Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
В Донецкой и Луганской областях СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия зафиксировала повреждения гражданских объектов вследствие обстрела и огня из легкого вооружения в Чермалыке. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Станицы Луганской, а также вблизи участка разведения в районе Золотого. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также неподалеку от Заиченко, Изварино и Северного, возле границы с Российской Федерацией*. Миссия зафиксировала реактивные системы залпового огня, размещенные в нарушение согласованных линий отвода возле Хрустального. СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. Миссия также содействовала установлению и осуществляла мониторинг режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на жизненно важных объектах водо- и электроснабжения в Донецкой и Луганской областях, ремонта на шламонакопителе фенольного завода возле Железного, а также разминирования в районе Золотого-2/Карбонита. В Киеве команда СММ осуществляла мониторинг ситуации с безопасностью внутри здания Верховной Рады Украины и в его окрестностях во время заседания относительно закона о местном самоуправлении в неподконтрольных правительству районах Донецкой и Луганской областей.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1] по сравнению с предыдущим отчетным периодом, зафиксировав, среди прочего, около 70 взрывов по сравнению с 60 соответственно.
Так, вечером 3 октября, находясь в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 7 взрывов и 8 очередей — все в 3–7 км к юго-юго-западу, юго-западу и западу. Поздно вечером 3 и ночью 4 октября камера СММ в Светлодарске зафиксировала 2 взрыва неопределенного происхождения, около 130 снарядов (преимущественно с севера на юг и с юга на север) и 6 очередей — все в 3–4 км к востоко-северо-востоку и востоку. На следующий день в Светлодарске наблюдатели слышали 14 взрывов неопределенного происхождения в 4–8 км к юго-юго-западу и юго-западу.
Вечером 3 и ночью 4 октября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения, 86 снарядов (преимущественно с севера на юг), 1 очередь и 1 вспышку дульного пламени — все в 2–4 км в восточном направлении.
Днем 4 октября, находясь на северо-западной окраине н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали 12 взрывов неопределенного происхождения и 18 очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 0,5–1 км к северо-западу и северу.
В Луганской области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав меньше взрывов (41), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 105 взрывов).
Так, вечером 3 октября камера СММ в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска) зафиксировала 10 взрывов неопределенного происхождения, около 110 снарядов (преимущественно с западо-северо-запада на востоко-юго-восток), 2 очереди и 16 вспышек дульного пламени — все в 2–5 км в юго-западном направлении.
СММ уточняла сообщения о повреждениях вследствие обстрела и огня из легкого вооружения. 3 октября на ул. Ленина, 37, в н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо-востоку от Мариуполя) члены патруля СММ видели кучу обломков досок и кровельной черепицы во дворе. По их наблюдениям, крыша хозяйственной постройки была недавно отремонтирована. Женщина (70–79 лет), по ее словам, проживающая в этом доме, сказала, что крыша хозяйственной постройки была повреждена во время обстрела пополудни 28 сентября, а позже ее отремонтировали. По оценке СММ, расположение обломков соответствовало последствиям взрыва реактивной гранаты; направление огня установить не удалось.
На ул. Ленина, 39, команда Миссии видела 2 пробоины от пуль в востоко-юго-восточной стене дома. Наблюдатели видели пулю, застрявшую в одной из этих пробоин (по оценке, это была, предположительно, пуля калибра 5,45 мм, выпущенная с восточного направления). По оценке наблюдателей, повреждения не были свежими. Женщина (60–69 лет), сказавшая, что проживает по этому адресу, сообщила, что в ее дом много раз попадали пули из стрелкового оружия, а зафиксированные Миссией повреждения появились в начале сентября 2018 года.
В примерно 200 м к северо-западу от ул. Ленина, 39, члены патруля СММ видели 2 больших куска металла, оторванные от юго-юго-западной стороны забора. Наблюдатели видели следы осоковых повреждений на заборе, а также отбитые части бетонного фундамента забора. Также они видели осколочный повреждение дерева в 5 м к северо-северо-востоку от забора. По их оценке, повреждения образовались недавно вследствие попадания снаряда из вооружения неустановленного типа, выпущенного с юго-западного направления. Менее чем в 500 м к востоку от вышеупомянутых мест огневого поражения наблюдатели видели траншею протяженностью 400 м, которую недавно продлили (см. ниже).
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 3 октября камера СММ в Золотом зафиксировала 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда из вооружения неустановленного типа, 1 снаряд и 1 вспышку дульного пламени — все в 1–2 км к востоку (по оценке, все за пределами участка разведения).
Днем 4 октября, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, команда Миссии слышала 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда из вооружения неустановленного типа, и 1 взрыв неопределенного происхождения в 3–4 км к юго-юго-западу (по оценке, оба в пределах участка разведения), а также 1 взрыв, оцененный как разрыв снаряда из вооружения неустановленного типа в 1–2 км к юго-юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения). В тот же день, пребывая у югу от моста в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), наблюдатели слышали 2 взрыва, оцененных как разрывы снарядов из вооружения неустановленного типа в 1–3 км к северо-северо-западу (по оценке, за пределами участка разведения). Осуществляя наблюдение вблизи передовой позиции Вооруженных силы Украины примерно в 300 м к северу от моста в Станице Луганской на протяжении ориентировочно 10 минут, команда СММ видела синий свет, вспыхивавший каждые несколько секунд примерно в 800 м к югу. Член вооруженных формирований в Луганске сообщил наблюдателям, что вооруженные формирования применяли лазерное оборудование.
В тот же день, осуществляя мониторинг вблизи участка разведения в районе Петровского, команда СММ отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
3 октября в неподконтрольном правительству районе беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 22 реактивные системы залпового огня (РСЗО; БМ-21 «Град», 122 мм) возле н. п. Хрустальный (быв. красный Луч, 56 км к юго-западу от Луганска), размещенные там в нарушение линий отвода.
За линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольном правительству районе наблюдатели видели 12 зенитных ракетных комплексов (9К37) на грузовых платформах на железнодорожной станции в н. п. Константиновка (60 км к северу от Донецка).
3 октября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 2 танка (Т-64) и 1 самоходную гаубицу (2С1 «Гвоздика», 122 мм) возле н. п. Зеленый Гай (49 км к юго-западу от Луганска), 4 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм), 16 самоходных гаубиц (2С1) и 32 буксируемые гаубицы (десять Д-30 «Лягушка», 122 мм, пятнадцать 2А65 «Мста-Б», 152 мм, и семь 2А36 «Гиацинт-Б», 152 мм) возле Хрустального.
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2], а также другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 3 октября в неподконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 6 боевых машин пехоты (БМП-1) и 2, предположительно, бронетранспортера (неустановленного типа) возле н. п. Коммуна (56 км к северо-востоку от Донецка), 1 бронетранспортер (типа БТР) в н. п. Новоселовка (16 км к западу от Луганска), 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм), установленную на грузовик, возле н. п. Веселая Гора (16 км к северу от Луганска) и 1 бронированную разведывательно-дозорную машину (БРДМ-2) в Луганске. 4 октября члены патруля Миссии видели БТР-70 неподалеку от н. п. Заиченко (26 км к северо-востоку от Мариуполя) и БТР-80 возле н. п. Крещатицкое (быв. Красноармейское, 33 км к северо-востоку от Мариуполя).
4 октября в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 2 БРДМ-2 возле н. п. Счастье (20 км к северу от Луганска), 1 БРДМ-2 вблизи н. п. Артема (26 км к северу от Луганска) и 2 БРДМ-2 неподалеку от н. п. Орехово-Донецкое (44 км к северо-западу от Луганска). 3 октября мини-БПЛА СММ зафиксировал систему траншей протяженностью примерно 400 м (не зафиксированы по данным наблюдения от 22 сентября), проходящих от позиций Вооруженных сил Украины в районе Чермалыка.
Наблюдатели видели группу из не менее 8 человек в одежде с логотипом международной организации по разминированию, выполнявших работы рядом с обозначенными для разминирования участками на западной стороне дороги, ведущей из н. п. Ломакино (подконтрольный правительству, 15 км к северо-востоку от Мариуполя) к н. п. Мариуполь (подконтрольный правительству, 102 км к югу от Донецка).
Миссия способствовала установлению и осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ на линиях электропередачи между н. п. Раевка (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска) и н. п. Долгое (неподконтрольный правительству, 22 км к северо-западу от Луганска), на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка), на инфраструктуре электроснабжения между н. п. Верхнеторецкое (подконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Донецка) и н. п. Бетманово (неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Донецка), на Петровской насосной станции вблизи Артема и на водозаборных станциях возле н. п. Славяносербск (неподконтрольный правительству, 28 км к северо-западу от Луганска).
СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня. СММ продолжала содействовать соблюдению и осуществлять мониторинг режима прекращения огня для обеспечения проведения работ по разминированию в районе н. п. Золотое-2 (Карбонит; подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска).
Патрули Миссии посетили два приграничных района, которые не контролируются правительством. Наблюдая в течение примерно 10 минут за ситуацией в пункте пропуска на границе возле н. п. Изварино (52 км к юго‑востоку от Луганска), члены патруля СММ видели, что в очереди на выезд/выход из Украины стояли 38 автомобилей (21 с украинскими номерными знаками, 14 — с российскими, 2 с табличками «ЛНР» и 1 с табличками «ДНР»), 1 автобус (с украинскими номерными знаками) и 18 грузовиков (9 с украинскими номерными знаками, 1 — с белорусскими, 7 с табличками «ЛНР» и 1 с табличками «ДНР»), а также 7 пешеходов (5 мужчин и 2 женщины в возрасте от 40 до 60 лет). Член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район*.
Осуществляя мониторинг в пешеходном пункте пропуска на границе возле н. п. Северный (50 км к юго-востоку от Луганска) в течение примерно 5 минут, наблюдатели видели, что из Украины вышли 4 пешехода (1 мужчина и 3 женщины в возрасте от 50 до 60 лет), а в Украину вошли 2 пешехода (мужчины 50–59 лет). Член вооруженных формирований сказал патрулю Миссии покинуть этот район*.
В Киеве наблюдатели видели, что площадь перед зданием Верховной Рады Украины оцеплена примерно 200 полицейскими и бойцов Национальной гвардии. Внутри здания наблюдатели осуществляли мониторинг пленарного заседания, во время которого депутаты голосовали за продление срока действия закона «Об особенном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» до 31 декабря 2019 года.
Наблюдатели уточняли сообщения о том, что 3 октября сотрудник Государственной пограничной службы Украины получил травму глаза на контрольном пункте въезда-выезда в н. п. Майорск (подконтрольный правительству, 45 км к северо-востоку от Донецка). 4 октября медперсонал больницы в Днепре сообщил команде СММ, что к ним доставили сотрудника пограничной службы с повреждением роговицы глаза. Медики добавил, что травма глаза была вызвана воздействием лазерного излучения из неустановленного источника и что они ожидают на полное выздоровление после прохождения курса лечения.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Осуществление мониторинга СММ ограничено угрозами в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся снарядов, а также ограничением свободы передвижения и другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
На блокпосте к северу от Заиченко вооруженный член вооруженных формирований вновь остановил патруль СММ и отказал наблюдателям в проезде в западном направлении к н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо-востоку от Мариуполя) и в южном направлении к н. п. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя), ссылаясь на «приказы не пропускать патрули СММ». Наблюдатели видели, что гражданские автомобили проезжали через блокпост в обоих направлениях.
В пункте пропуска на границе возле Северного вооруженный член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район, заявив, что «о прибытии патруля Миссии не предупредили заранее».
В пешеходном пункте пропуска на границе возле Изварино вооруженный член вооруженных формирований сказал патрулю СММ покинуть этот район, заявив, что «о прибытии патруля Миссии не предупредили заранее».
На участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК [3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Команда Миссии временно потеряла связь с БПЛА СММ дальнего радиуса действия из-за влияния помех[4], когда аппарат осуществлял полет в неподконтрольном правительству районе между н. п. Лесное (46 км к юго-западу от Луганска) и н. п. Родаково (22 км к западу от Луганска). Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА.
В двух отдельных случаях команда Миссии временно потеряла связь с мини-БПЛА СММ из-за влияния помех[5], когда аппарат осуществлял полет вблизи н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Мариуполя). Наблюдатели благополучно приземлили БПЛА.
Сотрудники школы в Луганске отказались предоставлять команде СММ информацию без предварительного согласования от руководителей вооруженных формирований.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины в СЦКК. 18 декабря офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[4] Помехи могли создаваться в любом районе в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
[5] Помехи могли создаваться в любом районе в радиусе нескольких километров от местоположения БПЛА.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 4 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions, compared with the previous reporting period. The Mission observed damage to civilian properties caused by shelling and gunfire in Chermalyk. It recorded ceasefire violations inside the Stanytsia Luhanska and near the Zolote disengagement areas. Its access remained restricted in all three disengagement areas, as well as near Zaichenko and near Izvaryne and Sievernyi, near the border with the Russian Federation.* The SMM observed multiple launch rocket systems in violation of the agreed withdrawal lines near Khrustalnyi. The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to and maintenance of critical water and electrical infrastructure in Donetsk and Luhansk regions, repairs to the phenol sludge reservoir near Zalizne, as well as demining in the area of Zolote-2/Karbonit. In Kyiv, the Mission monitored the security situation in and around the Parliament building during proceedings in relation to legislation concerning local governance of areas outside of government control in Donetsk and Luhansk regions.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including about 70 explosions, compared with the previous reporting period (60 explosions).
On the evening of 3 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard seven explosions and eight bursts, all 3-7km at south-south-west, south-west and west. On the evening and night of 3-4 October, the SMM camera in Svitlodarsk recorded two undetermined explosions, about 130 projectiles in flight (mostly from north to south and from south to north) and six bursts, all 3-4km east-north-east and east. The following day, while in Svitlodarsk, the SMM heard 14 undetermined explosions 4-8km south-south-west and south-west.
On the evening and night of 3-4 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded an undetermined explosion, 86 projectiles in flight (mostly from north to south), a burst and a muzzle flash, all 2-4km at easterly directions.
During the day on 4 October, positioned on the north-western edge of Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 12 undetermined explosions and 18 bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 0.5-1km north-west and north.
In Luhansk region, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, fewer explosions (41), compared with the previous reporting period (about 105 explosions).
On the evening and night of 3-4 October, the SMM camera in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk) recorded ten undetermined explosions, about 110 projectiles in flight (mostly from west-north-west to east-south-east), two bursts and 16 muzzle flashes, all 2-5km at south-westerly directions.
The SMM followed up on reports of damage caused by shelling and gunfire. On 3 October, at 37 Lenina Street in Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol), the Mission saw debris consisting of wood and roof tiles piled up in a yard. It also saw that the roof of a barn had been recently repaired. A woman (in her seventies), who said she lived in a house at the same address, told the SMM that the roof of the barn had been hit during shelling in the afternoon on 28 September and had since been repaired. The Mission assessed the debris pattern to be consistent with damage caused by an explosion of a rocket propelled grenade; however, it could not determine the direction of fire.
At 39 Lenina Street, the SMM saw two bullet holes in the east-south-east-facing wall of a house. The Mission saw a bullet lodged in one of the holes which it assessed as a probable 5.45mm round fired from an easterly direction. The SMM assessed the damage as not fresh. A woman (in her sixties), who said she lived at the address, told the SMM that her house had been hit by small-arms fire on multiple occasions and that the damage observed by the Mission had been caused in early September 2018.
About 200m north-west of 39 Lenina Street, the SMM saw two large pieces of metal that had been torn off from a south-south-west facing fence. The Mission saw pockmarks on the fence and that parts of the fence’s concrete base had been chipped off. It also saw shrapnel damage to a tree 5m north-north-east of the fence. The SMM assessed the damage as fresh and caused by a round of an undetermined weapon fired from a south-westerly direction. Less than 500m east of the above-mentioned impact sites, the Mission observed a recently extended 400m trench (see below).
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 3 October, the SMM camera in Zolote recorded an explosion assessed as an impact of an undetermined weapon, a projectile in flight and a muzzle flash, all 1-2km east (all assessed as outside the disengagement area).
During the day on 4 October, while on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard an explosion assessed as an impact of an undetermined weapon and an undetermined explosion 3-4km south-south-west (both assessed inside the disengagement area), as well as an explosion assessed as an impact of an undetermined weapon 1-2km south-south-west (assessed as outside the disengagement area). On the same day, positioned south of the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM heard two explosions assessed as impacts of rounds of undetermined weapons 1-3km north-north-west assessed as outside the disengagement area. Positioned at the forward position of the Ukrainian Armed Forces about 300m north of the Stanytsia Luhanska bridge, for about ten minutes, the Mission saw a blue light flashing every few seconds about 800m south. A member of the armed formations in Luhansk city told the Mission that the armed formations used laser equipment.
On the same day, positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 3 October, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted 22 multiple launch rocket systems (MLRS) (BM-21 Grad, 122mm) near Khrustalnyi (formerly Krasnyi Luch, 56km south-west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in a government-controlled area, the SMM saw 12 surface-to-air missile systems (9K37) stationary on flatbeds at a railway station in Kostiantynivka (60km north of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 3 October, an SMM long-rage UAV spotted two tanks (T-64) and a self-propelled howitzer (2S1 Gvozdika, 122mm) near Zelenyi Hai (49km south-west of Luhansk), four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm), 16 self-propelled howitzers (2S1) and 32 towed howitzers (ten D-30 Lyagushka, 122mm; 15 2A65 Msta-B 152mm and seven 2A36 Giatsint-B, 152mm) near Khrustalnyi.
The SMM observed armoured combat vehicles, an anti-aircraft gun[2] and other indications of military presence in the security zone. In non-government-controlled areas, on 3 October, an SMM long-range UAV spotted six infantry fighting vehicles (BMP-1) and two probable armoured personnel carriers (APC) (undetermined variants) near Komuna (56km north-east of Donetsk), an APC (BTR variant) in Novoselivka (16km west of Luhansk), an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) mounted on a truck near Vesela Hora (16km north of Luhansk) and an armoured reconnaissance vehicle (BRDM-2) in Luhansk city. On 4 October, the SMM saw an APC (BTR-70) near Zaichenko (26km north-east of Mariupol) and an APC (BTR-80) near Khreshchatytske (formerly Krasnoarmiiske, 33km north-east of Mariupol).
In government-controlled areas, on 4 October, the SMM saw two armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) near Shchastia (20km north of Luhansk), one near Artema (26km north of Luhansk) and two near Orikhove-Donetske (44km north-west of Luhansk). On 3 October, an SMM mini-UAV spotted about 400m of trenches (not visible in imagery from 22 September) extending from the existing positions of the Ukrainian Armed Forces near Chermalyk.
The SMM saw a group of at least eight people wearing the logo of an international demining organization and conducting work near areas marked for mine clearance on the western side of the road from Lomakyne (government-controlled, 15km north-east of Mariupol) to Mariupol (government-controlled, 102km south of Donetsk).
The Mission facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to power lines between Raivka (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk) and Dovhe (non-government-controlled, 22km north-west of Luhansk), the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk), electrical infrastructure between Verkhnotoretske (government-controlled, 23km north-east of Donetsk) and Betmanove (non-government-controlled, 23km north-east of Donetsk), the Petrivske pumping station near Artema and water wells near Slovianoserbsk (non-government-controlled, 28km north-west of Luhansk).
The SMM continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station, including through monitoring adherence to the ceasefire. It also continued to facilitate and monitor adherence to the ceasefire to enable demining in the area of Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk).
The SMM visited two border areas outside of government control. While at a border crossing point near Izvaryne (52km south-east of Luhansk) for about ten minutes, the Mission saw 38 cars (21 with Ukrainian and 14 with Russian Federation licence plates, as well as two with “LPR” and one with “DPR” plates), a bus with Ukrainian licence plates, 18 trucks (nine with Ukrainian and one with Belarusian licence plates, as well as seven with “LPR” and one with “DPR” plates) and seven pedestrians (five men and two women, aged 40-60) queuing to exit Ukraine. A member of the armed formation told the SMM to leave the area.*
While at a pedestrian border crossing point near Sievernyi (50km south-east of Luhansk) for about five minutes, the SMM saw four pedestrians (one man and three women, aged 50-60) exiting Ukraine and two pedestrians (men, in their fifties) entering Ukraine. A member of the armed formations told the SMM to leave the area.*
In Kyiv, the SMM saw that the square in front of the Parliament building was cordoned off by approximately 200 police and National Guard officers. Inside the building, the SMM monitored a plenary session during which Members of Parliament voted for extension of the law “On the Special Order of Local Self-Government in Certain Districts of Donetsk and Luhansk Regions” until 31 December 2019.
The SMM followed up on reports of a Ukrainian State Border Guard Service officer suffering an eye injury on 3 October at the entry-exit checkpoint in Maiorsk (government-controlled, 45km north-east of Donetsk). On 4 October, medical staff at a hospital in Dnipro told the Mission that a male officer had been admitted with an injury of the cornea of his eye. Medical staff added that the eye injury had been caused by an unidentified laser source and that with a series of medical treatments it was expected the officer would make a full recovery.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint north of Zaichenko, an armed member of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage westward to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol) and southward to Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), citing “orders not to allow the SMM through”. The Mission saw civilian cars passing through the checkpoint in both directions.
At a border crossing point near Sievernyi, an armed member of the armed formations told the SMM to leave the area, saying that “the SMM’s visit was not announced in advance”.
At a pedestrian border crossing point near Izvaryne, an armed member of the armed formations told the SMM to leave the area, saying that “the SMM’s visit was not announced in advance”.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. [3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
The SMM temporarily lost communication with its long-range UAV due to signal interference[4] while flying in a non-government-controlled area between Lisne (46km south-west of Luhansk) and Rodakove (22km west of Luhansk). The SMM landed the UAV safely.
On two separate occasions, the SMM temporarily lost communication with its mini-UAV due to signal interference[5] near Lebedynske (government-controlled, 16km north-east of Mariupol). The SMM landed the UAV safely.
Staff at a school in Luhansk city refused to provide the SMM information without prior approval from senior members of the armed formations.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[4] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.
[5] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.