Специальная мониторинговая миссия в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ в Украине Special Monitoring Mission to Ukraine
Антитеррористическая операция на востоке Украины

 

 

Последние новости от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ в Украине на основе информации, поступившей по состоянию на 13 августа 2019 года, 19:30

Краткое изложение

  • Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение таких нарушений в Луганской области, по сравнению с предыдущим отчетным периодом.
  • В Верхнешироковском вследствие минометного огня повреждены жилые дома.
  • Возле подконтрольных правительству Гнутово и Талаковки, а также неподконтрольного правительству Обозного велся огонь из стрелкового оружия, направленный, по оценке, на беспилотный летательный аппарат СММ малого радиуса действия; рядом с Обозным БПЛА СММ малого радиуса действия был утерян.
  • Миссия отметила, что на участке разведения в районе Станицы Луганской продолжаются работы по разминированию. СММ впервые зафиксировала гольф-кар, перевозивший людей от контрольного пункта въезда-выезда рядом со Станицей Луганской до разрушенной части моста у Станицы Луганской. СММ также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения сил и средств в районе Золотого.
  • СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения, включая реактивные системы залпового огня рядом с неподконтрольном правительству Садовым.
  • Патрули Миссии осуществляли мониторинг соблюдения режима прекращения огня с целью содействия проведению ремонтных работ на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры и обеспечения их функционирования.
  • Доступ наблюдателей оставался ограниченным, в том числе на блокпостах рядом с неподконтрольными правительству Верхнешироковским, Украинским и Кременцом. БПЛА СММ подвергались воздействию помех сигнала*.

Нарушения режима прекращения огня

Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области, зафиксировав при этом больше взрывов (87), по сравнению с  предыдущим отчетным периодом (65 взрывов). Более половины нарушений режима прекращения огня зафиксировано в районах к югу и юго-юго-востоку от н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), а также в южном и западном направлениях от н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка).

В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом 2 взрыва, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (ни одного взрыва). Практически все нарушения режима прекращения огня зафиксированы в районах к югу и востоку от н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) (см. ниже).

В Верхнешироковском вследствие минометного огня повреждены 5 жилых домов

12 августа БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 3 свежие воронки на ул. Звездной, на северной окраине н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя). По оценке, они образовались недавно вследствие разрывов минометных мин (неустановленного калибра). Кроме того, БПЛА СММ обнаружил не менее 18 воронок в поле, на расстоянии около 100 м к северо-западу от вышеупомянутых воронок. По оценке, они образовались недавно вследствие разрывов 120-мм минометных мин. Все воронки находились примерно в 30 м к северу от жилых домов. БПЛА также зафиксировал, что в двух жилых домах, примерно в 100 и 200 м к юго-востоку и юго-западу от вышеупомянутых воронок, соответственно, с восточной стороны в крышах было по пробоине (около 1 м в диаметре). Кроме этого, были отмечены другие повреждения, включая отсутствующие кровельные панели на первом доме, осколки стекла от 6 выбитых окон и обломки оконных рам, лежащие на земле вокруг второго дома. БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 2 предположительно подземных укрытия и 5 траншей, соединяющих минометные позиции примерно в 20 м к югу от вышеупомянутых воронок. По оценке, они принадлежат вооруженным формированиям. Между двумя соседними домами были замечены ящики для боеприпасов.

13 августа в Верхнешироковском в сопровождении членов вооруженных формирований наблюдатели СММ уточняли информацию о повреждении одноэтажных жилых домов (см. выше).

На ул. Звездной, 4, команда СММ видела пробоину (диаметром 2 м) в крыше жилого дома и соответствующую пробоину в потолке комнаты, а также хвостовой стабилизатор от минометной мины, застрявший в стене той же комнаты с южной стороны. По оценке наблюдателей, повреждение было недавним, а хвостовой стабилизатор является частью неразорвавшейся 82-мм минометной мины, выпущенной с северо-западного направления. Жители этого дома (2 женщины, около 40 и 60 лет, и мужчина 20-29) сообщили, что они и еще один мужчина (20-29 лет), находились в доме, когда тот попал под обстрел, но никто не пострадал. Примерно в 50 м к северу от дома члены патруля Миссии также увидели пробоину (диаметром 3 м) и разбитую черепицу на крыше сарая. По оценке, повреждения образовались недавно вследствие разрыва 82-мм минометной мины, выпущенной с северо-западного направления.

На ул. Звездной, 10, примерно в 100 м к востоку от вышеупомянутого дома, наблюдатели видели 2 воронки, одну во дворе, примерно в 20 м к югу от жилого дома, а вторую в асфальтированной дороге, примерно в 30 м к югу от дома. По оценке наблюдателей, обе воронки образовались недавно вследствие разрывов минометных мин (120 мм), выпущенных с северо-западного направления.

На ул. Звездной, 11, примерно в 30 м к северу от дома №10 на этой же улице, наблюдатели видели, что на крыше жилого дома практически не осталось черепицы, а окно с южной стороны было разбито. Кроме того, на крыше летней кухни в 10 м к востоку от жилого дома не было черепицы и балок. По оценке наблюдателей, повреждения образовались недавно вследствие разрывов минометных мин (120 мм), выпущенных с северо-западного направления. Члены патруля Миссии также видели 4 воронки (1,5 м в диаметре), одну примерно в 2 м к юго-востоку и еще 3 в поле ориентировочно в 30 м к северо-востоку от дома. По оценке наблюдателей, воронки образовались недавно, вероятнее всего, вследствие разрывов минометных мин (120 мм), выпущенных с северо-западного направления. Владелица дома (60?69 лет) рассказала, что утром 12 августа в ее дом попал минометный снаряд. В то время они с внуком находились в укрытии в соседнем доме.

Команда СММ видела 5 воронок в асфальтированной дороге и грунте, примерно в 70 м к юго-востоку от вышеупомянутого жилого дома; при этом ближайшая к жилому дому воронка находилась в 10 м к югу от него. По оценке наблюдателей, все они образовались недавно вследствие разрывов минометных мин (120 мм), выпущенных с северо-западного направления. Поблизости с опоры ЛЭП свисали 4 провода. По оценке, это произошло вследствие разлета осколков от упомянутых выше минометных мин.

На ул. Звездной, 13, примерно в 200 м к юго-востоку от вышеупомянутого жилого дома, члены патруля СММ отметили отсутствие черепицы и балок на крыше жилого дома, все 9 окон были разбиты, а на северной, южной и западной стенах появились трещины. Вокруг дома были разбросаны предметы домашнего обихода, по оценке, из-за взрывной волны. По оценке наблюдателей, повреждения образовались недавно вследствие прямого попадания минометной мины, выпущенной с северо-западного направления. Владелица (70?79 лет) дома рассказала, что она живет одна; когда утром 12 августа в дом попал снаряд, она находилась у себя во дворе.

На ул. Звездной, 17, примерно в 70 м к северо-западу от вышеупомянутого дома, наблюдатели видели воронку в мягком грунте примерно в 10 м к югу от жилого дома. По оценке, она образовалась недавно вследствие разрыва 120-мм минометной мины, выпущенной с северо-западного направления. Кроме того, члены патруля Миссии видели многочисленные осколочные отверстия в воротах и заборе, расположенных в 4 м к юго-востоку от дома. Владельцы дома (мужчина, около 50 лет, и женщина, около 20 лет) сообщили, что их дом попал под обстрел утром 12 августа, когда женщина находилась во дворе.

По наблюдениям СММ, несколько домов на ул. Звездной были заняты членами вооруженных формирований.

Возле Гнутово и Талаковки открыт огонь из стрелкового оружия, направленный, по оценке, на БПЛА СММ малого радиуса действия

Находясь примерно в 2 км к северу от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), управляя полетом БПЛА малого радиуса действия, команда Миссии слышала не менее 12 очередей и множество выстрелов из стрелкового оружия приблизительно в 3,4 км к востоку от своего местонахождения. По оценке наблюдателей, огонь был направлен на БПЛА, пролетавший ориентировочно в 3,4 км к востоку от позиции патруля (между позициями Вооруженных сил Украины и позициями вооруженных формирований). Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА и покинули этот район*.

Находясь на восточной окраине н. п. Талаковка (подконтрольный правительству, 17 км к северо-востоку от Мариуполя), управляя полетом БПЛА малого радиуса действия, команда Миссии слышала 7 очередей и множество выстрелов из стрелкового оружия приблизительно в 2 км к востоку от своего местонахождения. По оценке наблюдателей, огонь был направлен на БПЛА, пролетавший ориентировочно в 2 км к востоку от позиции патруля. Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА и покинули этот район*.

Возле Обозного утерян БПЛА СММ малого радиуса действия после того, как на него, по оценке, был направлен огонь из стрелкового оружия

Управляя полетом БПЛА малого радиуса действия на северной окраине н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), команда Миссии слышала 3 очереди из стрелкового оружия приблизительно в 3 км к северу от своего местонахождения. По оценке наблюдателей, огонь был направлен на БПЛА, пролетавший ориентировочно в 3 км к северу от позиции патруля. Команда Миссии потеряла управление над БПЛА; вернуть его не удалось*.

Участок разведения сил и средств в районе Станицы Луганской

12 августа в 18:43 и 18:47 наблюдатели слышали 2 взрыва, оцененные как контролируемые подрывы взрывоопасных предметов, к югу от разрушенной секции моста у Станицы Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска). Эти взрывы произошли после закрытия (в 18:00) контрольного пункта въезда-выезда Вооруженных сил Украины (КПВВ), расположенного за пределами участка разведения, а также блокпоста вооруженных формирований, находящегося к югу от моста в Станице Луганской (в пределах участка разведения).

Днем 13 августа на участке разведения в районе н. п. Станица Луганская (16 км к северо-востоку от Луганска) патруль Миссии видел 10 саперов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, которые очищали местность от растительности и проводили работы по разминированию к востоку от дороги, приблизительно в 50-100 м к северу от деревянной конструкции над разрушенной частью моста.

Наблюдатели видели еще 6 саперов из неподконтрольных правительству районов, которые очищали местность от растительности и проводили работы по разминированию с обеих сторон от разрушенной части моста. По наблюдениям Миссии, грунтовая обочина на 700-метровом участке дороги между памятником князю Игорю, примерно в 250 м к юго-востоку от юго-восточного края участка разведения в районе Станицы Луганской, и блокпостом вооруженных формирований к югу от моста у Станицы Луганской, была очищена от растительности. Также по обеим сторонам дороги были установлены около 10 знаков, предупреждающих о минной опасности. Команда СММ также впервые видела 6 знаков, предупреждающих о минной опасности, вдоль грунтовой дороги, ведущей от вышеупомянутого памятника к дачам в 600 м к северо-западу от памятника, в пределах участка разведения.

К югу от моста члены патруля СММ видели не менее 6 членов вооруженных формирований с нарукавными повязками с надписью «СЦКК».

Наблюдатели отметили, что между КПВВ Вооруженных сил Украины и разрушенной секцией моста продолжает курсировать маршрутный автобус. Они также видели гольф-кар, перевозивший сразу 8 человек от места к югу от КПВВ к разрушенной секции моста и обратно. Представитель международной организации сообщил СММ, что с 16 августа это средство передвижения будет в распоряжении местной организации, которая будет осуществлять перевозку людей старше 75 лет, матерей с детьми до 3-х лет, а также людей с инвалидностью.

Другие участки разведения сил и средств

Вечером 12 и в ночь на 13 августа камера СММ в Золотом зафиксировала 5 снарядов, пролетевших на расстоянии примерно 1,5-4,5 км к юго-востоку и юго-юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения). В тот же вечер при помощи этой же камеры были зафиксированы 2 снаряда, пролетевшие ориентировочно в 2,5–4 км к востоко-юго-востоку (установить, на участке разведения или за его пределами, не удалось), а также 2 снаряда примерно в 2–4 км к востоку (по оценке, вне участка разведения, но в пределах 5 км).

Отвод вооружения

СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.

Вооружение, размещенное в нарушение линий отвода

Подконтрольные правительству районы

12 августа

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 1 миномет (2Б11 «Сани», 120 мм) в Гнутово.

Неподконтрольные правительству районы

12 августа

БПЛА СММ дальнего радиуса действия вновь обнаружил 8 реактивных систем залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) недалеко от н. п. Садовый (57 км к юго-западу от Луганска).

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 1 танк (Т-64) в жилом районе на восточной окраине н. п. Новогригоровка (61 км к северо-востоку от Донецка).

Вооружение, размещенное за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения

Подконтрольные правительству районы

12 августа

Члены патруля Миссии видели 1 танк (Т-72) в н. п. Краматорск (83 км к северу от Донецка).

13 августа

БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 1 зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса») вблизи н. п. Новопокровское (29 км к северо-западу от Донецка).

Неподконтрольные правительству районы

11 августа

По доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено наличие 18 танков и 4 зенитных ракетных комплексов (неустановленного типа) на полигоне рядом с н. п. Бугаевка (37 км к юго-западу от Луганска) (на этом же участке при помощи воздушного наблюдения были также обнаружены 63 боевые бронированные машины (ББМ)) (для ознакомления с предыдущими наблюдениями см. Ежедневный отчет СММ по состоянию на 9 августа 2019 года).

Другое зафиксированное вооружение

Неподконтрольные правительству районы

11 августа

По доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено наличие 18 самоходных гаубиц или минометов, а также 29 буксируемых гаубиц или минометов на полигоне недалеко от Бугаевки (см. выше).

Признаки военного присутствия и присутствия военного типа в зоне безопасности

Подконтрольные правительству районы

12 августа

БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 ББМ (неустановленного типа) недалеко от н. п. Золотое-4 (Родина; 59 км к западу от Луганска).

БПЛА СММ малого радиуса действия обнаружил 1 боевую машину пехоты (БМП-1) в н. п. Сухая Балка (36 км к северу от Донецка).

13 августа

Наблюдатели зафиксировали 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ) в н. п. Попасная (69 км к западу от Луганска).

Неподконтрольные правительству районы

11 августа

По доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено наличие 2 ББМ (неустановленного типа) в н. п. Безименное (30 км к востоку от Мариуполя).

12 августа

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 ББМ (неустановленного типа) недалеко от н. п. Круглык (65 км к юго-западу от Луганска).

Продление траншей вблизи Водяного

11 августа по доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено 2 продления траншей (длиной 30 м и 100 м, которых не было видно на изображениях от 30 июля 2019 года) к востоку и юго-востоку от н. п. Водяное (подконтрольный правительству, 19 км к северо-востоку от Мариуполя). По оценке, они принадлежали Вооруженным силам Украины.

Усилия Миссии по содействию ремонту и обеспечению функционирования жизненно важных объектов гражданской инфраструктуры

Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на водоводах между н. п. Золотое-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска) и Попасной, на линиях электропередачи, по которым подается электроэнергия на Петровскую водонасосную станцию возле н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на линиях электропередачи в районе н. п. Голубовское (неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска) и н. п. Донецкий (неподконтрольный правительству, 49 км к западу от Луганска), а также для проведения бурения водозаборных скважин вблизи н. п. Раевка (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска).

Наблюдатели также способствовали и осуществляли мониторинг передачи тела погибшего военнослужащего Вооруженных сил Украины из неподконтрольных правительству районов Луганской области в подконтрольные.

СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции (15 км к северу от Донецка) и выполнять мониторинг ситуации с безопасностью в районе насосной станции неподалёку от н. п. Василевка (неподконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка).

Ситуация с безопасностью вдоль побережья Азовского и Черного морей

11 и 12 августа патрули Миссии отметили спокойную обстановку вдоль побережья Черного и Азовского морей между н. п. Приморское (190 км к юго-востоку от Херсона) и н. п. Очаков (79 км к западу от Херсона).

Миссия продолжала следить за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано?Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.

*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ

Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 1 августа 2019 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение по?прежнему ограничена.

Запрет доступа:

  • На блокпосте, расположенном к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь; неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя), вооруженный член вооруженных формирований вновь отказал патрулю Миссии в проезде, ссылаясь на проведение «работ по разминированию».
  • На западной окраине н. п. Украинское (неподконтрольный правительству, 36 км к северо-востоку от Мариуполя) двое вооруженных членов вооруженных формирований не пропустили патруль Миссии в населенный пункт, ссылаясь на то, что СММ необходимо «получить предварительное разрешение от командования вооруженных формирований».

Задержка:

  • На блокпосте, расположенном на южной окраине н. п. Кременец (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-западу от Донецка), трое членов вооруженных формирований разрешили патрулю Миссии ехать дальше лишь после 20-минутной задержки. Они потребовали предъявить регистрационные документы на автомобиль СММ. Наблюдатели не предоставили затребованных документов.

Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:

  • Не осуществив сплошное разминирование и извлечение неразорвавшихся боеприпасов, стороны по-прежнему отказывали СММ в неограниченном доступе к участкам разведения в районах Золотого и Петровского, а также в возможности передвигаться по отдельным дорогам, которые ранее были определены как важные для осуществления Миссией эффективного мониторинга и для передвижения гражданских лиц.

Другие препятствия:

  • В двух случаях, выполняя полет возле Донецка, БПЛА СММ малого радиуса действия подвергался воздействию помех сигнала (по оценке, предположительно в результате глушения).
  • Пролетая над районами возле н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), БПЛА СММ малого радиуса действия подвергался воздействию помех сигнала (по оценке, предположительно в результате глушения).
  • Управляя полетом БПЛА малого радиуса действия недалеко от Гнутово, наблюдатели слышали огонь из стрелкового оружия ориентировочно в 3,4 км к востоку. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА. Команде СММ удалось благополучно приземлить БПЛА (см. выше). 
  • Вблизи н. п. Талаковка (подконтрольный правительству, 17 км к северо-востоку от Мариуполя), управляя полетом БПЛА малого радиуса действия, команда СММ слышала огонь из стрелкового оружия приблизительно в 2 км к востоку от своего местонахождения. По оценке наблюдателей, огонь был направлен на БПЛА, который им удалось благополучно приземлить (см. выше).
  • Управляя полетом БПЛА малого радиуса действия вблизи н. п. Обозное (неподконтрольный правительству, 18 км к северу от Луганска), команда Миссии слышала 3 очереди из стрелкового оружия приблизительно в 3 км к северу от своего местонахождения. По оценке наблюдателей, огонь был направлен на БПЛА. Команда Миссии потеряла управление над БПЛА; вернуть его не удалось (см. выше).

Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. В течение отчетного периода камера СММ в Кряковке не функционировала.

Совместный центр контроля и координации (СЦКК) был создан в сентябре 2014 года Украиной и Российской Федерацией. Они назначили по одному представителю для совместного управления СЦКК. В состав Совместного центра вошли офицеры Вооруженных сил Украины и Вооруженных сил Российской Федерации, которые были размещены в определенных секторах Луганской и Донецкой областей. В декабре 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК и выехали из Украины.

Разведение предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года.

Боевые бронированные машины, упомянутые в этом разделе, не подпадают под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Ввиду отсутствия информации о калибре этого вооружения СММ не удалось определить, было ли оно размещено в нарушение линий отвода.

Упомянутая в этом разделе техника не подпадает под действие Минских соглашений об отводе вооружений.

Препятствия могли создаваться в любом месте в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА СММ.

Источник https://www.osce.org/ru/special-monitoring-mission-to-ukraine/427913

Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 13 August 2019

Summary

  • Compared with the previous reporting period, the SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region.
  • Residential houses were damaged by mortar fire in Verkhnoshyrokivske.
  • Small-arms fire was assessed as directed at SMM mini-unmanned aerial vehicles (UAV) near government-controlled Hnutove and Talakivka and non-government-controlled Obozne; near Obozne, the SMM mini-UAV was lost.
  • The SMM observed that demining works continued inside the Stanytsia Luhanska disengagement area; it saw, for the first time, a golf cart transporting people from the entry-exit checkpoint near Stanytsia Luhanska to the broken section of the Stanytsia Luhanska bridge. It also recorded ceasefire violations inside the Zolote disengagement area.
  • The Mission saw weapons in violation of withdrawal lines on both sides of the contact line, including multiple launch rocket systems near non-government-controlled Sadovyi.
  • The SMM monitored adherence to the ceasefire to facilitate repairs of and the operation of essential civilian infrastructure.
  • Restrictions of the SMM’s access continued, including at checkpoints near non-government-controlled Verkhnoshyrokivske, Ukrainske and Kreminets. SMM UAVs were subjected to signal interference.*

Ceasefire violations

In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including more explosions (87), compared with the previous reporting period (65 explosions). More than half of the ceasefire violations were recorded in areas south and south-south-east of Pyshchevyk (government-controlled, 25km north-east of Mariupol) and at southerly and westerly directions of Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk).

In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, however two explosions, compared with the previous reporting period (no explosions). Almost all ceasefire violations were recorded at southerly and easterly directions of Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) (see below).

Five residential houses were damaged by mortar fire in Verkhnoshyrokivske

On 12 August, an SMM mini-UAV spotted three fresh craters on Zoriana Street on the northern edge of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), assessed as fresh and caused by mortar rounds (calibre undetermined), and at least 18 craters in a field about 100m north-west of the aforementioned craters, assessed as fresh and caused by 120mm mortar rounds, all about 30m north of residential houses. It also observed two residential houses, about 100 and 200m south-east and south-west of the aforementioned craters, respectively, each with a hole (about 1m in diameter) in the east-facing side of their roofs and other damage, including missing roof panels from the first house and six shattered windows, as well as pieces of window frames, lying on the ground around the second house. The SMM mini-UAV observed two probable underground bunkers and five trenches connecting mortar pits about 20m south of the aforementioned craters, assessed as belonging to the armed formations. It also observed ammunition crates between two nearby houses.

On 13 August, in Verkhnoshyrokivske, led by members of the armed formations, the SMM followed up on reports regarding damages to single-storey residential houses (see above).

At 4 Zoriana Street, the SMM observed a hole (2m in diameter) in the roof of an inhabited residential house and a corresponding hole in the ceiling of a room, as well as the tailfin of a mortar round stuck in the south-facing wall of the same room. The SMM assessed the damage to be fresh and the tailfin to belong to an undetonated 82mm mortar round fired from a north-westerly direction. At the same address, residents (two women in their forties and sixties, and a man in his twenties) told the SMM that they, as well as another man in his twenties, were inside the house when it was hit, but that nobody had suffered any injuries. About 50m north of the house, the Mission also observed a hole (3m in diameter) and broken tiles on the roof of a storage shed, assessed as fresh and caused by an 82mm mortar round from a north-westerly direction.

At 10 Zoriana Street, about 100m east of the aforementioned house, the SMM observed two craters, one in a yard, about 20m south of an inhabited residential house and the other in the asphalt road, about 30m south of the house. The SMM assessed the two craters to be fresh and caused by 120mm mortar rounds from a north-westerly direction.

At 11 Zoriana Street, about 30m north of the house at 10 Zoriana Street, the Mission saw that almost all roof tiles of an inhabited residential house were missing, and that a south-facing window was shattered. It also observed that the tiles and beams of the roof of a summer kitchen, 10m east of the residential house, were missing. The SMM assessed the damage to be fresh and caused by impacts of 120mm mortar rounds from a north-westerly direction. The SMM also saw four craters (1.5m in diameter), one about 2m south-east and three in a field about 30m north-east of the house. The SMM assessed the craters as fresh and likely caused by 120mm mortar rounds from a north-westerly direction. The owner of the house (a woman in her sixties) told the SMM that a mortar round had hit her house in the morning of 12 August while she and her grandson had been in the shelter of a neighbour’s house.

The SMM observed five craters in the asphalt road, as well as in soft ground, about 70m south-east of the aforementioned residential house, with the closest being 10m south of a residential house. It assessed them all as fresh and caused by 120m mortar rounds from a north-westerly direction. Nearby, it observed four electricity lines hanging off an electricity pole, assessed as having been caused by shrapnel from the aforementioned mortar rounds.

At 13 Zoriana Street, about 200m south-east of the aforementioned residential house, the Mission observed that the tiles and beams of a roof of an inhabited residential house were missing, that all its nine windows were shattered and that there were cracks in the north-, south-, and west-facing walls of the house. The SMM also observed household items scattered around the house, assessed as caused by a blast. It assessed the damage as fresh and caused by a direct hit of a mortar round from a north-westerly direction. The owner of the house (a woman in her seventies) told the Mission that she lives alone and had been at home in her yard when it had been hit in the morning of 12 August.

At 17 Zoriana Street, about 70m north-west of the aforementioned house, the SMM observed a crater in soft ground about 10m south of an inhabited residential house, assessed as fresh and caused by a 120mm mortar round from a north-westerly direction. Also, the Mission observed multiple shrapnel holes to the gate and fence located 4m south-east of the house. The owners of the house (a man in his fifties and a woman in her twenties) told the SMM that their house had been impacted in the morning of 12 August, when the woman had been in the yard.

The SMM observed that several houses on Zoriana Street were occupied by members of the armed formations.

Small-arms fire assessed as directed at SMM mini-UAVs near Hnutove and Talakivka

Positioned about 2km north of Hnutove(government-controlled, 20km north-east of Mariupol), while conducting a mini-UAV flight, the SMM heard at least 12 bursts and uncountable shots of small-arms fire about 3.4km east, assessed as aimed at the UAV, which was flying about 3.4km east of its position (between positions of the Ukrainian Armed Forces and positions of the armed formations). The SMM safely landed the UAV and left the area.*

Positioned on the eastern edge of Talakivka (government-controlled, 17km north-east of Mariupol), while conducting a mini-UAV flight, the SMM heard seven bursts and uncountable shots of small-arms fire about 2km east, assessed as aimed at the UAV, which was flying about 2km east of its position. The SMM safely landed the UAV and left the area.*

SMM mini-UAV lost near Obozne after small-arms fire assessed as directed at UAV

While conducting a mini-UAV flight on the northern edge of Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk), the SMM heard three bursts of small-arms fire about 3km north, assessed as aimed at the UAV, which was flying about 3km north of its position. The SMM lost control of the UAV and was unable to recover it.*

Stanytsia Luhanska disengagement area

On 12 August, at 18:43 and 18:47, the Mission heard two explosions, assessed as controlled detonations of explosive devices, south of the broken section of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk). These explosions occurred after the Ukrainian Armed Forces entry-exit checkpoint (EECP) outside the disengagement area and the checkpoint of the armed formations south of the Stanytsia Luhanska bridge (inside the disengagement area) had been closed (at 18:00).

During the day on 13 August, inside the disengagement area near Stanytsia Luhanska (16km north-east of Luhansk), the SMM observed ten deminers of the State Emergency Service of Ukraine clearing vegetation and conducting demining activities east of the road, about 50-100m north of the northern wooden ramp of the broken section of the bridge.

The Mission also saw six deminers from non-government-controlled areas clearing vegetation and conducting demining activities on both sides of the broken section of the bridge. It observed that, between the Prince Ihor Monument, about 250m south-east of the south-eastern edge of the Stanytsia Luhanska disengagement area, and the checkpoint of the armed formations south of the Stanytsia Luhanska bridge, the soft shoulders on a 700m stretch of road had been cleared of vegetation and that about ten mine hazard signs had been placed on either side of the road. The SMM also observed, for the first time, six mine hazard signs along an unpaved road leading from the aforementioned monument to summer houses about 600m north-west of the monument, inside the disengagement area.

The SMM saw at least six members of the armed formations wearing armbands with “JCCC” written on them south of the bridge.

The SMM saw that the shuttle bus continued operating between the Ukrainian Armed Forces EECP and the broken section of the bridge. It also observed a golf cart transporting eight people at a time from a location south of the EECP to the broken section of the bridge and back. A representative of an international organisation told the SMM that starting from 16 August the cart would be operated by a local organisation and transport people over the age of 75, mothers with children under the age of three, as well as people with disabilities.

Other disengagement areas

On the evening and night of 12-13 August, the SMM camera in Zolote recorded five projectiles in flight at an assessed range of 1.5-4.5km south-east and south-south-east, assessed as inside the disengagement area. On the same evening, it also recorded two projectiles in flight at an assessed range of 2.5-4km east-south-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area) and two projectiles at an assessed range of 2-4km east, assessed as outside the disengagement area but within its 5km periphery.

Withdrawal of weapons

The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.

In violation of withdrawal linesGovernment-controlled areas

12 August

AnSMMmini-UAV spotted a mortar (2B11, Sani, 120mm) in Hnutove.

Non-government-controlled areas

12 August

An SMM long-range UAV again spotted eight multiple launch rocket systems (BM-21, Grad, 122mm) near Sadovyi (57km south-west of Luhansk).

An SMM mini-UAV spotteda tank (T-64) in a residential area on the eastern edge of Novohryhorivka (61km north-east of Donetsk).

Beyond withdrawal lines but outside of designated storage sites

Government-controlled areas

12 August

The SMM saw a tank (T-72) in Kramatorsk (83km north of Donetsk).

13 August

An SMM mid-range UAV spotted a surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Novopokrovske (29km north-west of Donetsk).

Non-government-controlled areas

11 August

Aerial imagery available to the SMM revealed the presence of 18 tanks and four surface-to-air missile systems (types undetermined) in a training area near Buhaivka (37km south-west of Luhansk) (in the same area, aerial imagery revealed also the presence of 63 armoured combat vehicles (ACV). (For previous observations, see SMM Daily Report 9 August 2019.)

Other weapons observed Non-government-controlled areas

11 August

Aerial imagery available to the SMM revealed the presence of 18 self-propelled howitzers or mortars and 29 towed howitzers or mortars in a training area near Buhaivka (see above).

Indications of military and military-type presence in the security zone

Government-controlled areas

12 August

An SMM long-range UAV spotted an ACV (type undetermined) near Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk).

An SMM mini-UAV spotted an infantry fighting vehicle (BMP-1) in Sukha Balka (36km north of Donetsk).

13 August

The SMM observed an armoured personnel carrier (MT-LB) in Popasna (69km west of Luhansk).

Non-government-controlled areas

11 August

Aerial imagery available to the SMM revealed the presence of two ACVs (types undetermined) in Bezimenne (30km east of Mariupol).

12 August

An SMM long-range UAV spotted an ACV (type undetermined) near Kruhlyk (65km south-west of Luhansk).

Trench extensions near Vodiane

On 11 August aerial imagery available to the SMM revealed the presence of two trench extensions (30m and 100m in length, not seen in imagery from 30 July 2019), east and south-east of Vodiane (government-controlled, 19km north-east of Mariupol), assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces.

SMM facilitation of repairs and the operation of essential civilian infrastructure

The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repairs of water pipelines between Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk) and Popasna, of power lines servicing the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk) and of power lines in the area of Holubivske (non-government-controlled, 51km west of Luhansk) and Donetskyi (non-government-controlled, 49km west of Luhansk); as well as to enable the drilling of wells near Raivka (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk).

The SMM also facilitated and monitored the transfer of the body of a deceased Ukrainian Armed Forces personnel from non-government- to government-controlled areas in Luhansk region.

The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station (15km north of Donetsk) and monitor the security situation around the pumping station near Vasylivka (non-government-controlled, 20km north of Donetsk).

Security situation along the Black and Azov Sea costs

On 11 and 12 August, the SMM observed a calm situation along the Black and Azov Sea coasts between Prymorske (190km south-east of Kherson) and Ochakiv (79km west of Kherson).

The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.

*Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate

The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 1 August 2019). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.

Denials of access:

  • At a checkpoint west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations again denied the SMM passage citing “demining activities”.
  • At the western edge of Ukrainske (non-government-controlled, 36km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations denied the SMM passage into the village, citing a need for the SMM “to obtain prior permission from senior members of the armed formations”.

Delays:

  • At a checkpoint on the southern edge of Kreminets (non-government-controlled, 16km south-west of Donetsk), three members of the armed formations only allowed the SMM passage after a delay of about 20 minutes, due to their request to see the SMM’s car registration documents. The SMM did not show its registration documents.

Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:

  • The sides continued to deny the SMM full access to disengagement areas near Zolote and Petrivske, as well as the ability to travel certain roads previously identified as important for effective monitoring by the Mission and for civilians’ movement, through failure to conduct comprehensive clearance of mines and UXO.

Other impediments:

  • On two occasions, an SMM mini-UAV experienced signal interference while flying near Donetsk city, assessed as caused by probable jamming.
  • An SMM mini-UAV experienced signal interference while flying over areas near Hnutove (government-controlled, 20km NE of Mariupol), assessed as caused by probable jamming.
  • While conducting a mini-UAV flight near Hnutove, the SMM heard small-arms fire about 3.4km east, assessed as aimed at the UAV, which it landed safely (see above). 
  • While conducting a mini-UAV flight near Talakivka (government-controlled, 17km north-east of Mariupol), the SMM heard small-arms fire about 2km east, assessed as aimed at the UAV, which it landed safely (see above).
  • While conducting a mini-UAV flight near Obozne (non-government-controlled, 18km north of Luhansk), the SMM heard three bursts of small-arms fire about 3km north, assessed as aimed at the UAV. The SMM lost control of the UAV and was unable to recover it (see above).

For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera in Kriakivka was not operational during the reporting period.

* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.

The Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) was established in September 2014 by Ukraine and the Russian Federation. Each posted a representative to jointly head the Centre and a staff of officers from the Ukrainian and Russian Federation Armed Forces to be co-located in defined sectors of Luhansk and Donetsk regions. In December 2017, Russian Federation Armed Forces officers withdrew from the JCCC and departed Ukraine.

Disengagement is foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016.

ACVs mentioned in this section are not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

The SMM was unable to assess whether these weapons were in violation of withdrawal lines in the absence of information on their calibre.

The hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.

The interference could have originated from anywhere within a radius of kilometres from the UAV’s position.

Источник https://www.osce.org/special-monitoring-mission-to-ukraine/427907