе Золотого.
  • Команды СММ видели длинные очереди на блокпостах вдоль линии соприкосновения.
  • Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на линиях электропередачи, а также для обеспечения функционирования жизненно важных объектов гражданской инфраструктуры.
  • Доступ наблюдателей оставался ограниченным, в частности на блокпосте возле неподконтрольного правительству Заиченко*.

Нарушения режима прекращения огня

В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, больше взрывов (27), по сравнению с предыдущими сутками (13 взрывов). Большинство нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к северу от н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка).

В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, а также меньшее количество взрывов (1) по сравнению с предыдущими сутками (4 взрыва).

Возле Авдеевки в направлении беспилотного летательного аппарата (БПЛА) СММ малого радиуса действия стреляли из стрелкового оружия

5 августа, осуществляя полет мини-БПЛА СММ со своей позиции на восточной окраине Авдеевки, наблюдатели слышали 75 выстрелов из стрелкового оружия на расстоянии ориентировочно 1,6 км к северо-северо-востоку. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА, который в тот момент пролетал на этом участке. Команда СММ благополучно приземлила БПЛА. Покидая этот район, члены патруля слышали еще 10 выстрелов из стрелкового оружия на аналогичном расстоянии ориентировочно 1,6 км к северо-северо-востоку от своего месторасположения*.

Участок разведения сил и средств в районе Станицы Луганской

Утром 5 августа наблюдатели видели, как на участок разведения въезжала группа по разминированию Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) в составе 10 специалистов на 3-х транспортных средствах (включая 1 бронеавтомобиль). Члены патруля Миссии видели вышеупомянутых саперов с металлоискателями и щупами, срезающих растительность, а также выполняющих работы по разминированию примерно в 125 м в полосах по обе стороны дороги от северного края разрушенной секции моста у Станицы Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска) в направлении северного края участка разведения.

В тот же день команда СММ видела, как 9 членов вооруженных формирований (у троих были нарукавные повязки с надписью «СЦКК») следовали от блокпоста вооруженных формирований южнее моста по направлению к разрушенной части моста. В течение дня наблюдатели видели саперов из неподконтрольных правительству районов, которые проводили работы с помощью щупов и металлоискателей к западу от южного деревянного трапа, установленного над разрушенной частью моста, а также одного члена вооруженных формирований, стоявшего неподалеку.

Вечером в этот же день после окончания работы контрольного пункта въезда-выезда Вооруженных сил Украины и блокпоста вооруженных формирований в 18:00 члены патруля СММ слышали 2 взрыва, оцененные как контролируемые подрывы неразорвавшихся боеприпасов недалеко от деревянного трапа, установленного над разрушенной частью моста на участке разведения.

Другие участки разведения сил и средств

4 августа камера СММ в н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) зафиксировала 3 снаряда ориентировочно на расстоянии 2–3 км к юго-юго-востоку (по оценке, на участке разведения), а также еще 3 снаряда, которые, по оценке, пролетели вне участка разведения, но в пределах 5 км от него.

5 августа на участке разведения в районе н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка) наблюдатели обнаружили недавно обустроенную позицию из мешков с песком примерно в 170 м к югу от северного края участка разведения и ориентировочно в 1 км к западу от его восточного края, которая, по оценке, принадлежала вооруженным формированиям. Приблизительно в 500–700 м далее к юго-западу члены патруля Миссии видели еще одну подобную недавно обустроенную позицию из мешков с песком, расположенную напротив вышеупомянутой позиции. По оценке СММ, данная позиция принадлежала Вооруженным силам Украины.

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

5 августа

Наблюдатели обнаружили 3 реактивные системы залпового огня (РСЗО) (БМ-21 «Град», 122 мм) в составе стоявшей автоколонны в н. п. Смоляниново (61 км к северо-западу от Луганска).

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения

Подконтрольные правительству районы

5 августа

Члены патруля СММ зафиксировали 5 самоходных гаубиц (2С3 «Акация», 152 мм), погруженных в вагоны на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска).

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

5 августа

Миссия обнаружила:

  • 1 бронетранспортер (БТР-4) возле н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка);
  • 1 боевую машину пехоты (БМП-2) около н. п. Макарово (19 км к северо-востоку от Луганска);
  • 1 БТР-70 в бетонном укрытии под маскировочной сеткой за пределами участка разведения в районе н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска);
  • 1 БМП в н. п. Новозвановка (70 км к западу от Луганска);
  • 2 зенитные установки (ЗУ-23, 23 мм) вблизи н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска); и
  • 1 ББМ (типу БМП) и 1 бронетранспортер (типу БТР) недалеко от н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска).

Неподконтрольные правительству районы

1 августа

По доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено наличие 2 боевых бронированных машин (неустановленного типа) на восточной окраине н. п. Безыменное (30 км к востоку от Мариуполя).

Ситуация на блокпостах вдоль линии соприкосновения

5 августа на блокпосте на автодороге H15 в н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка) наблюдатели вновь видели как минимум 350 автомобилей, стоящих в очереди на въезд в подконтрольные правительству районы, а также по крайней мере 80 автомобилей, ожидавших в очереди в противоположном направлении. На блокпосте возле н. п. Оленовка (неподконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) команда СММ видела 60 автомобилей, стоящих в очереди на въезд в неподконтрольные правительству районы, а также примерно 100 автомобилей и 10 мини-фургонов в противоположном направлении. Две женщины (одна в возрасте 50–59 лет; другая 70–79 лет) рассказали наблюдателям, что они с 04:00 утра ждут очереди пройти в подконтрольные правительству районы.

Усилия Миссии по содействию ремонту и обеспечению функционирования жизненно важных объектах объектов гражданской инфраструктуры

5 августа патрули СММ осуществляли мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на линиях электропередачи, по которым подается электроэнергия на Петровскую водонасосную станцию возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) и осуществлять мониторинг ситуации с безопасностью в районе насосной станции возле н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

Команды СММ продолжали следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 1 августа 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • 5 августа на блокпосте примерно в 800 м к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) четверо вооруженных члена вооруженных формирований вновь отказали патрулю СММ проследовать на юг к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя) и на запад к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново; неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя), сославшись на «проведение в этом районе комплекса спецмероприятий».

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали Миссии в неограниченном доступе к участкам разведения в районах Золотого и Петровского, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Задержка:

  • 5 августа на блокпосте к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя) двое вооруженных членов вооруженных формирований вновь задержали патруль СММ, не указав причин, и разрешили ему проехать только по истечении 39 минут ожидания на блокпосте.

Другие препятствия:

  • Члены патруля Миссии, осуществлявшие полет мини-БПЛА возле н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), слышали 75 выстрелов из стрелкового оружия примерно в 1,6 км к северо-северо-востоку. По оценке СММ, огонь велся в направлении БПЛА, который удалось благополучно приземлить.
  • Мини-БПЛА СММ трижды подвергался воздействию помех сигнала GPS (по оценке, предположительно в результате глушения) во время полета в районе Авдеевки.

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.

Совместный центр контроля и координации (СЦКК) был создан в сентябре 2014 года Украиной и Российской Федерацией, которые назначили по одному представителю для совместного управления СЦКК. В состав Совместного центра вошли офицеры Вооруженных сил Украины и Вооруженных сил Российской Федерации, которые были размещены в определенных секторах Луганской и Донецкой областей.  В декабре 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК и выехали из Украины.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

4. Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Глушение сигнала могло осуществляться из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.

Источник https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/427241

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 5 August 2019

Summary

  • Compared with the previous 24 hours, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region.
  • Small-arms fire was directed at an SMM mini-unmanned aerial vehicle near Avdiivka.
  • The SMM saw deminers from government- and non-government-controlled areas working inside the Stanytsia Luhanska disengagement area.
  • It heard ceasefire violations assessed as inside the Zolote disengagement area.
  • The Mission saw long queues at checkpoints along the contact line.
  • The Mission monitored adherence to the ceasefire to facilitate repairs of power lines, as well as the operation of essential civilian infrastructure.
  • Restrictions of the SMM’s access continued, including at a non-government-controlled checkpoint near Zaichenko.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (27) compared with the previous 24 hours (13 explosions). The majority of ceasefire violations were recorded in areas north of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk).

In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including fewer explosions (one) compared with the previous 24 hours (four explosions).

Small-arms fire assessed as directed at SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) near Avdiivka

On 5 August, positioned on the eastern edge of Avdiivka, while conducting a mini-UAV flight, the SMM heard 75 shots of small-arms fire at an assessed distance of 1.6km north-north-east, assessed as aimed at the UAV, which at the time was flying in the same area. The SMM safely landed the UAV. While leaving the area, the SMM heard an additional ten shots of small-arms fire also at an assessed distance of 1.6km north-north-east of its position.*   

Stanytsia Luhanska disengagement area

On the morning of 5 August, the SMM saw a demining team of the State Emergency Service (SES) of Ukraine, comprised of ten people and three vehicles (including an armoured vehicle) entering the disengagement area. It observed aforesaid deminers holding prodding sticks and metal detectors and cutting vegetation, as well as conducting demining activities in areas of about 125m on both sides of the road, from the northern edge of the broken section of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk) towards the northern edge of the disengagement area.

On the same day, the SMM saw nine members of the armed formations, including three wearing armbands with “JCCC” written on them, heading from the checkpoint of the armed formations south of the bridge towards the broken section of the bridge. During the day, the SMM saw deminers from non-government-controlled areas using prodding sticks and metal detectors in an area west of the southern wooden ramp on the broken section of the bridge and a member of the armed formations standing nearby.

On the evening of the same day, following the closure of the entry-exit checkpoint of the Ukrainian Armed Forces and the checkpoint of the armed formations at 18:00, the SMM heard two explosions, assessed as controlled detonation of unexploded ordnance (UXO) in the vicinity of the wooden ramp on the broken section of the bridge inside the disengagement area.

Other disengagement areas

On 4 August, the SMM camera in Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) recorded three projectiles in flight at an assessed range of 2-3km south-south-east, assessed as inside the disengagement area and three projectiles, assessed as outside the disengagement area, but within its 5km periphery.

On 5 August, inside the disengagement area near Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), the SMM saw a freshly dug, sand-bagged position, about 170m south of its northern edge and about 1km west of its eastern edge, assessed as belonging to the armed formations. Approximately 500-700m further south-west, the SMM saw another similar freshly dug, sand-bagged position facing the aforesaid position, assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal lines

Government-controlled areas

5 August 

The SMM saw three multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) in a stationary convoy in Smolianynove (61km north-west of Luhansk).

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites

Government-controlled areas

5 August 

The SMM saw five self-propelled howitzers (2S3 Akatsiya, 152mm) loaded on rail carriages at a train station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk).

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

5 August

The SMM saw:

  • an infantry fighting vehicle (IFV) (BTR-4) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk);
  • an IFV (BMP-2) near Makarove (19km north-east of Luhansk);
  • an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70) inside a concrete shelter, under camouflage net, outside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk);
  • an IFV (BMP variant) in Novozvanivka (70km west of Luhansk);
  • two anti-aircraft guns (ZU-23, 23mm) near Shchastia (20km north of Luhansk); and
  • an IFV (BMP variant) and an APC (BTR variant) near Popasna (69km west of Luhansk).

Non-government-controlled areas

1 August

Aerial imagery available to the SMM revealed the presence of two armoured combat vehicles (type undetermined) in the eastern outskirts of Bezimenne (30km east of Mariupol).

Situation at checkpoints along the contact line

On 5 August, at a checkpoint on highway H-15 near Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk), the SMM again saw at least 350 cars queueing to travel towards government-controlled areas and at least 80 cars in the opposite direction. At a checkpoint near Olenivka (non-government-controlled, 23km south-west of Donetsk), the SMM saw 60 cars queuing to travel towards non-government-controlled areas and about 100 cars and ten minivans in the opposite direction. Two women (one in her fifties and one in her seventies) told the Mission that they had been waiting to pass to government-controlled areas since 04:00.

SMM facilitation of repairs and the operation of essential civilian infrastructure

On 5 August, the SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to power lines servicing the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk). The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and monitor the security situation around the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk).

The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 1 August 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denials of access:

  • On 5 August, at a checkpoint about 800m north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), four armed members of the armed formations again denied the SMM passage southwards to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol) and westwards to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) citing “an ongoing operation in the area”.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to disengagement areas near Zolote and Petrivske, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

Delay:

  • On 5 August, at a checkpoint west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again delayed the SMM passage with no specific reason provided and allowed it to proceed only after 39 minutes of waiting at the checkpoint.

Other impediments:

  • While conducting a mini-UAV flight near Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard 75 shots of small-arms fire about 1.6km north-north-east, assessed as aimed at the UAV, which it landed safely.
  • On three occasions, an SMM mini-UAV experienced GPS signal interference, assessed as due to probable jamming, while flying over Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk).

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table.

The Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) was established in September 2014 by Ukraine and the Russian Federation. Each posted a representative to jointly head the Centre and a staff of officers from the Ukrainian and Russian Federation Armed Forces to be co-located in defined sectors of Luhansk and Donetsk regions. In December 2017, Russian Federation Armed Forces officers withdrew from the JCCC and departed Ukraine.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

The interference could have originated from anywhere within the radius of kilometres from the UAVs’ position.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/427217