Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели слышали огонь из стрелкового оружия, который, по их оценке, был направлен на беспилотный летательный мини-аппарат СММ, пролетавший вблизи Желтого. Миссия зафиксировала нарушения режима прекращения огня вблизи участка разведения сил и средств в районе Золотого, в том числе разрыв снаряда в 200–500 м от их позиции. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также недалеко от Новоазовска и Вознесеновки (в районах, находящихся вблизи границы с Российской Федерацией), Луганска и снова вблизи Заиченко*. Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода возле Железного, в поврежденных домах в Марьинке и Красногоровке, на гражданских объектах жизнеобеспечения в Донецкой и Луганской областях, а также для проведения разминирования вблизи Нижнетеплого.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 200 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 130 взрывов.
Так, вечером 31 октября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали около 80 взрывов и почти 500 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–7 км в южном направлении.
В тот же вечер, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), команда СММ слышала около 30 взрывов (23 оценены как выстрелы, а остальные — взрывы неопределенного происхождения) и 7 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 5–7 км в северо-западном направлении.
Также вечером 31 октября и в ночь на 1 ноября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 4 взрыва неопределенного происхождения и около 160 снарядов (преимущественно из западного направления в восточном) — все в 2–4 км в восточном направлении.
Днем 1 ноября, патрулируя на восточной окраине н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), команда СММ слышала 1 взрыв неопределенного происхождения в 1–2 км к юго-востоку, после которого последовал еще 1 взрыв неопределенного происхождения менее чем в 500 м к востоку от ее позиции. Наблюдатели немедленно покинули этот район.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая приблизительно 100 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано 3 взрыва.
Поздно вечером 31 октября, находясь в н. п. Кадиевка (быв. Стаханов, неподконтрольный правительству, 50 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 56 взрывов неопределенного происхождения в 4–6 км к северо-северо-востоку и северо-востоку, а также 26 взрывов неопределенного происхождения в 10–17 км к северо-северо-востоку.
В направлении беспилотного летательного аппарата СММ снова, по оценке наблюдателей, был направлен огонь из стрелкового оружия. При осуществлении полета мини-БПЛА на южной окраине н. п. Желтое (неподконтрольный правительству, 17 км к северо-западу от Луганска), команда СММ слышала 40 выстрелов из стрелкового оружия приблизительно в 2 км к северо-северо-западу от своего местонахождения, в том месте, где пролетал БПЛА. По оценке наблюдателей, выстрелы были направлены на БПЛА. Члены патруля посадили БПЛА, на котором не было повреждений, и покинули это район*.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Ближе к вечеру 31 октября камера СММ в Золотом зафиксировала взрыв в 1–2 км к востоко-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения) и 7 снарядов в 1–2 км к юго-востоку (установить, произошло это на участке разведения или за его пределами, не удалось).
Днем 1 ноября, патрулируя в н. п. Золотое-4 (Родина; подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 2 взрыва неопределенного происхождения в 4–8 км к востоко-северо-востоку и юго-западу соответственно, а затем еще 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда в 200–500 м к востоку от своего месторасположения (по оценке, все произошли за пределами участка разведения). Наблюдатели почувствовали ударную волну, вызванную разрывом снаряда, и сразу же покинули этот район. В Золотом-4 (Родине) два жителя сообщили членам патруля Миссии, что они ежедневно сталкиваются с обстрелами из легкого и тяжелого вооружения.
1 ноября, осуществляя мониторинг на северо-восточной окраине н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска), команда СММ слышала 3 взрыва неопределенного происхождения в 3–5 км к востоко-юго-востоку (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).
В тот же день, патрулируя на северной окраине н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 5 взрывов неопределенного происхождения в 7–10 км к северо-востоку (по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).
Утром 1 ноября камера СММ в Станице Луганской зафиксировала вспышку дульного пламени от огня из миномета (неустановленного типа) в 200–300 м к юго-юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 1 ноября, находясь в н. п. Богдановка (подконтрольный правительству, 41 км к юго-западу от Донецка) вблизи участка разведения в районе Петровского, команда СММ отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
За пределами соответствующих линий отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения недалеко от н. п. Смоляниново (подконтрольный правительству, 61 км к северо-западу от Луганска) команда СММ видела 2 зенитно-ракетных комплекса (9К33 «Оса»).
Наблюдатели посетили районы, где ранее находилось вооружение, которое не смогли верифицировать как отведенное, так как условия его хранения не соответствуют критериям, указанным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, направленного СММ подписантам Комплекса мер. В подконтрольных правительству районах Донецкой области члены патруля Миссии отметили отсутствие 23 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм), 6 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм), 28 минометов (двенадцати M-120 «Молот», 120 мм; пятнадцати 2Б11 «Сани», 120 мм; и одного БM-37, 82 мм) и 3 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[3] в зоне безопасности. 31 октября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 3 боевые машины пехоты (предположительно БМП-1) и 1 командно-штабную машину (предположительно БМП-1КШ «Поток-2») недалеко от н. п. Травневое (51 км к северо-востоку от Донецка). 1 ноября команда СММ видела 1 бронетранспортер (БТР-80) вблизи н. п. Золотое-2 (Карбонит; 62 км к западу от Луганска) и 1 БМП-1 недалеко от Золотого.
1 ноября в н. п. Луганск (неподконтрольный правительству) команда СММ видела 2 БТР (неустановленного типа).
В н. п. Мирное (подконтрольный правительству, 63 км к югу от Донецка) члены патруля Миссии обратили внимание на то, что 2 накрытых деревянных ящика, установленных на опорах железнодорожного моста (см. Ежедневный отчет СММ от 19 октября 2017 года), были удалены. Ранее бойцы Национальной гвардии Украины сообщили СММ, что в ящиках находилась взрывчатка.
Команда СММ зафиксировала проведение работ по разминированию вблизи н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя). На южной обочине автодороги Т0519 команда СММ видела, как двое военнослужащих Вооруженных сил Украины использовали портативные металлоискатели и трактор, к которому было прицеплено сзади оборудование для разминирования.
Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на Петровской водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), на водопроводе рядом с н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), в поврежденных домах в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка), а также на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка). СММ также содействовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения робот по разминированию вблизи н. п. Нижнетеплое (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска). Наблюдатели продолжали содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции.
Команда СММ посетила приграничный район, который не контролируется правительством. В течение около 5 минут наблюдения в пункте пропуска на границе возле н. п. Вознесеновка (быв. Червонопартизанск, 65 км к юго-востоку от Луганска) наблюдатели не зафиксировали никакого движения через границу. Член вооруженных формирований сказал сотрудникам Миссии покинуть этот район*. На железнодорожной станции «Красная Могила» в Вознесеновке члены патруля Миссии видели железнодорожный состав с двумя локомотивами и 40 грузовыми вагонами, двигавшийся в западном направлении*.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте, расположенном приблизительно в 1 км к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя), двое вооруженных членов вооруженных формирований вновь остановили патруль Миссии и не позволили наблюдателям проследовать в сторону н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и на юг в сторону н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на то, что в этом районе ведется разминирование. Наблюдатели видели, что через блокпост проехал автомобиль в направлении Пикуз.
На блокпосте вблизи н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), недалеко от границы с Российской Федерацией, трое членов вооруженных формирований снова не разрешили патрулю СММ проехать в город и в направлении н. п. Седово (неподконтрольный правительству, 106 км к югу от Донецка), ссылаясь на приказы своего руководства. Наблюдатели видели, что через блокпост проехали 9 автомобилей.
Член вооруженных формирований воспрепятствовал патрулю СММ в доступе к отдельным участкам объекта в Луганске, на территории которого члены патруля Миссии видели боевые бронированные машины.
В пункте пропуска на границе вблизи Вознесеновки член вооруженных формирований снова сказал сотрудникам Миссии покинуть этот район.
На железнодорожной станции «Красная Могила» в Вознесеновке двое членов вооруженных формирований снова не разрешили наблюдателям войти в здание железнодорожной станции и сказали наблюдателям покинуть этот район.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Во время управления полетом мини-БПЛА на южной окраине Желтого команда СММ слышала 40 выстрелов из стрелкового оружия в 2,4 км к северо-северо-западу от своего местонахождения. По оценке наблюдателей, огонь был направлен на мини-БПЛА. Наблюдателям удалось благополучно приземлить БПЛА, после чего они покинули этот район.
Член вооруженных формирований не разрешил патрулю Миссии взять с собой камеры и телефоны на территорию объекта в Луганске, на котором наблюдатели видели боевые бронированные машины (см. выше), и настаивал на том, чтобы сопровождать наблюдателей все время их пребывания на объекте.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 1 November 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions compared with the previous reporting period. The Mission heard small-arms fire assessed as directed at its mini-unmanned aerial vehicle flying near Zhovte. The SMM recorded ceasefire violations near the Zolote disengagement area, including an impact explosion 200-500m from its positon. The Mission’s access remained restricted in all three disengagement areas; it was also restricted near Novoazovsk and Voznesenivka – areas close to the border with the Russian Federation – Luhansk city and again near Zaichenko.* The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne, to damaged houses in Marinka and Krasnohorivka and to critical civilian infrastructure in Donetsk and Luhansk regions, as well as to enable demining near Nyzhnoteple.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 200 explosions, compared with the previous reporting period (about 130 explosions).
On the evening and night of 31 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 80 explosions and nearly 500 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-7km at southerly directions.
The same evening, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard about 30 explosions (23 assessed as outgoing, the remainder undetermined) and seven bursts of heavy-machine-gun fire, all 5-7km at north-westerly directions.
Also on the evening of 31 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded four undetermined explosions and about 160 projectiles in flight (mostly from westerly to easterly directions), all 2-4km at easterly directions.
During the day on 1 November, positioned on the eastern edge of Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM heard an undetermined explosion 1-2km south-east followed by another undetermined explosion less than 500m east of its position. The SMM immediately departed the area.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 100 explosions, compared with the previous reporting period (three explosions).
On the night of 31 October, while in Kadiivka (formerly Stakhanov, non-government-controlled, 50km west of Luhansk), the SMM heard 56 undetermined explosions 4-6km north-north-east and north-east and 26 undetermined explosions 10-17km north-north-east.
Small arms fire was again assessed as directed at an SMM unmanned aerial vehicle (UAV). While conducting a mini-UAV flight in the southern outskirts of Zhovte (non-government-controlled, 17km north-west of Luhansk), the SMM heard 40 shots of small-arms fire about 2km north-north-west of its position, in the area where the UAV was flying, and assessed it as aimed at the UAV. The SMM landed the UAV without damage and left the area.*
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
In the late afternoon of 31 October, the SMM camera in Zolote recorded an explosion 1-2km east-south-east (assessed as outside the disengagement area) and seven projectiles in flight 1-2km south-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
During the day on 1 November, positioned in Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km west of Luhansk), the SMM heard two undetermined explosions 4-8km east-north-east and south-west, respectively, followed by an explosion assessed as an impact 200-500m east of its position (all assessed as outside the disengagement area). The SMM felt the shock wave from the impact explosion and immediately departed the area. While in Zolote‑4/Rodina, the SMM had been told by two residents that they face shelling and shooting on a daily basis.
On 1 November, positioned on the north-eastern edge of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), the SMM heard three undetermined explosions 3-5km east-south-east (assessed as outside the Zolote disengagement area).
On the same day, positioned on the northern edge of Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard five undetermined explosions 7-10km north-east (assessed as outside the Zolote disengagement area).
On the morning of 1 November, the SMM camera in Stanytsia Luhanska recorded the muzzle flash of a mortar round (type undetermined) 200-300m south-south-west (assessed as outside the disengagement area).
During the day on 1 November, positioned in Bohdanivka (government-controlled, 41km south-west of Donetsk), near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites, near Smolianynove (government-controlled, 61km north-west of Luhansk), the SMM saw two surface-to-air missile systems (9K33 Osa).
The SMM visited areas previously holding weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. In government-controlled areas of Donetsk region, the SMM noted as missing 23 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm), six towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm), 28 mortars (12 M-120 Molot, 120mm; 15 2B11 Sani, 120mm; and one BM-37, 82mm) and three anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm).
The SMM observed armoured combat vehicles[3] in the security zone. In government‑controlled areas, an SMM mid-range UAV spotted three probable infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1) and a probable armoured command vehicle (BMP-1 Ksh Potok 2) near Travneve (51km north-east of Donetsk) on 31 October. On 1 November, the SMM saw an armoured personnel carrier (APC) (BTR-80) near Zolote‑2/Karbonit (62km west of Luhansk) and an IFV (BMP-1) near Zolote.
In non-government-controlled Luhansk city, on 1 November, the SMM saw two APCs (undetermined types).
In Myrne (government-controlled, 63km south of Donetsk), the SMM noted that two covered wooden boxes mounted on pillars of a railway bridge (see SMM Daily Report of 19 October 2017) had been removed. National Guard personnel had previously told the SMM that the boxes contained explosives.
The SMM observed demining activities near Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol). On the southern side of road T0519, the SMM observed two Ukrainian Armed Forces soldiers using portable metal detectors and a tractor with mine sweeping equipment in its rear.
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), the water pipeline near Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), damaged houses in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) and the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk). It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable demining activities near Nyzhnoteple (government-controlled, 26km north of Luhansk). The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station.
The SMM visited a border area outside government control. While at a border crossing point near Voznesenivka (formerly Chervonopartyzansk, 65km south-east of Luhansk) for about five minutes, the SMM saw no cross-border traffic. A member of the armed formations told the SMM to leave the area.* At the Chervona Mohyla railway station in Voznesenivka, the SMM observed a train consisting of two locomotives and 40 cargo wagons heading west.*
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint about 1km north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), claiming ongoing demining in the area. The SMM observed a car proceeding through the checkpoint towards Pikuzy.
At a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), near the border with the Russian Federation, three members of the armed formations again prevented the SMM from passing through to the city and accessing Siedove (non-government-controlled, 106km south of Donetsk), citing orders from their superiors. The SMM observed nine cars proceeding through the checkpoint.
A member of the armed formations prevented the SMM from accessing certain areas within a compound in Luhansk city where the SMM observed armoured combat vehicles.
At a border crossing point near Voznesenivka, a member of the armed formations again told the SMM to leave the area.
At the Chervona Mohyla railway station in Voznesenivka, two members of the armed formations again prevented the SMM from entering the railway station and told the SMM to leave the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
While it was flying a mini-UAV in the southern outskirts of Zhovte, the SMM heard 40 shots of small-arms fire 2.4km north-north-west of its position, assessed as aimed at the mini-UAV. The SMM was able to land the UAV safely and departed the area.
A member of the armed formations prohibited the SMM from taking cameras and telephones into a compound in Luhansk city where the SMM observed armoured combat vehicles (see above) and insisted on accompanying the SMM at all times while it was within the compound.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.