Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В период с вечера 5 по вечер 6 октября в Донецкой и Луганской областях СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 6 по вечер 7 октября в Донецкой и Луганской областях Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущими сутками. Команда СММ зафиксировала повреждения от обстрела на ферме возле Новолуганского. Миссия продолжала осуществлять мониторинг на всех трех участках разведения сил и средств, а также зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участках разведения в районах Станицы Луганской и Золотого. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также возле Новоазовска, недалеко границы с Российской Федерацией, и вновь возле Заиченко*. Вблизи Новоамвросиевского команда СММ видела несколько реактивных систем залпового огня. Миссия продолжала способствовать обеспечению работы Донецкой фильтровальной станции. СММ также способствовала установлению и осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на шламонакопителе фенольного завода неподалеку Железного.
С вечера 5 по вечер 6 октября в Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав, в частности, аналогичное количество взрывов (около 80). С вечера 6 по вечер 7 октября СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (около 120), по сравнению с предыдущими сутками.
Так, вечером 5 октября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 16 взрывов неопределенного происхождения, ориентировочно 20 снарядов (преимущественно с востоко-юго-востока на западо-северо-запад), а также 1 вспышку дульного пламени — все в 0,5–4 км к югу и юго-юго-западу. Вечером 6 и в ночь на 7 октября эта камера зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения, 18 снарядов и 1 выпущенную вверх осветительную ракету — все в 1–2 км в южном направлении.
Вечером 5 и в ночь на 6 октября камера СММ в н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала 7 взрывов неопределенного происхождения и примерно 60 снарядов (преимущественно с северо-северо-востока на юго-юго-запад и с западо-северо-запада на востоко-юго-восток) — все в 3–7 км к юго-востоку, юго-юго-востоку и югу. Вечером 6 и в ночь на 7 октября эта камера зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения и около 40 снарядов (преимущественно с востоко-северо-востока на западо-юго-запад), а также 5 вспышек дульного пламени — все в 3–5 км к юго-востоку и югу.
Вечером 5 и в ночь на 6 октября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя) зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения и примерно 90 снарядов (преимущественно с северо-западного направления в юго-восточном) — все в 3–4 км к востоко-северо-востоку и востоку. Вечером 6 и в ночь на 7 октября эта камера зафиксировала 6 взрывов неопределенного происхождения, примерно 140 снарядов (преимущественно с западного направления в восточном и с северного направления в южном) и 14 вспышек дульного пламени — все в 2–4 км в восточном направлении.
Вечером 6 октября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо‑востоку от Донецка) команда Миссии слышала 4 взрыва неопределенного происхождения, а также 125 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все на расстоянии от 2 до 7 км в южном и западном направлениях. Ближе к вечеру 7 октября, пребывая в этом населенном пункте, наблюдатели слышали 30 взрывов неопределенного происхождения и около 30 выстрелов и очередей из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 2–6 км к востоку и западу.
В ночь на 7 октября в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо‑востоку от Донецка) команда СММ слышала 24 взрыва неопределенного происхождения в 2–5 км к западу.
Днем 7 октября, осуществляя патрулирование в н. п. Павлополь (подконтрольный правительству, 26 км к северо‑востоку от Мариуполя), члены патруля Миссии слышали 4 взрыва, оцененных как выстрелы из миномета в 1 км к северо-западу и последовавшие разрывы в 2–3 км к северо-востоку, а также 1 взрыв неопределенного происхождения и 6 очередей из крупнокалиберного пулемета на неустановленном расстоянии к востоко-северо-востоку. Находясь в 1 км к северо-западу от Павлополя, команда СММ слышала 5 взрывов неопределенного происхождения в 2–4 км к востоко-северо-востоку.
С вечера 5 по вечер 6 октября Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, примерно 8 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 120 взрывов). С вечера 6 по вечер 7 октября СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав при этом больше взрывов (около 12), по сравнению с предыдущими сутками.
Так, вечером 5 и в ночь на 6 октября камера СММ в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска) зафиксировала 6 взрывов неопределенного происхождения, примерно 100 снарядов (преимущественно с западо-северо-запада на востоко-юго-восток), 2 очереди и 4 вспышки дульного пламени — все в 2–5 км в юго-западном направлении. Вечером 6 и в ночь на 7 октября эта камера зафиксировала 7 взрывов неопределенного происхождения, 14 снарядов (преимущественно с северного направления в южном), 8 вспышек дульного пламени и 2 осветительные ракеты — все в 1–5 км к юго-востоку и юго-западу.
Наблюдатели зафиксировали повреждения свинофермы вследствие обстрела в н. п. Новолуганское (подконтрольный правительству, 53 км к северо-востоку от Донецка). 6 октября наблюдатели, которых сопровождали представитель Вооруженных сил Украины при Совместном центре контроля и координации (СЦКК) и главный инженер фермы, видели осколочные повреждения и пробоины на крыше здания с южной стороны. Члены патруля Миссии также видели повреждения на внешних стенах (южной и северной) свинофермы; большинство окон здания, выходящих на юг и на север, были выбиты. По оценке Миссии, повреждения предположительно образовались от попадания минометной мины, однако направление огня установить не удалось. Главный инженер свинофермы сообщил наблюдателям, что здание было повреждено во время обстрела, произошедшего 29 сентября 2018 года. Находясь на месте происшествия, члены патруля СММ видели 4 вооруженных военнослужащих Вооруженных сил Украины, идущих пешком в южном направлении из района фермы[2].
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
В ночь на 6 октября камера СММ, установленная возле памятника князю Игорю к юго-востоку от моста в Станице Луганской (15 км к северо‑востоку от Луганска), зафиксировала 2 снаряда с северо-запада на юго-восток на неустановленном расстоянии к северу и западо-северо-западу (определить, на участке разведения или за его пределами, не удалось). Утром 7 октября, находясь в 2,5 км к юго-западу от моста в Станице Луганской, команда Миссии слышала 5 выстрелов из стрелкового оружия в 2–3 км к северо-северо-востоку (по оценке, в пределах участка разведения), а также 10 выстрелов из стрелкового оружия в 2–3 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 6 октября, находясь на юго-западной окраине н. п. Золотое-5 (Михайловка; неподконтрольный правительству, 58 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения в 1 км к северу (по оценке, за пределами участка разведения). Находясь на северо-восточной окраине Золотого-5/Михайловки, члены патруля Миссии слышали 1 выстрел из стрелкового оружия в 1,5 км к северо-западу (определить, на участке разведения или за его пределами, не удалось). Вечером 6 октября камера СММ в Золотом зафиксировала 3 очереди в 4–5 км к юго-юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 7 октября, пребывая на северной окраине участка разведения в районе Золотого, наблюдатели слышали 6 выстрелов из стрелкового оружия в 1–2 км к юго-востоку (по оценке, в пределах участка разведения). В тот же день, находясь на северо-восточной окраине н. п. Золотое-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска), наблюдатели слышали 7 выстрелов из стрелкового оружия в 1–4 км к юго-востоку (определить, на участке разведения или за его пределами, не удалось).
Днем 7 октября со своей позиции приблизительно в 2 км к северу от Петровского, члены патруля Миссии слышали 1 взрыв неопределенного происхождения в 2–3 км к югу, а также слышали и видели 1 взрыв неопределенного происхождения в 0,5–1 км к северо-западу (по оценке, оба за пределами участка разведения).
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
6 октября в неподконтрольном правительству районе наблюдатели видели 4 реактивные системы залпового огня (БМ-21 «Град», 122 мм) вблизи н. п. Новоамвросиевское (56 км к востоку от Донецка), размещенные там в нарушение линий отвода.
5 октября за линиями отвода, но за пределами выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 1 противотанковую пушку (МТ-12 «Рапира», 100 мм) возле н. п. Дружковка (72 км к северу от Донецка), которую перевозили на север, 1 неподвижный танк (Т-64) вблизи н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка) и 2 неподвижных зенитных ракетных комплекса (9К33 «Оса») недалеко от н. п. Хлебодаровка (65 км к юго-западу от Донецка). 6 октября члены патруля Миссии видели неподвижный зенитный ракетный комплекс (9К33) возле н. п. Покровск (быв. Красноармейск, 55 км к северо-западу от Донецка), а также неподвижный танк (Т-64) неподалеку от н. п. Спорное (96 км к северу от Донецка).
Миссия отметила наличие вооружения, которое она не смогла верифицировать как отведенное, поскольку условия его хранения не соответствуют критериям, предусмотренным в сообщении относительно эффективного мониторинга и верификации отвода тяжелого вооружения от 16 октября 2015 года, которое СММ направила подписантам Комплекса мер. На этих объектах в неподконтрольных правительству районах команда Миссии зафиксировала 6 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 5 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм). Наблюдатели также отметили, что там по-прежнему отсутствуют 2 самоходные гаубицы (2С1).
Наблюдатели еще раз посетили постоянные места хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах Донецкой области, размещенные за пределами линий отвода, и зафиксировали там отсутствие 18 танков (восьми Т-64 и десяти Т-72), 9 минометов (2Б14 «Поднос», 82 мм) и 15 противотанковых пушек (МТ-12).
СММ зафиксировала боевые бронированные машины[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 4 октября в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) обнаружил боевую машину пехоты (типа БМП) и недавно вырытую 20-метровую траншею, в которой находились 2 военнослужащих Вооруженных сил Украины, к востоку от н. п. Золотое-4 (Родина; 59 км к северо-западу от Луганска); траншея и БМП находились на расстоянии примерно 50 метров от ближайшего жилого дома. Ориентировочно в 300 м к востоку мини-БПЛА обнаружил недавно вырытую сеть траншей (протяженностью около 75 метров). Примерно в 700 м к западу от системы траншей тот же мини-БПЛА обнаружил грузовик, загруженный коробками и предметами домашнего обихода, включая стулья и столы (для ознакомления с предыдущими наблюдениями в этом районе см. Ежедневный отчет СММ от 28 сентября 2018 года). 5 октября БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) и 4 БМП (одну БМП-1 и три БМП-2) возле Орехового, а также 2 БМП-2 к югу от н. п. Крымское (42 км к северо-западу от Луганска). 6 октября наблюдатели видели 1 БТР-4 возле н. п. Новокалиновое (29 км к северо-западу от Донецка) и 1 боевую бронированную машину (типа БМП) вблизи н. п. Зайцево (62 км к северо-востоку от Донецка). 7 октября члены патруля Миссии видели 1 БМП-1 к северу от участка разведения в районе Золотого.
5 октября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал две БМП-2 возле н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска) и 1 вероятно БМП (неустановленного типа) недалеко от н. п. Сентяновка (44 км к западу от Луганска).
Наблюдатели видели новые знаки, предупреждающие о минной опасности. 7 октября на северо-восточной окраине н. п. Рыбинское (подконтрольный правительству, 49 км к югу от Донецка) команда СММ впервые видела 5 предупреждающих знаков: 2 были установлены по обе стороны от дорожного заграждения, перекрывающего проезд, а остальные 3 — на обочине дороги. Члены патруля Миссии отметили, что знаки были желтого цвета с надписью «Осторожно! Мины» на русском языке.
СММ способствовала соблюдению и осуществляла мониторинг режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ на шламонакопителе фенольного завода неподалеку от н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка). И 6, и 7 октября Миссия продолжала способствовать обеспечению работы ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве[4].
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что СЦКК должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
И 6, и 7 октября на блокпосте, расположенном к северу от н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо-востоку от Мариуполя) два члена вооруженных формирований вновь остановили патруль СММ и не разрешили наблюдателям проехать в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), утверждая, что «это небезопасно для наблюдателей».
6 октября на блокпосте, расположенном на автодороге Е58 к северу от н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 102 км к юго-востоку от Донецка) пять членов вооруженных формирований (четверо из них явно были вооружены) отказали патрулю Миссии в проезде на восток, в направлении границы с Российской Федерацией, ссылаясь на то, что «в этом районе продолжается операция сил специального назначения».
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 6, ни 7 октября патрули Миссии не смогли получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Ни 6, ни 7 октября патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[5].
Ни 6, ни 7 октября патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Задержка:
7 октября на блокпосте, расположенном примерно в 600 м к западу от н. п. Верхнешироковское (быв. Октябрь, неподконтрольный правительству, 29 км к северо‑востоку от Мариуполя), вооруженный член вооруженных формирований отказа патрулю СММ в проезде через блокпост. Примерно через час наблюдатели смогли проехать через блокпост.
Другие препятствия:
4 октября команда Миссии временно потеряла связь с БПЛА СММ дальнего радиуса действия из-за влияния помех возле н. п. Гранитное (подконтрольный правительству, 60 км к югу от Донецка) и неподалеку от н. п. Опытное (подконтрольный правительству, 12 км к северо-западу от Донецка)[6].
5 октября команда Миссии временно потеряла связь с БПЛА СММ дальнего радиуса действия из-за влияния помех в подконтрольных правительству районах вблизи Золотого, н. п. Петровка (27 км к северу от Луганска), н. п. Теплое (31 км к северу от Луганска), н. п. Дмитровка (43 км к северу от Луганска) и н. п. Михайлюки (48 км к северу от Луганска).
В соответствии с дальнейшим анализом материалов воздушного наблюдения БПЛА СММ дальнего радиуса действия по состоянию на 3 октября, обнаружено 4 человека, которые стреляли из стрелкового оружия, по оценке, в направлении БПЛА, возле н. п. Нижнее Лозовое (неподконтрольный правительству, 59 км к северо-востоку от Донецка).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] В Ежедневном отчете СММ от 29 сентября 2018 года абзац об оценке места поражения следует читать в следующей редакции: «На ул. Ахматовой, 15, наблюдатели видели 3 свежие пробоины в крыше с юго-западной стороны складского помещения, а также еще одну свежую пробоину в крыше с северо-восточной стороны. Внутри строения наблюдатели видели свежие остатки от не менее чем 4 гранат (ПГ-7 и ПГ-9), по оценке, выпущенных из сектора между югом и западом.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] В Ежедневном отчете СММ от 5 октября 2018 года абзац о том, что сотрудник Государственной пограничной службы Украины получил травму глаза, следует читать в следующей редакции: «Наблюдатели уточняли сообщения о том, что 3 октября сотрудник Государственной пограничной службы Украины получил травму глаза на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка).
[5] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[6] Помехи могли создаваться в любом районе в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 7 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions between the evenings of 5 and 6 October, compared with the previous reporting period. Between the evenings of 6 and 7 October, the SMM recorded fewer ceasefire violations in both Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous 24 hours. The SMM saw damage caused by shelling to a farm near Novoluhanske. The SMM continued monitoring all three disengagement areas; it recorded ceasefire violations inside the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas. Its access remained restricted in all three disengagement areas; it was also restricted near Novoazovsk, near the border with the Russian Federation, and again near Zaichenko.* The SMM saw multiple launch rocket systems near Novoamvrosiivske. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne.
In Donetsk region, between the evenings of 5 and 6 October, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including a similar number of explosions (about 80), compared with the previous reporting period. Between the evenings of 6 and 7 October, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (about 120), compared with the previous 24 hours.
On the evening of 5 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north or Donetsk) recorded 16 undetermined explosions, about 20 projectiles in flight (mostly from east-south-east to west-north-west) and a muzzle flash, all 0.5-4km south and south-south-west. During the evening and night of 6-7 October, the same camera recorded an undetermined explosion, 18 projectiles and an illumination flare in vertical flight, all 1-2km at southerly directions.
On the evening and night of 5-6 October, the SMM camera in Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) recorded seven undetermined explosions and about 60 projectiles in flight (mostly from north-north-east to south-south-west and from west-north-west to east-south-east), all 3-7km south-east, south-south-east and south. During the evening and night of 6-7 October, the same camera recorded three undetermined explosions, about 40 projectiles (mostly from east-north-east to west-south-west) and five muzzle flashes, all 3-5km south-east and south.
On the evening and night of 5-6 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded three undetermined explosions and about 90 projectiles in flight (mostly from north-westerly to south-easterly directions), all 3-4km east-north-east and east. On the evening and night of 6-7 October, the same camera recorded six undetermined explosions, about 140 projectiles (mostly from westerly to easterly directions and from northerly to southerly directions) and 14 muzzle flashes, all 2-4km at easterly directions.
On the evening of 6 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard four undetermined explosions and 125 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-7km at southerly and westerly directions. While at the same location during the day on 7 October, the SMM heard 30 undetermined explosions and about 30 shots and bursts of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2-6km east and west.
On the night of 6-7 October, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 24 undetermined explosions 2-5km west.
During the day on 7 October, positioned in Pavlopil (government-controlled, 26km north-east of Mariupol), the SMM heard four explosions assessed as outgoing mortar rounds 1km north-west and their subsequent impacts 2-3km north-east and an undetermined explosion and six bursts of heavy-machine-gun fire at undetermined distances east-north-east. Positioned 1km north-west of Pavlopil, the SMM heard five undetermined explosions 2-4km east-north-east.
In Luhansk region, between the evenings of 5 and 6 October, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including about eight explosions, compared with the previous reporting period (about 120 explosions). Between the evenings of 6 and 7 October, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (12), compared with the previous 24 hours.
On the evening and night of 5-6 October, the SMM camera in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk) recorded six undetermined explosions, about 100 projectiles in flight (mostly from west-north-west to east-south-east), two bursts and four muzzle flashes, all 2-5km at south-westerly directions. On the evening and night of 6-7 October, the same camera recorded seven undetermined explosions, 14 projectiles (mostly from northerly to southerly directions), eight muzzle flashes and two illumination flares, all 1-5km south-east and south-west.
The SMM observed damage caused by shelling to a pig farm in Novoluhanske (government-controlled, 53km north-east of Donetsk). On 6 October, the SMM, accompanied by a representative of the Ukrainian Armed Forces to the Joint Centre for Control and Coordination (JCCC) and the farm’s chief engineer, saw shrapnel damage and holes in the southern part of the roof of a pig enclosure. It also saw shrapnel damage to the southern and northern outer walls of the pig enclosure; most southern- and northern-facing windows of the same building had been shattered. The SMM assessed that the damage was caused by a possible mortar round, but it could not assess the direction of fire. The pig farm’s chief engineer told the SMM that the building had sustained damage during shelling on 29 September 2018. While present at the site, the SMM saw four armed Ukrainian Armed Forces soldier walking south from the area of the farm.[2]
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the night of 5-6 October, the SMM camera positioned at the Prince Ihor monument south-east of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk) recorded two projectiles in flight from north-west to south-east at undetermined distances north and west-north-west (unable to assess whether inside or outside the disengagement area). During the day on 7 October, positioned 2.5km south-west of Stanytsia Luhanska bridge, the SMM heard five shots of small-arms fire 2-3km north-north-east (assessed as inside the disengagement area) and ten shots of small-arms fire 2-3km east (assessed as outside the disengagement area).
During the day on 6 October, positioned on the south-western edge of Zolote-5/Mykhailivka (non-government-controlled, 58km west of Luhansk), the SMM heard an undetermined explosion 1km north (assessed as outside the disengagement area). Positioned on the north-eastern edge of Zolote-5/Mykhailivka, the SMM heard a shot of small-arms fire 1.5km north-west (unable to assess whether outside or inside the disengagement area). On the evening of 6 October, the SMM camera in Zolote recorded three bursts 4-5km south-south-west (assessed as outside the disengagement area).
During the day on 7 October, positioned on the northern edge of the Zolote disengagement area, the SMM heard six shots of small-arms fire 1-2km south-east (assessed as inside the disengagement area). The same day, positioned on the north-eastern edge of Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk), the SMM heard seven shots of small-arms fire 1-4km south-east (unable to assess whether inside or outside the disengagement area).
During the day on 7 October, positioned about 2km north of Petrivske, the SMM heard an undetermined explosion 2-3km south and heard and saw an undetermined explosion 0.5-1km north-west (both assessed as outside the disengagement area).
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 6 October, the SMM saw four multiple launch rocket systems (BM-21 Grad, 122mm) near Novoamvrosiivske (56km east of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 5 October, the SMM saw an anti-tank gun (MT-12 Rapira, 100mm) near Druzhkivka (72km north of Donetsk) heading north, a stationary tank (T-64) near Kostiantynivka (60km north of Donetsk) and two stationary surface-to-air missile systems (9K33 Osa) near Khlibodarivka (65km south-west of Donetsk). On 6 October, the SMM saw a stationary surface-to-air missile system (9K33) near Pokrovsk (formerly Krasnoarmiisk, 55km north-west of Donetsk) and a stationary tank (T-64) near Spirne (96km north of Donetsk).
The SMM observed weapons that could not be verified as withdrawn, as their storage did not comply with the criteria set out in the 16 October 2015 notification from the SMM to the signatories of the Package of Measures on effective monitoring and verification of the withdrawal of heavy weapons. At such sites in non-government-controlled areas of Donetsk region, the SMM saw six towed howitzers (2A65 Msta-B, 152mm) and five self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm). It also noted that two self-propelled howitzers (2S1) continued to be missing.
The SMM revisited permanent storage sites in non-government-controlled areas of Donetsk region whose locations were beyond the respective withdrawal lines and noted that 18 tanks (eight T-64 and ten T-72), nine mortars (2B14 Podnos, 82mm) and 15 anti-tank guns (MT-12) continued to be missing.
The SMM observed armoured combat vehicles[3] and other indications of military presence in the security zone. In government-controlled areas, on 4 October, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP variant) and a recently dug 20m-long trench with two Ukrainian Armed Forces soldiers in it east of Zolote-4/Rodina (59km north-west of Luhansk) (the trench and the IFV were about 50m from the closest inhabited residential house); about 300m east, it spotted a recently dug approximately 75m-long trench network. About 700m west of the latter, the same UAV spotted a truck loaded with boxes and household items, including chairs and tables. (For previous observations in the area, see SMM Daily Report 28 September 2018.) On 5 October, an SMM long-range UAV spotted an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) and four IFVs (one BMP-1 and three BMP-2) near Orikhove and two IFVs (BMP-2) south of Krymske (42km north-west of Luhansk). On 6 October, the SMM saw an IFV (BTR-4) near Novokalynove (29km north-west of Donetsk) and an IFV (BMP variant) near Zaitseve (62km north-east of Donetsk). On 7 October, the SMM saw an IFV (BMP-1) north of the Zolote disengagement area.
In non-government-controlled areas, on 5 October, an SMM long-range UAV spotted two IFVs (BMP-2) near Vesela Hora (16km north of Luhansk) and a probable IFV (undetermined variant) near Sentianivka (44km west of Luhansk).
The SMM saw new mine hazard signs. On 7 October, on the north-eastern edge of Rybynske (government-controlled, 49km south of Donetsk), the SMM saw five hazard signs for the first time: two were placed on each side of a road block preventing passage; the other three were placed on the side of the road. The SMM noted that the signs were yellow with “Warning, Mines” written on them in Russian.
The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk). On 6 and 7 October, the SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.[4]
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the JCCC should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
On 6 and 7 October, at a checkpoint north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), saying “that it was unsafe for the SMM to proceed.”
On 6 October, at a checkpoint on road E58 north of Novoazovsk (non-government-controlled, 102km south-east of Donetsk), five members of the armed formations (four of whom were visibly armed) denied the SMM passage eastward towards the border with the Russian Federation, citing “a special forces operation ongoing in the area”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
On 6 and 7 October, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions.[5]
On 6 and 7 October, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC on both occasions. [5]
On 6 and 7 October, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Delay:
On 7 October, at a checkpoint about 600m west of Verkhnoshyrokivske (formerly Oktiabr, non-government-controlled, 29km north-east of Mariupol), an armed member of the armed formations denied the SMM passage. After about one hour, the SMM could proceed through the checkpoint.
Other impediments:
On 4 October, the SMM temporarily lost communication with its long-range UAV due to signal interference near Hranitne (government-controlled, 60km south of Donetsk) and Opytne (government-controlled, 12km north-west of Donetsk).[6]
On 5 October, the SMM temporarily lost communication with its long-range UAV due to signal interference in government-controlled areas near Zolote, Petrivka (27km north of Luhansk), Teple (31km north of Luhansk), Dmytrivka (43km north of Luhansk) and Mykhailiuky (48km north of Luhansk).
Further analysis of footage taken on 3 October by an SMM long-range UAV revealed four people firing small arms, assessed as in the direction of the UAV, near Nyzhnie Lozove (non-government-controlled, 59km north-east of Donetsk).
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] The paragraph on an impact site assessment in Pikuzy in SMM Daily Report 29 September 2018 should have read: “At 15 Akhmatova Street, the SMM observed three fresh holes in the south-west-facing roofs of a storage building and another fresh hole in the north-east-facing roof. Inside the building, the SMM saw fresh remnants of at least four grenade (PG-7 and PG-9) rounds, assessed as fired from a direction between south and west.”
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The paragraph on reports of a Ukrainian State Border Guard Service officer suffering an eye injury in SMM Daily Report 5 October 2018 should have read: “The SMM followed up on reports of a Ukrainian State Border Guard Service officer suffering an eye injury on 3 October at the entry-exit checkpoint in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk).”
[5] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[6] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.