Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода по обе стороны от линии соприкосновения. Наблюдатели зафиксировали нарушения режима прекращения огня, а также видели военнослужащих Вооруженных сил Украины в пределах участка разведения сил и средств в районе Золотого. Доступ СММ оставался ограниченным на всех трех участках разведения, возле Новоазовска, расположенного около границы с Российской Федерацией, а также вновь неподалеку от Южной Ломоватки и Безыменного*. Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения работ по разминированию недалеко от Нижнетеплого и Золотого‑2 (Карбонита). СММ содействовала проведению ремонта на объектах гражданской инфраструктуры вблизи Артема и в Красногоровке, а также в жилых домах в Марьинке и Красногоровке.
В Донецкой области Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, около 610 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (приблизительно 230 взрывов).
Так, вечером 29 и в ночь на 30 октября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 11 взрывов неопределенного происхождения, 1 осветительную ракету и примерно 15 снарядов (преимущественно с северного направления в южном) — все в 2–6 км в секторе от юго-востока до юго-запада.
Вечером 29 октября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо-востоку от Донецка) наблюдатели слышали около 70 взрывов неопределенного происхождения, а также примерно 185 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 3–8 км в южном направлении. Днем 30 октября в этом населенном пункте команда СММ слышала ориентировочно 215 взрывов неопределенного происхождения, а также около 420 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета — все в 3–5 км к юго-востоку и юго-юго-востоку.
Вечером 29 октября, пребывая в н. п. Дебальцево (неподконтрольный правительству, 58 км к северо-востоку от Донецка), наблюдатели слышали около 40 взрывов неопределенного происхождения в 3–6 км к северо-северо-востоку.
Днем 30 октября, находясь примерно в 1 км к северо-западу от железнодорожного вокзала в н. п. Ясиноватая (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Донецка)в течение приблизительно 4 часов, наблюдатели слышали и видели 2 взрыва, оцененных как разрывы снарядов из вооружения неустановленного типа в 3–4 км к юго-западу, а также 2 взрыва, оцененных как минометные выстрелы в 300 м западо-северо-западу и северо-западу. Команда СММ слышала ориентировочно 160 взрывов в 1–6 км в секторе от юга до севера (из которых 6 оценены как минометные выстрелы в 1–2 км к юго-западу, 7 — как разрывы снарядов из вооружения неустановленного типа в 2–4 км в секторе от юго-запада до севера и 1 — как разрыв минометной мины в 3–4 км к юго-западу). Наблюдатели также слышали ориентировочно 70 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета, стрелкового оружия и автоматического гранатомета — все в 1–6 км в секторе от юга до севера.
В Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, при этом зафиксировав больше взрывов (около 30), по сравнению с предыдущим отчетным периодом (25 взрывов).
Так, поздно вечером 29 октября камера СММ в н. п. Попасная (подконтрольный правительству, 69 км к западу от Луганска) зафиксировала 3 взрыва неопределенного происхождения и 2 снаряда (один с севера на юг и еще один с юга на север) — все в 4–9 км к востоку и востоко-юго-востоку.
Днем 30 октября, пребывая в 3 км к северо-западу от н. п. Трехизбенка (подконтрольный правительству, 32 км к северо-западу от Луганска), наблюдатели слышали 18 взрывов неопределенного происхождения в 10–15 км к юго-юго-западу.
Находясь к северу от н. п. Орехово (подконтрольный правительству, 57 км к северо-западу от Луганска), команда Миссии слышала 9 взрывов неопределенного происхождения в 6–7 км к востоко-юго-востоку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[2] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках разведения по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Днем 30 октября со своей позиции на восточной окраине н. п. Золотое-3 (Стахановец; подконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска) члены патруля Миссии слышали ориентировочно 30 очередей и выстрелов из стрелкового оружия и крупнокалиберного пулемета — все в 2,5–4 км к юго‑юго‑востоку (по оценке, в пределах участка разведения в районе Золотого).
В тот же день на участке разведения в районе Золотого наблюдатели видели, как двое военнослужащих Вооруженных сил Украины (один был вооружен) шли в поле со стороны н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска) в направлении железнодорожного моста. Кроме того, команда СММ видела военнослужащего Вооруженных сил Украины рядом с военной позицией к югу от железнодорожного моста. Спустя примерно полтора часа члены патруля Миссии видели, как двое военнослужащих Вооруженных сил Украины заходили на участок разведения с его северного края.
Находясь на мосту в Станице Луганской (15 км к северо-востоку от Луганска), наблюдатели видели лазерный луч синего цвета, направленный на север, с известной позиции вооруженных формирований, расположенной на вершине холма к югу от моста и к западу от памятника Князю Игорю. СММ уже видела подобные лучи в том же месте 4 октября 2018 года (см. Ежедневный отчет СММ от 5 октября 2018 года).
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, Комплексом мер и Дополнением к нему.
27 октября в подконтрольных правительству районах беспилотный летательный мини-аппарат (БПЛА) СММ зафиксировал 2 противотанковых ракетных комплекса (один 9П148 «Конкурс», 135 мм, и один 9П149 «Штурм-С», 130 мм) вблизи н. п. Белая Гора (54 км к северу от Донецка), размещенных там в нарушение линий отвода. 29 октября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 1 зенитный ракетный комплекс (9К35 «Стрела-10») вблизи жилых домов в н. п. Победа (27 км к западу от Донецка). 30 октября наблюдатели видели самоходную гаубицу (2С3 «Акация», 152 мм), следовавшую в южном направлении по автодороге H20 возле н. п. Александро-Калиновое (47 км к северу от Донецка), а также самоходную гаубицу (2С3), двигавшуюся в западном направлении по автодороге T0511 вблизи н. п. Новокалиновое (29 км к северо-западу от Донецка).
29 октября в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал, предположительно, миномет (неустановленного типа, 82 мм) неподалеку от н. п. Донецкий (49 км к западу от Луганска), размещенный там в нарушение линий отвода.
29 октября за соответствующими линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил зенитный ракетный комплекс (9К33 «Оса») недалеко от н. п. Валерьяновка (51 км к юго-западу от Донецка). 29 октября члены патруля СММ видели 1 буксируемую гаубицу (Д-20, 152 мм), 2 противотанковые пушки (МТ-12 «Рапира», 100 мм) и 6 зенитных ракетных комплексов (9K33) на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска), а также 1 зенитный ракетный комплекс (9K33) в н. п. Верхнекаменка (84 км к северо-западу от Луганска).
Миссия зафиксировала боевые бронированные машины (ББМ), зенитные установки[3] и другие признаки военного присутствия в зоне безопасности. 27 октября в подконтрольных правительству районах мини-БПЛА обнаружил 4 боевые машины пехоты (одну БМП-1, одну БМП-2 и две типа БМП), 1 бронетранспортер (МТ-ЛБ), 4 бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ-2) и 2 зенитные установки (ЗУ-23, 23 мм), установленные на грузовики, недалеко от Белой Горы. 29 октября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил ББМ (неустановленного типа) и недавно вырытые 400-метровые продления траншей в южном направлении (по оценке, принадлежавшие Вооруженным силам Украины) примерно в 3 км к юго-востоку от н. п. Красногоровка (21 км к западу от Донецка), а также 1 БМП-1 возле н. п. Трудовское (47 км к югу от Донецка). 30 октября члены патруля Миссии видели 1 боевую машину пехоты (типа БМП) в Золотом-3 (Стахановце), 1 БТР-4 недалеко от н. п. Новобахмутовка (28 км к северу от Донецка), а также 1 БТР-80 вблизи н. п. Золотое-2 (Карбонит; 62 км к западу от Луганска).
Миссия продолжала уточнять обстоятельства утери БПЛА СММ дальнего радиуса действия при выполнении полета над районом к юго-востоку от н. п. Нижнекрынское (неподконтрольный правительству, 66 км к востоку от Донецка) (см. Оперативный отчет СММ от 30 октября 2018 года).
СММ отметила наличие нового предупреждающего знака о минной опасности — квадрата красного и белого цветов с надписью «Осторожно! Стоп! Мины» на русском языке. Знак был установлен рядом с автодорогой Т0504 примерно в 1,3 км к северо-западу от н. п. Калиново-Борщеватое (неподконтрольный правительству, 61 км к западу от Луганска).
Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения ремонтных работ на Петровской водонасосной станции вблизи н. п. Артема (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска), в поврежденных домах в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка), а также на Красногоровской газораспределительной станции. Также СММ осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения работ по разминированию недалеко от н. п. Нижнетеплое (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и Золотого‑2 (Карбонита). Миссия продолжала способствовать обеспечению работы ДФС.
Наблюдатели посетили приграничный район, который не контролируется правительством. В течение примерно 15 минут, находясь в пункте пропуска на границе возле н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), наблюдатели видели, что в Украину въехали 2 автомобиля (1 с российскими номерными знаками и еще 1 с табличками «ДНР»). По наблюдениям СММ, за это время из Украины выехали 2 автомобиля (1 с российскими номерными знаками и еще 1 с табличками «ДНР»).
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, ссылаясь на соответствующие приказы, часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. ниже). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Двое вооруженных членов вооруженных формирований на блокпосте, расположенном примерно в 2 км к востоку от Новоазовска, возле границы с Российской Федерацией, не пропустили патруль СММ в н. п. Седово (неподконтрольный правительству, 106 км к югу от Донецка), сославшись на «проведение военных учений» в этом районе. При этом наблюдатели отметили, что гражданские автомобили проезжали через блокпост.
На блокпосте возле Новоазовска двое членов вооруженных формирований (один был вооружен) в очередной раз не пропустили патруль СММ в населенный пункт, сославшись на «проведение операции». При этом наблюдатели отметили, что гражданские автомобили проезжали через блокпост.
Член вооруженных формирований на блокпосте в н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) в очередной раз не пропустил патруль СММ, ссылаясь на «проведение работ по разминированию» в этом районе.
Двое вооруженных членов вооруженных формирований на блокпосте возле н. п. Безыменное (неподконтрольный правительству, 30 км к востоку от Мариуполя) в очередной раз не пропустили патруль СММ на запад по автодороге М14, ссылаясь на то, что «продолжается обстрел и ведутся работы по разминированию». При этом наблюдатели отметили, что гражданские автомобили проезжали через блокпост.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[4].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
БПЛА СММ среднего радиуса действия временно терял сигнал GPS из-за глушения, пролетая возле н. п. Николаевка (подконтрольный правительству, 40 км к югу от Донецка). В двух случаях мини-БПЛА СММ временно терял сигнал GPS из-за глушения, пролетая возле н. п. Гранитное (подконтрольный правительству, 60 км к югу от Донецка)[5].
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Из-за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[3] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[4] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[5] Глушение сигнала БПЛА могли вестись из любого района в радиусе нескольких километров от его местоположения.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 30 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The SMM observed weapons in violation of agreed withdrawal lines on both sides of the contact line. It recorded ceasefire violations and saw Ukrainian Armed Forces personnel inside the Zolote disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas; it was also restricted near Novoazovsk, an area close to the border with the Russian Federation, and again near Yuzhna-Lomuvatka and Bezimenne.* The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable demining activities near Nyzhnoteple and Zolote-2/Karbonit. It facilitated repairs to civilian infrastructure near Artema and in Krasnohorivka, as well as to residential houses in Marinka and Krasnohorivka.
In Donetsk region, the SMM recorded more ceasefire violations[1], including about 610 explosions, compared with the previous reporting period (about 230 explosions).
On the evening and night of 29-30 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded 11 undetermined explosions, an illumination flare and about 15 projectiles in flight (mostly from northerly to southerly directions), all 2-6km at directions ranging from south-east and south-west.
On the evening of 29 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard about 70 undetermined explosions and about 185 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-8km at southerly directions. During the day on 30 October, while in the same location, the SMM heard about 215 undetermined explosions and about 420 bursts and shots of heavy-machine-gun fire, all 3-5km south-east and south-south-east.
On the evening of 29 October, while in Debaltseve (non-government-controlled, 58km north-east of Donetsk), the SMM heard about 40 undetermined explosions 3-6km north-north-east.
During the day on 30 October, positioned about 1km north-west of the railway station in Yasynuvata (non-government-controlled, 16km north-east of Donetsk) for about four hours, the SMM heard and saw two explosions assessed as impacts of rounds from undetermined weapons 3-4km south-west and two explosions assessed as outgoing mortar rounds 300m west-north-west and north-west. It heard about 160 explosions 1-6km at directions ranging from south to north (of which six assessed as outgoing mortar rounds 1-2km south-west, seven as impacts of rounds from undetermined weapons 2-4km at directions ranging from south-west to north, as well as one assessed as an impact of a mortar round 3-4km south-west). It also heard about 70 bursts and shots of heavy-machine-gun, small-arms and automatic grenade launcher fire, all 1-6km at directions ranging from south to north.
In Luhansk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including, however, more explosions (about 30), compared with the previous reporting period (25 explosions).
On the evening of 29 October, the SMM camera in Popasna (government-controlled, 69km west of Luhansk) recorded three undetermined explosions and two projectiles in flight (one from north to south and one from south to north), all 4-9km east and east-south-east.
During the day on 30 October, positioned 3km north-west of Trokhizbenka (government-controlled, 32km north-west of Luhansk), the SMM heard 18 undetermined explosions 10-15km south-south-west.
Positioned north of Orikhove (government-controlled, 57km north-west of Luhansk), the SMM heard nine undetermined explosions 6-7km east-south-east.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[2] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 30 October, positioned on the eastern edge of Zolote-3/Stakhanovets (government-controlled, 61km west of Luhansk), the SMM heard about 30 bursts and shots of small-arms and heavy-machine-gun fire, all 2.5-4km south-south-east (assessed as inside the Zolote disengagement area).
On the same day, inside the Zolote disengagement area, the SMM saw two Ukrainian Armed Forces personnel (one of whom was armed) walking in a field from Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk) towards the railway bridge, as well as a Ukrainian Armed Forces personnel member next to a military position just south of the railway bridge. About an hour and a half later, the SMM saw two Ukrainian Armed Forces personnel entering the disengagement area from its northern edge.
Positioned on the Stanytsia Luhanska bridge (15km north-east of Luhansk), the SMM saw a blue laser light firmly pointing north from a known military-type position of the armed formations on a hilltop south of the bridge and west of the Prince Ihor Monument. (The SMM observed similar lights at the same location on 4 October 2018 (see SMM Daily Report of 5 October 2018).)
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 27 October, an SMM mini-unmanned aerial vehicle (UAV) spotted two anti-tank guided missile systems (one 9P148 Konkurs, 135mm and one 9P149 Shturm-S, 130mm) near Bila Hora (54km north of Donetsk). On 29 October, an SMM long-range UAV spotted a surface-to-air missile system (9K35 Strela-10) near residential houses in Pobeda (27km west of Donetsk). On 30 October, the SMM saw a self-propelled howitzer (2S3 Akatsiya, 152mm) heading south on road H20 near Oleksandro-Kalynove (47km north of Donetsk) and a self-propelled howitzer (2S3) heading west on road T0511 near Novokalynove (29km north-west of Donetsk).
In violation of withdrawal lines in a non-government-controlled area, on 29 October, an SMM mini-UAV spotted a probable mortar (type undetermined, 82mm) near Donetskyi (49km west of Luhansk).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 29 October, an SMM long-range UAV spotted a surface-to-air missile system (9K33 Osa) near Valerianivka (51km south-west of Donetsk). On 29 October, the SMM saw a towed howitzer (D-20, 152mm), two anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) and six surface-to-air missile systems (9K33) at a railway station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk) and a surface-to-air missile system (9K33) in Verkhnokamianka (84km north-west of Luhansk).
The SMM observed armoured combat vehicles (ACV), anti-aircraft guns[3] and other indications of military presence in the security zone. In government-controlled areas, on 27 October, an SMM mini-UAV spotted four infantry fighting vehicles (IFV) (one BMP-1, one BMP-2 and two BMP variants), an armoured personnel carrier (APC) (MT-LB), four armoured reconnaissance vehicles (BRDM-2) and two anti-aircraft guns (ZU-23, 23mm) mounted on trucks near Bila Hora. On 29 October, an SMM long-range UAV spotted an ACV (type undetermined) and a recently dug 400m-long extension of trenches in a southern direction, assessed as belonging to the Ukrainian Armed Forces about 3km south-east of Krasnohorivka (21km west of Donetsk), as well as an IFV (BMP-1) near Trudivske (47km south of Donetsk). On 30 October, the SMM saw an IFV (BMP variant) in Zolote-3/Stakhanovets, an IFV (BTR-4) near Novobakhmutivka (28km north of Donetsk) and an IFV (BTR-80) near Zolote-2/Karbonit (62km west of Luhansk).
The SMM is continuing to follow up on its long-range UAV lost while flying over an area south-east of Nyzhnokrynske (non-government-controlled, 66km east of Donetsk) (see SMM Spot Report 30 October 2018).
The SMM observed the presence of a new mine hazard sign – a white and red square with “Dangerous. Stop Mines” written in Russian – next to road T0504, about 1.3km north-west of Kalynove-Borshchuvate (non-government-controlled, 61km west of Luhansk).
The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable repair works to the Petrivske water pumping station near Artema (government-controlled, 26km north of Luhansk), to damaged houses in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk) and to the Krasnohorivka gas distribution station. It also monitored adherence to the ceasefire to enable demining activities near Nyzhnoteple (government-controlled, 26km north of Luhansk) and Zolote-2/Karbonit. The SMM continued to facilitate the operation of the DFS.
The SMM visited a border area not under government control. While at a border crossing point near Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol) for about 15 minutes, the SMM observed two cars (one with Russian Federation licence plates and one with “DPR” plates) entering Ukraine. The SMM saw two cars (one with Russian Federation licence plates and one with “DPR” plates) exiting Ukraine.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see below). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
At a checkpoint about 2km east of Novoazovsk, near the border with the Russian Federation, two armed members of the armed formations denied the SMM passage south towards Siedove (non-government-controlled, 106km south of Donetsk), citing “ongoing military training” in the area. At the same time, the SMM observed civilian vehicles passing through the checkpoint.
At a checkpoint near Novoazovsk, two members of the armed formations (one of which was armed) again prevented the SMM from passing through to the city, citing an “ongoing operation”. At the same time, the SMM observed civilian vehicles passing through the checkpoint.
At a checkpoint in Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), a member of the armed formations again denied the SMM passage, citing “demining activities” in the area.
At a checkpoint near Bezimenne (non-government-controlled, 30km east of Mariupol), two armed members of the armed formations again denied the SMM passage west along road M14, citing “ongoing shelling and demining activities”. At the same time, the SMM observed civilian vehicles passing through the checkpoint.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC. [4]
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
An SMM mid-range UAV temporarily lost its GPS signal due to signal interference while flying near Mykolaivka (government-controlled, 40km south of Donetsk). On two occasions, an SMM mini-UAV lost its GPS signal due to signal interference near Hranitne (government-controlled, 60km south of Donetsk).[5]
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[3] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[4] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[5] The interference could have originated from anywhere within a radius of several kilometres of the UAV’s position.