Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
СММ констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и увеличение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Миссия продолжала уточнять информацию о случаях ранения вследствие взрыва в Донецке. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня на участке разведения в районе Станицы Луганской. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также недалеко от Южной Ломоватки*. Миссия продолжала содействовать обеспечению функционирования Донецкой фильтровальной станции. СММ также способствовала установлению и осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ и технического обслуживания на линиях электропередачи в Раевке, на шламонакопителе фенольного завода вблизи Железного и на Красногоровской газораспределительной станции, а также для обеспечения проведения работ по разминированию в районе Золотого-2/Карбонита.
В Донецкой области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня[1], включая 60 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом, когда, среди прочего, было зафиксировано около 175 взрывов.
Так, вечером 2 и ночью 3 октября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо-востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо-востоку от Мариуполя), зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения, 10 вспышек дульного пламени и около 130 снарядов (преимущественно с западо-юго-запада на востоко-северо-восток и с севера на юг) — все в 1–5 км в секторе от северо-востока до юго-востока.
Поздно вечером 2 октября, находясь в н. п. Горловка (неподконтрольный правительству, 39 км к северо-востоку от Донецка), команда Миссии слышала 23 взрыва неопределенного происхождения в 4–5 км к юго-юго-западу. Днем 3 октября, пребывая там же, наблюдатели слышали 1 взрыв неопределенного происхождения в 3–4 км к юго-юго-западу. В тот же день, патрулируя на северо-западной окраине Горловки, члены патруля СММ слышали 2 взрыва неопределенного происхождения и около 15 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–3 км к юго-западу и западу.
В Луганской области Миссия констатировала аналогичный уровень нарушений режима прекращения огня, что и в предыдущий отчетный период, при этом было зафиксировано больше взрывов (около 105 в сравнении с приблизительно 50 соответственно).
Так, вечером 2 и ночью 3 октября камера СММ в н. п. Кряковка (подконтрольный правительству, 38 км к северо-западу от Луганска) зафиксировала около 70 взрывов неопределенного происхождения, 2 вспышки дульного пламени и 14 снарядов с западо-северо-запада на востоко-юго-восток — все в 2–5 км к юго-юго-западу и юго-западу.
Миссия продолжала уточнять информацию о случаях ранения вследствие взрыва, произошедшего в неподконтрольном правительству Донецке 29 сентября (см. Ежедневный отчет СММ от 3 октября 2018 года). 3 октября в больнице им. Калинина в Донецке медработники сообщили наблюдателям, что 29 сентября в больницу поступил мужчина (в возрасте 32 года) с ранениями, которые он получил в результате взрыва в помещении «коммунистической партии», и добавили, что его выписали в тот же день.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему ограничен*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Вечером 2 октября, находясь на восточной окраине Станицы Луганской, наблюдатели слышали 3 очереди из крупнокалиберного пулемета в 3–4 км к юго-юго-западу (по оценке, в пределах участка разведения).
В тот же вечер камера СММ в Золотом зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения в 3–5 км к востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 3 октября, осуществляя мониторинг на северо-восточной окраине н. п. Катериновка (подконтрольный правительству, 64 км к западу от Луганска), на участке разведения в районе Золотого, наблюдатели слышали 5 взрывов, оцененных как артиллерийский огонь в 8–15 км к юго-западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 3 октября, патрулируя вблизи участка разведения в районе Петровского, команда Миссии отметила там спокойную обстановку.
СММ продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Комплексом мер и Дополнением к нему, а также Меморандумом.
1 октября в неподконтрольных правительству районах по доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено следующие нарушения линий отвода: 3 танка (неустановленного типа) на полигоне в 1 км к северу от н. п. Свободное (73 км к югу от Донецка). 2 октября беспилотный летательный аппарат (БПЛА) СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 14 буксируемых гаубиц (Д-30 «Лягушка», 122 мм), 13 самоходных гаубиц (2С1 «Гвоздика», 122 мм) и 6 противотанковых пушек (МТ-12 «Рапира», 100 мм) на полигоне вблизи н. п. Бугаевка (37 км к юго-западу от Луганска).
2 октября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 4 зенитных ракетных комплекса (9K37) на железной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо-западу от Луганска), а БПЛА СММ среднего радиуса действия зафиксировал 5 танков (Т-72) к северу от н. п. Дружное (63 км к югу от Донецка).
1 октября за линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в неподконтрольных правительству районах по доступным СММ данным воздушного наблюдения обнаружено 27 танков (неустановленного типа) и 4 зенитных ракетных комплекса (неустановленного типа) на полигоне недалеко от Бугаевки, 11 танков на полигоне вблизи н. п. Шимшиновка (27 км к юго-западу от Луганска), 30 танков (неустановленного типа) на полигоне недалеко от н. п. Круглик (31 км к юго-западу от Луганска), 18 танков (неустановленного типа) на полигоне вблизи н. п. Мирное (28 км к юго-западу от Луганска), а также 43 танка (неустановленного типа) на полигоне недалеко от н. п. Мануйловка (65 км к востоку от Донецка). 2 октября БПЛА СММ дальнего радиуса действия обнаружил 17 танков (неустановленного типа) вблизи Бугаевки и 31 танк (Т-72) недалеко от Круглика.
1 октября по доступным Миссии данным воздушного наблюдения в неподконтрольном правительству районе зафиксировано 9 единиц самоходной артиллерии (неустановленного типа) и 20 единиц буксируемой артиллерии (неустановленного типа) на полигоне недалеко от Бугаевки, а также 32 единицы буксируемой артиллерии (неустановленного типа) на полигоне около Мирного.
СММ зафиксировала боевые бронированные машины и зенитную установку[2] в зоне безопасности. 2 октября в подконтрольных правительству районах БПЛА СММ дальнего радиуса действия зафиксировал 1 зенитную установку (ЗУ-23, 23 мм) к северо-западу от н. п. Зайцево (50 км к северо-востоку от Донецка) и 1 боевую машину пехоты (БМП-2) недалеко от н. п. Гладосово (51 км к северо-востоку от Донецка). 3 октября команда СММ видела 2 БМП (БМП-1 и БМП-2) недалеко от н. п. Троицкое (69 км к западу от Луганска).
3 октября в неподконтрольном правительству районе мини-БПЛА СММ зафиксировал 2 БМП-1 в н. п. Дебальцево (58 км к северо-востоку от Донецка).
Миссия отметила наличие неразорвавшихся боеприпасов и предупреждающих знаков о минной опасности. В н. п. Ужовка (быв. Ленинское, неподконтрольный правительству, 24 км к северо-востоку от Мариуполя) члены патруля СММ видели хвостовой стабилизатор от минометной мины (120 мм), застрявший в дорожном покрытии на восточном въезде в населенный пункт.
В н. п. Таврическое (неподконтрольный правительству, 35 км к северо-востоку от Мариуполя) наблюдатели заметили, что ранее зафиксированный хвостовой стабилизатор от минометной мины (120 мм) был извлечен. Наблюдатели ранее сообщали членам вооруженных формирований, находящимся в населенном пункте, что они видели неразорвавшийся боеприпас (см. Ежедневный отчет СММ от 20 сентября 2018 года), а 3 октября два вооруженных члена вооруженных формирований сообщили команде Миссии, что хвостовой стабилизатор был извлечен.
Вдоль автодороги Е58 приблизительно в 4 км к северо-западу от н. п. Широкино (20 км к востоку от Мариуполя) наблюдатели видели 2 деревянные палки с прикреплёнными на них красными и белыми лентами. По оценке наблюдателей, это были самодельные знаки, предупреждающие о минной опасности.
СММ способствовала установлению и осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения ремонтных работ на линиях электропередачи между н. п. Раевка (неподконтрольный правительству, 16 км к северо-западу от Луганска) и н. п. Долгое (неподконтрольный правительству, 22 км к северо-западу от Луганска), на шламонакопителе фенольного завода вблизи н. п. Железное (подконтрольный правительству, 42 км к северо-востоку от Донецка) и на Красногоровской газораспределительной станции между н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Александровка (неподконтрольный правительству, 20 км к юго-западу от Донецка). СММ продолжала содействовать обеспечению функционирования ДФС, в том числе путем мониторинга соблюдения режима прекращения огня.
Миссия также содействовала установлению и осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения проведения робот по разминированию в районе н. п. Золотое-2 (Карбонит; подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска).
Недалеко от н. п. Михайловка (подконтрольный правительству, 37 км к северо-западу от Донецка) наблюдатели видели, как приблизительно 50 человек (преимущественно мужчин в возрасте 35–50 лет) переходили через дорогу и обратно, блокируя ее. По словам некоторых из них, они работали на расположенной рядом шахте «Котляревская» и вышли с протестом из-за «невыплаченных заработных плат и других выплат». Члены патруля Миссии видели стоявшую недалеко полицейскую машину. Ближе к вечеру участники массового собрания разошлись.
СММ продолжала следить за ситуацией в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Днепре, Черновцах и Киеве.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо оперативно реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 2 октября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года недалеко от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по-прежнему ограничена.
Запрет доступа:
Член вооруженных формирований не пропустил патруль СММ через блокпост недалеко от н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), ссылаясь на проведение работ по разминированию.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Патруль Миссии не смог получить доступ к отдельным частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели посчитали, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[3].
Патруль Миссии не смог проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
Вследствие действия помех команда СММ временно потеряла связь со своим БПЛА дальнего радиуса действия, когда он пролетал в неподконтрольном правительству районе между н. п. Зеленополье (73 км к югу от Луганска) и н. п. Бобриково (71 км к югу от Луганска).
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[3] Команда СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 3 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded fewer ceasefire violations in Donetsk region and more in Luhansk region, compared with the previous reporting period. The Mission continued to follow up on reports of injuries caused by an explosion in Donetsk city. The SMM recorded ceasefire violations inside the Stanytsia Luhanska disengagement area. Its access remained restricted in all three disengagement areas, as well as near Yuzhna-Lomuvatka.* The Mission continued to facilitate the operation of the Donetsk Filtration Station. It also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs and maintenance to power lines in Raivka, the phenol sludge reservoir near Zalizne, the Krasnohorivka gas distribution station, as well as to enable demining in the area of Zolote-2/Karbonit.
In Donetsk region, the SMM recorded fewer ceasefire violations,[1] including 60 explosions, compared with the previous reporting period (about 175 explosions).
On the evening and night of 2-3 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded an undetermined explosion, ten muzzle flashes and about 130 projectiles in flight (mostly from west-south-west to east-north-east and from north to south), all 1-5km at directions ranging from north-east to south-east.
On the evening of 2 October, while in Horlivka (non-government-controlled, 39km north-east of Donetsk), the SMM heard 23 undetermined explosions 4-5km south-south-west. During the day on 3 October, while at the same location, the SMM heard an undetermined explosion 3-4km south-south-west. The same day, positioned on the north-west edge of Horlivka, the SMM heard two undetermined explosions and about 15 bursts and shots of heavy-machine-gun of small-arms-fire, all 1-3km south-west and west.
In Luhansk region, the SMM recorded a similar number of ceasefire violations, including, however, more explosions (about 105), compared with the previous reporting period (about 50 explosions).
On the evening and night of 2-3 October, the SMM camera in Kriakivka (government-controlled, 38km north-west of Luhansk) recorded about 70 undetermined explosions, two muzzle flashes and 14 projectiles in flight from west-north-east to east-south-east, all 2-5km south-south-west and south-west.
The SMM continued to follow up on reports of injuries caused by an explosion in non-government-controlled Donetsk city on 29 September. (See SMM Daily Report 3 October 2018.) At Kalinina Hospital in Donetsk, on 3 October, medical staff told the SMM that a man (aged 32) had been admitted to the hospital on 29 September with injuries caused by an explosion on the premises of the “communist party” and had been released the same day.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
On the evening of 2 October, positioned on the eastern edge of Stanytsia Luhanska, the SMM heard three bursts of heavy-machine-gun fire 3-4km south-south-west, assessed as inside the disengagement area.
The same evening, the SMM camera in Zolote recorded an undetermined explosion 3-5km east, assessed as outside the disengagement area.
During the day on 3 October, positioned on the north-eastern edge of Katerynivka (government-controlled, 64km west of Luhansk), inside the Zolote disengagement area, the SMM heard five explosions assessed as artillery rounds 8-15km south-west, assessed as outside the disengagement area.
During the day on 3 October, positioned near the Petrivske disengagement area, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in non-government-controlled areas, on 1 October, aerial imagery available to the SMM revealed the presence of three tanks (undetermined variants) in a training area 1km north of Svobodne (73km south of Donetsk). On 2 October, an SMM long-range unmanned aerial vehicle (UAV) spotted 14 towed howitzers (D-30 Lyagushka, 122mm), 13 self-propelled howitzers (2S1 Gvozdika, 122mm) and six anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) in a training area near Buhaivka (37km south-west of Luhansk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 2 October, an SMM long-range UAV spotted four surface-to-air missile systems (9K37) at the railway station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk), and an SMM mid-range UAV spotted five tanks (T-72) north of Druzhne (63km south of Donetsk).
Beyond withdrawal lines but outside designated storage sites in non-government-controlled areas, on 1 October, aerial imagery available to the SMM revealed the presence of 27 tanks (undetermined variant) and four surface-to-air-missile systems (undetermined variants) in a training area near Buhaivka, 11 tanks in a training area near Shymshynivka (27km south-west of Luhansk), 30 tanks (undetermined variants) in a training area near Kruhlyk (31km south-west of Luhansk), 18 tanks (undetermined variants) in a training area near Myrne (28km south-west of Luhansk) and 43 tanks (undetermined variants) in a training area near Manuilivka (65km east of Donetsk). On 2 October, an SMM long-range UAV spotted 17 tanks (undetermined variants) near Buhaivka and 31 tanks (T-72) near Kruhlyk.
In a non-government-controlled area, on 1 October, aerial imagery available to the SMM revealed the presence of nine pieces of self-propelled artillery (undetermined variants) and 20 pieces of towed artillery (undetermined variants) in a training area near Buhaivka, as well as 32 pieces of towed artillery (undetermined variants) in a training area near Myrne.
The SMM observed armoured combat vehicles and an anti-aircraft gun[2] in the security zone. In government-controlled areas, on 2 October, an SMM long-range UAV spotted an anti-aircraft gun (ZU-23, 23mm) north-west of Zaitseve (50km north-east of Donetsk) and an infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) near Hladosove (51km north-east of Donetsk). On 3 October, the SMM saw two IFVs (a BMP-1 and a BMP-2) near Troitske (69km west of Luhansk).
In a non-government-controlled area, on 3 October, an SMM mini-UAV spotted two IFVs (BMP-1) in Debaltseve (58km north-east of Donetsk).
The SMM observed the presence of unexploded ordnance (UXO) and mine hazard signs. In Uzhivka (formerly Leninske, non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), the SMM observed the tailfin of a 120mm mortar round embedded in the road at the eastern entrance to the village.
In Tavrycheske (non-government-controlled, 35km north-east of Mariupol), the SMM noted that a previously observed tailfin of a 120mm mortar round was no longer present. Earlier, the SMM had told members of armed formations in the village that it had observed UXO (see SMM Daily Report 20 September 2018), and on 3 October, two armed members of the armed formations informed the SMM that the tailfin had been removed.
Along road E58 about 4km north-west of Shyrokyne (20km east of Mariupol), the SMM observed two wooden sticks with red and white ribbons tied around them, assessed as improvised mine hazard signs.
The SMM facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable repairs to power lines between Raivka (non-government-controlled, 16km north-west of Luhansk) and Dovhe (non-government-controlled, 22km north-west of Luhansk), to the phenol sludge reservoir near Zalizne (government-controlled, 42km north-east of Donetsk) and to the Krasnohorivka gas distribution station between Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Oleksandrivka (non-government-controlled, 20km south-west of Donetsk). The SMM continued to facilitate the operation of the DFS, including through monitoring adherence to the ceasefire.
The SMM also facilitated and monitored adherence to the ceasefire to enable demining in the area of Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk).
Near Mykhailivka (government-controlled, 37km north-west of Donetsk), the SMM saw about 50 people (mostly men, aged 35-50) walking back and forth across the road, blocking it. Some of them told the SMM that they worked at the nearby Kotliarevska coal mine and were protesting because of “unpaid salaries and other benefits”. The SMM observed a police vehicle parked nearby. The gathering had dispersed by late afternoon.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Lviv, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro, Chernivtsi and Kyiv.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, UXO and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, see SMM Daily Report 2 October 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denial of access:
A member of the armed formations prevented the SMM from passing through a checkpoint near Yuzhna-Lomuvatka (non-government controlled, 60km west of Luhansk), citing demining activities.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
The SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.[3]
The SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC.4
The SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
The SMM temporarily lost communication with its long-range UAV due to signal interference while flying in a non-government-controlled area between Zelenopillia (73km south of Luhansk) and Bobrykove (71km south of Luhansk).
[1] For a complete breakdown of the ceasefire violations, please see the annexed table.
[2] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[3] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.