Этот отчет предоставляется для СМИ и широкой общественности. Официальной версией отчета является текст на английском языке
За период с вечера 26 по вечер 27 октября СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой и Луганской областях по сравнению с предыдущим отчетным периодом. С вечера 27 по вечер 28 октября Миссия констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня в Донецкой области и уменьшение количества таких нарушений в Луганской области по сравнению с предыдущими сутками. СММ уточняла обстоятельства исчезновения беспилотного летательного аппарата (БПЛА) дальнего радиуса действия неподалеку от неподконтрольного правительству Нижнекрынского. Возле Металлиста из стрелкового оружия стреляли, по оценке, в направлении БПЛА СММ. Миссия зафиксировала вооружение, размещенное в нарушение согласованных линий отвода вблизи Новоахтырки и Новоайдара. СММ зафиксировала нарушения режима прекращения огня, по оценке, в пределах участка разведения сил и средств в районе Золотого. Доступ наблюдателей оставался ограниченным на всех трех участках разведения, а также вблизи Заиченко, Новоазовска и Южной Ломоватки*. Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения работ по разминированию недалеко от Нижнетеплого и Золотого‑2 (Карбонита), а также содействовала проведению ремонта поврежденных домов в Марьинке и Красногоровке. В Киеве команда СММ наблюдала за проведением массового собрания в поддержку реформы избирательного законодательства.
В период с вечера 26 по вечер 27 сентября в Донецкой области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня[1], зафиксировав, среди прочего, примерно 110 взрывов, по сравнению с предыдущим отчетным периодом (около 90 взрывов). С вечера 27 по вечер 28 октября, по наблюдениям Миссии, количество нарушений режима прекращения огня увеличилось по сравнению с предыдущими сутками, при этом было зафиксировано приблизительно 270 взрывов[2].
Так, вечером 26 и в ночь на 27 октября камера СММ на Донецкой фильтровальной станции (ДФС; 15 км к северу от Донецка) зафиксировала 2 взрыва, оцененных как взрывы в воздухе, и примерно 20 снарядов (в основном с восточного направления в западном) — все на расстоянии от 100 м до 1 км в южном направлении. Кроме того, камера зафиксировала 36 взрывов (из которых 2 были оценены как разрывы снарядов, 4 — как взрывы в воздухе, а остальные — неопределенного происхождения) и приблизительно 80 снарядов (преимущественно с северо‑запада на юго‑восток) — все в 1–4 км в южном направлении. Вечером 27 и в ночь на 28 октября эта камера зафиксировала 77 взрывов (из которых 27 были оценены как разрывы снарядов, а остальные — неопределенного происхождения) и около 85 снарядов (в основном с северного направления в южном) — все в 0,1–4 км в южном направлении.
Вечером 26 октября в н. п. Светлодарск (подконтрольный правительству, 57 км к северо‑востоку от Донецка) наблюдатели слышали 10 взрывов неопределенного происхождения, а также приблизительно 190 очередей и выстрелов из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все на расстоянии 3–6 км к юго‑востоку, югу и западо‑юго‑западу. Днем и вечером 27 октября в этом же населенном пункте команда Миссии слышала ориентировочно 130 взрывов неопределенного происхождения, а также около 600 выстрелов и очередей из крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 2–6 км к востоку и в южном направлении.
Вечером 27 и в ночь на 28 октября камера СММ, установленная в 1,5 км к северо‑востоку от н. п. Гнутово (подконтрольный правительству, 20 км к северо‑востоку от Мариуполя), зафиксировала 1 взрыв неопределенного происхождения и примерно 225 снарядов (преимущественно с севера на юг) — все в 1–4 км в восточном направлении.
Днем 27 октября, находясь в н. н. Саханка (неподконтрольный правительству, 24 км к северо‑востоку от Мариуполя) — в населенном пункте, куда доступ патрулей Миссии регулярно ограничивался (см. ниже), — наблюдатели слышали 3 взрыва (из которых 2 были оценены как минометные выстрелы и еще 1 — выстрел из вооружения неустановленного типа) и приблизительно 75 очередей и выстрелов из пушки боевой машины пехоты (БМП‑2, 30 мм), крупнокалиберного пулемета и стрелкового оружия — все в 1–2 км к югу, юго‑западу и западу.
С вечера 26 по вечер 27 октября в Луганской области СММ констатировала увеличение количества нарушений режима прекращения огня по сравнению с предыдущим отчетным периодом, при этом было зафиксировано практически такое же количество взрывов (11 против 10). С вечера 27 по вечер 28 октября в Луганской области Миссия констатировала уменьшение количества нарушений режима прекращения огня, зафиксировав, среди прочего, 8 взрывов, по сравнению с предыдущими сутками[3].
27 октября, управляя полетом мини‑БПЛА СММ около н. п. Металлист (неподконтрольный правительству, 7 км к северо‑западу от Луганска), наблюдатели слышали по крайней мере 30 выстрелов из стрелкового оружия в 1,2–1,4 км к северо‑северо‑западу, в районе, где пролетал БПЛА. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА. Наблюдатели приземлили БПЛА (на котором не было повреждений) и покинули данный район*.
Днем 27 октября, находясь в н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска), члены патруля Миссии слышали 7 взрывов неопределенного происхождения, а также примерно 80 очередей из пушки БМП‑2 (30 мм) и крупнокалиберного пулемета — все в 5–7 км к западу.
27 и 28 октября Миссия уточняла обстоятельства исчезновения БПЛА СММ дальнего радиуса действия во время полета над районом к юго‑востоку от н. п. Нижнекрынское (неподконтрольный правительству, 66 км к востоку от Донецка) (см. Оперативный отчет СММ от 27 октября 2018 года). Команда СММ потеряла связь с БПЛА в 01:53 27 октября, примерно через 30 секунд после того, как траектория полета аппарата неожиданно стала нестабильной. В течение этих 30 секунд БПЛА потерял сигнал GPS, резко набрал высоту на очень короткий промежуток времени и отклонился от своего курса, а сразу же после этого начал падать, быстро теряя высоту.
27 октября, пролетая над Нижнекрынским и н. п. Сергеево-Крынка (неподконтрольный правительству, 69 км к востоку от Донецка), мини‑БПЛА СММ обнаружил многочисленные следы от колес в поле, приблизительно на полпути между этими населенными пунктами (определить, были ли следы свежими, не удалось). Восемь человек в Нижнекрынском по отдельности рассказали наблюдателям, что 27 октября, между 01:45 и 02:00, они слышали взрыв, произошедший в южном направлении.
СММ продолжала осуществлять мониторинг и пытаться получить неограниченный доступ к участкам разведения в районах н. п. Станица Луганская (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Луганска), н. п. Золотое (подконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) и н. п. Петровское[4] (неподконтрольный правительству, 41 км к югу от Донецка), как это предусмотрено Рамочным решением Трехсторонней контактной группы о разведении сил и средств от 21 сентября 2016 года. Доступ Миссии на этих участках по-прежнему остается ограниченным*, однако наблюдатели смогли выполнить их частичный мониторинг.
Наблюдатели, пребывавшие днем 28 октября ориентировочно в 1 км к северу от участка разведения в районе Золотого, поблизости н. п. Золотое‑4 (Родина; подконтрольный правительству, 59 км к западу от Луганска), слышали примерно 55 выстрелов из стрелкового оружия в 1–2 км к юго‑западу (по оценке, на участке разведения), а также 6 выстрелов из стрелкового оружия в 2–3 км к северо‑западу (по оценке, за пределами участка разведения).
Вечером 26 октября камера СММ в Золотом зафиксировала 3 снаряда с востоко‑северо‑востока на западо‑юго‑запад в 1–2 км к юго‑востоку (по оценке, за пределами участка разведения). Днем 28 октября эта камера зафиксировала 17 снарядов (11 с юго‑запада на северо‑восток и 6 выпущенных вверх) в 4–5 км к востоко‑юго‑востоку (по оценке, за пределами участка разведения).
Днем 27 октября, осуществляя мониторинг на участках разведения в районах Станицы Луганской и Золотого, а также вблизи участка разведения в районе Петровского, Миссия отметила там спокойную обстановку. 28 октября, ведя наблюдение на участке разведения в районе Станицы Луганской, СММ отметила там спокойную обстановку.
Миссия продолжала осуществлять мониторинг отвода вооружения, предусмотренного Меморандумом, а также Комплексом мер и Дополнением к нему.
27 октября в подконтрольных правительству районах наблюдатели видели 9 самоходных гаубиц (2С19 «Мста‑С», 152 мм) на грузовиках в н. п. Новоахтырка (55 км к северо‑западу от Луганска), размещенных там в нарушение линий отвода. 28 октября команда Миссии видела 4 противотанковые пушки (МТ‑12 «Рапира», 100 мм), которые буксировали грузовики к юго‑западу от н. п. Новоайдар (49 км к северо‑западу от Луганска).
27 октября за соответствующими линиями отвода, но вне выделенных мест хранения вооружения в подконтрольных правительству районах команда Миссии видела 2 самоходные гаубицы (2С19), погруженные на платформы недалеко от н. п. Северодонецк (74 км к северо‑западу от Луганска). 28 октября наблюдатели видели 6 буксируемых гаубиц (2А65 «Мста-Б», 152 мм) и 6 самоходных гаубиц (2С19), стоявших на железнодорожной станции в н. п. Рубежное (84 км к северо‑западу от Луганска), а также 4 буксируемые гаубицы (Д‑44, 85 мм), погруженные на грузовики возле н. п. Окнино (53 км к северо‑западу от Луганска), и 4 противотанковые пушки (МТ‑12), буксируемые грузовиками неподалеку от н. п. Славянск (95 км к северу от Донецка).
27 октября команда СММ еще раз посетила постоянное место хранения тяжелого вооружения в неподконтрольном правительству районе Луганской области, расположенное в соответствии с линиями отвода, и отметила, что там по‑прежнему отсутствует 1 реактивная система залпового огня (БМ‑21 «Град», 122 мм).
Миссия также зафиксировала боевую бронированную машину (ББМ) и зенитную установку[5] в пределах зоны безопасности. 28 октября в подконтрольном правительству районе наблюдатели видели ББМ (типа БМП) на территории объекта в н. п. Золотое‑3 (Стахановец; 61 км к западу от Луганска).
27 октября в неподконтрольном правительству районе наблюдатели видели зенитную установку (ЗУ‑23-2, 23 мм) вблизи н. п. Катериновка (быв. Юбилейное, 8 км к западу от Луганска).
27 октября команда СММ видела передвижную радиолокационную станцию (AN/TPQ-36) возле Северодонецка, а 28 октября — 20 машин связи и/или комплексов радиоэлектронной борьбы (Р-330У), стоявших на железнодорожной станции в Рубежном.
27 октября Миссия осуществляла мониторинг соблюдения режима прекращения огня для обеспечения возможности проведения работ по разминированию недалеко от н. п. Нижнетеплое (подконтрольный правительству, 26 км к северу от Луганска) и н. п. Золотое‑2 (Карбонит; подконтрольный правительству, 62 км к западу от Луганска), а также ремонта поврежденных домов в н. п. Марьинка (подконтрольный правительству, 23 км к юго-западу от Донецка) и н. п. Красногоровка (подконтрольный правительству, 21 км к западу от Донецка). 27 и 28 октября СММ продолжала содействовать обеспечению работы ДФС.
Команда Миссии зафиксировала проведение работ по разминированию. 28 октября наблюдатели видели троих мужчин в гражданской одежде, которые обозначали участок местности с помощью деревянных колышек на расстоянии около 2,5 км к северо-западу от н. п. Лебединское (подконтрольный правительству, 16 км к северо-востоку от Мариуполя). По оценке наблюдателей, это были подготовительные работы перед разминированием.
28 октября в Киеве команда СММ наблюдала за проведением массового собрания в поддержку реформы избирательного законодательства. По пути от парка им. Тараса Шевченко до площади Независимости наблюдатели видели около 500 человек (в возрасте 20–70 лет, поровну женщин и мужчин). Некоторые участники несли символику трех политических движений. Команда Миссии видела, что на месте проведения собрания присутствовали примерно 300 полицейских и бойцов Национальной гвардии. Собрание окончилось мирно.
СММ продолжала наблюдать за ситуацией в Херсоне, Одессе, Ивано‑Франковске, Харькове, Днепре и Черновцах.
*Ограничение свободы передвижения и другие препятствия в выполнении мандата СММ
Деятельность по мониторингу и свобода передвижения СММ ограничены из-за угроз в области безопасности, включая риски, связанные с наличием мин и неразорвавшихся боеприпасов, а также другими препятствиями, которые ежедневно меняются. Мандат СММ предусматривает свободный и безопасный доступ по всей Украине. Все подписанты Комплекса мер согласились с необходимостью свободного и безопасного доступа, а также с тем, что ограничение свободы передвижения СММ является нарушением и что на подобные нарушения необходимо быстро реагировать. Они также согласились с тем, что Совместный центр контроля и координации (СЦКК) должен содействовать такому реагированию и осуществлять общую координацию работ по разминированию. Однако вооруженные формирования в отдельных районах Донецкой и Луганской областей часто отказывают СММ в доступе к районам, прилегающим к неподконтрольным правительству участкам границы Украины (например, см. Ежедневный отчет СММ от 26 октября 2018 года). Деятельность СММ в Донецкой и Луганской областях оставалась ограниченной после того, как 23 апреля 2017 года неподалеку от Пришиба произошел инцидент со смертельным исходом. В связи с этим способность Миссии осуществлять наблюдение была по‑прежнему ограничена.
Запрет доступа:
27 октября на блокпосте, расположенном примерно в 1 км севернее н. п. Заиченко (неподконтрольный правительству, 26 км к северо‑востоку от Мариуполя), двое членов вооруженных формирований, имевших при себе оружие, в очередной раз остановили патруль Миссии и не разрешили наблюдателям проследовать далее на запад в направлении н. п. Пикузы (быв. Коминтерново, неподконтрольный правительству, 23 км к северо‑востоку от Мариуполя). При этом патрулю Миссии разрешили проследовать в южном направлении к Саханке. 28 октября на этом же блокпосте трое членов вооруженных формирований, имевших при себе оружие, отказали патрулю Миссии в проезде в Саханку и Пикузы, сославшись на «приказы своего руководства». В тот же день наблюдатели видели, как гражданские транспортные средства проезжали через этот блокпост в обоих направлениях.
27 октября четверо членов вооруженных формирований, имевших при себе оружие, в очередной раз не пропустили патруль Миссии через блокпост возле н. п. Новоазовск (неподконтрольный правительству, 40 км к востоку от Мариуполя), сославшись на «проведение специальной операции».
27 октября на блокпосте в н. п. Южная Ломоватка (неподконтрольный правительству, 60 км к западу от Луганска) имевший при себе оружие член вооруженных формирований отказал патрулю Миссии в проезде, сославшись на «проведение работ по разминированию и инженерных работ» в данном районе.
Регулярные ограничения на участках разведения сил и средств и из-за мин/неразорвавшихся боеприпасов:
Ни 27, ни 28 октября патрули Миссии не смогли получить доступ к некоторым частям участка разведения в районе Станицы Луганской, за исключением главной дороги, из‑за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[6].
Ни 27, ни 28 октября патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим на участке разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Офицер Вооруженных сил Украины при СЦКК сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. В обоих случаях наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно, и уведомили об этом СЦКК[6].
Ни 27, ни 28 октября патрули Миссии не смогли проехать по дорогам второстепенного значения, проходящим к югу от участка разведения в районе Золотого, из-за возможного наличия там мин и неразорвавшихся боеприпасов. Член вооруженных формирований сообщил наблюдателям, что в предыдущие сутки работы по разминированию не проводились. Наблюдатели решили, что продолжать движение небезопасно.
Другие препятствия:
27 октября мини‑БПЛА СММ временно потерял сигнал GPS из-за глушения[7] в районе н. п. Чермалык (подконтрольный правительству, 31 км к северо‑востоку от Мариуполя) и Лебединского.
27 октября, управляя полетом мини‑БПЛА около Металлиста, наблюдатели слышали по крайней мере 30 выстрелов из стрелкового оружия в 1,2–1,4 км к северо‑северо‑западу от своего месторасположения. По их оценке, огонь велся в направлении БПЛА.
[1] Более подробная информация обо всех случаях нарушения режима прекращения огня, а также карты Донецкой и Луганской областей, где отмечены все места, упомянутые в отчете, представлены в приложении.
[2] 28 октября камеры СММ в Гранитном и Красногоровке не функционировали.
[3] 27 и 28 октября камера СММ в Кряковке не функционировала. 28 октября камера СММ в Попасной не функционировала.
[4] Из‑за наличия мин, в том числе мин на дороге между Богдановкой и Петровским, доступ наблюдателей к камере СММ в Петровском остается ограниченным. Соответственно, наблюдатели лишены доступа к отснятому камерой материалу с 22 июня 2018 года.
[5] Данная военная техника не подпадает под действие положений Минских соглашений об отводе вооружений.
[6] СММ проинформировала об этом офицеров Вооруженных сил Украины при СЦКК. 18 декабря 2017 года офицеры Вооруженных сил Российской Федерации были выведены из состава СЦКК.
[7] Глушение сигнала БПЛА могло осуществляться с любого района в радиусе нескольких километров от его местоположения.
Latest from OSCE Special Monitoring Mission (SMM) to Ukraine, based on information received as of 19:30, 28 October 2018
This report is for the media and the general public.
The SMM recorded more ceasefire violations in Donetsk and Luhansk regions between the evenings of 26 and 27 October, compared with the previous reporting period. Between the evenings of 27 and 28 October, the Mission recorded more ceasefire violations in Donetsk region and fewer in Luhansk region, compared with the previous 24 hours. The Mission followed up on its long-range UAV that had gone missing near non-government-controlled Nyzhnokrynske. Small-arms fire was assessed as aimed at an SMM unmanned aerial vehicle near Metalist. The SMM saw weapons in violation of agreed withdrawal lines near Novookhtyrka and Novoaidar. It recorded ceasefire violations assessed as inside the Zolote disengagement area. The SMM’s access remained restricted in all three disengagement areas as well as near Zaichenko, Novoazovsk and Yuzhna-Lomuvatka.* The SMM monitored adherence to the ceasefire to enable demining activities near Nyzhnoteple and Zolote-2/Karbonit and facilitated repairs to damaged houses in Marinka and Krasnohorivka. In Kyiv, the SMM monitored a public gathering in support of election reform.
In Donetsk region, between the evenings of 26 and 27 October, the SMM recorded more ceasefire violations,[1] including about 110 explosions, compared with the previous reporting period (about 90 explosions). Between the evenings of 27 and 28 October, the SMM recorded more ceasefire violations, including about 270 explosions, compared with the previous 24 hours.[2]
On the evening and night of 26-27 October, the SMM camera at the Donetsk Filtration Station (DFS) (15km north of Donetsk) recorded two explosions assessed as airbursts and about 20 projectiles in flight (mostly from easterly to westerly directions), all 0.1-1km at southerly directions. It also recorded 36 explosions (two assessed as impacts, four as airbursts and the remainder undetermined) and about 80 projectiles in flight (mostly from north-west to south-east), all 1-4km at southerly directions. On the following evening and night, the same camera recorded 77 explosions (27 assessed as impacts and the remainder undetermined) and about 85 projectiles in flight (mostly from northerly to southerly directions), all 0.1-4km at southerly directions.
On the evening of 26 October, while in Svitlodarsk (government-controlled, 57km north-east of Donetsk), the SMM heard ten undetermined explosions and about 190 bursts and shots of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 3-6km south-east, south and west-south-west. During the day and evening of 27 October, at the same location, the SMM heard about 130 undetermined explosions and about 600 shots and bursts of heavy-machine-gun and small-arms fire, all 2-6km east and at southerly directions.
On the evening and night of 27-28 October, the SMM camera 1.5km north-east of Hnutove (government-controlled, 20km north-east of Mariupol) recorded an undetermined explosion and about 225 projectiles in flight (mostly from north to south), all 1-4km in easterly directions.
During the day on 27 October, positioned in Sakhanka (non-government-controlled, 24km north-east of Mariupol), a town where the SMM has regularly been restricted access to (see below), the SMM heard three explosions (two assessed as outgoing mortar rounds and one as an outgoing round of an undetermined weapon) and about 75 bursts and shots of infantry fighting vehicle (IFV) (BMP-2) (30mm) cannon, heavy-machine-gun and small-arms fire, all 1-2km south, south-west and west.
In Luhansk region, between the evenings of 26 and 27 October, the SMM recorded more ceasefire violations, including, however, a similar number of explosions (11), compared with the previous reporting period (10 explosions). Between the evenings of 27 and 28 October, the SMM recorded fewer ceasefire violations, including eight explosions, compared with the previous 24 hours.[3]
On 27 October, while conducting a mini-unmanned aerial vehicle (UAV) flight near Metalist (non-government-controlled, 7km north-west of Luhansk), the SMM heard at least 30 shots of small-arms fire 1.2-1.4km north-north-west, in the area where the UAV was flying, assessed as aimed at the UAV. The SMM landed the UAV, which was undamaged, and departed the area.*
During the day on 27 October, positioned in Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), the SMM heard seven undetermined explosions and about 80 bursts of IFV (BMP-2) cannon (30mm) and heavy-machine-gun fire, all 5-7km west.
On 27 and 28 October, the SMM followed up on its long-range UAV that had gone missing while flying over an area south-east of Nyzhnokrynske (non-government-controlled, 66km east of Donetsk) (see SMM Spot Report 27 October 2018). The SMM had lost communication with its UAV at 01:53 on 27 October, about 30 seconds after the UAV’s flight path had suddenly become unstable. During these 30 seconds, the UAV lost its GPS signal, abruptly increased altitude for a very brief moment and deviated from its heading, after which it immediately began tumbling down, rapidly losing altitude.
On 27 October, an SMM mini-UAV flying over Nyzhnokrynske and Serhiieve-Krynka (non-government-controlled, 69km east of Donetsk) spotted multiple wheel tracks in a field about halfway between the aforementioned settlements. The SMM was not able to assess whether the tracks were fresh. Eight people in Nyzhnokrynske separately told the SMM that they had heard an explosion in a southerly direction between 01:45-2:00 on 27 October.
The SMM continued to monitor and to pursue full access to the disengagement areas near Stanytsia Luhanska (government-controlled, 16km north-east of Luhansk), Zolote (government-controlled, 60km west of Luhansk) and Petrivske[4] (non-government-controlled, 41km south of Donetsk), as foreseen in the Framework Decision of the Trilateral Contact Group relating to disengagement of forces and hardware of 21 September 2016. The SMM’s access remained restricted, but the Mission was able to partially monitor them.*
During the day on 28 October, positioned about 1km north of the Zolote disengagement area near Zolote-4/Rodina (government-controlled, 59km west of Luhansk), the SMM heard about 55 shots of small-arms fire 1-2km south-west (assessed as inside the disengagement area) and six shots of small-arms fire 2-3km north-west (assessed as outside the disengagement area).
On the evening of 26 October, the SMM camera in Zolote recorded three projectiles in flight from east-north-east to west-south-west 1-2km south-east, assessed as outside the disengagement area. During the day on 28 October, the same camera recorded 17 projectiles in flight (11 from south-west to north-east and six in vertical flight) 4-5km east-south-east, (assessed as outside the disengagement area).
Positioned inside the Stanytsia Luhanska and Zolote disengagement areas and near the Petrivske disengagement area during the day on 27 October, the SMM observed calm situations. Positioned inside the Stanytsia Luhanska disengagement area on 28 October, the SMM observed a calm situation.
The SMM continued to monitor the withdrawal of weapons in implementation of the Memorandum and the Package of Measures and its Addendum.
In violation of withdrawal lines in government-controlled areas, on 27 October, the SMM saw nine self-propelled howitzers (2S19 Msta-S, 152mm) loaded on trucks in Novookhtyrka (55km north-west of Luhansk). On 28 October, the SMM saw four anti-tank guns (MT-12 Rapira, 100mm) being towed by trucks south-west of Novoaidar (49km north-west of Luhansk).
Beyond the respective withdrawal lines but outside designated storage sites in government-controlled areas, on 27 October, the SMM saw two self-propelled howitzers (2S19) loaded onto trailers near Sievierodonetsk (74km north-west of Luhansk). On 28 October, the SMM saw six towed howitzers (2A65, Msta-B 152mm) and six self-propelled howitzers (2S19) stationary at the train station in Rubizhne (84km north-west of Luhansk), four towed howitzers (D-44, 85mm) loaded onto trucks near Oknyne (53km north-west of Luhansk) and four anti-tank guns (MT-12) being towed by trucks near Sloviansk (95km north of Donetsk).
On 27 October, the SMM revisited a heavy weapons permanent storage sites in a non-government-controlled area of Luhansk region whose location corresponded with the withdrawal lines and noted that a multiple launch rocket system (BM-21 Grad, 122mm) remained missing.
The SMM observed an armoured combat vehicle and an anti-aircraft gun[5] in the security zone. In a government-controlled area, on 28 October, the SMM saw an IFV (BMP-variant) inside a compound in Zolote-3/Stakhanovets (61km west of Luhansk).
In a non-government-controlled area, on 27 October, the SMM saw an anti-aircraft gun (ZU-23-2) near Katerynivka (formerly Yuvileine, 8km west of Luhansk).
On 27 October, the SMM saw a mobile radar system (AN/TPQ-36) near Sievierodonetsk, and on 28 October it saw 20 communications and/or electronic warfare vehicles (R-330U) stationary at the train station in Rubizhne.
On 27 October, the SMM monitored adherence to the ceasefire to enable demining activities near Nyzhnoteple (government-controlled, 26km north of Luhansk) and Zolote-2/Karbonit (government-controlled, 62km west of Luhansk), as well as repairs to damaged houses in Marinka (government-controlled, 23km south-west of Donetsk) and Krasnohorivka (government-controlled, 21km west of Donetsk). On 27 and 28 October, the SMM continued to facilitate the operation of the DFS.
The SMM observed demining activities. On 28 October, the SMM saw three men in civilian clothing, marking terrain with wooden sticks in an area about 2.5km north-west of Lebedynske (government-controlled, 16km north-east of Mariupol), assessed by the SMM as preparation work for demining.
In Kyiv, on 28 October, the SMM monitored a public gathering in support of election reform. On the way from Taras Shevchenko Park to Independence square, the SMM saw about 500 people (20-70 years old, 50 per cent women and 50 per cent men), with some participants displaying symbols of three political movements. The SMM saw about 300 police and National Guard officers present, and the gathering ended peacefully.
The SMM continued monitoring in Kherson, Odessa, Ivano-Frankivsk, Kharkiv, Dnipro and Chernivtsi.
*Restrictions of SMM’s freedom of movement or other impediments to fulfilment of its mandate
The SMM’s monitoring and freedom of movement are restricted by security hazards and threats, including risks posed by mines, unexploded ordnance (UXO) and other impediments – which vary from day to day. The SMM’s mandate provides for safe and secure access throughout Ukraine. All signatories of the Package of Measures have agreed on the need for this safe and secure access, that restriction of the SMM’s freedom of movement constitutes a violation, and on the need for rapid response to these violations. They have also agreed that the Joint Centre for Control and Co-ordination (JCCC) should contribute to such response and co-ordinate mine clearance. Nonetheless, the armed formations in parts of Donetsk and Luhansk regions frequently deny the SMM access to areas adjacent to Ukraine’s border outside control of the Government (for example, SMM Daily Report 26 October 2018). The SMM’s operations in Donetsk and Luhansk regions remain restricted following the fatal incident of 23 April 2017 near Pryshyb; these restrictions continued to limit the Mission’s observations.
Denials of access:
On 27 October, at a checkpoint about 1km north of Zaichenko (non-government-controlled, 26km north-east of Mariupol), two armed members of the armed formations again stopped the SMM and denied it passage west to Pikuzy (formerly Kominternove, non-government-controlled, 23km north-east of Mariupol); however the SMM was allowed to pass southward to Sakhanka. On 28 October, at the same checkpoint, three armed members of the armed formations denied the SMM passage to both Sakhanka and Pikuzy, citing “orders from their superiors”. On this date, the SMM observed civilian vehicles passing through the checkpoint in both directions.
On 27 October, at a checkpoint near Novoazovsk (non-government-controlled, 40km east of Mariupol), four armed members of the armed formations again prevented the SMM from passing through, citing “an ongoing special operation”.
On 27 October, at a checkpoint in Yuzhna-Lomuvatka (non-government-controlled, 60km west of Luhansk), an armed member of the armed formations denied the SMM passage, citing “demining and engineering works” in the area.
Regular restrictions related to disengagement areas and mines/UXO:
On 27 and 28 October, the SMM was prevented from accessing parts of the Stanytsia Luhanska disengagement area, with the exception of the main road, due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC both times.[6]
On 27 and 28 October, the SMM was prevented from accessing secondary roads in the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A Ukrainian Armed Forces officer of the JCCC informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed and informed the JCCC both times. [6]
On 27 and 28 October, the SMM was prevented from accessing secondary roads south of the Zolote disengagement area due to the possible presence of mines and UXO. A member of the armed formations informed the SMM that no demining had taken place during the previous 24 hours. The SMM did not consider it safe to proceed.
Other impediments:
On 27 October, an SMM mini-UAV temporarily lost its GPS signal due to signal interference[7] near Chermalyk (government-controlled, 31km north-east of Mariupol) and Lebedynske.
On 27 October, while conducting a mini-UAV flight near Metalist, the SMM heard at least 30 shots of small-arms fire 1.2-1.4km north-north-west, assessed as aimed at the UAV.
[1] Please see the annexed table for a complete breakdown of the ceasefire violations as well as a map of the Donetsk and Luhansk regions marked with locations featured in this report.
[2] On 28 October, the SMM cameras in Hranitne and Krasnohorivka were not operational.
[3] On 27 and 28 October, the SMM camera in Kriakivka was not operational. On October 28, the SMM camera at Popasna was not operational.
[4] Due to the presence of mines, including on a road between Bohdanivka and Petrivske, the SMM’s access to its camera in Petrivske remains limited, and thus the SMM has not been able to access observations from the camera since 22 June 2018.
[5] This hardware is not proscribed by the provisions of the Minsk agreements on the withdrawal of weapons.
[6] The SMM informed Ukrainian Armed Forces officers of the JCCC. Russian Federation Armed Forces officers of the JCCC withdrew from the JCCC as of 18 December 2017.
[7] The interference could have originated from anywhere in a radius of several kilometres of the UAV’s position.