Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
Миссия констатировала увеличение количества случаев нарушения режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение их количества в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Наблюдатели уточняли информацию о жертвах в Майорово и Золотом-5 (Михайловке). Наблюдатели фиксировали повреждения в результате обстрелов в Золотом-5 (Михайловке). Миссия продолжала осуществлять мониторинг на всех трех участках разведения сил и средств, где ее доступ оставался ограниченным. Кроме того, доступ наблюдателей снова был ограниченным вблизи Южной Ломоватки и Верхнешироковского*. Команда СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода недалеко от Очеретино, Смоляниново и Метёлкино. Миссия зафиксировала недавно установленные мины по обе стороны от линии соприкосновения. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. Миссия также способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода вблизи Железного и на Петровской водонасосной станции около Артема.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 520 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда было зафиксировано приблизительно 240 взрывов.
Вечером 8 и ночью 9 октября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 17 взрывов, оцененных как разрывы снарядов в 0,1–1 км к югу, а также около 185 взрывов неопределенного происхождения (в том числе примерно 20 взрывов, прогремевших в пределах 100–500 м от камеры СММ), 54 снаряда (преимущественно с запада на восток и с северо-запада на юго-восток), 1 очередь и 1 осветительную ракету — все в 0,1–4 км в секторе от юго-юго-востока до юго-запада.
9 октября, патрулируя на участке приблизительно в 3 км к юго-западу от н. п. Авдеевка (подконтрольный правительству, 17 км к северу от Донецка), члены патруля Миссии слышали 2 взрыва и ощутили ударную волну от них, после чего они увидели дым в небе, а затем услышали еще 2 взрыва — все, по их оценке, вследствие исходящего огня из артиллерийских орудий в 1–2 км к югу. Приблизительно через 20 минут с близлежащей позиции в Авдеевке наблюдатели слышали 4 взрыва неопределенного происхождения в 3–4 км к юго-востоку и югу.
Осуществляя мониторинг приблизительно в 1 км к северу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали и видели 2 взрыва неопределенного происхождения, а также слышали 5 взрывов неопределенного происхождения и 3 очереди из крупнокалиберного пулемета — все в 1–4 км к юго-западу.
9 октября, находясь приблизительно в 2 км к юго-западу от н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) для мониторинга соблюдения режима прекращения огня с целью обеспечения возможности проведения ремонтных работ, команда СММ слышала 35 взрывов неопределенного происхождения и 50 очередей из крупнокалиберного пулемета в 3–4 км к юго-востоку и юго-юго-востоку и 6 взрывов неопределенного происхождения в 2–3 км к северо-западу.
Вечером 8 и ночью 9 октября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 23 взрыва неопределенного происхождения, около 325 снарядов (почти половина из которых пролетела с севера на юг, а другая половина — с юга на север), 12 очередей и 5 вспышек дульного пламени — все в 2–4 км в секторе от востока-северо-востока до востоко-юго-востока.
В Луганской области СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня (включая около 50 взрывов) по сравнению с предыдущим отчетным периодом (210 взрывов).
Вечером 8 октября камера СММ в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска) зафиксировала 8 взрывов (5 оценены как разрывы снарядов и 3 — как взрывы неопределенного происхождения) и около 75 снарядов (преимущественно с западо-северо-запада на востоко-юго-восток) — все в 2–5 км к югу, юго-юго-западу и юго-западу. На следующий день эта камера зафиксировала 3 взрыва, оцененные как разрывы снарядов в 2–4 км к юго-западу.
СММ уточняла сообщения о жертвах среди гражданского населения. Член общины в н. п. Мичурино (неподконтрольный правительству, 61 км к югу от Донецка) сообщил наблюдателям, что в результате взрыва, произошедшего 24 сентября, мужчина (55 лет) лишился левой ступни. В н. п. Майорово (быв. Красный Октябрь, неподконтрольный правительству, 57 км к юго-востоку от Донецка) трое местных жителей (две женщины в возрасте 40–49 и 60–69 лет соответственно и один мужчина в возрасте 50–59 лет) по отдельности рассказали наблюдателям, что 24 сентября 55-летний местный житель лишился ступни в результате взрыва наземной мины на берегу протекающей рядом реки, а также о том, что скорая помощь отвезла его в больницу в н. п. Бойковское (быв. Тельманово, неподконтрольный правительству, 67 км к юго-востоку от Донецка). В больнице в Бойковском медработники отказались предоставить информацию о жертве среди гражданского населения*. Сотрудники местного пункта неотложной помощи в Бойковском сообщили СММ, что в конце сентября служба скорой помощи доставила мужчину, лишившегося ступни в результате взрыва, из Майорово в Бойковское.
В н. п. Золотое-5 (Михайловка, неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) женщина (в возрасте 40–49 лет) сообщила СММ, что мальчик (9 лет) получил осколочное ранение в голову во время обстрела вечером 7 октября. Она добавила, что также были повреждены три дома (см. ниже). В больнице в н. п. Первомайск (неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска) медработники сообщили наблюдателям, что 7 октября к ним доставили ребенка из Золотого-5 (Михайловки) с ранениями мягких тканей головы и в больнице ему наложили швы. Из соображений безопасности наблюдатели не смогли попасть в этот район, чтобы пообщаться с мальчиком или его родителями.
Наблюдатели фиксировали повреждения в результате обстрела в Золотом-5 (Михайловке). На ул. Котовского, 39, члены патруля Миссии видели три разбитых окна на юго-юго-западной стороне одноэтажного дома и пробоину в крыше гаража, стоявшего к востоку от дома. По оценке СММ, повреждения гаража возникли недавно и были вызваны попаданием снаряда, выпущенного с южного направления.
На ул. Корчагина, 10, наблюдатели видели, что секция забора длиной приблизительно 1,5 м, изготовленного из кровельного материал, была разбита в щепки. Также наблюдатели видели на приусадебном участке между забором и одноэтажным домом два места огневого поражения. По их оценке, места огневого поражения образовались недавно и их причиной было попадание снарядов, выпущенных с северного направления. Внутри дома наблюдатели видели три разбитых окна с южной стороны и разбитое зеркало на восточной стене. По оценке СММ, все повреждения были вызваны попаданием осколков от снаряда, выпущенного с северного направления.
Приблизительно в 30 м к западу от дома на ул. Корчагина, 10, члены патруля Миссии видели посередине дороге место огневого поражения. По оценке СММ, оно образовалось недавно в результате попадания снаряда, выпущенного с северного направлении. По соображениям безопасности наблюдатели не смогли провести дополнительную оценку мест поражения.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
На участке разведения в районе Золотого, а именно на недавно обустроенной позиции Вооруженных сил Украины к югу от железнодорожного моста, члены патруля Миссии видели военнослужащего (было видно, что он был вооружен). Приблизительно в 300–400 м к югу, между передовыми позициями сторон, наблюдатели впервые увидели выброшенную пусковую трубу от противотанковой ракеты.
Днем 9 октября, осуществляя мониторинг на участке разведения в районе Станицы Луганской, команда СММ отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
8 октября в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 самоходную гаубицу (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Очеретино (31 км к северо-западу от Донецка), что является нарушением линий отвода. 9 октября команда СММ видела 10 самоходных гаубиц (2С1) и 1 буксируемую гаубицу (Д-20, 152 мм) вблизи н. п. Смоляниново (61 км к северо-западу от Луганска) и 1 буксируемую гаубицу (Д-20) недалеко от н. п. Метёлкино (69 км к северо-западу от Луганска).
8 октября за линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 5 самоходных гаубиц (2С1) вблизи н. п. Новооленевка (48 км к северо-западу от Донецка), 12 танков (Т-64) недалеко от н. п. Тимофеевка (39 км к северо-западу от Донецка), 1 зенитно-ракетный комплекс (9K35 «Стрела-10») рядом с н. п. Калиново (31 км к северо-западу от Донецка) и 1 зенитно-ракетный комплекс (9K35) в жилом районе н. п. Александрополь (43 км к северу от Донецка) (тот же БПЛА также обнаружил 1 бронетранспортер и 8 военных грузовых автомобилей в находящемся недалеко Александрополе[3]). 9 октября наблюдатели зафиксировали 5 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска), 4 самоходные гаубицы (2С1) и 1 противотанковую пушку (МТ-12) вблизи н. п. Северодонецк (74 км к северо-западу от Луганска).
За линиями отвода, но вне пределов выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольном правительству районе команда СММ зафиксировала 1 танк (Т-64) на тягаче в 3,5 км к югу от Луганска.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины, зенитную установку[4] и другие признаки наличия военной техники и техники военного типа в зоне безопасности. 8 октября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 2 ББМ (БМП-1Кш и типа БМП) вблизи н. п. Золотое-4 (Родина, 60 км к северо-западу от Луганска), а также новые траншеи протяженностью около 60 м, которые не были видны на снимках за 6 октября 2018 года. 9 октября члены патруля Миссии видели 1 БТР-4 вблизи н. п. Новокалиновое (29 км к северо-западу от Донецка), 2 БМП-1 в н. п. Тарамчук (29 км к юго-западу от Донецка), 1 зенитную установку (ЗУ-23-2, 23 мм), установленную на грузовике приблизительно в 9 км к востоку от н. п. Плотина (28 км к северо-востоку от Луганска), 1 бронированную разведывательную машину (типа БРДМ) недалеко от н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска) и 2 БМП-1 к юго-востоку от н. п. Муратово (51 км к северо-западу от Луганска).
8 октября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил в Золотом-5 (Михайловке) и его окрестностях 6 огневых позиций, 2 из которых находились в пределах 100 м от жилых домов, и траншеи протяженностью 40 м, которые не были видны на снимках за 28 сентября 2018 года, а также 50 метров траншей, не зафиксированных на снимках от 29 сентября 2018 года. Кроме того, аппарат зафиксировал укрепленную позицию, строительством которой занимались трое мужчин в камуфляжной одежде, которые, по оценке, были членами вооруженных формирований.
Миссия зафиксировала недавно установленные мины. 8 октября БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил 4 недавно установленные противотанковые мины (TM-62) перед домом в Золотом-5 (Михайловке). Эти мины не были видны на снимках за 4 октября 2018 года. В тот же день БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 4 противотанковые мины рядом с блокпостом Вооруженных сил Украины недалеко от Золотого-4 (Родины). Эти мины не были видны на снимках за 4 октября 2018 года.
Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода вблизи Железного и на Петровской водонасосной станции недалеко от н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северо-западу от Луганска).
Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. Находясь возле н. п. Каменка (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Донецка), команда СММ видела застрявший в земле хвостовой стабилизатор минометной мины (82 мм), выпущенной, по оценке, с юго-восточного направления.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 8 октября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте, расположенном приблизительно в 600 метрах к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо-востоку от Мариуполя), трое членов вооруженных формирований (было видно, что двое из них были вооружены) снова остановили патруль Миссии и не позволили наблюдателям проехать в южном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и н. п. Безыменное (неподконтрольной правительству, 30 км к востоку от Мариуполя).
На блокпосте в н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) член вооруженных формирований снова отказал патрулю СММ в проезде в населенный пункт, ссылаясь на «проведение в этом районе работ по разминированию».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям на участке разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что работы по разминированию в предыдущие сутки не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
8 октября СММ временно потеряла связь с БПЛА дальнего радиуса действия, что, по оценке, произошло в результате действия помех[6] недалеко от н. п. Свиридоновка (подконтрольный правительству, 41 км к северо-западу от Донецка) и н. п. Крутая Балка (неподконтрольный правительству, 16 км к северу от Донецка).
Медработники в больнице в н. п. Бойковское (быв. Тельманово, неподконтрольный правительству, 67 км к юго-востоку от Донецка) отказались предоставить СММ информацию о жертве среди гражданского населения, о которой сообщалось, без предварительного разрешения от членов «областной администрации».
В школе в н. п. Родаково (неподконтрольный правительству, 22 км к западу от Луганска) сотрудники сообщили СММ, что наблюдателям нельзя входить в школу, а также сказали, что всем сотрудникам школы приказано «остерегаться» ОБСЕ и не разговаривать с наблюдателями без разрешения со стороны вооруженных формирований.
В школе в н. п. Сорокино (быв. Краснодон, неподконтрольный правительству, 43 км к юго-востоку от Луганска) сотрудники сказали членам патруля Миссии покинуть это место и сообщили, что они получили распоряжение не пускать наблюдателей СММ на территорию школы.
В школе в н. п. Новосветловка (неподконтрольный правительству, 16 км к юго-востоку от Луганска) сотрудники сообщили СММ, что, исходя из распоряжений от вооруженных формирований, наблюдателям нельзя пройти на территорию школы.
В н. п. Хрящеватое (неподконтрольный правительству, 10 км к юго-востоку от Луганска) член общины сообщил СММ, что, исходя из распоряжений от вооруженных формирований, наблюдателям нельзя пройти на территорию школы в населенном пункте.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении отчетного периода камера СММ, установленная на северной окраине Попасной, не функционировала.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[5] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[6] Помехи могли создавать из любого места в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 9 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region but fewer ceasefire violations in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission followed up on reports of casualties in Maiorove and Zolote-5/Mykhailivka. The SMM observed damage as a result of shelling in Zolote-5/Mykhailivka. It continued monitoring all three disengagement areas, where its access remained restricted. The SMM’s access was also again restricted near Yuzhna-Lomuvatka and Verkhnoshyrokivske.* The SMM saw weapons in violation of the agreed withdrawal lines near Ocheretyne, Smolianynove and Metolkine. The Mission observed newly laid mines on both sides of the contact line. It continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. The SMM also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne and to the Petrivske pumping station near Artema.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including about 520 explosions, compared with the previous reporting period (about 240 explosions).
On the evening and night of 8-9 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded about 17 explosions assessed as impacts 0.1-1km south, as well as about 185 undetermined explosions (including about 20 explosions within 100-500m of the SMM camera), 54 projectiles in flight (mostly west to east and north-west to south-east), a burst and an illumination flare, all 0.1-4km at directions ranging from south-south-east to south-west.
On 9 October, positioned about 3km south-west of Avdiivka (government-controlled, 17km north of Donetsk), the SMM heard and felt shockwaves of two explosions, after which it saw smoke in the sky, and then heard two additional explosions, all assessed as outgoing artillery rounds 1-2km south. About 20 minutes later, from a nearby position in Avdiivka, the SMM heard four undetermined explosions 3-4km south-east and south.
Positioned about 1km north of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk), the SMM heard and saw two undetermined explosions and heard five undetermined explosions, as well as three bursts of heavy-machine-gun fire, all 1-4km south-west.
On 9 October, positioned about 2km south-west of Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk) to monitor adherence to the ceasefire to enable repairs, the SMM heard 35 undetermined explosions and 50 bursts of heavy-machine-gun fire 3-4km south-east and south-south-east and six undetermined explosions 2-3km north-west.
On the evening and night of 8-9 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded 23 undetermined explosions, about 325 projectiles in flight (almost half from northerly to southerly directions and half from southerly to northerly directions), 12 bursts and five muzzle flashes, all 2-4km at directions ranging from east-north-east to east-south-east.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about 50 explosions, compared with the previous reporting period (210 explosions).
On the evening of 8 October, the SMM camera in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk) recorded eight explosions (five assessed as impacts and three undetermined) and about 75 projectiles in flight (mostly from west-north-west to east-south-east), all 2-5km south, south-south-west and south-west. The following day, the same camera recorded three explosions assessed as impacts 2-4km south-west.
The SMM followed up on reports of casualties. A community member in Michurine (non-government-controlled, 61km south of Donetsk) told the SMM that a man (55 years old) had lost his left foot as the result of an explosion on 24 September. In Maiorove (formerly Krasnyi Oktiabr, non-government-controlled, 57km south-east of Donetsk), three local residents (two women in their forties and sixties, respectively, and one man in his fifties) separately told the SMM that a 55-year-old local resident had lost his foot on September 24 in a landmine explosion on the bank of a nearby river and that he had been taken by ambulance to a hospital in Boikivske (formerly Telmanove, non-government-controlled, 67km south-east of Donetsk). At the hospital in Boikivske, medical staff refused to provide information about the civilian casualty.* Staff at a local ambulance station in Boikivske told the SMM that the ambulance service had transported a man who had lost his foot in an explosion from Maiorove to Boikivske at the end of September.
In Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk) a woman (in her forties) told the SMM that a boy (nine years old) had received shrapnel injuries to the his head during shelling on the evening of 7 October and that three houses had also been damaged (see below). At a hospital in Pervomaisk (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), medical staff told the SMM that a child from Zolote-5/Mykhailivka had been admitted with injuries to his scalp on 7 October and had received stitches. The SMM was unable to access the area in order to speak with the boy or his parents due to security considerations.
The SMM observed damage as a result of shelling in Zolote-5/Mykhailivka. At 39 Kotovskoho Street, the SMM saw three broken south-south-westerly windows of a single-storey house and a hole in the roof of a garage located east of the house. The SMM assessed that the damage to the garage was recent and caused by a projectile fired from a southerly direction.
At 10 Korchahina Street, the SMM observed that about 1.5m of a fence constructed of roofing material had been shattered into small pieces as well as two impact sites inside the garden, between the fence and a single-storey house. The SMM assessed that the impacts were fresh and caused by projectiles fired from a northerly direction. Inside the house, the SMM observed three broken south-facing windows and a damaged mirror on the east-facing wall, all assessed as caused by shrapnel from a projectile fired from a northerly direction.
About 30m west of 10 Korchahina Street, the SMM saw an impact in the middle of a road, which it assessed as fresh and caused by a projectile fired from a northerly direction. The SMM could not conduct further assessments due to security considerations.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
Inside the Zolote disengagement area, at a recently established Ukrainian Armed Forces position south of the railway bridge, the SMM observed a visibly armed soldier. About 300-400m south, between the forward positions of the sides, the SMM observed for the first time a discarded anti-tank missile tube.
During the day on 9 October, positioned inside the Stanytsia Luhanska disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 8 October, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a self-propelled howitzer (2S1 Gvozdika, 122mm) near Ocheretyne (31km north-west of Donetsk). On 9 October, the SMM observed ten self-propelled howitzers (2S1) and a towed howitzer (D-20, 152mm) near Smolianynove (61km north-west of Luhansk) and a towed howitzer (D-20) near Metolkine (69km north-west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 8 October, an SMM long-range UAV spotted five self-propelled howitzers (2S1) near Novoolenivka (48km north-west of Donetsk), 12 tanks (T-64) near Tymofiievka (39km north-west of Donetsk), a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) near Kalynove (31km north-west of Donetsk) and a surface-to-air missile system (9K35) in a residential area of Oleksandropil (43km north of Donetsk) (the same UAV also spotted an armoured personnel carrier and eight military cargo trucks nearby in Oleksandropil[3]). On 9 October, the SMM observed five anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) at a train station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk) and four self-propelled howitzers (2S1) and an anti-tank gun (MT-12) near Sievierodonetsk (74km north-west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a non-government-controlled area, the SMM observed a tank (T-64) on a transporter 3.5km south of Luhansk city.
The SMM observed armoured combat vehicles, an anti-aircraft gun[4] and other indications of military and military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 8 October, an SMM mid-range UAV spotted two infantry fighting vehicles (IFV) (BMP-1KSh and a BMP variant) near Zolote-4/Rodina (60km north-west of Luhansk) as well as about 60m of new trenches not visible in imagery of 6 October 2018. On 9 October, the SMM saw an IFV (BTR-4) near Novokalynove (29km north-west of Donetsk), two IFVs (BMP-1) in Taramchuk (29km south-west of Donetsk), an anti-aircraft gun (ZU-23-2, 23mm) mounted on a truck about 9km east of Plotyna (28km north-east of Luhansk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM variant) near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk) and two IFVs (BMP-1) south-east of Muratove (51km north-west of Luhansk).
In non-government-controlled areas, on 8 October, an SMM mid-range UAV spotted six firing positions in and near Zolote-5/Mykhailivka, two of which are within 100m of residential houses, and 40m of trenches not visible in imagery of 28 September 2018. It also spotted 50m of trenches not visible in imagery from 29 September 2018 and a fortified position under construction by three men wearing camouflaged clothing, assessed as members of the armed formations.
The SMM observed newly laid mines. On 8 October, an SMM mid-range UAV spotted four newly laid anti-tank mines (TM-62) in front of a house in Zolote-5/Mykhailivka, which were not visible in imagery of 4 October 2018. The same day, an SMM mid-range UAV spotted four anti-tank mines near a checkpoint of the Ukrainian Armed Forces near Zolote-4/Rodina, which were not visible in imagery of 4 October 2018.
The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne and to the Petrivske pumping station near Artema (government-controlled, 26km north-west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire. Positioned near Kamianka (government-controlled, 20km north of Donetsk), the SMM observed an 82mm mortar tailfin assessed as fired from a south-easterly direction embedded in the ground.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 8 October 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint about 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), three members of the armed formations (two visibly armed) again stopped the SMM and denied it passage southward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol).
At a checkpoint in Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), a member of the armed formations again denied the SMM passage to the village, citing “demining in the area”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[5]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.6
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
The SMM on 8 October temporarily lost communications with a long-range UAV, assessed as due to signal interference[6] near Svyrydonivka (government-controlled, 41km north-west of Donetsk) and Kruta Balka (non-government-controlled, 16km north of Donetsk).
Medical staff at a hospital in Boikivske (formerly Telmanove, non-government-controlled, 67km south-east of Donetsk) refused to provide the SMM with information about a reported civilian casualty without prior approval from members of the “regional administration.”
At a school in Rodakove (non-government-controlled, 22km west of Luhansk), staff told the SMM it was not permitted to enter the school and said that all school personnel have been told to “watch out” for the OSCE and that it should get permission from the armed formations to speak with them.
At a school in Sorokyne (formerly Krasnodon, non-government-controlled, 43km south-east of Luhansk), staff told the SMM to leave and said that they had been given instructions not to allow it on school premises.
At a school in Novosvitlivka (non-government-controlled, 16km south-east of Luhansk), staff told the SMM that it could not access the school, based on instructions from the armed formations.
In Khriashchuvate (non-government-controlled, 10km south-east of Luhansk), a community member told the SMM that it could not access the school in the village, based on instructions from the armed formations.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera on the northern edge of Popasna was not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[5] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[6] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.