Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия подтвердила смерть гражданского лица от осколочных ранений в Золотом-5 (Михайловке). СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода вблизи Новоселовки и Яснодольска. Миссия зафиксировала зенитную установку в пределах участка разведения сил и средств в районе Золотого, а также нарушения режима прекращения огня вблизи участков разведения в районах Золотого и Петровского. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения. Наблюдатели впервые видели противотанковые мины возле Орехового. СММ способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ в домах и на жизненно важных объектах гражданской инфраструктуры по обе стороны от линии соприкосновения, а также для обеспечения проведения разминирования вблизи Нижнетеплого. В Киеве команда Миссии наблюдала за проведением массового собрания в связи с налогообложением импорта транспортных средств. В Херсоне наблюдатели уточняли ситуацию с задержанным танкером «Механик Погодин».
В Донецкой области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом зафиксировав аналогичное количество взрывов (примерно 115)[2].
Так, вечером 7 ноября, пребывая в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали примерно 30 взрывов неопределенного происхождения, а также 210 очередей и выстрелов из стрелкового оружия — все, по оценке, в 2–7 км к юго-востоку и юго-юго-западу. На следующий день, находясь в том же населенном пункте, команда Миссии слышала примерно 30 взрывов неопределенного происхождения, а также ориентировочно 40 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все, по оценке, на расстоянии 2–6 км к юго-востоку и юго-западу.
Днем 8 ноября, пребывая примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка) в течение примерно 2,5 часов, члены патруля СММ зафиксировали 10 взрывов неопределенного происхождения на расстоянии ориентировочно 2–10 км в секторе от севера до западо-юго-запада, а также примерно 50 выстрелов и очередей из стрелкового оружия, по оценке, в 1–5 км к юго-западу, западо-юго-западу и западу.
В этот же день, осуществляя мониторинг в 2 км к юго-востоку от н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели слышали 12 взрывов, оцененных как разрывы снарядов (3 разрыва минометных мин и 9 разрывов снарядов из вооружения неустановленного типа) ориентировочно в 2–3 км к северо-востоку, а также примерно 220 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия, по оценке, на расстоянии 2–5 км к северо-востоку и востоку.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, около 90 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (примерно 140 взрывов).
Так, ночью 8 ноября, находясь в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 22 взрыва неопределенного происхождения, по оценке, на расстоянии 10–15 км к северу.
Миссия зафиксировала смерть гражданского лица в н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к северо-западу от Луганска). В 10:35, находясь в Золотом-5 (Михайловке), наблюдатели видели четырех вооруженных членов вооруженных формирований, которые несли раненого 63-летнего мужчину со стороны дома на ул. Чапаева, 5, в Мариивке, что в Золотом-5 (Михайловке), к месту вблизи автобусной остановки на улице Почтовой. Вскоре возле автобусной остановки команда СММ видела, что прибыла карета скорой помощи, а также слышала, как медперсонал констатировал, что мужчина уже умер от осколочных ранений. После этого наблюдатели видели, как тело мужчины с ранениями под левой рукой перенесли в карету скорой помощи. Соседка (примерно 65 лет) погибшего мужчины сообщила наблюдателям, что примерно в 10:10, после того, как услышала, что жена мужчины звала на помощь, она подошла к его дому на ул. Чапаева, 5, и увидела во дворе мужчину, который лежал на земле и тяжело дышал. Незадолго до того, как наблюдатели увидели жертву, в период между 09:55 и 10:10, осуществляя мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ на линиях электропередачи в этом районе, они слышали 15 взрывов неопределенного происхождения примерно в 1 км к северо-западу от своего местонахождения в Золотом-5 (Михайловке). Члены патруля Миссии не смогли добраться до дома погибшего мужчины по соображениям безопасности.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[3] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
7 ноября беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия вновь зафиксировал зенитную установку (ЗУ-23-2, 23 мм) на грузовике военного типа в пределах участка разведения в районе Золотого (см. Ежедневный отчет СММ от 8 ноября 2018 года).
Днем 8 ноября, находясь примерно в 1 км к северу от центра Золотого, наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения и 2 выстрела из крупнокалиберного пулемета — все, по оценке, на расстоянии ориентировочно 1–3 км к югу (определить, на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным), 2 взрыва, оцененных как разрывы снарядов примерно в 1–2 км к юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения), а также 4 взрыва неопределенного происхождения, по оценке, на расстоянии 2–8 км к востоко-юго-востоку и юго-западу (определить, на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным) и 6 выстрелов из крупнокалиберного пулемета примерно в 3–5 км к северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
В тот же день, находясь в 400 м к северу от северного края участка разведения в районе Золотого, команда СММ слышала взрыв неопределенного происхождения на расстоянии примерно 5–8 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения). Ведя наблюдение на северной окраине н. п. Золотое-2 (Карбонит; подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 3 взрыва неопределенного происхождения приблизительно в 4–8 км к югу (по оценке, за пределами участка разведения).
В тот же день, осуществляя мониторинг в н. п. Золотом-5 (Михайловке), наблюдатели слышали 15 взрывов неопределенного происхождения ориентировочно в 1 км к северо-западу (см. выше) и еще 1 взрыв неопределенного происхождения на расстоянии в пределах 5–7 км к юго-западу, а также 9 взрывов неопределенного происхождения примерно в 3–12 км к северу и востоко-северо-востоку (все, по оценке, за пределами участка разведения).
На передовой позиции Вооруженных сил Украины, расположенной в пределах участка разведения в районе Станицы Луганской, команда Миссии видела отверстие (примерно 1 см) в стекле на наблюдательном пункте. По оценке наблюдателей, это было пулевое отверстие, однако они не смогли определить, как давно оно образовалось и откуда велся огонь.
Днем 8 ноября, осуществляя мониторинг примерно в 2 км к северу от Петровского, члены патруля СММ зафиксировали 65 выстрелов из стрелкового оружия в 2–4 км к востоку и юго-востоку (по оценке, все за пределами участка разведения).
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
7 ноября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 5 танков (Т-64) вблизи н. п. Новоселовка (16 км к западу от Луганска) и 4 буксируемые гаубицы (Д-20, 152 мм) вблизи н. п. Яснодольск (41 км к западу от Луганска), размещенных там в нарушение линий отвода.
7 сентября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 зенитных ракетных комплекса (9К33 «Оса»): один возле н. п. Червоное (63 км к северу от Донецка), а другой вблизи н. п. Белая Гора (67 км к северо-западу от Луганска). В тот же день члены патруля Миссии видели 5 танков (Т-72) недалеко от н. п. Андреевка (61 км к югу от Донецка).
8 ноября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе наблюдатели видели 5 танков (неустановленного типа) на полигоне возле н. п. Терновое (57 км к востоку от Донецка).
7 ноября команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения вооружения, расположенное за пределами соответствующих линий отвода в подконтрольном правительству районе Донецкой области, и отметила, что там по-прежнему отсутствуют 28 танков (Т-64) и 12 минометов (М-120-15 «Молот», 120 мм). Миссия также впервые зафиксировала наличие дополнительных единиц вооружения.
СММ зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ) и зенитную установку[4] в зоне безопасности. 7 ноября в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ зафиксировал 1 ББМ (неустановленного типа) возле н. п. Земляное (11 км к северо-западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 4 боевые машины пехоты (БМП-1) и 1 бронетранспортер (БТР-70/80) неподалеку от н. п. Пахалевка (40 км к западу от Луганска), 1 МТ-ЛБ вблизи Новоселовки и 1 БМП-1 рядом с н. п. Рассадки (62 км к северо-востоку от Донецка). 8 ноября наблюдатели видели 1 БТР-80 в Кадиевке.
7 ноября подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил боевую машину пехоты (вероятно, БМП-1), стоявшую вблизи жилых домов возле н. п. Золотое-4 (Родина; 59 км к западу от Луганска). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 БМП-2 вблизи н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска). 8 ноября члены патруля СММ видели 1МТ-ЛБ с установленной на нем зенитной установкой (ЗУ-23, 23 мм) рядом с н. п. Муратово (51 км к северо-западу от Луганска).
СММ продолжала фиксировать наличие мин (из которых некоторые ранее зафиксированы не были) и знаков, предупреждающих о минной опасности, а также проведение работ по разминированию. 6 ноября БПЛА СММ среднего радиуса действия вновь зафиксировал 9 противотанковых мин (вероятно, ТМ-62), заложенных в один ряд поперек дороги между н. п. Водяное (подконтрольный правительству, 94 км к югу от Донецка) и н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) (см. Ежедневный отчет СММ от 12 сентября 2018 года). 7 ноября примерно в 2 км к югу от н. п. Орехово (подконтрольный правительству, 57 км к северо-западу от Луганска) БПЛА СММ среднего радиуса действия впервые обнаружил 82 противотанковые мины (ТМ-62), заложенные в 2 ряда на участке примерно 190 м в поле. 8 ноября в поле, примерно в 3 км к северо-западу от Лебединского и к северо-западу от перекрестка автодороги Т-0519, ведущей к населенному пункту, наблюдатели видели, как десять военнослужащих Вооруженных сил Украины в военной форме проводили работы по разминированию.
Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на Петровской водонасосной станции недалеко от н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (быв. Артемово, подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), в поврежденных домах в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка), на линиях электропередачи в н. п. Донецкий (неподконтрольный правительству, 49 км к западу от Луганска) и возле Золотого-5 (Михайловки), а также для обеспечения возможности проведения работ по разминированию возле н. п. Нижнетеплое (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Команда СММ продолжала способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции (ДФС).
В Киеве команда Миссии наблюдала за массовым собранием перед зданием Верховной Рады Украины на ул. Грушевского, 5. Наблюдатели видели примерно 350–400 человек (преимущественно мужчины разного возраста), державших примерно 100 флагов «Авто Евро Сила», а также ориентировочно 90 автомобилей с иностранными номерными знаками, припаркованных вдоль тротуаров на улицах Шелковичной и Грушевского, во время пленарного заседания, на котором народные депутаты рассматривали внесение поправок к Налоговому кодексу Украины в части, касающейся налогообложения ввезенных транспортных средств. Участники акции на улице Грушевского позволяли проезжать только автомобилям с номерными знаками стран ЕС и отказывались пропускать автомобили с украинскими номерными знаками. По наблюдениям Миссии, на этом же месте проводилось подобное собрание по аналогичному поводу в предыдущий день (см. Ежедневный отчет СММ от 8 ноября 2018 года).
В Херсоне СММ уточняла ситуацию с задержанным танкером «Механик Погодин». Наблюдатели видели, что танкер по-прежнему пришвартован в порту на юго-западной окраине Херсона и что район охраняется сотрудниками Государственной пограничной службы Украины (см. Ежедневный отчет СММ от 24 августа 2018 года). Мужчина, представившийся капитаном танкера, и один член экипажа судна рассказали, что слушание суда по делу упомянутого танкера состоится в этом месяце. По словам сотрудников суда, слушание было запланировано на 14 ноября.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 8 ноября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Пролетая над н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя), мини-БПЛА СММ временно терял сигнал GPS, по оценке, в связи с глушением[6].
В городской больнице в н. п. Харцызск (неподконтрольный правительству, 26 км к востоку от Донецка), когда наблюдатели уточняли информацию о жертвах среди гражданского населения, медработники сообщили, что персоналу больницы не разрешается предоставлять информацию ввиду приказов от вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] В течение отчетного периода камера СММ в Красногоровке не функционировала.
[3] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, Миссия не может просмотреть отснятый камерой материал, начиная с 22 июня 2018 года.
[4] Упомянутая в данном разделе техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[5] СММ проинформировала офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[6] Глушение сигнала могли вестись из любого района в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 8 November 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. It corroborated a civilian fatality in Zolote-5/Mykhailivka as a result of shrapnel injuries. The Mission saw weapons in violation of withdrawal lines near Novoselivka and Yasnodolsk. The SMM observed an anti-aircraft-gun inside the Zolote disengagement area and recorded ceasefire violations near the Zolote and Petrivske disengagement areas. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas. The SMM observed anti-tank mines for the first time near Orikhove. The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to houses and essential civilian infrastructure on both sides of the contact line, as well as to enable demining near Nyzhnoteple. In Kyiv, the SMM observed a public gathering related to an import tax on vehicles. In Kherson, the SMM followed up on the situation of the detained Mekhanik Pogodin tanker.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations[1], including, however, a similar number of explosions (about 115), compared with the previous reporting period.[2]
On the evening of 7 November, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 30 undetermined explosions and 210 bursts and shots of small-arms fire, all at an assessed range of 2-7km south-east and south-south-west. The next day, while at the same location, the SMM heard about 30 undetermined explosions and about 40 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all at an assessed range of 2-6km south-east and south-west.
During the day on 8 November, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about 2.5 hours, the SMM heard ten undetermined explosions at an assessed range of 2-10km at directions ranging from north to west-south-west and about 50 shots and bursts of small-arms fire at an assessed range of 1-5km south-west, west-south-west and west.
During the same day, positioned 2km south-east of Lebedynske (government-controlled, 16km north-east of Mariupol), the SMM heard 12 explosions assessed as impacts (three of mortar rounds and nine of rounds of undetermined weapons) at an assessed range of 2-3km north-east and about 220 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire at an assessed range of 2-5km north-east and east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 90 explosions, compared with the previous reporting period (about 140 explosions).
In the early morning of 8 November, while in Kadiivka (formerly Stakhanov, non-government-controlled, 50km west of Luhansk), the SMM heard 22 undetermined explosions at an assessed range of 10-15km north.
The SMM saw a civilian fatality in Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km north-west of Luhansk). At 10:35, positionedin Zolote-5/Mykhailivka, the SMM saw four armed members of the armed formations carrying an injured man (63 years old) from 5 Chapaieva street in the Mariivka area of Zolote-5/ Mykhailivka to an area near a bus stop on Poshtova Street. Near the bus stop, the SMM then observed an ambulance arrive and heard medical staff declare that the man had already died due to shrapnel injuries. The SMM then observed the body of the man with injuries under his left arm being placed into an ambulance. A neighbour (woman, about 65 years old) of the deceased man told the SMM that at around 10:10, she had approached his house at 5 Chapaieva Street after hearing his wife screaming for help, and had found the man lying on the ground in his yard, breathing with difficulty. Shortly before seeing the casualty, between 09:55-10:10, the SMM heard 15 undetermined explosions about 1km north-west of its position in Zolote-5/Mykhailivka while monitoring adherence to the ceasefire to enable works to power lines in the area. The SMM could not reach the deceased man's house due to security considerations.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[3] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On 7 November, an SMM long-range unmanned-aerial-vehicle (UAV) again spotted an anti-aircraft gun (ZU-23-2, 23mm) on a military-type truck inside the Zolote disengagement area (see SMM Daily Report 8 November 2018).
During the day on 8 November, positioned about 1km north of the centre of Zolote, the SMM heard 12 undetermined explosions and two shots of heavy-machine-gun fire, all at an assessed range of 1-3km south (unable to assess whether inside or outside the disengagement area); two explosions assessed as impacts at an assessed range of 1-2km south-east (assessed as outside the disengagement area); four undetermined explosions at an assessed range of 2-8km east-south-east and south-west (unable to assess whether inside or outside the disengagement area); and six shots of heavy-machine-gun fire at an assessed range of 3-5km north-west (assessed as outside the disengagement area).
On the same day, positioned 400m north of the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM heard an undetermined explosion at an assessed range of 5-8km south, assessed as outside the disengagement area. Positioned on the northern edge of Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk), the SMM heard three undetermined explosions at an assessed range of 4-8km south (assessed as outside the disengagement area).
Positioned in Zolote-5/Mykhailivka on the same day, the SMM heard 15 undetermined explosions at an assessed range of 1km north-west (see above), an undetermined explosion at an assessed range of 5-7km south-west and nine undetermined explosions at an assessed range of 3-12km north and east-north-east (all assessed as outside the disengagement area).
Inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, at a forward position of the Ukrainian Armed Forces, the SMM saw a hole (about 1cm) in a sheet of glass covering an observation post. The SMM assessed it as a bullet hole, but could not assess whether it was fresh or the direction of fire.
During the day on 8 November, positioned about 2km north of Petrivske, the SMM heard 65 shots of small-arms fire 2-4km east and south-east (all assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 7 November, an SMM long-range UAV spotted five tanks (T-64) near Novoselivka (16km west of Luhansk) and four towed howitzers (D-20, 152mm) near Yasnodolsk (41km west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 7 November, an SMM long-range UAV spotted two surface-to-air missile systems (9K33 Osa): one near Chervone (63km north of Donetsk) and one near Bila Hora (67km north-west of Luhansk). On the same day, the SMM saw five tanks (T-72) near Andriivka (61km south of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside storage sites in a non-government-controlled area, on 8 November, the SMM saw five tanks (type undetermined) inside a training area near Ternove (57km east of Donetsk).
On 7 November, the SMM revisited a permanent storage site in a government-controlled area of Donetsk region whose location was beyond the respective withdrawal lines and noted that 28 tanks (T-64) and 12 mortars (M120-15 Molot, 122mm) remained missing. The SMM also observed additional weapons present for the first time.
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV) and an anti-aircraft gun[4] in the security zone. In non-government-controlled areas, on 7 November, an SMM mini-UAV spotted an ACV (type undetermined) near Zemliane (11km north-west of Luhansk). On the same day, an SMM long-range UAV spotted four infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) and an armoured personnel carrier (APC) (BTR-70/80) near Pakhalivka (40km west of Luhansk), an APC (MT-LB) near Novoselivka and an IFV (BMP-1) near Rozsadky (62km north-east of Donetsk). On 8 November, the SMM saw an APC (BTR-80) in Kadiivka.
In government-controlled areas, on 7 November, an SMM mid-range UAV spotted a probable IFV (BMP-1) parked close to residential houses near Zolote-4/Rodina (59km west of Luhansk). On the same day, an SMM long-range UAV spotted an IFV (BMP-2) near Krymske (42km north-west of Luhansk). On 8 November, the SMM saw an APC (MT-LB) with a mounted anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) near Muratove (51km north-west of Luhansk).
The SMM continued to observe the presence of mines, including some for the first time, as well as mine hazard signs and de-mining activities. On 6 November, an SMM mid-range UAV again spotted nine anti-tank mines (probable TM-62) laid out in a row across the road between Vodiane (government-controlled, 94km south of Donetsk) and Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol) (see SMM Daily Report 12 September 2018). On 7 November, an SMM mid-range UAV spotted for the first time 82 anti-tank mines (TM-62) placed in two rows over about 190m in a field about 2km south of Orikhove (government-controlled, 57km north-west of Luhansk). On 8 November, in a field about 3km north-west of Lebedynske and north-west of the junction of road T-0519 leading to Lebedynske, the SMM saw ten Ukrainian Armed Forces personnel in military uniform engaged in de-mining activities.
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), the phenol sludge reservoir near Zalizne (formerly Artemove, government-controlled, 42km north-east of Donetsk), damaged houses in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) and power lines in Donetskyi (non-government-controlled, 49km west of Luhansk) and near Zolote-5/Mykhailivka, as well as to enable demining activities near Nyzhnoteple (government-controlled, 26km north of Luhansk). The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station.
In Kyiv, the SMM monitored a public gathering in front of the Parliament building at 5 Hrushevskoho Street. It saw approximately 350-400 individuals (mostly men, mixed ages) carrying about 100 flags of “Auto Euro Power” as well as about 90 cars with foreign licence plates parked along the sidewalks of Shovkovychna and Hrushevskoho Streets during an ongoing plenary session in which Members of Parliament considered adopting amendments to the Tax Code of Ukraine concerning a tax on imported vehicles. Participants on Hrushevskoho Street allowed only cars with EU registration plates to pass, and refused passage to cars with Ukrainian plates. At this location on the previous day, the SMM observed a gathering related to the same issue (see SMM Daily Report 8 November 2018).
In Kherson, the SMM followed up on the situation of the detained Mekhanik Pogodin tanker. It saw that the tanker remained moored and surrounded by Ukrainian Border Guard Service members in a port in the south-western outskirts of Kherson city (see SMM Daily Report 24 August 2018). A man who introduced himself as the captain of the tanker, together with a male crew member, told the SMM that a court hearing regarding the tanker’s case would take place this month. Staff at the court told the SMM that the hearing was scheduled for 14 November.
The SMM continued monitoring in Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre on Control and Coordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 8 November 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[5]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.5
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
An SMM mini-UAV temporarily lost its GPS signal, assessed as due to signal interference, while flying over Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol).[6]
At the city hospital in Khartsyzk (non-government-controlled, 26km east of Donetsk), while following up on civilian casualties, staff told the SMM that the hospital was not permitted to give information citing orders from the armed formations.
[1] For a complete breakdown of ceasefire violations, please see the annexed table.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of the SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] During the reporting period, the SMM camera in Krasnohorivka was not operational.
[3] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[4] This hardware mentioned in this section is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[5] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[6] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.