Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками. Миссия уточняла сообщения о женщине, умершей по естественным причинам на блокпосте вооруженных формирований в Горловке. СММ продолжила осуществлять мониторинг на всех трех участках разведения сил и средств и зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Золотого, а также возле него. Доступ Миссии оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также был ограничен возле Южной Ломоватки, Старомарьевки, Сиваша, в Мичурино, к месту размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству районе Донецкой области и снова вблизи Заиченко*. СММ зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Миссия и далее способствовала обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. СММ также способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода возле Железного и линиях электропередачи вблизи Оленовки, а также для проведения разминирования в Золотом-2 (Карбоните). В Киеве команда Миссии наблюдала за проведением двух массовых собраний.
В Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая примерно 240 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками, когда, среди прочего, было зафиксировано 120 взрывов.
Так, вечером 7 октября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали около 75 взрывов неопределенного происхождения в 2–6 км к востоку и западу. Вечером 7 и ночью 8 октября камера СММ в Светлодарске зафиксировала примерно 60 снарядов (преимущественно с севера на юг) и 2 очереди — все в 2–5 км к востоко-северо-востоку и востоку. На следующий день в этом же населенном пункте команда Миссии слышала около 45 взрывов неопределенного происхождения и 15 очередей из крупнокалиберного пулемета — все в 3–7 км к юго-востоку.
Ночью 8 октября наблюдатели, находившиеся в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), слышали 26 взрывов, оцененных как выстрелы из артиллерии в 2–4 км к востоко-юго-востоку.
Вечером 7 и ночью 8 октября камера СММ в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала 6 взрывов неопределенного происхождения, около 85 снарядов (преимущественно с севера на юг) и 12 очередей — все в 2–4 км в секторе от востоко-северо-востока до юго-востока.
Днем 8 октября, находясь в 1 км к северо-западу от контрольного пункта въезда-выезда (КПВВ) в н. п. Пищевик (подконтрольный правительству, 25 км к северо-востоку от Мариуполя), команда Миссии слышала 5 взрывов, оцененных как разрывы артиллерийских снарядов, и 16 взрывов неопределенного происхождения — все в 2–4 км к юго-юго-востоку.
В тот же день, патрулируя примерно в 2 км к юго-юго-востоку от н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя), наблюдатели слышали взрыв, оцененный как разрыв артиллерийского снаряда, и 27 взрывов неопределенного происхождения — все в 2–3 км к востоко-северо-востоку и востоку.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, включая около 210 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками (12 взрывов).
Днем 8 октября, патрулируя на восточной окраине н. п. Голубовское (неподконтрольный правительству, 51 км к западу от Луганска), команда СММ слышала примерно 100 взрывов неопределенного происхождения и около 140 выстрелов и очередей из стрелкового оружия — все в 3–5 км к северо-востоку.
В тот же день, осуществляя мониторинг на северо-восточной окраине н. п. Славяносербск (неподконтрольный правительству, 28 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 34 взрыва неопределенного происхождения в 10 км к западу.
В тот же день, находясь на юго-восточной окраине н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 10 взрывов, оцененных как разрывы снарядов вооружения неустановленного типа, и 9 очередей из крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии 3–5 км к югу.
Миссия уточняла сообщения о женщине, умершей на блокпосте вооруженных формирований в Горловке. Член вооруженных формирований рассказал, что утром 6 октября женщина (в возрасте от 60 до 69 лет) потеряла сознание, когда проходила через блокпост, и умерла, невзирая на предоставленную медицинскую помощь. 8 октября персонал морга в больнице № 2 в Горловке сообщил, что тело женщины доставили в морг и что вскрытие указало на естественные причины смерти. Они добавили, что умершая женщина была жительницей н. п. Чистяково (быв. Торез, неподконтрольный правительству, 62 км к востоку от Донецка).
Миссия продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ СММ на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 7 октября камера СММ в Золотом зафиксировала 3 взрыва, оцененных как выстрелы из артиллерии, и 31 снаряд (с севера на юг и с юга на север) — все в 1–4 км к востоко-юго-востоку (определить, на участке разведения или за его пределами, не представлялось возможным). Днем 8 октября, находясь на северной окраине участка разведения в районе Золотого, наблюдатели слышали взрыв неопределенного происхождения в 5–7 км к юго-юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения), а также 18 выстрелов и очередей из пушки боевой машины пехоты (БМП-2, 30 мм), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия в 2–3 км к юго-юго-западу (по оценке, на участке разведения).
В тот же день, осуществляя мониторинг в 1,5 км к юго-западу от н. п. Молодежное (неподконтрольный правительству, 63 км к западу от Луганска), команда Миссии слышала 12 взрывов неопределенного происхождения и 20 очередей из стрелкового оружия — все в 3–5 км к северо-северо-востоку (все, по оценке, за пределами участка разведения в районе Золотого).
Днем 8 октября, патрулируя на участке разведения в районе Станицы Луганской и возле участка разведения в районе Петровского, СММ констатировала там спокойную обстановку.
Миссия продолжает осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
8 октября в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ обнаружил единицу артиллерии (калибром более 122 мм) возле н. п. Заря (80 км к югу от Донецка), что является нарушением линий отвода. В тот же день наблюдатели видели 10 реактивных систем залпового огня (РСЗО; БМ-27 «Ураган», 220 мм) (восемь из которых выгружали из поезда, а две стояли на платформах) на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска).
7 октября в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ выявил 3 зенитно-ракетных комплекса (9К35 «Стрела-10») на территории объекта возле н. п. Катериновка (быв. Юбилейное, 8 км к западу от Луганска), что является нарушением линий отвода.
6 октября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил зенитно-ракетный комплекс (9К37) возле н. п. Агробаза (8 км к западу от Мариуполя). 7 октября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 танка (Т-64) вблизи н. п. Степановка (54 км к северу от Донецка). 8 октября члены команды Миссии видели 4 РСЗО (БM-27) около н. п. Лиман (91 км к северу от Луганска), 3 самоходных гаубицы (2С5 «Гиацинт-С», 152 мм) возле н. п. Славянск (95 км к северу от Донецка), а также в общей сложности по крайней мере 12 зенитно-ракетных комплексов (один 9К37 рядом с н. п. Тополиное (19 км к северо-западу от Мариуполя), два 9К35 в районе н. п. Шевченко (19 км к северо-западу от Мариуполя), шесть 9K33 «Оса» около н. п. Покровск (55 км к северо-западу от Донецка) и не менее трех 9K33 недалеко от н. п. Мариновка (39 км к северо-западу от Донецка)).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ), зенитную установку[3] и другие признаки наличия военной техники и техники военного типа в зоне безопасности. 6 октября в подконтрольных правительству районах, в частности возле н. п. Новотошковское (53 км к западу от Луганска), БПЛА СММ среднего радиуса действия обнаружил бронетранспортер (типа БТР) и ББМ (типа БМП), а также позиции Вооруженных сил Украины с расположенными неподалеку воронками, которые, по оценке, образовались недавно вследствие минометного и артиллерийского огня (воронок не было на изображениях от 29 августа 2018 года). По оценке Миссии, огонь, вероятно, велся с южного направления. В тот же день мини-БПЛА СММ обнаружил 2 БТР‑70 вблизи н. п. Артема (26 км к северу от Луганска), бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) в районе н. п. Петровка (27 км к северу от Луганска) и 3 БТР (два БТР‑70 и один БТР-80) недалеко от н. п. Чермалык (31 км к северо-востоку от Мариуполя). В тот же день БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 3 ББМ (неустановленного типа) к северо-востоку от н. п. Ильинка (38 км к западу от Донецка), 2 БМП-1 рядом с н. п. Водяное (94 км к югу от Донецка) и БМП-1 в районе Гнутово. 8 октября наблюдатели видели БРДМ-2 рядом с Артема.
6 октября в неподконтрольных правительству районах мини-БПЛА СММ обнаружил 3 БМП (две БМП-2 и одну БМП-1) и, вероятно, БМП-1 вблизи н. п. Софиевка (быв. Карло-Марксово, 40 км к северо-востоку от Донецка). В тот же день мини-БПЛА СММ зафиксировал 500-метровое продолжение траншеи (не было на изображениях от 1 июня 2018 года) примерно в 2 км к западо-юго-западу от н. п. Набережное (77 км к югу от Донецка). 8 октября наблюдатели видели 3 БМП-1 возле Славяносербска.
Миссия способствовала установлению режима прекращения огня и осуществляла мониторинг его соблюдения для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) и на линиях электропередачи возле н. п. Оленовка (неподконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка). СММ также продолжала осуществлять мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения разминирования в районе н. п. Золотое-2 (Карбонит, подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска).
Миссия и далее способствовала обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня.
Наблюдатели посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Находясь на протяжении примерно часа в пункте пропуска на границе вблизи н. п. Мариновка (78 км к востоку от Донецка), члены патруля Миссии видели, что из Украины выехали 9 автомобилей (4 с украинскими номерными знаками и 5 с табличками «ДНР»), а в Украину въехали 3 автомобиля и автобус (все с табличками «ДНР»).
На протяжении примерно 50 минут наблюдения в пешеходном пункте пропуска возле н. п. Верхнегарасимовка (57 км к юго-востоку от Луганска) команда СММ видела, что в Украину вошли 8 человек (четыре женщины в возрасте от 30 до 60 лет и четверо мужчин в возрасте от 25 до 60 лет), а из Украины вышло 9 человек (три женщины в возрасте от 35 до 60 лет, пятеро мужчин в возрасте от 20 до 40 лет и ребенок примерно 5 лет).
В Киеве команда СММ наблюдала за проведением двух массовых собраний. Команда Миссии видела около 150 человек (преимущественно мужчин в возрасте от 18 до 35 лет), собравшихся возле главного офиса Службы безопасности Украины (СБУ) на ул. Владимирской, 32–35. Наблюдатели видели, что некоторые протестующие держали флаги «Национального корпуса» и были в одежде с соответствующими знаками различия, тогда как некоторые были в одежде со знаками различия «Национальных дружин». Член «Национального корпуса» заявил, что они собрались на акцию протеста против высокопоставленного служащего СБУ (который, по сообщениям в СМИ, сейчас находится под следствием Национального антикоррупционного бюро Украины). На месте события наблюдатели видели 20 мужчин, оцененных как правоохранители в гражданском, а также приблизительно 30 полицейских в форме. Инцидентов зафиксировано не было.
6 октября команда Миссии видела около 300 человек (преимущественно мужчин в возрасте от 20 до 29 лет), которые прошли маршем от парка Шевченко до площади Независимости в Киеве; некоторые из них несли флаги «Демократического топора» и «Традиции и порядка». Участники требовали либерализации украинского законодательства касательно права владения огнестрельным оружием. Наблюдатели видели около 40 полицейских возле парка; инцидентов зафиксировано не было.
Миссия продолжает наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 8 октября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) два члена вооруженных формирований вновь остановили патруль СММ и отказали наблюдателям в проезде в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «ожидаемый обстрел в этом районе».
На блокпосте в н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) член вооруженных формирований снова отказал патрулю СММ в проезде к населенному пункту, ссылаясь на «проведение разминирования в этом районе».
На блокпосте возле н. п. Старомарьевка (неподконтрольный правительству, 62 км к югу от Донецка) трое вооруженных членов вооруженных формирований отказали патрулю СММ в проезде, ссылаясь на «соображения безопасности».
В н. п. Мичурино (неподконтрольный правительству, 61 км к югу от Донецка) вооруженный член вооруженных формирований сообщил команде СММ, что ей не разрешено останавливаться возле школы. Наблюдатели незамедлительно покинули этот район.
На заставе возле н. п. Сиваш (162 км к юго-востоку от Херсона) офицер Вооруженных сил Украины сообщил команде СММ, что наблюдатели не могут посетить данный район, ссылаясь на приказы своего командования.
В месте размещения отведенного тяжелого вооружения в подконтрольном правительству Донецкой области офицер Вооруженных сил Украины отказал патрулю Миссии в доступе к объекту.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил СММ, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
На блокпосте вооруженных формирований на южной стороне моста в н. п. Счастье (подконтрольный правительству, 20 км к северу от Луганска) член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что дорога, ведущая на север к Счастью, все еще заминирована. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
7 и 8 октября СММ временно теряла связь с БПЛА дальнего радиуса действия из-за, по оценке, помех[5] между н. п. Константиновка (подконтрольный правительству, 60 км к северу от Донецка) и н. п. Александрополье (подконтрольный правительству, 71 км к западу от Луганска), а также возле Золотого. Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА.
8 октября в трех отдельных случаях СММ временно теряла связь с мини-БПЛА из-за помех[5] возле н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Мариуполя). Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА.
СММ временно теряла связь с мини-БПЛА из-за помех[5] возле Чермалыка. Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА.
Медперсонал больницы № 14 в Петровском районе Донецка отказался предоставить СММ информацию о сообщаемой жертве среди гражданского населения без предварительного согласия руководства вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении. На протяжении отчетного периода камера СММ на северной окраине Попасной не функционировала.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском оставался ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Помехи могли создаваться из любого района в радиусе нескольких километров от местонахождения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 8 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous 24 hours. The Mission followed up on reports of a woman who died due to natural causes at a checkpoint of the armed formations in Horlivka. It continued monitoring all three disengagement areas and recorded ceasefire violations inside and near the Zolote disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas and was also restricted near Yuzhna-Lomuvatka, Staromarivka and Syvash, as well as in Michurine, at a heavy weapons holding area in a government-controlled area of Donetsk region, and again near Zaichenko.* The SMM saw weapons in violation of the agreed withdrawal lines on both sides of the contact line. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne and to power lines near Olenivka, as well as to enable demining in Zolote-2/Karbonit. In Kyiv, the SMM monitored two public gatherings.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including about 240 explosions, compared with the previous 24 hours (120 explosions).
On the evening of 7 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 75 undetermined explosions 2-6km east and west. On the evening and night of 7-8 October, the SMM camera in Svitlodarsk recorded about 60 projectiles in flight (mostly from north to south) and two bursts, all 2-5km east-north-east and east. The following day, while in Svitlodarsk, the SMM heard about 45 undetermined explosions and 15 bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-7km south-east.
On the night of 7-8 October, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 26 explosions assessed as outgoing artillery rounds 2-4km east-south-east.
On the evening and night of 7-8 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded six undetermined explosions, about 85 projectiles in flight (mostly from northerly to southerly directions) and 12 bursts, all 2-4km at directions ranging from east-north-east to south-east.
During the day on 8 October, positioned 1km north-west of the entry-exit checkpoint in Pyshchevyk (government controlled, 25km north-east of Mariupol), the SMM heard five explosions assessed as impacts of artillery rounds and 16 undetermined explosions, all 2-4km south-south-east.
On the same day, positioned about 2km south-south-east of Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol), the SMM heard an explosion assessed as an impact of an artillery round and 27 undetermined explosions, all 2-3km east-north-east and east.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 210 explosions, compared with the previous 24 hours (12 explosions).
During the day on 8 October, positioned in the eastern outskirts of Holubivske (non-government-controlled, 51km west of Luhansk) the SMM heard about 100 undetermined explosions and about 140 shots and bursts of small-arms fire, all 3-5km north-east.
On the same day, positioned on the north-eastern edge of Slovianoserbsk (non-government controlled, 28km north-west of Luhansk), the SMM heard 34 undetermined explosions 10km west.
On the same day, positioned on the south-eastern edge of Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk), the SMM heard ten explosions assessed as impacts of rounds of undetermined weapons and nine bursts of heavy-machine-gun fire, all 3-5km south.
The SMM followed up on reports of a woman who died at a checkpoint of the armed formations in Horlivka. A member of the armed formations told the SMM that on the morning of 6 October a woman (in her sixties) had collapsed as she had been walking through the checkpoint and died despite medical assistance having been provided. On 8 October, staff at the morgue of hospital no. 2 in Horlivka told the Mission that the woman’s body had been brought to the morgue and that autopsy indicated she had died of natural causes. They said the deceased woman had been a resident of Chystiakove (formerly Torez, non-government controlled, 62km east of Donetsk).
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 7 October, the SMM camera in Zolote recorded three explosions assessed as artillery rounds and 31 projectiles in flight (from northerly to southerly and from southerly to northerly directions), all 1-4km east-south-east (the Mission was unable to assess whether they occurred inside or outside the disengagement area). During the day on 8 October, positioned on the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM heard an undetermined explosion 5-7km south-south-west (assessed as outside the disengagement area) as well as 18 shots and bursts assessed as infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) cannon (30mm), heavy-machine-gun and small-arms fire 2-3km south-south-west (assessed as inside the disengagement area).
On the same day, positioned 1.5km south-west of Molodizhne (non-government-controlled, 63km west of Luhansk), the SMM heard 12 undetermined explosions and 20 bursts of small-arms fire, all 3-5km north-north-east (all assessed as outside the Zolote disengagement area).
During the day on 8 October, positioned inside the Stanytsia Luhanska and near the Petrivske disengagement areas, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 8 October, an SMM mini unmanned aerial vehicle (UAV) spotted a piece of artillery (calibre greater than 122mm) near Zoria (80km south of Donetsk). On the same day, the SMM saw ten multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-27 Uragan, 220mm) (eight being offloaded from a train and two on train cars) at the train station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk).
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 7 October, an SMM mini-UAV spotted three surface-to-air missile systems (9K35 Strela-10) at a compound in Katerynivka (formerly Yuvileine, 8km west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 6 October, an SMM long-range UAV spotted a surface-to-air missile system (9K37) near Ahrobaza (8km west of Mariupol). On 7 October, an SMM long-range UAV spotted two tanks (T-64) near Stepanivka (54km north of Donetsk). On 8 October, the SMM saw four MLRS (BM-27) near Lyman (91km north of Luhansk), three self-propelled howitzers (2S5 Giatsint-S, 152mm) near Sloviansk (95km north of Donetsk), and in total at least 12 surface-to-air missile systems: one 9K37 near Topolyne (19km north-west of Mariupol), two 9K35 near Shevchenko (19km north-west of Mariupol), six 9K33 Osa near Pokrovsk (55km north-west of Donetsk) and at least three 9K33 near Marynivka (39km north-west of Donetsk).
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV), an anti-aircraft gun[3] and other indications of military and military-type presence in the security zone. In government-controlled areas, on 6 October, near Novotoshkivske (53km west of Luhansk) an SMM mid-range UAV spotted an armoured personnel carrier (APC) (BTR variant), an IFV (BMP variant) as well as positions of the Ukrainian Armed Forces with craters nearby assessed as caused recently by mortar and artillery fire (the craters were not visible in imagery from 29 August 2018) possibly coming from a southerly direction. On the same day, an SMM mini-UAV spotted two APCs (BTR-70) near Artema (26km north of Luhansk), an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Petrivka (27km north of Luhansk) and three APCs (two BTR-70 and a BTR-80) near Chermalyk (31km north-east of Mariupol). On the same day, an SMM long-range UAV spotted three ACVs (type undetermined) north-east of Illinka (38km west of Donetsk), two IFVs (BMP-1) near Vodiane (94km south of Donetsk) and an IFV (BMP-1) near Hnutove. On 8 October, the SMM saw an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) near Artema.
In non-government-controlled areas, on 6 October, an SMM mini-UAV spotted three IFVs (two BMP-2 and one BMP-1) and a probable IFV (BMP-1) near Sofiivka (formerly Karlo-Marksove, 40km north-east of Donetsk). On the same day, an SMM mini-UAV spotted a 500m-long trench extension (not visible in imagery from 1 June 2018) about 2km west-south-west from Naberezhne (77km south of Donetsk). On 8 October, the SMM saw three IFVs (BMP-1) near Slovianoserbsk.
The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk) and to power lines near Olenivka (non-government controlled, 23km south-west of Donetsk). It also continued to monitor adherence to the ceasefire to enable demining in the area of Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring adherence to the ceasefire.
The Mission visited two border areas outside government control. While at a border crossing point near Marynivka (78km east of Donetsk) for about an hour, the SMM saw nine cars (four with Ukrainian licence plates and five with “DPR” plates) exiting Ukraine and three cars and a bus (all with “DPR” plates) entering Ukraine.
While at a pedestrian border crossing point near Verkhnoharasymivka (57km south-east of Luhansk) for about 50 minutes, the SMM saw eight people (four women aged 30-60 and four men aged 25-60) entering Ukraine and nine people (three women aged 35-60, five men aged 20-40 and a child about five years old) exiting Ukraine.
In Kyiv, the SMM monitored two gatherings. The Mission saw about 150 people (mainly men, aged 18-35) gathered outside the headquarters of the State Security Service of Ukraine (SBU) at 32–35 Volodymyrska Street. The Mission saw some protestors carrying the flags of National Corps and wearing its insignia on their clothes, while others were wearing the insignia of Natsionalni Druzhyny. A member of National Corps stated that they had gathered to protest a senior SBU official (according to media reports the official is currently under investigation by the National Anticorruption Bureau of Ukraine). On the spot, the SMM observed 20 men it assessed to be plainclothes law enforcement officers as well as about 30 uniformed police officers and no security incidents.
On 6 October, the SMM observed about 300 people (mainly men in their twenties) march from Shevchenko Park to Independence Square in Kyiv, several of whom were displaying the flags of “Democratic Axe” and “Tradition and Order”. Participants were demanding Ukrainian legislation pertaining to firearms possession to be liberalised. The SMM observed about 40 police officers near the park and no security incidents.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Coordination should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 8 October 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), saying “shelling was expected in the area”.
At a checkpoint in Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), a member of the armed formations again denied the SMM passage to the village, citing “demining in the area”.
At a checkpoint near Staromarivka (non-government-controlled, 62km south of Donetsk, three armed members of the armed formations denied the SMM passage, citing “security reasons”.
In Michurine (non-government-controlled, 61km south of Donetsk), an armed member of the armed formations told the SMM it was not permitted to stop next to a school. The Mission immediately left the area.
At a security post near Syvash (162km south-east of Kherson), a Ukrainian Armed Forces officer told the SMM that it could not access the area, citing orders from his commander.
At a heavy weapons holding area in a government-controlled area of Donetsk region, a Ukrainian Armed Forces officer denied the SMM access to the site.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
At a checkpoint of the armed formations on the southern side of the bridge in Shchastia (government-controlled, 20km north of Luhansk), a member of the armed formations told the SMM that mines had not been cleared on the road leading north toward Shchastia. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
On 7 and 8 October, the SMM temporarily lost communications with a long-range UAV, assessed as due to signal interference[5] between Kostiantynivka (government-controlled, 60km north of Donetsk) and Oleksandropillia (government-controlled, 71km west of Luhansk) and near Zolote. The SMM landed the UAV safely.
On three separate occasions on 8 October, the SMM temporarily lost communication with its mini-UAV due to signal interference6 near Lebedynske (government-controlled, 16km north-east of Mariupol). The SMM landed the UAV safely.
The SMM temporarily lost communication with its mini-UAV due to signal interference6 near Chermalyk. The SMM landed the UAV safely.
Medical staff at hospital no. 14 in Petrovskyi district of Donetsk city refused to provide the SMM information about a reported civilian casualty without prior approval from senior members of the armed formations.
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table. The SMM camera on the northern edge of Popasna was not operational during the reporting period.
* Please see the section at the end of this report entitled “Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate”.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.